На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Братский патриархат: как встретили российского Патриарха болгары?


Версия для печати
01.05.12, 13:46

Святейший Патриарх Кирилл провел три дня в Болгарии, посетив Софию и Пловдив. Основной темой визита стали русско-болгарские связи: столетия назад Болгария направляла священников-миссионеров в новокрещенную Русь, затем Россия отправляла своих воинов на защиту Болгарии, а теперь главное, что объединяет два славянских народа, - вера и общая историческая память.



Болгарское богослужение практически не отличается от русского: когда-то именно на болгаро-македонский диалект святые равноапостольные Кирилл и Мефодий переводили Священное Писание и богослужение. Литургические традиции, конечно, несколько разошлись, но до сих пор болгарам и русским легче молиться вместе, чем общаться на разговорном языке без переводчика.

За три дня визита возможность совместной молитвы представлялась неоднократно: уже в первый день патриархи отслужили молебен, во второй посетили Пловдивскую митрополию, в третий увенчали молитвенное общение литургией.



На улицах Софии на русскую речь реагируют по-разному. Молодежь в основном предпочитает общаться с иностранцами по-английски. На рынке на вопрос, тот ли это самый болгарский перец, который продавали в СССР, можно услышать презрительное:

— Консервы – это всё, что вы знаете о Болгарии.

Другие же, напротив, обнимают русских со словами о братстве и радостно отвечают «Воистину воскресе» на пасхальное приветствие.





Патриарха Московского и всея Руси с особым энтузиазмом встречали в Пловдиве. В небольшой старинный городок (бывший Филиппополь) съехались тысячи человек. Сотни из них пришли к памятникам русским воинам на холме Освобождения. Здесь соседствуют знаменитый монумент в честь советских воинов-освободителей «Алеша» и памятник солдатам, погибшим за освобождение Болгарии от турецкого господства в XIX веке. Рядом с гигантским Алешей пирамида в честь царя Александра II и солдат, отправившихся в Болгарию в основном добровольно, кажется скромной миниатюрой.



На вершине холма – русские флаги, цветы, смесь болгарской и русской речи. Из Велико Тырново приехали местные «Ночные волки»: даже те, кто не говорят по-русски, сразу оживленно что-то рассказывают, услышав имя Хирург.



— Главную команду надо поприветствовать! — подходит к байкерам седой мужчина. Жмет руки. Представляется: — Я посол России, Юрий Николаевич.



К послу сразу подбегает бабулька – подарить книгу о православных святынях. Над толпой разворачивают болгарские и российские флаги.

К памятникам русским воинам собрались не только выходцы из России, но и болгары. И венков возлагают два: и Патриарх, и митрополит Пловдивский Николай. Теми, кто писал в газетах, что Патриарх едет «к памятнику поработителям», собравшиеся возмущены не меньше, чем попытками в начале 90-х взорвать монумент.



— Они не сонародники мне! — возмущается болгарин, член одного из русских клубов (их в Болгарии 35).

— Бог их благословит – они просто не понимают, что говорят, — урезонивает его учительница-ростовчанка Мария Павловна, полжизни проработавшая в Болгарии и теперь прислуживающая при церкви. — Как бы нам получить у Патриарха благоловение?



На одном из спусков с холма стоит одинокий мужчина с лозунгом на картонке: «Нет экуменизму». Ни по-русски, ни по-английски он не говорит, но и по-болгарски можно понять, что он против членства Русской и Болгарской православных церквей во Всемирном совете церквей. Его не разубеждают – просто не замечают: в атмосфере праздника народ богословскими спорами не озабочен.



— Я молился сегодня о тех русских воинах, которые, в большинстве своем добровольно, по зову государя императора Александра Николаевича, пришли в Болгарию, чтобы освободить эту страну от пятисотлетнего иноземного ига, — сказал Святейший Патриарх. — У знаменитого памятника «Алеша» я думал о множестве людей из моей страны, которые погибали, защищая свою Отчизну и освобождая Европу от фашизма. И как важно, чтобы никакая историософия, никакое толкование истории никогда не вычеркнули из сознания людей уважение перед теми, кто был готов жизнь свою отдать, по слову Божию, за други своя.



Если на холме Патриарха ждали несколько сотен людей, то в центре Пловдива – уже несколько тысяч. Они заполнили тротуары узких улочек, по которым он около километра шел к кафедральному собору во главе крестного хода, останавливаясь и благословляя людей. Оркестр играл «Прощание Славянки». Над улицами города можно видеть многочисленные растяжки «Добро пожаловать, Святейшие Патриархи» и баннеры с изображениями обоих Святейших Владык. Съехавшиеся из окрестных городов вместе с детьми встречали Патриарха аплодисментами и флажками с вензелем Пловдивской митрополии и Московского Патриарха. На молебне в кафедральном соборе мученицы Марины молились оба Патриарха – Болгарский Максим и Московский Кирилл.



