На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Нам не страшен серый быт


Версия для печати
06.07.11, 10:16

В Церкви «быт» нередко противопоставляют аскетизму. Или еще: быт — «низкая» сторона жизни человека, а есть «высокие»: любовь, духовность, культура, наука и др. Уместно ли такое противопоставление? Размышляет иерей Дмитрий СВЕРДЛОВ, настоятель храма Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района (Московская область):

Вещи не виноваты
— Разделение жизни человека на «высокую» и «низкую», или деление ее на «священное» и «быт» — с точки зрения православной антропологии не вполне корректно. Бог создал материю, Бог создал землю и само материальное освящено благодаря Божественному акту творения, которое подробно описывается на самых первых страницах Библии. Сама материя свята, потому что вышла из рук Божиих. Презрение земного, материи, материального – это нехристианское отношение к миру, сродни дуалистическому, манихейскому взгляду, который принципиально противопоставляет дух и материю. Эта концепция (где считается, что дух — свят, а материя – априори грешна) была многократно отвергнута православным богословием.

О Божием благословении материи говорит само Воплощение, вочеловечивание Сына Божия. Если бы материальное было скверным, Бог не мог бы воплотиться, потому что плоть – это материя. Божественная и человеческая природы Христа не смогли бы соединиться в акте Воплощения, если бы человеческая, созданная в том числе из материи, природа была бы по сути своей грешной. Потому что Бог с грехом ничего общего иметь не может, по определению.

Рождество Спасителя, то, что Он жил земной жизнью, пользовался вещами, ел, пил, ходил, спал, разворачивал своими руками свиток в капернаумской синагоге, брал в руки землю и прикладывал ее к глазам слепого — все это и многое другое подтверждает Божие благословение материи. Крещение человека использует материю – воду. Таинство Причастия, великая Евхаристия совершается с помощью материальных предметов – хлеба и вина.

…Вообще, о проблеме разделения жизни верующего человека на жизнь духовную и не духовную хорошо говорил прот. Александр Шмеман, в том смысле, что для человека церковного не существует по сути такого разделения. Для него все, чем он живет, включая обыденные вещи: работу, дом, быт, то, как он его организовал – все это составляет единое целое, является частями духовной жизни. Человек, стремящийся к Богу, стремится к Нему всем своим существом. Поэтому и быт, как часть земной жизни, может и должен быть посвящен Богу – как одно из слагаемых пути спасения.

В опрятном, уютном быте, на мой взгляд, нет никакого греха, наоборот, это добродетель и прямое следование Божьей заповеди. В книге Бытия говорится, что, сотворив Адама, Бог дал ему всю землю вместе с ее творением — растениями, животными, чтобы он ее хранил и возделывал, или как сказано в славянском переводе, Бог наказал Адаму «блюсти» райский сад. Эта заповедь относится, что важно, не к внутренней жизни человека, а к заботе о благополучии, поддержании порядка и красоты внешнего, сотворенного Богом мира. И Адам, «блюдя» райский сад, оказывал послушание Богу…

Различие сакрального и профанного проходит не по границе духовное-материальное. Все мирское должно попадать для христианина в орбиту его духовной жизни. Грех - не в самих вещах, а в неправильном их использовании. У апостола Павла есть прекрасные слова: «Попечение о плоти не превращайте в похоти». (Рим.13:14). Если возвращаться к нашей теме, то это о том, что быт, уют, желание обустроить дом начинают завладевать человеком, и лишают его свободы заниматься другими вещами, — здесь как раз кончается свобода и начинается рабство. А где кончается свобода и начинается рабство - там и начинается грех.

Ненавязчивость как правило
Чтобы понять, где именно для меня свобода, а где рабство, нужно знать свою меру. Мера – крайне индивидуальная вещь. Никакого общеобязательного критерия в этом вопросе, на мой взгляд, не существует. У людей разное происхождение, воспитание, потребности, даже люди одной национальности, одного гражданства выходят из разных культур, от своих родителей наследуют различное представление о норме. Здесь общий знаменатель невозможен. Критерий меры, нормы каждому человеку задает Бог, и найти этот критерий только на пути личного, индивидуального, если так можно выразиться, Богопознания.

