На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Двести лет вместе: московские градоначальники и Церковь


Версия для печати
23.08.13, 08:30

В 1812 году началась новая страница истории Москвы – после большого пожара, уничтожившего значительную часть города, столичные градоначальники должны были восстановить не только уничтоженные дома, но и храмы. Судьба московских храмов стала напрямую зависеть от отношения правителей Москвы к религии. О том, как хозяева Москвы относились к вере в XIX веке, и пойдет речь в этой статье.

Граф Федор Васильевич Ростопчин. Художник О. Кипренский, 1809.

Во время войны с Наполеоном Москвой управлял Федор Ростопчин – человек консервативных убеждений, лично преданный императору Павлу I. Не отличаясь глубокой личной религиозностью, Ростопчин использовал образ Православия как народной, отеческой русской веры в своих пропагандистских листовках, распространяемых в столице перед входом в нее наполеоновской армии «дванадесяти языков».

Вот отрывок из первой афиши, которая в былинном стиле расписывает преимущества русских солдат над французами: «А все молодцы: одному Богу веруют, одному царю служат, одним крестом молятся, все братья родные. Да коли понадобится, скажи нам батюшка Александр Павлович: ‘Сила христианская, выходи!’ — и высыпет бессчетная, и свету Божьяго не увидишь!».

В семье Ростопчиных однако молились отнюдь не одним крестом. Еще в 1806 году его жена Екатерина Петровна, под влиянием сестры Александры Петровны и бесед с настоятелем московской церкви св. Людовика на Лубянке аббатом Сюрюгом, перешла в католичество. Причем перешла осознанно, а не повинуясь светской филокатолической моде 1800-х гг. Графиня Ростопчина не раз приводила детей на службу в храм, там бывал и ее муж. Долгое время аббат был частым гостем в доме Ростопчиных, исповедовал и причащал супругу московского градоначальника. Знал ли Ростопчин о переходе в католичество своей жены? Быть может, да, и закрывал на это глаза до поры до времени, быть может нет. По крайней мере в семье сохранялся некий «статус кво» до освобождения Москвы от французов. Поздней осенью Ростопчин отказался принять аббата, пережившего вступление в город его соотечественников, оставление ими Москвы и пребывавшего в постоянном опасении мести московским католикам со стороны казаков. Ростопчин объявил, что аббат Сюрюг, присоединив его супругу к латинству, поступил подло и обманул его доверие.

О Екатерине Петровне Ростопчиной вспоминают мать и дочь Елагиных: «Ростопчина вела пропаганду; она давала разные католические книги, не просто благочестивые. Ростопчина основала при Московской католической церкви богадельню».

Московская реальность 1812 г., конечно была совсем не похожа на сказку о богатырях. Многие храмы пострадали от нашествия французов. Захватчики использовали церковные здания как конюшни, обдирали позолоту с икон и драгоценных облачений, переплавляли награбленные металлы в слитки, оскверняли мощи и убивали москвичей, пытавшихся защитить святыни. Эпоха Ростопчина закончилась в июле 1814 г. отставкой в то время тяжело больного графа, через год отправившегося в путешествие по Европе, где его ждал еще один удар: ранняя смерть дочери Елизаветы, перед кончиной под влиянием матери также перешедшей в католичество.

Петр Паламарчук в своей книге «Сорок Сороков» пишет, что к концу XVIII века в Москве было от 320 до 420 храмов (последняя цифра включала в себя домовые и монастырские церкви, а первая – только приходские). После пожара в Москве осталось 237 храмов, из которых сто было решено не восстанавливать, а остальные нуждались в реставрации и ремонте. К счастью, москвичи встали на защиту святынь, отдавая на их восстановление собственные деньги, и к 1817 году в Москве было уже 246 храмов, не считая монастырских.


Дмитрий Владимирович Голицын. Портрет работы Франсуа Рисса

Восстановление столицы было долгим процессом, в котором успел поучаствовать князь Дмитрий Голицын, управлявший Москвой с 1820 по 1844 год. Современники говорили о равнодушии губернатора к вере, но именно Голицын вместе со святителем Филаретом (Дроздовым) участвовал в закладке храма Христа Спасителя 23 сентября 1839 года. Собор задумывался как монумент воинской славы и памяти воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, а потому его строительство было делом скорее государственным, чем внутрицерковным, и московский губернатор просто не мог остаться в стороне от этого события. Более того, он контролировал строительство этого храма.

Отметим, что равнодушие Голицына к Православию не было чем-то исключительным. Знатные москвичи в первой половине XIX века относились к духовенству без особого пиетета, о чем свидетельствует возмутительный случай, произошедший как раз в начале правления этого губернатора: «Во время службы, подходя к кресту, некий гвардейский капитан Лаптев ударил по лицу священника за то, что тот сделал ему замечание: вы-де не молились, все время разговаривали с дамами, и прикладываться к кресту не достойны».

