Мы продолжаем серию публикаций о многообразии русского православного храмостроительства. На страницах июньского номера мы говорили об оборонных храмах Литовской Руси XVI века. На этот раз мы коснемся еще одной малоизвестной страницы истории русского зодчества — это деревянная архитектура Карпат.
Не Кижи
Про русское деревянное зодчество знают многие. Кижи, Малые Карелы, Каргополье… Эти и другие названия связаны в нашей памяти с прославленными памятниками деревянной архитектуры Русского Севера. Высокие деревянные конструкции русских храмов, собранных «без единого гвоздя», не могут не восхищать. По мнению иностранных туристов, например, именно они составляют особую национальную черту отечественной архитектуры, а многоглавие Преображенского храма в Кижах стало неотъемлемой частью архитектурного образа России. Какие еще страны могут похвастать подобным опытом строительной традиции? Норвегия, Япония — собственно, и все. Только вот жаль, что в понятие «русского деревянного зодчества» редко включают деревянные постройки Карпат, вспоминая исключительно памятники уже упомянутого Русского Севера. Можно подумать, что перед нами совсем не русская архитектура, но ведь это не так.
Храм Николая Чудотворца в Сваляве (1588 год, сильно перестроена в 1739-м) - постройка лемковской школы деревянного зодчества Карпат. Притвор-бабинец завершает высокая барочная башня
Карпаты, согласно «Повести временных лет», были присоединены к древнерусскому государству Владимиром Святым. Среди подданных киевского князя Владимира упоминаются белые хорваты, компактно проживавшие в карпатских горах (это нынешние Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Черновицкая области Украины и части Словакии и Польши). Позже эти территории стали частью обширного Галицко-Волынского княжества. Как известно, в XIV столетии Галичина была присоединена к Великому королевству Польскому, центр региона со временем переместился из Галича во Львов, Волынь стала владением великих князей Литовских, а вот территорию за Карпатами (нынешняя Закарпатская область Украины) захватили венгры (в русских летописях — угры). При этом в средневековой Польше и Венгрии к местному русскому населению (они здесь назывались русинами) относились как к людям «второго сорта». Например, во Львове русин не мог быть членом ремесленного цеха, не имел права принимать участие в городском самоуправлении, местная православная община всячески притеснялась. Средства на постройку каменного храма во Львове пожертвовал русский царь Федор Иоаннович и греческий купец Корнякт, у русин собственных средств на строительство не было. За местным русским населением закреплялась роль обслуживающего персонала, а само слово русин со временем в Польше стало синонимом крестьянина. Такая же ситуация, но немного мягче, была в венгерском Ужгороде. Притеснение крестьян-русин со стороны землевладельцев — венгров и поляков — вынуждало первых перемещаться в Карпаты, обустраиваясь на малопригодных для земледелия горных ландшафтах.
Село Ужок, церковь Михаила Архангела - классический памятник бойковской группы карпатских храмов
Безусловно, важным фактором в становлении национального самосознания карпатских русин была Православная Церковь. В 1596 году в городе Бресте подписана известная Брестская уния — договор между католическим и православным епископатами о «воссоединении». Однако действие унии не распространялось на Закарпатье, где подобный договор (Ужгородская уния) был подписан только в 1640-х годах. Нужно отметить, что местное население в массе своей не приняло договорных грамот архиереев-подписантов. Не принявшие унию православные священники и миряне уходили в Киев, в соседние государства (Венгрию, Румынию, Московское государство) или в горы, устраивая там неофициальные скиты и монастыри. Интересный факт: несмотря на действие Ужгородской унии, более 150 лет во многих храмах Закарпатья в конце XVIII века на службах не поминали папу Римского и читали православный Символ веры.
Притвор, он же бабинец
Вопреки, а может быть, благодаря всем этим трудностям местное население сохранило собственную культурную идентичность (язык, национальный костюм и др.), создав в XVI-XVIII веках такие уникальные культурные явления, как карпатская деревянная архитектура и иконопись.
