Если женщине, у которой есть дети, дома «не сидится», - это значит, что с нею что-то не в порядке? Она перед кем-то в чем-то виновата? Кажется, люди так иногда думают, причем, похоже, мужчины так думают чаще, чем женщины, а особенно православные мужчины.
Мать и дочь. Худ. Джордж Гудвин Кильбурн
Культура сидения дома
Однажды у нас жила семья таджиков с маленьким сыном и двумя девушками-тинейджерами, впервые приехавшая в Москву. И вот как-то утром папа с сыном собирались пойти осматривать столицу, а девчонки сказали: «А нам что-то не хочется. Лучше мы дома побудем, плов сделаем». Это было сказано искренне, и за этим не стояло никакого тайного семейного насилия. Но это ни на что не похоже: девчонки приехали в большой город и предпочитают посидеть дома! Подобные вещи помогают остро почувствовать разные культуры. Хорошо это или плохо, наши тинейджеры совсем не такие, а значит, не такие и женщины (подозреваю, что и в мусульманском мире не все похожи на этих девушек). Даже если мы кажемся Западу слишком Востоком.
Есть немало мест на земном шаре, где - как, скажем, в Египте - в аналогах кафе сидят только мужчины (и разве что туристки), потому что у женщины в этом мире другое пространство для жизни, более приватное. Как можно понять, то же самое было на Руси до Петра, который насильно вытаскивал аристократических жен на ассамблеи - женщинам пойти было некуда. Следует заметить, что с наличием детей это никак не связано: сидели дома также девицы и бездетные жены.
Сегодня женщины перестали сидеть дома: они сидят в кафе, ходят на работу и даже не всегда спрашивают у мужей, как им поступать. Нравится нам это или нет, поезд уже ушел, мы живем в иной культуре. Воссоздавать патриархальные отношения можно только в театре - или устраивая искусственную любительскую постановку дома, но такая стилизация скоро кому-то надоест.
Освящено временем?
Некоторые считают, что Церковь обязана стоять на стороне патриархальной культуры. Надо ли считать ее особо священной? Разумеется, новое не значит, что оно «лучше», но и древнее тоже не значит… Во всяком случае, Новый Завет и раннехристианские источники оставляют впечатление, что, став христианской, женщина начинала проводить больше времени вне дома. Я мог бы тут упомянуть евангельских женщин (Лк 8:2-3), ходивших по Галилее с Двенадцатью, или диакониссу Фиву (Рим 16:1), которая и доставила христианам в Рим самое грандиозное (не только по объему) послание апостола Павла, но приведу другой яркий пример. Это слова язвительного апологета II-III века Тертуллиана, который описывает недовольство мужа-язычника тем, что его жена-христианка не сидит дома:
Как мало подобный муж совместим с обязанностями христианки! В состоянии ли жена исполнять их, имея под боком служителя дьявола, которому тот поручил мешать этим обязанностям? Нужно явиться на бдение? Муж назначит в это время свидание в бане. Придет день поста? Муж именно в этот день пригласит друзей на пир. Случится ли крестный ход? Именно в этот день как никогда много хлопот по дому. Кто позволит жене для посещения братьев обходить деревни, навещая бедные хижины? Какой муж захочет расстаться с ней ночью, чтоб она пошла молиться с братьями во время ночных собраний? Стерпит ли он, чтоб она проводила ночь в праздновании Пасхи? Отпустит ли он ее со спокойной душой на трапезу Господню, которая у язычников пользуется дурной славой? Стерпит ли он, чтобы она тайком ходила в темницу целовать оковы мученика? Чтобы лобзанием приветствовала братьев? Подносила воду для омытия ног верующих, разделяла с ними хлеб и вино во время вечери, проводила время в созерцании и молитве? (К жене, II, 4).
Не очень патриархальная картина. Точнее, на патриархальности тут настаивает воображаемый муж-язычник, который думает, что с его женой не все в порядке. Похоже, культура есть культура, а ссылки на «традиционное» или «современное» (неважно, позитивно или негативно оцениваются то и другое) нам не слишком помогают разобраться в том, что хорошо и что нет. И осмелюсь предположить, что Церковь тут руководствуется иными критериями.
