21 августа 1991 года закончился путч: через несколько месяцев распался СССР. Сегодня есть немало молодых людей, которые говорят: "Мое детство было прекрасным, мы жили в огромной великой стране, люди были добрее, у меня было больше шансов пробиться в жизни. Жаль, что ГКЧП-исты не победили". Профессор МГИМО Андрей ЗУБОВ уверен, что молодым надо отличать распад СССР от крушения коммунизма и следовать не советскому патриотизму осажденной крепости в кольце врагов, а дореволюционному — великой страны, открытой миру.
– На 19-21 августа приходится годовщина путча 1991 года. В СМИ приводились результаты опроса молодых людей 20-30 -летних, которые воспринимают его с ностальгией по СССР. С чем это связано, на Ваш взгляд?
– Это связано главным образом с тем, что у нас в стране существует плохое знание объективной истории. Имеется знание истории семейной, домашней, так называемое знание истории трех поколений - своей, отцов и дедов.
Маленький ребенок, выросший в обычной советской семье, которая не искала иных ценностей кроме советских, не искала религиозных ценностей, политической или экономической свободы, а была встроена в систему. Этот маленький ребенок, естественно ни от взрослых, ни из собственного опыта не имел никаких плохих впечатлений.
Старшие понимали, что жизнь сложна, что надо «доставать» продукты, чтобы прожить, надо договариваться с чиновниками, ребенок с этим не сталкивался.
Детство – чудное время жизни, в какой бы ты стране и при каком режиме ты не жил, лишь бы не было полного голода и абсолютной нищеты. В период Голодомора 1932 г. комсомолки в Москве бегали на свидания, переступая через трупы украинцев, приехавших на Киевский вокзал. У них была своя любовь. Можно отменить экономичесую систему, но нельзя отменить то, что тебе 17 лет!
Объективной истории, которую бы современный юноша прочел и встроил бы свою домашнюю историю в историю страны, нет. Книги написаны, но люди их не читают, а потому и нет представления о том, чем же нас самом деле советское государство являлось.
А было оно весьма неприятным явлением, даже в период Перестройки. Не надо забывать, что до 1987 г. сажали в тюрьму за религиозные убеждения. Последние посадки были в 1987 г. Вина в том не Горбачева, а других людей, в том числе Лигачева, но все это было. Человек не мог свободно ехать за границу, а ныне молодежь путешествует по Европе за очень скромные деньги. Не было политической свободы. Книги стали свободно издаваться только с 1988 г., тогда же появилась реальная свобода периодической печати. Не было возможности выбирать свою власть, а сейчас по крайней мере конституция гарантирует это. Дело в том, чтобы эту конституционную норму реализовать. Перечислять можно до бесконечности.
Трехдневный путч стал концом советского государства, потому что осень 1991 г. была лишь затянувшейся агонией. Конец государства, это всегда трагедия. Так для немца будет трагедией завоевание гитлеровской Германии союзниками в 1945 г.
Но после краха могут наступить разные вещи. Может стать еще хуже, как после княжеских усобиц стало еще хуже на Руси, завоеванной монголо-татарами. После неурядиц думского периода 1917 г. стало на порядок хуже, когда захватили власть большевики.
А вот в России, когда рухнул коммунизм, стало лучше. Я так думаю. Лучше — это не значит стало хорошо. Главное, что кончился тоталитарный режим. Этого сознания у нашей молодежи нет. Слово «тоталитарный» означает, что ты полностью находишься под контролем государства, и оно полностью направляет твою жизнь. Политическую, экономическую, духовную, интеллектуальную. Или пытается направлять, а если ты сопротивляешься, тебя наказывают, порой очень жестоко. Наша молодежь живет в этом благе свободы, порой не понимая своего недавнего прошлого.
— Я помню конец 1980-х: тогдашние молодые люди были открыты ко всему новому. У них не было интернета, айфонов, шенгенов, но они "шевелились", они были пассионарны, они пытались заработать деньги, начать свой бизнес. И они не особо верили тому, что им вещают серопиджачные дяди с "голубого экрана" центрального телевидения. У современной молодежи, на ваш взгляд сильна инициатива или надежды на государство? Мне приходилось видеть результаты опросов школьников, соглано которым немалая их часть хочет стать чиновниками — в Перестройку это был бы нонсенс!
