У нас принимаются очередные законы – на сей раз упрощается процедура отъема земли, потребной государству для строительства чего-то великого и необходимого. И в самом деле, общественные интересы должны быть выше личных – так нас еще в советском детстве учили. А мне вспоминается совсем другая история, библейская, из 3-й книги Царств. «Подстрекаемый «Иезавель, женой его», царь Ахав жаждет виноградников Навуфея Изреелита — 1879 г. холст, масло, английский художник Томас Мэтью Рук
Был человек по имени Навуфей, и у него был виноградник, доставшийся ему в наследство от предков. Но вышло так, что расположен он был рядом с царским дворцом. И вот царь Ахав захотел воспользоваться этим участком, чтобы разбить там сад. Он предлагал Навуфею дать ему такой же виноградник в другом месте или заплатить его стоимость серебром, но Навуфей ответил: «сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!» И Ахаву нечего было на это ответить.
Правда, закончилось всё очень плохо для всех участников этой истории, когда в нее вмешалась царица Иезавель: она ложно обвинила Навуфея и добилась для него смертного приговора, а его виноградник был конфискован в пользу царя. Но тогда к нему пришел пророк Илия с такими словами: «так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?... на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь». Вскорости это пророчество сбылось.
Жестокий Ветхий Завет с его войнами и казнями… Но израильтянам того времени показалась бы нелепой жестокостью конфискация земель, пусть и с достойной компенсацией, но без согласия владельца: как же это, отдать наследство отцов за серебро или пачку ассигнаций?
Земля в те времена могла покупаться и продаваться, но на нее не смотрели как на товар. Народ был неотделим от своей земли, а ведь народ состоял из отдельных колен и семейств – и значит, каждое из них тоже владело с древних времен собственным наделом, он переходил от отца к сыну и расстаться с ним можно было только в крайней нужде. Что чувствовали израильтяне, когда их переселяли в Вавилонию (не на Колыму, между прочим, а в процветающую столичную область империи), то почувствовал бы и Навуфей, если бы пришлось ему бросить свой пусть не самый роскошный, но с детства родной виноградник, где каждая лоза хранит тепло рук отца и деда, где каждая гроздь утолит жажду сына и внука.
Родители моей мамы – из Тверской губернии, но мама родилась в Горьком, прожила большую часть жизни в Москве. Отец в столице и родился, но его мама – из Риги, его отец – из Орловской губернии, могилы моих предков разбросаны по разным областям и странам, а домов, где они родились, и садов, где они собирали урожай, больше нет на земле. Я могу завещать своим детям квартиру или счет в банке, но у меня от рождения не было ничего, о чем я мог бы сказать: «наследство отцов моих». Ничего, кроме фамилии, фотографий, милых семейных безделушек.
Родовые гнезда – мы научились обходиться без них, потому что так проще строить и коммунизм, и капитализм, и что еще только ни строили в многострадальной России. И именно их, сдается мне, нам больше всего и не хватает. Мы все, от нищих бюджетников и до олигархов, в каком-то смысле сидим на чемоданах, кочуя по съемным ли комнатам в коммуналках, по пятизвездочным ли отелям и виллам на далеких островах – только без наследства отцов.
Можно принять тысячу разных законов, придумать сто тысяч государственных программ. Только человек, привыкший жить на чемоданах, вряд ли перестанет кидать окурки себе под ноги. Он просто не умеет иначе.
После окончания Гражданской войны в США был принят закон о гомстедах (homestead). Каждый глава семьи старше 21 года, если только он не воевал против правительства, имел право за 10 долларов получить в пользование участок до 65 гектаров из фонда государственных земель. Через пять лет, если он построил на участке жилье и обрабатывал его, участок переходил в его собственность совершенно бесплатно. Так оказались заселены огромные пространства американского Запада. Я был на одном таком участке в доме моего американского друга – его прадед когда-то застолбил его, а отец построил дом, где он живет по сю пору и не собирается никуда переезжать. Я страшно тогда завидовал, и вовсе не тому, что он живет в США – а тому, что он живет на дедовской земле в отеческом доме, и никому не позволено лишить его этого права. Может быть, отсюда и истоки американской мощи?
