В Церкви «быт» нередко противопоставляют аскетизму. Или еще: быт — «низкая» сторона жизни человека, а есть «высокие»: любовь, духовность, культура, наука и др. Уместно ли такое противопоставление? Размышляет иерей Дмитрий СВЕРДЛОВ, настоятель храма Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района (Московская область):
Вещи не виноваты
— Разделение жизни человека на «высокую» и «низкую», или деление ее на «священное» и «быт» — с точки зрения православной антропологии не вполне корректно. Бог создал материю, Бог создал землю и само материальное освящено благодаря Божественному акту творения, которое подробно описывается на самых первых страницах Библии. Сама материя свята, потому что вышла из рук Божиих. Презрение земного, материи, материального – это нехристианское отношение к миру, сродни дуалистическому, манихейскому взгляду, который принципиально противопоставляет дух и материю. Эта концепция (где считается, что дух — свят, а материя – априори грешна) была многократно отвергнута православным богословием.
О Божием благословении материи говорит само Воплощение, вочеловечивание Сына Божия. Если бы материальное было скверным, Бог не мог бы воплотиться, потому что плоть – это материя. Божественная и человеческая природы Христа не смогли бы соединиться в акте Воплощения, если бы человеческая, созданная в том числе из материи, природа была бы по сути своей грешной. Потому что Бог с грехом ничего общего иметь не может, по определению.
Рождество Спасителя, то, что Он жил земной жизнью, пользовался вещами, ел, пил, ходил, спал, разворачивал своими руками свиток в капернаумской синагоге, брал в руки землю и прикладывал ее к глазам слепого — все это и многое другое подтверждает Божие благословение материи. Крещение человека использует материю – воду. Таинство Причастия, великая Евхаристия совершается с помощью материальных предметов – хлеба и вина.
…Вообще, о проблеме разделения жизни верующего человека на жизнь духовную и не духовную хорошо говорил прот. Александр Шмеман, в том смысле, что для человека церковного не существует по сути такого разделения. Для него все, чем он живет, включая обыденные вещи: работу, дом, быт, то, как он его организовал – все это составляет единое целое, является частями духовной жизни. Человек, стремящийся к Богу, стремится к Нему всем своим существом. Поэтому и быт, как часть земной жизни, может и должен быть посвящен Богу – как одно из слагаемых пути спасения.
В опрятном, уютном быте, на мой взгляд, нет никакого греха, наоборот, это добродетель и прямое следование Божьей заповеди. В книге Бытия говорится, что, сотворив Адама, Бог дал ему всю землю вместе с ее творением — растениями, животными, чтобы он ее хранил и возделывал, или как сказано в славянском переводе, Бог наказал Адаму «блюсти» райский сад. Эта заповедь относится, что важно, не к внутренней жизни человека, а к заботе о благополучии, поддержании порядка и красоты внешнего, сотворенного Богом мира. И Адам, «блюдя» райский сад, оказывал послушание Богу…
Различие сакрального и профанного проходит не по границе духовное-материальное. Все мирское должно попадать для христианина в орбиту его духовной жизни. Грех - не в самих вещах, а в неправильном их использовании. У апостола Павла есть прекрасные слова: «Попечение о плоти не превращайте в похоти». (Рим.13:14). Если возвращаться к нашей теме, то это о том, что быт, уют, желание обустроить дом начинают завладевать человеком, и лишают его свободы заниматься другими вещами, — здесь как раз кончается свобода и начинается рабство. А где кончается свобода и начинается рабство - там и начинается грех.
Ненавязчивость как правило
Чтобы понять, где именно для меня свобода, а где рабство, нужно знать свою меру. Мера – крайне индивидуальная вещь. Никакого общеобязательного критерия в этом вопросе, на мой взгляд, не существует. У людей разное происхождение, воспитание, потребности, даже люди одной национальности, одного гражданства выходят из разных культур, от своих родителей наследуют различное представление о норме. Здесь общий знаменатель невозможен. Критерий меры, нормы каждому человеку задает Бог, и найти этот критерий только на пути личного, индивидуального, если так можно выразиться, Богопознания.
Найти свою меру, это значит научиться различать добро и зло, научиться ощущать присутствие Бога и Его отсутствие. Это, собственно, и есть и метод, и задача духовной жизни, этим путем происходит Богопознание. Эта духовная задача длиной в жизнь и ее должен решать сам человек - с помощью Церкви, молитвы, таинств, Библии и духовника, если повезет. Если применить эту задачу к проблеме организации быта – то надо научиться определять, где для меня в пользовании вещами, в заботе об уюте и красоте своего дома добро, польза, а где уже начинается зло.