Храм Николая Чудотворца в Сваляве (1588 год, сильно перестроена в 1739-м) - постройка лемковской школы деревянного зодчества Карпат. Притвор-бабинец завершает высокая барочная башня
Прежде чем перейти непосредственно к памятникам деревянного зодчества нужно оговориться: архитектура Карпат национальна. Дело в том, что к XVIII веку славяне, населявшие Карпаты, стали делиться на небольшие национальные группы, так появились бойки, лемки, гуцулы. Можно было на это не обращать внимания, если бы не предмет нашего разговора. Все деревянные храмы Карпат традиционно делят на несколько групп: бойковская, лемковская, гуцульская, галицкая, а также стоящая особняком марамарошская группа. По порядку рассмотрим каждую из них.
Классическим памятником бойковской школы деревянного зодчества Карпат является церковь Архангела Михаила в селе Ужок (Закарпатская область Украины). Находится это село в верховьях реки Уж (отсюда и название), совсем недалеко от перевала на Галицкую сторону и от словацкой границы. Именно бойковский тип карпатских храмов считается древнейшим. Итак, в плане церковь Михаила Архангела (построена в 1765 году.) вполне традиционна: четверик и к нему два прируба — притвор и алтарь, но вот внешний вид церкви напоминает больше китайскую пагоду, нежели православный храм. И все-таки это храм. Композиция его уравновешена, четверик выше объемов притвора и алтаря. Все скаты покрыты небольшими конусообразными, положенными друг на друга дощечками — гонтом (это местный вариант нашего лемеха). Причем внизу гонт образует довольно широкий карниз-юбочку, который здесь именуют «опасанье». Опасанье — вещь красивая, оригинальная и одновременно практическая, она служит защитой сруба от дождя и снега. Иногда опасанье ставится на выступающие венцы бревен — кронштейны, иногда на галерею — отдельно стоящие столбики. В случае с церковью Архангела Михаила мы видим именно кронштейны. Отдельно следует сказать про завершения. Дело в том, что, в отличие от деревянных храмов Русского Севера, храмы Карпат открыты внутри на всю высоту здания. Внутреннее пространство северорусского деревянного храма ограничено низким потолком — небом, это было связано исключительно с экономией тепла. В Карпатах более теплый климат, позволяющий строить обширные помещения. В связи с этим местные зодчие пытаются увеличить храм в высоту, сделав его пространство более светлым, воздушным. Они научились имитировать в дереве свод или делать, как в Ужке, многоярусные композиции. Переход от большего яруса к меньшему в местной строительной традиции называется залом. В Михайловской церкви на центральном четверике их два. Оба залома, так же как опасанье, и завершения храма покрываются гонтом, что вместе создает такое странное сходство с китайскими пагодами. Западная часть храма — притвор, на Карпатах называют бабинец. Здесь на службе находились женщины, мужчины традиционно становились в центральной части храма — четверике. Напомню, в нашей «северной» традиции мужчины и женщины расходились в храме направо и налево. Нельзя не отметить исключительную живописность Ужокского храма: стоящий на одной из горных террас, он как будто сам вырос из земли, представляя с окружающим ландшафтом единое целое. Но мы и так «задержались» долго на одном памятнике, а нужно еще много увидеть.
Барабанчиком с главой
Следующая группа деревянных храмов — лемковская. Наиболее характерные памятники — церковь Михаила Архангела из села Шелестова (ныне находится в Ужгородском музее деревянного зодчества) и церковь Николая Чудотворца в селе (ныне город) Свалява. Отличие этой школы заключается в иной композиционной схеме. Если в бойковских храмах доминировал центральный сруб — четверик, то в лемковских храмах идет нарастание объемов от совсем низкого алтаря, через среднюю по высоте центральную часть к высокой башне бабинца. Как правило, такая башня превышала чуть ли не в два раза высоту четверика и завершалась барочной круглой кровлей с «юбочкой» и барабанчиком с главой. В принципе, формы завершений могли различаться, как различаются они в шелестовском и свалявском храмах, но композиционный принцип (от низкого алтаря к башне-бабинцу) оставался неизменным. Здесь, кроме уже сказанного, хочется отметить, что башни над притвором в карпатских храмах никогда не служили колокольней. Отдельные звонницы строились всегда с западной стороны от карпатского храма и часто включались в его ограду.