Когда иностранцы едут на поезде или на машине по нашей стране, даже из Питера в Москву, не говоря уж о Сибири или Заволжье, их поражает это обилие никому не нужной, брошенной земли среди редких деревень. Да и мы, приезжая в какой-нибудь живописный уголок на Псковщине, видим пустеющие селения вдоль трасс – и островки иван-чая вдали от них. Здесь когда-то жили люди, пасли скот, обрабатывали землю – но прошли войны и революции, коллективизации и укрупнения, и теперь всё это нерентабельно экономически и вообще никому не нужно. Жизнь утекает в большие города или на «юга», а там… там федеральные программы и отъем земель у счастливчиков, живущих на месте будущего стадиона или трассы. Ишь, эгоисты! Василий Суриков. Галерея живописи. Изба. 1873
Люди в нашей стране в большинстве своем давно уже забросили свою землю – не государственную, не общественную, а свою родную. Сможет ли страна тогда удержать чужеземцев от ее освоения? Это уже вовсю и происходит на Дальнем Востоке… Так что, сдается мне, не законы о максимально удобном отъеме земли у населения надо принимать, а наш вариант того самого американского закона (ведь можем же, когда захотим, скопировать их закон тридцатых годов об иностранных агентах, украсив его собственным административным рвением). И слово «гомстед» совсем не нужно заимствовать – «родовое имение» давно уже есть в нашем языке.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Эмиграция – личный опыт: Израиль как оазис Православия У IT-специалиста Юрия Когана чувство родины появилось в 20 лет, когда он взял в руки Библию. Тогда он уехал в Израиль. Говорит, что живет очень непросто, но рад. Особенно рад тому, что здесь гораздо проще попасть к православному священнику в его родном Дальнегорске
Человек без Родины – сирота Если не любить свой народ, то не реализуется какая-то часть твоей души, уверен епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Волны русской эмиграции: от Ивана Грозного до наших дней В дореволюционном российском законодательстве эмиграция как правовое понятие отсутствовала. Подданным России запрещалось менять гражданство. Нарушивших закон, вне зависимости от сословия, ждала вечная ссылка в Сибирь и утрата имущества. Судьбу волн русской эмиграции начиная со средних веков и до конца ХХ века проследил историк Ярослав ЗВЕРЕВ.
Где моя родина? Сегодня эмиграция в основном образовательная: уезжают студенты, потому что они энергичны, хорошо знают английский и имеют шанс найти достойную работу заграницей. Но уезжают не все. По каким причинам одни студенты хотят покинуть Россию, а другие — остаться? И что называют родиной? Рассказывают они сами
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Переселение народов: почему из России уезжают Специалист по социологии миграции профессор Даниил АЛЕКСАНДРОВ считает, что причины миграции образованных людей из России – не политические.
Бородино: 20 тонн пороха 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года отметили масштабной реконструкцией Бородинского сражения. В театре военных действий на Бородинском поле побывал наш корреспондент, смотрите фоторепортаж
Эмиграция – личный опыт: «Человек должен жить дома» Переводчик Елена ДОРМАН рассказывает, что ее семья не эмигрировала, а бежала, когда ее отца должны были со дня на день арестовать как диссидента. В эмиграции Елена крестилась, а чувство Родины обрела в России. Когда вернулась сюда через много лет
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
«Православные гопники» или миссионеры? Недавно в интернете распространилась видеозапись на которой группа православных активистов требует у посетительницы кафе «Му-му» снять «антиправославную» футболку. Запись вызвала противоречивую реакцию. За комментарием мы обратились к руководителю православного молодежного движения «Даниловцы» Юрию Белановскому.
Одежда в школе: допустимы ли хиджабы В Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.</
22 июня: трагедии и подвиги маленького человека Историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ на основе военных дневников и писем реконструирует для «Нескучного сада» первые дни Великой Отечественной войны. Почему нападение немцев стало неожиданностью, хотя приготовления к войне были очевидны?
Ноябрьский номер «Нескучного сада»: тема - эмиграция Сегодня уже не нужно эмигрировать для того, чтобы учиться или работать на Западе. Но все чаще можно услышать: «хочу уехать из этой страны». О тех, кто уехал и о тех, кто остается, – новый номер журнала «Нескучный сад».
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Ордена войны: возвращение к империи? Пропагандистско-идеологический механизм Советского Союза в первые годы войны переживает перестройку: интернационализм, рабоче-крестьянские лозунги уступают место патриотизму, прославлению русского народа. В армии и на флоте начинают возрождаться традиции дореволюционной России, война становится Отечественной. Возникают награды, имеющие явные имперские корни. О том, как появлялись военные ордена, рассказывает историк Петр МАЗАЕВ
Поруганные святыни показали журналистам Сегодня в Храм Христа Спасителя привезли пять изрубленных топором икон из Великого Устюга и пострадавший от вандала с ножом поклонный крест из Невинномысска. Святыни вынесут для поклонения на молебне в защиту веры, который состоится 22 апреля
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.