Важно и другое. Предположим, если я для себя эту меру нашел, эта находка не может быть слепо передана, скопирована, странслирована другому человеку. Я не могу сказать другому, например, знаешь, вот ламинат — это хорошо, а дорогой итальянский дубовый портрет – это уже грех, избыточность и попечение о плоти…. Нет на такие слова у меня права.
Мне как-то рассказали, желая привести пример аскетизма, об одном монахе, которому в подарок прихожанка принесла покрывало, расшитое красивым узором. И подвижник огорчился тому, сколько времени у женщины ушло на вышивание: для него покрывало было не украшением, а только защитой от холода. Для него вышивание покрывала было образцом суетного времяпрепровождения.
Я тогда задумался об этой истории. Позиция монаха понятна. Он же монах, зачем монаху узоры на покрывале? Но справедливо ли ему мерить ее своей мерой?.. У монаха-подвижника есть свой критерий необходимого, монахи приносят обет нестяжания… Возможно, он следовал мудрой, но суровой норме, пришедшей еще от античных стоиков, когда все, что не необходимо — излишне и потому грех. Но вопрос все в том же: имеем ли мы право требовать от другого человека исполнения собственных принципов, своей меры?
У этой женщины-мирянки, очевидно, иная норма, чем у подвижника. Если бы тот монах сам шил себе покрывало, вряд ли он бы расшил его цветами. И если так, то это все равно не дает ему права навязывать этой женщине свою меру необходимого и достаточного. Если она придет, с Божьей помощью, в другое духовное состояние, в состояние Марии Египетской, например, - то ни цветы, ни покрывало ей уже будут не нужны… Собственная аскетическая мера — не повод мерить также других людей, тем более требовать от них того же. Они, может быть, никогда не придут в такую меру, и может быть, нет Божиего благословения им приходить в такую меру воздержания. У Божиего промысла в отношении этого человека может быть совершенно иной план. Вообще, спасение этого человека может совершаться не на поприще аскетизма, а на каком-то Богом избранном совершенно другом пути. Предъявлять же требования, которые предъявляешь себе, другому человеку — это и есть суд. От которого предостерегал Христос.
Истинный аскетизм, как и все истинное – редкая вещь. А вот людей которые собственную неопрятность, лень, безалаберность или просто неумение позаботиться о себе и своих близких выдают за аскетизм, воздержание, непопечение о плоти, приоритет неких духовных задач – таких людей много. Беспорядок, неуют, разруха, грязь — это то, что на мой взгляд, чаще свидетельствует о внутренней проблеме человека, нежели о том, что он по-настоящему не от мира сего.
Помимо обычной лени, еще и манихейство, о котором говорили выше, продолжает действовать через людей. Те, кто как манихеи демонизируют материю, забывают о том, что Дух материю освящает – как об этом говорит святоотеческое учение о человеке. Именно такая возможность освящения материи дает основание для православного почитания мощей святых – благодатный дух человека освятил его тело настолько, что после кончины святого само его тело является источником благодати. Этот же процесс происходит со всеми вещами, которых касается человек: тот, у кого мир в душе, этот мир изливает на все вокруг – на людей, на животных… И на вещи.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Быт как личное начало Быт, уют часто считают синонимом мещанства. Но многие ли из нас обходятся без быта? Или страдают от того, что в доме слишком уютно, чисто, красиво? Где место быта в жизни человека?
Все послушания Ватопеда... ну или почти все Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.
Рождество в семейном кругу: как устроить праздник По-настоящему незабываемым событием для ребенка сделает Рождество домашний праздник, на который можно созвать и родственников, и друзей с детьми. Как такой праздник организовать? Своими идеями на этот счет делятся опытные родители и педагоги
Наследники Ферапонта: что дурного в "постном лице"? В «Братьях Карамазовых» Достоевский создал образ отца Ферапонта — постника и человеконенавистника, живущего при монастыре в чрезмерной аскезе и считающего себя вправе судить братьев, позволяющих себе послабления в умерщвлении плоти. На ферапонтовские подвиги у нынешних наследников сурового постника кишка тонковата, но вот постный вид принять они почитают обязательным. О внешнем посте и внутреннем рассуждает поэт и священник Сергий КРУГЛОВ
Православная Африка: христиане из племени масаи В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент "НС", чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро
Православная Африка: чтец, певец и барабанщик Почти миллион православных живут в Кении, большая часть из них — в округе города Ньери через экватор от столицы. Познакомить нас с местными приходами взялся священник Филипп Гатари, настоятель храма прп. Антония Великого и директор местной школы
Мечтать ли христианину? Ответ на вопрос «можно ли православному мечтать?» на первый взгляд может быть только отрицательным: многие из нас помнят святоотеческие высказывания, предостерегающие от подобного рода пустых и даже вредных занятий. Но все ли так просто и однозначно? Рассуждают священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и публицист Михаил ЗАВАЛОВ.