Крестообразная гуцульская церковь в городе Коломыя, по преданию, основана в начале XVI века. Если посмотреть на гуцульский храм сверху, то мы увидим равноконечный крест
Следующая группа — гуцульская. Эта группа особая, в гуцульских храмах зодчие отказались от уже известного нам плана (алтарь-четверик-бабинец), ориентированного с востока на запад. Если посмотреть на гуцульский храм сверху, то мы увидим равноконечный крест. Как пример, можно рассмотреть Благовещенскую церковь в городе Коломыя (XVI век, Ивано-Франковская область Украины). Здесь мы видим, что «рукава креста» (алтарь, притвор, северный и южный приделы) имеют довольно высокую двускатную кровлю, над средокрестием возвышается восьмерик с двумя заломами. Как и везде, роль кровель здесь выполняет карпатский лемех — гонт, от осадков сруб спасает опасанье, однако, несмотря на все эти технические и художественные повторения, каждый карпатский храм по-своему индивидуален. Эта индивидуальность складывается из многих частей, и прежде всего из окружающего ландшафта. Благовещенская церковь стоит в стороне от городского центра на кладбище, рядом с храмом много захоронений XVIII-XIX веков и небольшая колоколенка, похожая больше на келью отшельника, чем на приходскую звонницу.
Как правило, галицкие храмы завершены тремя восьмерками, как это можно увидеть в замечательном архитектурном памятнике - Вознесенской церкви в городе Черткове - ярком примере деревянного храмостроения в Галиции
Деревянная готика
Отдельно нужно рассказать о памятниках так называемой марамарошской школы. Эта группа храмов компактно размещена на границе Украины, Румынии и Венгрии в Хустском районе Закарпатской области. Собственно провинция Марамарош располагается в Румынии, поэтому советские искусствоведы часто называли эту группу карпатских храмов Хустской, по районному центру. На примере именно хустских храмов можно наблюдать, как архитектура соседних народов влияла на русинское деревянное храмостроительство. Внутри они мало отличаются от уже нами увиденных групп карпатских храмовых построек, а внешне воспроизводят однонефную базилику с «готической» башней над входом. Башня, как правило, завершается высоким конусообразным шпилем, а вокруг центрального сделаны дополнительно четыре маленьких декоративных шпиля. Такова церковь Параскевы Пятницы в селе Александровка Хусткого района Закарпатской области (XVII век). Интересно, что в Пятницком храме, несмотря на четкое деление постройки на три части, благодаря общей кровле (покрытой традиционном гонтом, будто покрывалом) достигается полное ощущение единого неразделенного здания.
Среди галицких храмов выделяются трехчастные храмы, средняя часть которых - высокий четверик, с запада двускатная или четырехскатная кровля, а с востока над алтарем большое куполообразное завершение. Село Куты (Львовская область), церковь Михаила Архангела
Последняя из рассматриваемых нами группа карпатских храмов располагается на территории бывшей провинции Речи Посполитой — Галиции (теперь Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области Украины), куда входит не только Прикарпатье, но и земли по рекам Днестр, Западный Буг, Збруч. Именно поэтому ограничимся лишь кратким перечислением. Галицкие храмы сами по себе разные, и их, в свою очередь, можно разделить на несколько подгрупп. Как правило, они завершены тремя восьмериками, как это можно увидеть в замечательном архитектурном памятнике — Вознесенской церкви в городе Чертков (Тернопольская область) или в церкви Рождества Богородицы в Жолкве (Львовская область). Также выделяются трехчастные храмы, средняя часть которых — высокий четверик, с запада двускатная или четырехскатная кровля, а с востока над алтарем большое куполообразное завершение: храмы с селах Потелыч (ц. Святого Духа, 1502 год; перестройка — 1706 год) и Куты (ц. Михаила Архангела, 1697 год) Львовской области.
