Координаторы молодежной работы из 15 храмов Восточного викариатства Москвы в неофициальной обстановке познакомились со своим епископом, обменялись с ним контактами и задали вопросы про любовь и смерть.
Почему любовь – это не ландыш, а земляника
Первый форум молодежи Восточного викариатства прошел 26 мая в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Управляющий викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон пригласил на эту встречу всех молодых прихожан храмов, расположенных в Восточном административном округе, и в первую очередь — штатных координаторов молодежной работы. Из примерно 50 храмов викариатства приходы есть в 21 храме, свои координаторы есть в 15 приходах. Всего на встречу пришло 83 человека, что любопытно – большинство юноши. В этот раз обычное соотношение полов в храме было нарушено, и молодых людей на форуме было несколько больше, чем девушек Многие пришли со своими друзьями
Что волнует молодежь больше всего? Епископ Пантелеимон считает: любовь и смерть. Про любовь, тем более, что на улице весна, епископ Пантелеимон предложил поговорить поподробнее.
«Люди стремятся к любви, мечтают о любви, считают, что их любят, сами кого-то любят. Но они очень часто принимают за любовь первое чувство, которое возникает у молодого человека к девушке, и у девушки к молодому человеку. Но через некоторое время наша влюбленность куда-то улетучивается.
Я не знаю статистику по Москве, но в Смоленске, где я два года был архиереем, 50% браков распадаются. Казалось бы, насильно палкой под венец никого не загоняют, люди свободно вступают в брак. Это раньше могло быть, что мама и папа выбирали своим детям жениха или невесту. И, наверное, не только ради корыстных интересов, квартиры, машины или прописки сегодня люди женятся. А потому, что они действительно друг друга полюбили, понравились друг другу, увидели друг в друге что-то особенное. Но они очень быстро разводятся, потому что чувства, которые у них возникли, быстро прошли.
Может быть, вы со мной не согласитесь, но мне кажется, что люди часто неправильно представляют себе любовь. Приведу вам такой образ. В лесу растут разные цветы. Сейчас, например, цветут ландыши. Замечательный цветок, правда? Запах, вид. И молодые люди думают, что любовь – как этот ландыш. Так же пахнет замечательно, так же красива, с изящными листочками. Но ландыш, в конце концов, отцветает.
На самом деле любовь — это не ландыш. Любовь — это скорее цветок земляники. Ну что ландыш? Понюхал, поставил на стол, и он завял. А земляника более вещественная — поел, варенье сварил. Земляника тоже была когда-то цветком. Не таким правда красивым, но все-таки тоже цветком, обладала особенным запахом. Когда цветок земляники осыпается, то никто особо не переживает и не срывает его. И, в конце концов, появляется плод – вкусная ягода. Надо просто дать ей созреть. Когда осыпаются цветочки влюбленности, не надо этого бояться и горевать. Это некоторая стадия, которая должна обязательно прийти. И после нее должен появиться плод.
Зачем ходить в храм
Нужно научиться соблюдению двух главных заповедей – заповеди о любви к Богу и о любви к людям. Первая заповедь - это не просто любить Бога, как мы любим футбол или езду на велосипеде. Любить Бога всем сердцем, всей душой, всеми мыслями, всеми своими чувствами. То есть любить Бога больше всего на свете. Исполнению этой заповеди нужно учиться. Самое главное выражением исполнения этой заповеди, и главное, что помогает научиться ее исполнять, это участие в Божественной литургии. Когда мы участвуем в Божественной литургии мы и молимся, и слышим слово Божие, и участвуем в общем деле. Когда я дома один молюсь, мне не у кого поучиться молитве. А когда мы ходим в храм, когда вокруг тебя все молятся, это гораздо легче. Так что, на мой взгляд, главный для нас способ исполнить эту заповедь, наше общее дело – совершение Божественной литургии. Слово «литургия» означает «общее дело». В нем участвует и молодежь, и пожилые, и младенцы, люди разных национальностей, епископы, священники и миряне.
Как участвовать в литургии? Если вы делаете это редко, то это как если бы у вас раз в месяц был урок английского языка. Язык другой страны невозможно выучить за одно занятие в месяц, правда? Нельзя научиться участвовать в литургии, если ты ходишь на нее редко. И конечно если вы не причащаетесь на литургии, вы по-другому себя чувствуете. Не знаю, замечаете ли вы это? Есть разница, когда вы причащаетесь, и когда просто стоите в храме. Конечно, нужно стремиться к частому причастию. Как часто – это нужно с духовником поговорить. Но участие в литургии и причащение Святых Таин это и есть выражение нашей любви к Богу.
Литургия соединяет в себе две составляющие. Первая – слово, которое звучит для всех. Вторая –тайна верных. Тайна, которая очень многим неизвестна. Это удивительная тайна, проникать в которую можно всю жизнь. Я думаю вы не все понимаете, что на литургии говорится. Не все слова вам знакомы, не все образы, там появляющиеся, вам понятны.
