На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 6 (65)'2011

Православие с акцентом


Версия для печати
03.06.11, 16:11

Подавляющее большинство граждан Южной Осетии — православные христиане. По семейным праздникам они освещают пироги и пиво на развалинах христианских церквей, неподалеку от храма режут жертвенных баранов. Чтобы своими глазами увидеть осетинские традиции в Южную Осетию отправились наши корреспонденты

Южная Осетия встретила нас дождем и "дедушкой". Так местные жители называют, стоящий после выезда из Рокского туннеля памятник революционеру осетину.


Город-герой
Сегодня в Цхинвали (на осетинский манер его теперь принято называть «Цхинвал» без грузинского «и» на конце) - боевых разрушений почти не осталось, спустя почти три года после войны, большинство зданий успели отремонтировать, в развалинах остаются по-прежнему только театр и Дом правительства. Почти все улицы изрыты траншеями, но это не окопы - просто меняют водопровод. С ближайших высот видны невооруженным взглядом масштабы послевоенного строительства: все новые крыши выкрашены в кирпично-красный цвет, в центре таких крыш большинство.

Цхинвал сильно изменился после войны. Многое отстроено, а что еще не отстроено, названо "архитектурный заповедник". Правда, иногда в таких заповедниках еще живут люди, которые лишились крова в эту войну. Они с горечью говорят, что еще чуть-чуть и им придется жить в "природном заповеднике".


Современные осетины считаются потомками древних аланов – ираноязычного народа, произошедшего от кочевых племен Скифов и Сарматов, населявших когда-то обширные территории от прикаспийских степей до крымского полуострова. Когда-то средневековая Алания, являлась крупнейшим христианским государством Северного Кавказа, ее территория простиралась от современной Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии на западе, до территории современных Чечни и Ингушетии на востоке. В балкарском селении Архыз, известном многим по названию одноименной минеральной воды, до сих пор сохранились величественные осетинские храмы постоянные аланами в византийском стиле. Здесь находилась столица Аланской епархии, а возможно и аланского государства. Считается, что аланский народ был крещен одновременно с грузинами, по преданию это произошло уже в первом веке трудами святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Канонита. Историки не берутся опровергнуть или подтвердить эту легенду, но предпочитают говорить о православии только с середины десятого века (концом того же столетья принято датировать крещение Руси). С этого времени у региона налаживаются прочные связи с Византией, к XII веку аланы формируют аутентичную национальную христианскую традицию.


В XIII веке, ослабленная феодальной раздробленностью, Алания подвергается монгольскому нашествию и погибает под ударами татарских орд. Ее древняя столица оказывается разрушена, но часть аланов сохраняет независимость, укрывшись в кавказских ущельях, эти ущелья и станут современной Осетией. В горах аланы продолжают свое “автономное плаванье”, последний их царь Ос-Багатар погибает только в начале XIV века, так заканчивается история средневековой Алании. Тело Ос-Багатара до сих пор покоится в небольшой каменной часовне, расположенной в горном северо-осетинском селе Нузал. Спустя время, потомки алан - осетины формируют раннефеодальные общества в долинах рек Ардон, Фиагдон, Гизельдон и верховьев Терека - на северных склонах Кавказского хребта, это нынешняя Северная Осетия, и в междуречье Большой, Малой Лиахвы и реки Ксан на южных склонах.

На рынке продается сразу все. Цены почти московские.


Южные ущелья - это и есть та самая Южная Осетия, республика, которая на правах автономной области в начале двадцатых годов прошлого века вошла в состав Грузинской ССР, а в начале девяностых так трагически попыталась выйти из этого состава. Давний межэтнический конфликт между грузинами и осетинами вспыхнул в 1991 году настоящей войной и закончился только недавно провалом грузинского блицкрига, введением российских войск и изгнанием грузинского населения.

Судя по разговорам в маршрутке, в такси, на рынке, в магазинах большинство населения поддерживает объединение Южной Осетии с Россией.

Народное православие

Небольшое здание справа, похожее на каменный амбар - на самом деле самый древний храм в Цхинвале. Храм зального типа X века. Престол храма освящен в честь святого Георгия Победоносца.


Подавляющее большинство осетин - православные христиане, но православная традиция здесь удивительным образом переплетается с традициями национальными. Наследники скифов - осетины чтят святого Георгия Победоносца, как и все на Кавказе, но в народном сознании его культ крепко связан с Уастырджи, грозного покровителя воинов (дословно “Святой Великий Георгий”), чей образ сочетает в себе черты православного мученика и легендарного божества из языческого аланского пантеона.