Найти свою меру, это значит научиться различать добро и зло, научиться ощущать присутствие Бога и Его отсутствие. Это, собственно, и есть и метод, и задача духовной жизни, этим путем происходит Богопознание. Эта духовная задача длиной в жизнь и ее должен решать сам человек - с помощью Церкви, молитвы, таинств, Библии и духовника, если повезет. Если применить эту задачу к проблеме организации быта – то надо научиться определять, где для меня в пользовании вещами, в заботе об уюте и красоте своего дома добро, польза, а где уже начинается зло.

Важно и другое. Предположим, если я для себя эту меру нашел, эта находка не может быть слепо передана, скопирована, странслирована другому человеку. Я не могу сказать другому, например, знаешь, вот ламинат — это хорошо, а дорогой итальянский дубовый портрет – это уже грех, избыточность и попечение о плоти…. Нет на такие слова у меня права.

Мне как-то рассказали, желая привести пример аскетизма, об одном монахе, которому в подарок прихожанка принесла покрывало, расшитое красивым узором. И подвижник огорчился тому, сколько времени у женщины ушло на вышивание: для него покрывало было не украшением, а только защитой от холода. Для него вышивание покрывала было образцом суетного времяпрепровождения.

Я тогда задумался об этой истории. Позиция монаха понятна. Он же монах, зачем монаху узоры на покрывале? Но справедливо ли ему мерить ее своей мерой?.. У монаха-подвижника есть свой критерий необходимого, монахи приносят обет нестяжания… Возможно, он следовал мудрой, но суровой норме, пришедшей еще от античных стоиков, когда все, что не необходимо — излишне и потому грех. Но вопрос все в том же: имеем ли мы право требовать от другого человека исполнения собственных принципов, своей меры?

У этой женщины-мирянки, очевидно, иная норма, чем у подвижника. Если бы тот монах сам шил себе покрывало, вряд ли он бы расшил его цветами. И если так, то это все равно не дает ему права навязывать этой женщине свою меру необходимого и достаточного. Если она придет, с Божьей помощью, в другое духовное состояние, в состояние Марии Египетской, например, - то ни цветы, ни покрывало ей уже будут не нужны… Собственная аскетическая мера — не повод мерить также других людей, тем более требовать от них того же. Они, может быть, никогда не придут в такую меру, и может быть, нет Божиего благословения им приходить в такую меру воздержания. У Божиего промысла в отношении этого человека может быть совершенно иной план. Вообще, спасение этого человека может совершаться не на поприще аскетизма, а на каком-то Богом избранном совершенно другом пути. Предъявлять же требования, которые предъявляешь себе, другому человеку — это и есть суд. От которого предостерегал Христос.

Истинный аскетизм, как и все истинное – редкая вещь. А вот людей которые собственную неопрятность, лень, безалаберность или просто неумение позаботиться о себе и своих близких выдают за аскетизм, воздержание, непопечение о плоти, приоритет неких духовных задач – таких людей много. Беспорядок, неуют, разруха, грязь — это то, что на мой взгляд, чаще свидетельствует о внутренней проблеме человека, нежели о том, что он по-настоящему не от мира сего.

Помимо обычной лени, еще и манихейство, о котором говорили выше, продолжает действовать через людей. Те, кто как манихеи демонизируют материю, забывают о том, что Дух материю освящает – как об этом говорит святоотеческое учение о человеке. Именно такая возможность освящения материи дает основание для православного почитания мощей святых – благодатный дух человека освятил его тело настолько, что после кончины святого само его тело является источником благодати. Этот же процесс происходит со всеми вещами, которых касается человек: тот, у кого мир в душе, этот мир изливает на все вокруг – на людей, на животных… И на вещи.

И это путь, открытый каждому.

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Аскетика  Быт 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.