В отношениях с Церковью Голицын отличался прагматизмом: благоустройством территории вокруг собора Василия Блаженного он занялся одновременно с освобождением Красной площади от масляных лавок и убогих строений торговцев.

Впрочем, этот градоначальник сделал для Москвы одно очень важное дело – в 1828 году была открыта первая московская больница на 450 коек, известная сейчас под именем Первой Градской. После этого число больниц и богаделен в городе стало расти. К концу XIX века при 70 московских храмах существовала 101 богадельня.

Иногда любовь Голицына к городу приобретала странные формы: во время эпидемии холеры князь пригласил в Москву мещанина Хлебникова, «лечившего» болезнь уксусом и сеном, распаренным в горшке.

Тем не менее, благотворительная деятельность князя вызывала симпатии у московского духовенства и святителя Филарета (Дроздова), совершившего его отпевание в 1844 году.


Арсений Андреевич Закревский. Портрет работы Джорджа Доу

Еще один руководитель Москвы XIX века был отправлен в отставку из-за вмешательства в дела Церкви. Речь идет об Арсении Закревском, который в 1859 году принудил священника обвенчать свою неразведенную дочь вторым браком. Синод признал это «венчание» недействительным, и император Александр II снял губернатора с поста.

Впрочем, есть и еще одно свидетельство об отношении Закревского к христианству - он не дал французскому консулу украсить католический храм в день именин Наполеона Бонапарта, а саму церковь окружил жандармами, не пуская никого вовнутрь. В этом поступке не было ничего антизападнического - Закревский не любил и славянофилов, требуя от них бритья бороды.

Интересно, что Арсений Закревский в 1828 году, будучи министром внутренних дел, попросил митрополита Филарета (Дроздова) разобраться со монашеской «лжеобщиной», которая «вымогала» землю в имении его тещи. Святитель Филарет обещал разобраться в ситуации, и оказалось, что речь шла о создающейся общине в Дивеево. Ее создание благословил преподобный Серафим Саровский. И гражданское и духовное следствие признали правоту сестер, а отношения у будущего московского градоначальника и святителя Филарета остались весьма напряженными.


Князь Владимир Андреевич Долгоруков (не позднее 1870-х)

Единственным из известных московских градоначальников XIX века, которого можно назвать верующим человеком, был князь Владимир Долгоруков. Он управлял Москвой с 1865 по 1891 год. При нем завершилось строительство храма Христа Спасителя. Современники отмечали, что губернатор поддерживал хорошие отношения не только с Православной Церковью, но и с представителями других христианских конфессий. Сохранились свидетельства и о его личном благочестии: «Долгорукова не раз видели и на богослужениях в маленьких тесных церквях, спрятавшихся в московских переулках, причем, не желая быть узнанным, князь приходил часто не в мундире, а в партикулярном статском платье». Часто князь молился в храме святой мученицы Татьяны при МГУ.

Во время этого градоначальника в Москве устраивались праздники для народа. В субботу 6 недели Великого поста на Красной площади открывался вербный базар. Губернатор принимал участие в рождественских гуляниях.

В 1888 году Москва отметила 900-летие Крещения Руси. 15 июля от храма Христа Спасителя к Успенскому собору Кремля отправился многочисленный крестный ход, а затем после литургии состоялось еще одно шествие со святынями к Москве-реке.

Религиозность губернатора проявилась и при составлении завещания: «Домашние иконы, подаренные ему ко многим юбилеям, Долгоруков завещал отправить в домовую церковь при особняке генерал-губернатора на Тверской, а также в Новодевичий монастырь, Троице-Сергиеву лавру».

Большую часть своего состояния Владимир Долгоруков пожертвовал на дела милосердия. При жизни и после смерти его любили москвичи, и до сих пор он остается человеком, который руководил городом больше всех по времени.

К концу XIX века в Москве было больше 600 православных храмов, причем бурное строительство новых Церквей продолжилось в ХХ веке. К 1917 году в Москве было 764 храма и 74 часовни. За 105 лет, прошедших с пожара Москвы, в городе возвели более 500 церквей.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Политика  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Двести лет вместе: московские градоначальники и Церковь

Накануне выборов мэра Москвы, вспоминаем, как относились к Церкви московские градоначальники от за последние 200 лет. В первой части -- история одного города от наполеоновского нашествия 1812 г. до конца XIX века: пожар Москвы, строительство Храма Христа Спасителя, святитель Филарет, Голицынская больница, Закревский судится с Дивеево, Ростопчин и католики, тайная молитва Долгорукова

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.