Масленица: блины, млины и трудоножки Масленица — это значит блинное объедение. Кажется, что блины на Руси ели всегда. Правда, как рассказал «Нескучному cаду» известный повар Максим СЫРНИКОВ, многие годы занимающийся изучением и реконструкцией блюд традиционной русской кулинарии, до А. С. Пушкина история об этом умалчивала
Что подарить на Рождество? О подарках на Рождество стоит подумать заранее — хотя у нас нет понятия «рождественский стресс» (в России «стресс новогодний»), но ближе к Рождеству полки продуктовых лавок оказываются пусты, а магазины подарков на время зимних каникул закрываются. Ника БЕЗДЕЛУШКИНА предлагает несколько идей того, что можно подарить на Рождество
Еда и еда – почувствуйте разницу В России теперь продают много продуктов – изобилие такое же, как в развитых странах. Только вот о качестве этой еды мы не привыкли задумываться, нас больше волнует количество. Продают в супермаркете пластиковые помидоры – мы едим покорно, написано на хлебе, что он с консервантами – все равно покупаем, пахнет мясо антибиотиками – все равно берем. А что же натуральная еда? Ее у нас считают уделом сверхбогатых. Она, мол, доставляется на самолетах из Европы... Значит, простому человеку впору смириться и есть то, что предлагает массовый ретейл? Нет. Обычному человеку надо подружиться с фермерами и есть то, что нравится!
Святитель Григорий Палама: спор о Свете в сумерках империи Беглец от мира и пленник у турок, аристократ, который отверг «стрелы умствований» ради умной молитвы, гонимый византийской властью и византийской интеллигенцией, архиерей, твердо правивший своей паствой. Пример жизни свт. Григория Паламы не теряет актуальности и в наши дни
Кто читает святых отцов? Когда я училась в Свято-Димитриевском училище, мы читали и изучали «Поучения Аввы Дорофея» -- я очень эту книгу люблю. Там есть такой трогательный рассказ, как Авва Дорофей, который трудился в больнице, переживал, что плохо перестилает постели. Я каждый раз, перечитывая это место, поражаюсь тому, как внимателен он был к больным и как добросовестен в своем послушании
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
«А жизнь, товарищи, была совсем хорошая» Когда мы сейчас заглядываем мысленно в предвоенные годы, нам кажется, наших предков должно было мучить предчувствие. На самом деле оно, возможно, мучает задним числом нас, которые знают, чем все кончилось. Как жила Россия в довоенное время, в те июньские дни, когда на страну обрушилась страшная война? Любопытный эксперимент реконструкции довоенного быта по довоенным же фильмам проделала Татьяна ШОЛОМОВА.
Как создать рождественское настроение Новогоднюю и рождественскую атмосферу я начинаю ощущать только после Нового года. В конце декабря не до этого: ворох дел на работе и дома, конец четверти и семестра у детей, отчаянные попытки купить билет куда-нибудь на время зимних каникул (хоть на поезд в Таллинн, хоть в театр на соседней улице!). В общем, опоминаться начинаешь только с 1 января. Суета позади, можно просто побыть с семьей. Именно поэтому время до Рождества у меня — самое любимое, самое уместное для подготовки подарков и для создания настоящего рождественского настроения
Рождественские украшения и рождественские игры Вот и наступил самый радостный пост в году. Это время подготовки к Рождеству Христову, самому «детскому» празднику, потому что мы ждем прихода в мир Богомладенца, потому что все дарят друг другу подарки. А самые дорогие подарки – те, в которые вложена наша любовь и частица души, те, которые сделаны нашими руками.
Как изо льда сделать фонарь Загородный дом на Новый год можно украсить цветными ледяными фонарями на снегу за окном. Корреспонденту "Нескучного сада" удалось подробно узнать о том, как сделать такое украшение
Климат в разбалансе Климат меняется — признают ученые. Связано ли глобальное потепление с делами рук человеческих или это естественные колебания? Кому выгодно спекулировать на «потеплении» или «похолодании»? Отвечает Алексей КОКОРИН, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF, кандидат физико-математических наук.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.