Когда в картину попадают дети
В 1970-х, когда это было модно, в США вышел один предлинный - страниц на 700 - роман о красоте «свободной любви» (мне хотелось поставить в кавычки не только это выражение, но и каждое из двух составляющих его слов). И один наблюдательный критик отметил, что там кое-чего решительно не хватает: несмотря на эпический объем произведения, там ни слова о детях, ни тени ребенка. Дети многое меняют. Стоит появиться ребенку, и риторика эмансипации и равенства полов, самореализации и свободы начинают казаться глуповатой или, по меньшей мере, неполной. Даже если мы считаем, что женская «домашняя неусидчивость» нормальна и законна.
Коммунизм (в знакомом мне советском варианте) и капитализм похожи тем, что создают (по разным причинам) культ труда и оказывают давление, вынуждая всех (в том числе и мам) работать. В советском случае труд был загадочной священной обязанностью, а государство за это обещало позаботиться о детях, отнятых от груди; при нынешнем капитализме надо работать, чтобы сначала выжить, а потом начать приобретать разные вещи, в том числе покупать детям счастливое детство. В советское время существовало сопротивление террору трудовой повинности (не в последнюю очередь - в христианских семьях) в виде сидения с детьми при фиктивной работе, отказа от детских садов и от прививок, домашнего обучения и тому подобного. Сегодня, наверное, тоже не стоит думать, что все организовано прекрасно: лишь бы зарабатывать, и ты купишь детям чудесное детство - и стоит бороться против дурного террора работы (или потребления). Но это мало помогает понять, что лучше для семьи. Иногда у мамы (скажем, одинокой и лишенной поддержки) просто нет выбора, работать или сидеть дома. А если выбор есть? Всегда ли плохо на время покидать дом и «бросать» семью?
Мама дома: за и против
Когда думаешь про маму, каждый день уходящую на работу, в голове возникает мрачная картина. Вечером усталая и недовольная мать приходит с работы домой, ее с радостным визгом встречают дети, а она в двойных заботах, моя посуду, думает о завтрашней презентации и охотно провела бы день на необитаемом острове. Ей нужен покой, а детям нужна мама. Она купила им игрушек или сластей, она ставит им мультики, но дети хотят до нее достучаться и совершают провокации, а она не в лучшей форме, чтобы не поддаваться, и… Неприятная и даже инфернальная сцена, далее и не хочется смотреть.
Но озверелые мамы встречаются и среди тех, что посвятили себя детям. Невозможно ответить на вопрос: сидеть дома или не сидеть? Тут действует слишком много факторов и соображений, таких как экономика семьи, наличие альтернатив (садика или бабушки) для детей или, скажем, возраст ребенка. Так, психологи справедливо считают, что в первый год жизни ребенку нужна надежная связь с одним человеком: чем надежнее будет это опыт зависимости, тем независимее ребенок потом станет, так что надолго оставлять грудного младенца не слишком благоразумно. А скажем, после трех лет многие дети могут с пользой ходить в садик (хотя не все, что зависит как от ребенка, так и от садика) и получать там то, чего нет дома.
Исследования говорят, что у детей работающих мам чаще избыточный вес (нет времени на диету), чаще проблемы со здоровьем, включая травмы и астму и больше проблем с поведением (возможно, потому что мама с чувством вины боится что-то детям запрещать). Но не факт, что сидящая дома мама, которая этим тяготится, чем-либо лучше мамы работающей. Исследователи не находят особых проблем у детей, выросших в семьях с работающей мамой, но находят некоторые преимущества такой ситуации. У таких детей реже встречаются депрессии. Еще одно исследование показало, что мамы, работающие неполный день, выгодно отличаются как от сидящих дома, так и от матерей с полной занятостью на работе: первые внимательнее к потребностям дошкольников и предоставляют малышам больше развивающих возможностей (таких как книжки, музеи, занятия и т.д.). Другое исследование говорит, что дети, матери которых работали, когда тем было менее трех лет, позже показали больше академических успехов и у них меньше проблем с депрессией и тревогой.