Местные жители относятся к храму по-свойски. Приделали к нему какое то хозяйственное строение, заборчик, низкий вход в храм охраняет хозяйская, очень не дружелюбная собака.


В самом Цхинвале, кроме кафедрального собора, есть еще несколько православных храмов, но большинство из них полузаброшены, включая интереснейшую однонефную базилику зального типа, на улице Тельмана. Эта базилика была построена еще в X веке и освящена в честь св. Георгия. Справа от базилики частный сектор, какая-то семья перекинула навес от дома до стены древнего храма, тут в тени стоит обеденный стол, из-под железных ворот лает хозяйская собака. Внутри храма пусто, дверь закрыта на проволочный крючок. Темно.

Скромный и запыленный Престол.




В течение некоторого времени после падения средневековой Алании, Аланская епархия продолжала существовать по инерции, но к концу XIV века осетинские земли попав в изоляцию и оставшись без епископа, оказались лишены собственного духовенства. Христианская культура адоптировалась к новым условиям и приобрела черты «народного православия» смешавшись с традиционными верованиями. В отсутствии священства древние православные храмы, которыми и теперь богата осетинская земля, превратились в святилища-«дзуары». Хранители этих мест, миряне - «дзуарлаги», со временем приняли на себя функции отправителей «мирянского» богослужения. Скорее всего, большинство из них были выходцами из священнических семей: но после исчезновения Аланской епархии священников рукополагать стало некому и дети переняли эстафету у собственных родителей как могли, со временем превратившись в некоторое подобие жрецов. Последние дзуарлаги исчезли достаточно давно, уже с XIX века многим храмам, простоявшим в руинах почти четыреста лет, возвращаются их первоначальные функции. С середины XVIII века в Осетию приезжали миссионеры из Грузии и России, к концу XIX столетья большинство осетин их трудами вернулось к нормальной церковной жизни. И все же, народные традиции по сей день соблюдаться в Осетии непрекословно - в горах рядом почти с каждым храмом по крупным праздникам режут баранов, для этого обычно немного поодаль бывают оборудованы специальные лавочки и навес. Каждая осетинская семья не реже одного раза в год поднимается в горы, чтобы совершить этот необычный ритуал.

Высоко в горах, рядом с селом Залда есть древний полуразрушенный храм святого Георгия. Место это и сейчас почитается жителями села.



Село Залда.



Добирались до села на военных джипах.



Прошли дожди и все дороги превратились в сплошное месиво грязи.



Но это не остановило никого.



Мы несколько раз почти сползали в пропасть.
— Э! Зачем пристегиваешься! — сказал наш водитель московскому корреспонденту, когда тот начал судорожно пристегивать себя ремнем безопасности. — Тут ГАИ нет!



Священное место находится высоко в горах, но горный рельеф Южной Осетии отличается от рельефа Северной Осетии. На юге не скалы, а склоны с пастбищами.

У каждого свой «дзуар»
“У каждого народа есть свои праздники и традиции: русские пекут блины на масленицу - а мы режем барашка”, - объясняют сами осетины. Положено резать барана в первую очередь на фамильный праздник: в осетинском обществе родовые связи до сих пор играют первостепенную роль, однофамильцы обязательно принадлежат к одному роду, у каждого рода есть свой день - это одно из главных семейных торжеств. Семья Габаревых живет в Цхинвале, но происходит из высокогорного села Залда. Здесь их дзуар - живописные развалины храма, незаметно приютившиеся на лесистом склоне, территория вокруг храма - тоже святое место, тут нельзя курить, и именно здесь будет резаться барашек, мясо жертвенного барана станет главным угощением на праздничном столе. Импровизированная скатерть стелется тут же: на ней нехитрые салаты и обязательные осетинские пироги. Три пирога, похожих на большие лепешки - тоже ритуал. Количество пирогов - дань христианской традиции, которая по сути пронизывает любой народный обряд. Перед застольем эти пироги положено трижды обнести вокруг здания храма - наподобие крестного хода, в течение всей церемонии участники читают народные молитвы на осетинском, их содержание в целом соответствует благодарственной молитве, обращенной к Богу в монотеистическом смысле этого слова, хотя и не имеет отношения к тем молитвословиям, которые мы можем найти в наших Требниках . Тем временем барана закалывают, предварительно накормив его солью (это обязательный элемент обряда), и опалив свечой часть шерсти еще живого барашка.