— Я думаю, что и сегодня среди молодежи сильна инициатива, а патерналистские настроения преувеличены СМИ. Согласно опросу социологической службы «Среда», проводившемуся осенью 2012 г. до 17-18% молодых людей(18-30 лет) хотели бы начать свой бизнес. Мы знаем, что в любом обществе склонность к предпринимательству есть не у всех. Нормальным считается показатель около 20%. В этом смысле результаты опроса обнадеживают. Я кстати не вижу ничего страшного в том, что многие молодые люди хотят уехать заграницу. Это было нормальным и в дореволюционной России: люди уезжали заграницу учиться и работать, приобретать какие-то навыки, порой жили там долгое время, а потом возвращались. Ведь в отличие от СССР отъезд заграницу не означает разрыва связей со своей страной, средой, друзьями.
— Чем различалось патриотическое воспитание в царской России и в СССР?
— В старой России патриотизм никогда не был направлен против других стран. Кроме военного времени только в краткие периоды (например, в конце царствования Николая I) государственная идеология не противопоставляла Россию другим странам.
Россия воспринимала себя как часть цивилизованного мира, в котором у каждой страны есть свои внутренние проблемы, есть политические конфликты между странами, но нет той иллюзии осажденной крепости, на которой был построен патриотизм в СССР.
Между тем, несмотря на декларируемое "чужой земли мы не хотим не пяди", в СССР доминировала идея постоянной экспансии. Поэтому Союз воспринимался как носитель идей и практики мировой революции в 1920-е гг. и как "империя зла" в эпоху Холодной войны, когда СССР стал намного более сильной страной. Не надо забывать, что даже герб СССР был экспансионистским – сиволы серпа и молота наложенные на карту земного шара.
Отсюда против него создавались союзы и в какой-то степени Советский Союз действительно оказывался осажденной крепостью. Правда, происходило это не из-за объективных причин, как нам пытаются говорить, потому что якобы Запад никогда не любил Россию, а из-за неправильной, преступной политики коммунистических вождей и номенклатуры. Естественно, людей воспитывали в сознании "осажденной крепости".
Сейчас все причины для этого исчезли, а привычка осталась. Ей и пользуются нынешние властители страны, пытаясь продолжать поддерживать в молодежи дух отрицания, педалировать идеи нашей цивилизационной исключительности, то, что только худшего рода патриоты и националисты до революции говорили и над ними смеялись, теперь введено в рамки государственной идеологии, а иногда и церковной риторики.
— Путчу 19 августа предшествовал референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 г. Какие в то время были настроения среди верующих, голосовать "за Союз", или против?
— Верующие люди видели, что СССР — это идеологическая система, наброшенная на тело исторической России, а распада России никто не хотел. Поэтому голосовали за сохранение Союза в надежде, что постепенно эти коммунистические одеяния спадут и можно будет восстановить Российское государство в его историческом виде.
Это была доминирующая точка зрения, я сам ее придерживался и даже продумывал вместе с моими друзьями механизмы, как этого достичь, не разрушая страну.
Однако трансформации СССР помешали грубые и неумелые действия руководства страны, в т.ч. Ельцина и его окружения, которое желало получить верховную власть, понимало, что в рамках существующей системы это невозможно, а потому решившееся на разрушение страны ради власти на части ее территории — в бывшей РСФСР.
Общее настроение было за сохранение СССР по всей стране кроме небольшой части регионов, которые не чувствовали никакого родства со старой Россией и очень уж ненавидели СССР как по преимуществу государство имперское, а не из-за коммунистической идеологии. Кроме прибалтийских республик и Галиции на западной Украине, Азербайджана – нигде не голосовали в большинстве против сохранения СССР. А в Грузии референдум вообще не проводился.
— Какая из команд лучше относилась к Церкви, команда Горбачева или Ельцина?
— Обе команды относились лояльно. Начнем с того, что Горбачев дал Церкви свободу. Никто не заставлял его это сделать. Более того, в партии была очень сильная оппозиция освобождению Церкви. Ее возглавлял Егор Лигачев. Но Горбачев взял в 1988 г. курс на освобождение религии вообще и Русской Православной Церкви в частности, результатом чего стала историческая встреча Патриарха Пимена и генерального секретаря ЦК КПСС 29 апреля 1988 г., на которой Церкви было дано все, что она хотела, и празднование Тысячелетия Крещения Руси как всенародное торжество. Ельцин в этой сфере никогда не критиковал Горбачева и с самого начала строил свою политику как дружественную по отношению к Церкви вне зависимости от того, верующий он сам или нет.
