На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура № 4 (39)'2009

Как устроен храм: купол и крест


Версия для печати
05.06.12, 08:22

Видя здание с куполом, над которым возвышается крест, мы сразу понимаем, что это храм. Золотые главки видны издалека. Когда появились купола и для чего они, объясняют преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Космос, окружающий литургию

Христианское богослужение и архитектура храма развивались параллельно. Никита Гайдуков: «Разные элементы литургии получили богословское осмысление в разное время. Первой была истолкована анафора (евхаристическая молитва), которая стала изложением истории мира от творения и до Второго пришествия Христова. Поскольку вся история мира была “вложена” в литургию, то храм стал пониматься как оболочка, как космос, ее окружающий. Отсюда и возникла идея символического оформления храма как космоса; и где-то в VI-VII веках, когда символическое толкование окончательно сложилось, и начинают устраивать купола. В некоторых храмах Палестины, Армении хорошо заметно, что в какой-то момент базилика была перестроена: центр сломан, посередине поставлены четыре опоры и на них купол».

Есть два принципа того, как устроен верх человеческого жилища: шалаш и пещера. Шалаш — это стропила и потолок, а пещера — это свод и купол. «При строительстве храмов использовался и тот, и другой принцип. Например, в монастыре святой Екатерины на Синае просто потолочные балки, стропила с деревянной крышей, — поясняет Никита Гайдуков. — Сейчас практически не используются стропильные перекрытия. Однако в деревянных церквях, например, не сделаешь ни правильный купол, ни свод. Свод должен быть округлым, а дерево не позволяет создавать такую форму, все равно где-то будут углы. В древнерусских деревянных храмах использовалась способы имитации свода. Есть так называемое небо: под центром деревянного шатра обычно делают круглый медальон с изображением Христа, а от него отходят сегменты с изображениями ангелов, апостолов».

Над куполом (или главками) возвышается крест. «Купол строился ради того, чтобы вознести крест, — говорит Андрей Анисимов. — Если основной объем храма символизирует мир, то свод символизирует небо. Крест — символ Христа и Воскресения — венчает свод, он стоит на шаре — тоже образе мира».



Золотые, зеленый, голубые…


Главки на Русь пришли из Византии. Рассказывает Андрей Анисимов: «Первоначально они были полусферическими, повторяющими форму свода (в шатровом храме Вознесения в Коломенском главки практически нет — маленькая сферка, и на ней стоит большой крест). У нас эта форма стала развиваться, сфера поднималась, и к XIII — XIV веку купол стал похож на шлем (такие купола у Успенского собора во Владимире, у Покровского собора суздальского Свято-Покровского женского монастыря, главный купол Казанского собора на Красной площади в Москве). Шлем напоминал христианам о том, что они — воинство Христово, и слова апостола Павла: “Облекитесь во всеоружие Божие”, “ шлем спасения возьмите” (см. Еф. 6 : 11, 17) . К концу XVI века форма главки становится похожей на луковицу, а к XVII веку — на свечу, особенно если она золотая».

В древности цвет и форма главок не имели особенного значения. Более поздняя традиция предполагает, что цвет главок связан с тем, какому событию священной истории или святому посвящен храм: Богородичный или Рождественский храм — голубые со звездами, Господский — золотые, Троицкий — зеленые. На главках храма Василия Блаженного мы видим все цвета, весь этот храм — образ Небесного Иерусалима.

«Количество глав тоже имеет свое значение. Одна глава — Христос. Три — Троица. Пять: одна посередине большая и золотая — Христос, остальные поменьше и иногда серебряные — четыре евангелиста. Семь глав — семь Таинств, семь Вселенских соборов. Девять — девять ангельских чинов. Бывает и 33 главы, символизирующие 33 года земной жизни Христа. (Например, в знаменитом Кижском ансамбле у двух храмов — Преображенского и Покровского — и колокольни в сумме 33 главы.) Конечно, количество главок непринципиально — храм там, где двое или трое собираются во имя Христово (см. Мф. 18, 20), — поясняет Андрей Анисимов. — Просто архитектор-христианин хочет, чтобы у храма была идеальная композиция и чтобы все детали имели значение».

В русских храмах XVI века барабан и главка возносятся высоко в небо на шатре. «Иногда утверждают, что шатровые храмы — это наш вариант готической архитектуры, — говорит Андрей Анисимов. — На самом деле это не так: в готической архитектуре нет ни одного шатрового храма. Шатер в православном храме расположен в центре, над самим храмом, его объем видно изнутри. На Русь шатер пришел из Византии. Но там он завершался не барабаном с главкой, а небольшой полусферой с крестом. Такой византийский шатер можно увидеть у нас на часовне Крест около Переславля-Залесского — часовня стоит на четырех столбах и перекрыта шатром».

Часто шатры храмов украшены «горками кокошников» — декоративным элементом, появившимся в XVII веке. Он возник на основе закомар — другого обусловленного конструкцией храма элемента — полукруглых или заостренных завершений наружной стены, повторяющих внутреннюю форму свода.



Христос-Вседержитель


Внутри потолок православного храма, как правило, сводчатый. «Свод символизирует небесную сферу. Конструктивно это тоже оправдано — большое перекрытие сделать плоским сложно, — поясняет Андрей Анисимов. — Свод дает хорошую акустику — самая лучшая акустика в сферических помещениях, где звук собирается в центре. Кстати, теплопотери в сферическом помещении тоже меньше, тепло отражается так же, как звук».

Каноны храмовой росписи сложились в послеиконоборческий период (когда на VII Вселенском соборе была осуждена ересь иконоборчества). Возникла необходимость в единой изобразительной системе для восстановления разрушенных иконоборцами изображений, а также создания новых мозаик и росписей. До этого под куполом могли изображаться и Христос, и Богородица, и ангелы, в древности было распространено изображение Бога-Отца, запрещенное VII Вселенским собором (этот запрет был повторен на Большом Московском соборе 1666-1667 годов). В послеиконоборческой Византии обязательным (каноническим) на своде купола становится образ Христа-Пантократора (греч. Pantokrátor — Вседержитель). «Пантократор — это Христос Страшного суда, второго пришествия, — поясняет Никита Гайдуков. — Есть разные изображения Христа: как Младенца, Отрока (Эммануил), Христа на иконе “Сошествие Святого Духа на апостолов”, на иконах двунадесятых праздников. Образ Христа второго пришествия наделен определенными атрибутами власти, часто Христос изображается в окружении ангелов, херувимов и серафимов. Из Евангелия мы знаем, что Христос никакой власти не применял: “…Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит” (Мф. 12, 20). Он сам пришел пострадать за людей. А о втором пришествии мы знаем, что Христос придет в силе и славе — и именно это значение имеет иконография образа Бога-Судии, который знает все дела человека».



Со временем на Руси византийская программа храмовой росписи перестала жестко выполняться. В русских храмах под куполом можно увидеть образ Спаса в силах, Богородицу, а также неканонических, но популярных Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя. Последнее происходило оттого, что иконописец зачастую вынужден был исполнять волю некомпетентного заказчика. Однако образ Христа-Вседержителя по-прежнему остается у нас одним из самых распространенных в купольной росписи. Одни из лучших образцов этого изображения — в Софийском и Владимирском соборах в Киеве (во Владимирском соборе — роспись Васнецова), в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Феофана Грека.

Ирина РЕДЬКО

Версия для печати

Тэги: Культура  Храм  Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.