Конечно, выводы исследователей (к тому же американских) не всегда помогают понять, где истина и что лучше, но в целом из них складывается такая картина: сам по себе тот факт, что мама работает, не приносит особого вреда детям, а частичная занятость мамы для детей лучше, чем полная. И потому, если маме не сидится дома - если она тоскует, тупеет или звереет, - не лучше ли ей иногда покидать семью? Даже если ее кто-то считает неразумной или грешницей. Но я подозреваю, что тяга к внесемейной жизни нормальна, не обязательно в форме работы: это может быть учеба, общественная жизнь, дела прихода. Если это хорошо для мамы, то в конечном итоге хорошо и для детей.
В защиту неусидчивости
Работать или не работать - это, в конечном итоге, вопрос поиска невозможно трудного равновесия между домом и миром. Вся жизнь состоит из поиска баланса, но тут он особенно тонок и мучителен. Какой-то маме сложно киснуть дома с мыслями о том, что она не в состоянии купить сыну столь нужный ему велик. А другая мама сидит на работе, повышая уровень продаж, и думает с тоской и виной о доме. Кто-то убивает абсурдность ситуации, когда она проводит полдня в офисе, чтобы потом 80% заработанного отдавать няне. Кто-то пытается работать дома, постоянно отгоняя малыша от своего компьютера. Все ситуации разные.
И все люди тоже разные. Хорошо, что есть мамы, которые посвящают себя детям и могут показать миру, что это не «потерянные годы». И все-таки счастлива та мама, которой есть чем жить, кроме (не вместо!) своей семьи. В конце концов, мы верим, что у людей (включая мам) есть такая вещь, как призвание (и совсем не обязательно оно хоть как-то пересекается с карьерой). Поэтому кто сидит дома да не осуждает ту, что не сидит дома. И наоборот.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Священник Феодор Котрелев: моя Церковь обабилась? Из-за недостатка мужчин Церковь потеряла свою мужественность, прихожане боятся священников и относятся к ним так, как покорная жена к плохому мужу – прощают и терпят даже то, чего терпеть нельзя, считает священник Феодор КОТРЕЛЕВ
Наталья Свешникова: «Многие почему-то думали, что раз я матушка, то должна быть безупречной» Моя мама, матушка Наталья Свешникова, родилась в эшелоне. Чтобы выдать бабушке метрику, ее на сутки сняли с поезда, а уже на следующий день они отправились дальше. В нашей семье никогда не принято было делиться своей жизнью. Очень немногое о себе рассказывала мне бабушка, примерно столько же мама. Только теперь я узнала о том, как она училась быть женой священника.
Ксения Лученко о жизни матушек без штампов Как писалась книга «Матушки: жены священников о жизни и о себе», является ли она рецептом, как стать матушкой и есть ли в ней истории про любовь, рассказывает ее автор – известный православный журналист Ксения Лученко. Сегодня вечером она будет представлять книгу в культурном центре «Покровские ворота».
Должна ли женщина быть «кроткой голубкой»? На страницах социальной сети Фейсбук возник спор о кротости, даже уже – о том, под стать ли современной женщине быть кроткой или это пережитки прекрасного прошлого. Нашлись дамы, которые честно признались, что кротость – это их черта, большинство женщин констатировали с сожалением, что кроткой в современном мире быть невозможно.
В России - как на войне И вот когда я как-то сидела с больным, вдруг в голове проскакивает непонятная мысль: просить благословения у мамы, чтобы поехать в Россию. А у нас в семье слов-то таких не знали -- «благословение»! Через несколько недель я была у мамы в Голландии. Мы сидим в саду, уже осень. И я спросила: «Мам, а что ты думаешь, если бы я переехала в Россию?» Она, даже не подумав, говорит: «Переезжай!» И я увидела в ней столько света в этот момент! Она по натуре очень боязливая, ничего не знает про Россию, не знает, почему я хочу там быть, она одна и полуслепая… И вот она щедро так сказала: «Переезжай -- и лучше скорее, чем позже, потому что ты уже немолодая!»