— В декабре 2012 года активные члены КПРФ предлагали высказать недоверие Геннадию Зюганову за его лояльность к Церкви, за посещение Храма Христа Спасителя во время пребывания там Пояса Пресвятой Богородицы. В "заигрывании с попами" лидера партии обвиняли как старики-ортодоксы, вроде того же Лигачева, так и молодые, сторонники возвращения от идей "державности" номенклатуры КПРФ к марксистcко-ленинскому неприятию религии. Видите ли Вы сегодня усиление антиклерикальных настроений в обществе в целом и внутри левого движения в частности?
— Вижу. Сейчас вообще есть рост антиклерикализма (но не антирелигиозных настроений!) при открытости религиозным ценностям. Тот же опрос осени 2012 г. показал, что примерно каждый пятый взрослый гражданин России не считает себя принадлежащий к какой-либо конфессии, но при том полагает себя верующим в Бога или какую-то святыню. В некоторых субъектах федерации, например, в Смоленской области, так позиционировало себя до половины населения.
Но коммунисты исторически враги религии как таковой. Отношение к "опиуму народа" ясно продекларировано и у Маркса-Энгельса, и тем более подтверждено действиями Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева. С этой точки зрения Лигачев и его молодые товарищи правы: с точки зрения ортодоксального коммунизма, тем более советского, никакого компромисса с религией быть не может. Среди левацкой молодежи, как я знаю, эти настроения усиливаются.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Двести лет вместе: московские градоначальники и Церковь Накануне выборов мэра Москвы, вспоминаем, как относились к Церкви московские градоначальники от за последние 200 лет. В первой части -- история одного города от наполеоновского нашествия 1812 г. до конца XIX века: пожар Москвы, строительство Храма Христа Спасителя, святитель Филарет, Голицынская больница, Закревский судится с Дивеево, Ростопчин и католики, тайная молитва Долгорукова
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Февральская революция: почему Церковь поддержала Временное правительство? События февраля 1917 года по-прежнему остаются предметом ожесточенных споров. Сегодня некоторыми историками найден новый главный революционер и борец с самодержавием -- Русская Церковь. Воззвание Синода о поддержке Временного правительства трактуется ими как одобрение происходившего тогда в стране. На чьей же стороне была Церковь в действительности?
Диоклетиан: гонитель Церкви, спасатель империи 20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан. Его гонения на Церковь были последней попыткой уничтожить христианство. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть, как св. Константин Великий сделал христианство религией не только терпимой, но и предпочитаемой самим «кесаревым домом».
Почему Россия не смогла «переварить» большевизм? Немцы осмыслили и осудили фашизм. Почему подобного не произошло с большевизмом в России? Продолжается ли вокруг нас Советский Союз? Своим видением с «Нескучным садом» поделились прот. Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и прот. Георгий МИТРОФАНОВ
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Рюрик, принц датский, и его русь В этом году отмечается 1150 лет российской государственности. Государственность эта началась парадоксально – с призвания варягов. Как жили славянские племена до прихода к ним Рюрика? Что нового он принес? Об этом НС рассказывает сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ.
Ольга Седакова о Прогулке с писателями 14 мая в Москве состоялась широко анонсированная «Прогулка с писателями», очередная мирная и многотысячная протестная акция была призвана проверить гуманность российских властей и отстоять право граждан «гулять» по городу в массовом порядке. Поэт и культуролог Ольга Седакова приняла участие в этой прогулке. Своими соображениями она поделилась с «Нескучным садом»
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Учредил ли Сталин РПЦ МП? «Нынешняя РПЦ не настоящая, она учреждена Сталиным», — такова одна из наиболее популярных антиклерикальных формулировок, звучащих сегодня в медийном пространстве. Действительно, в 1943 году политика государства в отношении Церкви резко изменилась. Изменилась ли при этом сама Церковь?
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Священник Георгий Ореханов: Падение СССР было предрешено отрывом от корней 8 ноября открывается выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть», посвященная гонениям на Церковь в СССР и приуроченная к 95-летию октябрьской революции. О том, как влияет на нас сегодня советское наследие и нужно ли от него избавляться, рассуждает церковный историк, доцент ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОВ
Дети русской эмиграции о революции 1917 года Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Василий Розанов: христианин или богоборец? Когда видишь сегодня в «фейсбуке» гневный пост про «засилье попов», про Церковь и чиновничество или про то, что христианство мертво, то вспоминаешь Розанова. Обо все этом он писал еще сто лет назад. Загадочный русский философ, которого одни считали антихристианином, другие антисемитом, одни провидцем, другие – краснобаем, лишенным убеждений, умер в этот день в 1918 году – возле Троице-Сергиевой лавры, после исповеди и причастия
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.