Вы не знаете, как вести себя на литургии? Вы обращали внимание, что вам на литургии священник все время говорит, что надо делать? Он обращается к вам, как я сейчас, а вы никак не отвечаете. Не слышали? Вонмем! Значит, нужно понять что-то, да? Или священник говорит «премудрость прости»! Это что? Или говорит «горе имеем сердца»! Значит горевать надо, или что? Нет, это очень важный момент — начало Евахристического канона. Когда самая главная часть литургии? Когда нужно молиться? Когда нужно внимательно слушать? О чем нужно молиться? Это очень важно понять, учиться этому. Я, во всяком случае, учусь до сих пор».
Епископ Пантелеимон также рассказал, какие есть формы участия в богослужении для молодежи. Можно, например, петь. Можно писать иконы, или вышивать облачения и воздухи, которыми покрывается Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. На литургии очень нужны люди, которые умеют громко читать. «К сожалению, у нас в храмах часто не очень понятно, что читают», — заметил архиерей. Храмы нужно украшать, и в храмах нужно убираться. Епископ Пантелеимон привел слова Серафима Саровского, который говорил, что даже если кто в храме пыль тряпочкой вытрет — уже не лишится награды на небесах. Еще нужна помощь в раздаче запивки во время причастия. После литургии можно собираться на трапезу, которая является продолжением литургии. На трапезе можно поговорить, рассказать, что интересного ты увидел за неделю, что прочитал и посмотрел. На трапезе тоже нужна помощь – нужно готовить еду, накрывать на стол и мыть посуду.
«Если мы хотим научиться совершенной любви, то сделать это мы можем только через соединение с Богом. А соединение это происходит как раз на литургии, там открывается тайна этой любви. Это самая главная тайна, которую человек должен постичь. И умом и сердцем», — резюмировал епископ Пантелеимон.
Встреча стала своего рода знакомством координаторов со своим архиереем. Пришедшие получили адрес почты епископа Пантелеимона и адрес почты, и номер Анны Банниковой, ответственной за молодежную работу в Восточном викариатстве. В свою очередь сами участники заполнили две анкеты: в одной они рассказали о себе и оставили свои контакты, а в другой, анонимной, рассказали о своей духовной жизни. Отдельным пунктом авторы анкеты поинтересовались, что мешает организации молодежного служения на приходе.
Любопытны результаты анкетирования:
63% опрошенных регулярно читают молитвенное правило
у 54% есть духовник,
однако при этом 41% читает Евангелии лишь эпизодически.
Участники встречи попросили епископа Пантелеимона создать аккаунт в социальной сети. Архипастырь пообещал, что заведет его, но только если посты будут читать. Правда, он сразу предупредил, что в друзья добавлять никого не будет, и на аккаунт нужно будет просто подписываться. Это первая такая встреча в Восточном викариатстве, подобные встречи будут продолжаться. Ответственный за молодежную работу в Восточном викариатстве Анна Банникова. (pmo_is@hramilii.ru) Как минимум в трех храмах координаторами молодежной работы оказались священники. После форума участники приложились к мощам преподобномученицы великой княгини Елизаветы Пришедшим на встречу по объявлениям в школах Епископ Пантелеимон подарил книги про преподобномученицу Елизавету. Многие попросили епископа Пантелеимона подписать их экземпляры
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Апрельский номер «Нескучного сада»: Как помочь ближним и не сгореть? Тема нового, апрельского номера журнала «Нескучный сад» – выгорание. Что делать, когда душа стала пустая и бесчувственная к чужому горю, как помочь самому себе и не стать птицей Феникс? Дело, начатое «на крыльях», требует полной самоотдачи, но стоит ли оно того, чтобы умерла душа?
Смиренный палач: история красного командира В конце 1920-х годов в монашеской общине при Доме милосердия в Харбине появился необычный послушник: он не называл своего имени и отказывался принять постриг…
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Участница «Pussy Riot» извинилась перед православными Неожиданное продолжение получила история с «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Одна из участниц обратилась к общественности с покаянием, которого так долго ждала Церковь
Епископ Пантелеимон: православная организация должна приводить ко Христу Казус с участием обвиняемой по делу «Пусси райот» Марии Алехиной в православном волонтерском движении «Даниловцы» поставил перед православными добровольческими организациями вопрос об ответственности за действия своих добровольцев, в том числе бывших. Ситуацию комментирует духовник православной службы добровольцев «Милосердие» (Москва), председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Критики Церкви остаются ее духовными чадами, убежден Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что православие сыграло решающую роль в создании русского государства, и пожелал всем далеким от церковной жизни людям поскорее присоединиться к Церкви, чтобы иметь возможность по-настоящему понять ее суть
С кем воюет Церковь? «Церковь воинствующая» — это про нас? Протоиерей Сергий Правдолюбов объясняет — с кем воюет Церковь, должны ли христиане быть воинственными, чтобы защитить свои святыни от поругания и действительно ли Иоанн Златоуст предлагал «затыкать» хулителей
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Наши в Берлине В современном Берлине четыре православных русских прихода. Самый старый из них, храм Покрова на Шпрее, получил собственное здание лишь два года назад. При этом сами прихожане, успевшие изучить историю своей общины, утверждают, что ей уже более девяноста лет. Она сумела выжить даже во времена гитлеровской Германии. Но оказалось, что эти испытания -- для веры не самые тяжелые.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Надо ли отдыхать от духовной жизни? Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Отвечает протоиерей Алексий ПОТОКИН
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.