Митрополит Пловдивский Николай извинился перед патриархом Московским и всея Руси за некоторые недружественные публикации местных СМИ.

— Они показывают, как много мы должны трудиться во Христе для нашего выстрадавшего народа, насколько нужно православным народам постоянное общение. История наших Церквей является историей солидарности, а судьбы наших народов связаны с нашей общей православной верой, — подчеркнул митрополит.



— С чувством братской любви и единения во Христе ступили мы на землю единоверной нам Болгарии. Именно здесь, на этой земле, чувствуем мы особую духовную близость верующему народу сей страны, в том числе и в силу общности веры, в силу значительности событий, которые произошли в нашей общей истории, — напомнил собравшимся Патриарх Кирилл. — Особые чувства испытываю я здесь, в этом историческом храме в городе Пловдиве. Трудно передать словами ощущение вечной юности благовестия Христова. Это благовестие прошло через разные исторические эпохи, через разные политические ситуации, возглашалось как в условиях свободы, так и условиях угнетения и достигло нас, людей, живущих в XXI веке.

— Московский Патриарх — брат мне! — восклицал с балканской горячностью мужчина во время молебна. — Меня зовут Владимир, и его до пострига звали Владимир. Ему 65 и мне 65. Он брат мне!



Без перевода обращались друг к другу по-русски собравшиеся в воскресенье в храме святителя Николая на русском подворье. Построенный как посольский, этот храм не закрылся и в начале Первой мировой войны, в которой Россия и Болгария оказались по разные стороны фронта.

— Здесь был остров духовного братства и единства наших народов. Никто и никогда не мог по-настоящему опознать в русском или болгарине врага, пока существовала духовная основа нашего братства — не просто этническая и культурная близость (мы знаем, что иногда даже братья становятся врагами), но защита православной веры, которая лежала в основе отношений исторической Руси и Болгарии, — подчеркнул Святейший Патриарх, обращаясь к прихожанам подворья. — В годы той страшной войны храм оставался местом общей молитвы русских, украинцев, белорусов и болгар. С самого начала эта община окормлялась как особая община, где встречались народы, традиции, где мы всегда ощущали свое духовное единство и братскую любовь.



Никольский собор называют в Софии «русская церковь». Сюда приходят и русские, и болгары — чаще всего к могиле бывшего настоятеля храма архиепископа Серафима (Соболева), который, как верят, хотя и не канонизирован, испрашивает у Бога помощь всем, кто к нему обращается. В тридцатые, сороковые годы сюда регулярно приходил на молитву и совершал богослужения протоиерей Всеволод Шпиллер, которого позже прозвали «московским златоустом». Служившие в Болгарии священники смогли сплотить русскую православную общину и создать здесь живой православный русский приход.

— Конечно, когда прихожане представляют разные этносы, разные культуры, даже разные литургические традиции, возникает много трудностей с тем, как совместить все это, чтобы никого не обидеть, никого не ограничить и одновременно сохранить подлинность, аутентичность общины, — сказал собравшимся Патриарх Московский и всея Руси. — С этим сталкивается наше духовенство не только в Болгарии, но и во многих других странах, и по милости Божией трудности эти преодолеваются, когда существует единство духовенства и верующих вокруг настоятеля и когда настоятель с открытым сердцем и открытой душой прислушивается к чаяниям своей паствы.



Для Болгарии, все население которой – чуть больше половины Москвы (7,4 млн человек), несколько тысяч человек на богослужении — беспрецедентный случай. Более тысячи человек молились и в воскресенье в Александро-Невском соборе Софии с на Литургии двух Патриархов, и в субботу в Пловдиве. Кто-то приходил с российским флагом, а кто-то с букетиком ландышей (в Болгарии есть трогательная традиция приносить цветы прямо на аналои к иконам), люди всю службу держали в руках зажженные свечи.

— На таком событии человек может присутствовать раз в сто лет, — говорили болгарские женщины. — Мы не могли не прийти на службу двух Патриархов.

Для каждого, кто молился на этих службах, в общей истории болгарского и русского народа наверняка прибавилась страничка.

Александра СОПОВА

Версия для печати

Тэги: Церковь  Поместные Церкви  Патриарх  Миссия 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.