Видимое доказательство
Село Александровка, церковь Параскевы Пятницы - представитель марамарошской школы деревянного зодчества с характерной готической башней со шпилем. Интересно, что в Пятницком храме, несмотря на четкое деление постройки на три части, благодаря общей кровли достигается полное ощущение единого неразделенного здания
Такова архитектурная картина Карпат, уникального региона, «осколка» Древней Руси, сумевшего сохранить свой особый русский (русинский) колорит и пронести его через столетия национального угнетения и притеснений. Местная строительная традиция составляет важную часть общей сокровищницы русского деревянного зодчества, куда входят и прославленные памятники Русского Севера, и казацкие деревянные храмы XVII-XVIII веков (территория Подонья и Поднепровья), и деревянные постройки Белоруссии по реке Припять. В своих выступлениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл много говорит о «русском мире», об общей культурной основе нынешних Украины, Белоруссии, России. Карпатская деревянная архитектура — еще одно видимое доказательство обширности «русского мира», ведь ареал русинских деревянных построек охватывает практически все Карпаты, лемковские и бойковские храмы можно встретить недалеко от польского Кракова, в Словакии и даже в Чехии.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Ни копейки из бюджета: новые храмы в столице Церковь построит самостоятельно Строительство двухсот новых храмов в спальных районах Москвы не будет финансироваться государством. Все храмовые комплексы, запланированные в рамках патриаршей программы, Церковь построит самостоятельно, то есть на пожертвования прихожан и меценатов
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Храмы оборонного типа Существует ли православный архитектурный канон? Какой стиль каноничен, а какой нет? Может быть, стоит все неканоничные храмы перестроить в соответствии с церковной традицией? Большая ошибка наделять тот или иной архитектурный стиль степенями православности, духовности или каноничности. «Нескучный сад» начинает серию статей об оригинальной церковной архитектуре. В этом номере -- литовские православные храмы оборонного типа.
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Первый храм: палатка? Вопрос читателя нам показался интересным и дал возможность рассмотреть, чем первый храм израильского народа -- скиния (по древнегречески σκηνή -- шатер, палатка), которую Бог повелел устроить Моисею и где хранились полученные им от Бога скрижали завета с десятью заповедями, -- похож, а чем отличается от современного православного храма
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Конфликт вокруг Кадашевской слободы: стиль барокко или «баракко»? Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ размышляет о сохранении исторической среды и памятников «Кадашевской слободы», а общественный эксперт Николай МАТВЕЕВ задает вопросы кандидатам в мэры Москвы
Владимир Ресин умеет быстро строить храмы Бывший первый заместитель мэра Москвы, а ныне депутат Госдумы РФ, Владимир Ресин занял должность советника Патриарха Кирилла по вопросам строительства. Как сообщили в пресс-службе патриарха, работать Владимир Ресин будет на общественных началах.
Сплошные праздники, или о единственном храме Рождества в Москве Вы удивитесь — в Москве в пределах старого города сохранился лишь один храм Рождества Христова. Больше Христорождественских храмов в Москве нет. Измайлово, Рождествено — это бывшие села, вошедшие в состав столицы в послевоенное время, улица Рождественка названа по монастырю Рождества Богородицы. Получается так: важнейший из церковных праздников «не имеет прописки» на сакральной карте Первопрестольной
В Москве строят самый новый Иерусалим В московском храме Покрова в Ясеневе из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы. Смогут ли эти копии заменить настоящие святыни?
Зачем копировать святыни? В Москве построят храм с копиями всех главных святынь мирового Православия. Есть ли смысл в таком копировании? С этим вопросом мы обратились к православным искусствоведам Александру РАКИТИНУ и Ирине ЯЗЫКОВОЙ.
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Зачем освящать уже освященный престол? В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.