Постепенно к месту празднования собирались семьи одного рода. У каждой семьи был свой бычок или баран, свои три пирога, домашние вино и пиво.





На тропинке, по дороге к древнему храму, стоит столб, в который как бы вложена каменная голова барса. Как говорят, если повернуть эту голову на юг, то будет солнце, а если на север, то дождь. Дети не очень в это верят, поэтому, не смотря на родительские крики "не трогай голову!", крутили замшелую башку в разные стороны. Дождя не было.





Традиционных три пирога обносят три раза вокруг святого места. Каждый раз при этом читают молитву.



Жертвенного бычка тоже обводят вокруг священного здания прежде чем его заколоть.



Внутри священного здания бывшего храма. Над вином и пирогами мужчины читают молитву.



Затем все пьют и едят.



Хотя род один, семьи все разные. С разным достатком и общественным положением. Самая привилегированная семья празднует праздник прямо около бывшего храма, под, специально сделанными для этого, навесами.







Семья, пригласившая нас на праздник, была очень хорошая. К нам относились с заботой и вниманием, не давая попасть в неловкое положение по незнанию традиций и обычаев. Пока мужчины занимаются бараном, женщины сидят отдыхают, общаются друг с другом и с детьми.






Теперь подвешенного барана нужно освежевать - ножом части туши отрезают и складывают в казан, три ребра, почки, часть печени, легкого и сердца нанизывают на особый шампур - их сварят отдельно. Первый позвонок - волчий кусок, его отрезают и бросают неподалеку в кусты. Вареное баранье мясо подадут на стол: женщины и дети сидят на противоположном конце от мужчин, первые три тоста произносит старейший член семьи, все они пьются до дна (вино как правило домашнее). Каждый тост - это молитва: тост за Бога, тост за святое место и тост за членов семьи. Последующие тосты произносят только мужчины, женщинам слово дают только в виде исключения. Молодые люди и мужчины до тридцати лет как правило не садится за стол, а подают вино, наполняют бокалы и приглядываются - осетинское застолье серьезное испытание, прежде чем разделить трапезу со «взрослыми» молодежь наблюдает и учится как правильно себя вести. Пока младшие играют, те кто постарше могут зайти в храм, церковных служб тут не бывает, на месте алтарный апсиды столик. На столике пироги, домашнее пиво, вино и чача. За столиком местные молодые ребята произносят тосты. Каждый тост завершается громким “омен!” - на осетинский манер переделанным церковным “аминь”.
Рядом с храмом, поодаль от нас расположились другие семьи, относящиеся к тому же роду, члены разных семей могут быть даже не знакомы друг с другом, но по осетинским обычаям они все равно считаются родственниками.





Тот, кто разделывал барана, ест по-особому. Он берет три ребра, кусок от каждого органа, нанизывает все это на струганную палку, обжаривает все это на костре и ест первым, как человек, совершивший жертву.

Жертва правильному Богу
Баранов по церковным и семейным праздникам режут не только в Осетии, так поступают мусульмане и христиане во многих кавказских республиках. (Например, режут баранов Грузины и Армяне). Как правило, эти жертвоприношения считаются особой формой выражения благодарности Богу. «В России принято ставить свечки, а мы режем барашков, но по-сути это одно и тоже - объясняют осетины, непременно прибавляя, - Когда мы режем барана мы читаем молитвы и молимся не какому-то языческому богу, но тому же самому Богу, которому мы молимся в Церкви».

Баранину варят в собственном соку. Как только она будет готова, начнется общая праздничная семейная трапеза, где все куски мяса распределят с учетом ранга членов семьи.





Голову жертвенного барана нельзя выбросить.







Наконец все рассаживаются. Мужчины сидят на своей половине "стола", женщины и дети — на своей. Мужчинам до 30 лет нельзя садится за общий стол. Они на праздниках только ухаживают за гостями, и после празднуют в своем кругу. Крайний справа — глава семьи. Он снимает шапку и начинает трапезу тостом-молитвой, после которой все выпивают и закусывают.



Еще один "шампур" с тремя бараньими ребрами готовится и освящается для начала общей трапезы.