Женщины в Церкви: почему они не слушаются? 8 марта все мужчины любят женщин. Это перемирие? Ведь, по мнению многих православных мужчин, мир наступит, когда они «сладят с бабой гневной». Возможно ли это? Православный психолог-психотерапевт, преподаватель Высшей школы психологии при ИП РАН, Андрей Фомин говорит, что к исправлению кривого «ребра Адама» нужен особый подход. Иначе, сломаешь и ничего не добьешься.
Как воспитать детей послушными: все делать вместе Вы когда-нибудь видели послушных детей? Не дрессированных, а живых, радостных, активных и… 100% послушных? Несколько лет подряд наша семья регулярно приезжает в Мордовию к прабабушке, в село Ачадово. Внуки настоятеля Покровского храма прот. Аристарха именно такие.
Татьяна Горичева: путешествие из России в мир Во время застоя она боролась в России с коммунистическим режимом за права человека и свободу веры. Тогда ее стали называть православной диссиденткой и в 80-е годы выслали из страны. Но если в России Татьяна Горичева боролась за западные свободы, то в эмиграции она, выступая перед тысячными аудиториями, рассказывала о России и Православии. Объездив десятки стран, от Латинской Америки до Южной Кореи, от Непала до Парижа, она рассказывала, что за железным занавесом в страшной, непонятной Советской России жива православная вера. Ее книги переведены на тридцать с лишним языков
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
Старшее поколение Они прожили долгую жизнь. И все они кажутся героями, даже те, у кого нет медалей и наград, кто прожил жизнь свою скромно и тихо. У каждого своя история, и слушая их, понимаешь, что это люди особой породы
Баба Нюра — приходской ангел В православных приходах бывает одна, а иногда несколько удивительных бабушек. Им за восемьдесят, а они ездят в храм каждое воскресенье за много километров, стоят на службе, как свечки, полны доброты и мудрости. На приходе их знают все и они знают всех. Откуда берутся такие бабушки, и как живет одна из них Анна Андреевна ФАДЕЕВА, выясняла Марина НЕФЕДОВА
Личный опыт: Почему я перешла в православие? Начать, наверно, надо с того, что я никогда бы не стала православной, если бы не встретилась с протестантами - адвентистами седьмого дня. Религиозные вопросы меня всегда волновали, но Православие в силу ряда причин казалось мне чем-то страшным, а православные вызывали отвращение или иронию.
Старшая сестра Жена американского президента и бездомный, выпускник детского дома и доброволец — для всех у сестры милосердия найдется доброе слово. О том, как бросила светскую работу и пришла работать в храм, в трапезную, она рассказывает как о празднике. Молодые сестры чувствуют в ней опору — «как скала», другие говорят — «как мама». Как становятся сестрой милосердия в наши дни? Рассказывает Татьяна Павловна ФИЛИППОВА, главная сестра сестричества во имя св. блгв. царевича Димитрия г. Москвы.
Матушка Юлия Сысоева: «Я больше не принимаю соболезнования» Убийство отца Даниила Сысоева в храме Апостола Фомы два с лишним года назад потрясло не только Церковь, но, казалось, всю страну. Но, наверное, больше всего изменило жизнь его супруги, матушки Юлии. Сейчас она помогает вдовам священников, издает книги отца Даниила, продолжает его миссионерские труды. Она и трое дочерей празднуют день смерти отца Даниила как день его рождения, как его победу
Православный интернет и его обитатели: Анна Данилова Сайт «Православие и мир» — один из самых популярных и посещаемых во всем православном сегменте. При этом делается он очень небольшим ресурсом: деньги — практически только те, что пожертвуют читатели, постоянных сотрудников всего три человека. Но, наверное, для существования и мощного развития этого интернет-портала вполне хватает личностного ресурса: ведь главный редактор — молодая женщина — работает по 20 часов в сутки
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.