Некоторые высокогорные осетинские храмы, простоявшие в руинах до последнего времени, восстанавливаются, а с ними восстанавливается и баланс между народной и церковной традицией, нарушенный в годы советского атеизма. Храм в селе Гер (груз. Джери), один из самых высокогорных на Кавказе, до войны сюда приезжали и грузины и осетины, храм выглядит очень старым, не смотря на то, что построен всего лишь в конце XIX века. Святилище на его месте почиталось горцами за множество веков до строительства храма. Рядом с храмом крутой обрыв и глубочайшее ущелье, когда-то в это ущелье с верху опускали умалишенных, и те из них кто сумел пережить процедуру - исцелялись от страшного недуга. Есть легенда, что в свое время такой процедуре здесь был подвернут и юный Сосо Джугаев (Иосиф Джугашвили, более известный как Сталин, между прочим, осетин по отцу: имя Сосо, не что иное как уменьшительно-ласкательное от библейского имени Иосиф и народного осетинского имени Сослан).

Недалеко от села Цру, родины нынешнего президента Южной Осетии, есть еще одно священное место, храм святого Георгия Победоносца в селе Гер, построенный в XIX веке.



Это самый высокогорный храм Южной Осетии. К сожалению, во время нашего посещения, все это место было в облаках, и мы не смогли рассмотреть всю красоту, открывающегося с площадки храма вида.


Церковные богослужения в Джери бывают редко, но храм действующий, в отличие от Залды алтарная его часть отгорожена от общего пространства, а «столик» в апсиде - является полноценным престолом. Сюда не кладут пироги и не ставят домашнее пиво, вино или чачу. Впрочем, чуть ниже по дороге к храму легко заметить все те же лавочки под небольшим навесом - сюда до войны со своими баранами приходили как осетины, так и грузины, но теперь когда грузинские села у подножья горы уничтожены (во время последних боев их население бежало в Грузию, а дома были сожжены) в храм приезжают в основном осетины. На звоннице вместо веревок, к языкам колоколов привязаны измочаленные, но легко узнаваемые флаги стран - победительниц России и Южной Осетии.





Родная религия
Сейчас в некоторых кругах модно говорить об осетинском язычестве - советская историография старалась всячески скрыть христианский след в народной культуре, и утрировала языческое наследие: «пусть, мол, будут лучше язычниками». Сегодня в Североосетинской республике возрождается осетиноязычное богослужение, во Владикавказской епархии создана епархиальная комиссия для перевода богослужебных текстов, священноначалие планирует проводить миссионерские богослужения в высокогорных селах, на месте христианских храмов ставших когда-то «дзуарами», то есть святилищами, таким образом, возвращая им исконное предназначение.








Спустившись с гор, нам довелось побеседовать с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты, он убежден, что Осетия - православная страна и практически все южные осетины исповедуют православие: «Надо понимать, что есть каноническая обрядность, и есть народные обычаи, уходящие вглубь веков. Священники Аланской епархии, как и других православных церквей, барашков не режут. Алания восприняла православие от Византии, и если посмотреть внимательно, очень близкие аналоги можно обнаружить в народных обычаях и обрядах Греции, Румынии, Болгарии и других восточнохристианских народов. Но ведь никто не делает заключения о том, что в Греции неправильное Православие только потому, что во многих деревнях принято резать барашков на Пасху или другие Праздники. Мы сохраняем наши национальные традиции, так же как в России, где, к примеру, масленица, тоже относится к разряду языческих праздников, но празднуется и в наши дни. - Господин Президент рассказывает нам, что его прадед был священником в горном селе со «шпионским» названием Цру. Цру - это родовое село Эдуарда Кокойты, как и Залда для семьи Габараевых. - О деятельности своего предка я знаю из рассказов своего отца, и деда. Задолго до августовских событий по моей инициативе и с благословления Епископа Аланского Георгия нам удалось восстановить храм Святого Георгия в котором служил мой предок. Здание пришлось строить заново, потому что от него остались только развалины. Камни полностью были использованы при постройке нового здания, все древние, намоленные камни были заложены в фундамент для крепости здания и надежной основы веры, как бы напоминая нам о тех временах, когда здесь жили и служили наши старшие. Мы намерены и впредь делать все от нас зависящее для восстановления всех православных храмов, естественно укреплять веру и традиции наших предков. Наши народные и церковные традиции уникальным образом взаимодействуют. И не думаю, что этого нужно бояться. На протяжении веков национальные традиции и православие уживались мирно. На базе мирного сосуществования национальных традиций и православия мы можем консолидировать общество. Напротив, если их противопоставлять друг другу, строить барьеры, то это все будет приводить к отрицательным результатам. Осетины православный народ, и называть нас язычниками неправильно».

Дмитрий Ребров,
фото Ирины СЕЧИНОЙ


Версия для печати

Тэги: Церковь  Поместные Церкви 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.