На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Святитель Григорий Палама: спор о Свете в сумерках империи


Версия для печати
31.03.13, 10:28

Беглец от мира и пленник у турок, аристократ, который отверг «стрелы умствований», гонимый византийской властью и византийской интеллигенцией, архиерей, твердо правивший своей паствой. Пример жизни свт. Григория Паламы не теряет актуальности и в наши дни.


Исихастский собор 1351 г. в Константинополе. Миниатюра из богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина. 1371–1375 гг.Париж. Фото: Православная энциклопедия

Святитель Григорий Палама – великий подвижник и мистик, учитель православной Церкви, - является последним ярким представителем византийского богословия перед падением Империи. Его творчество в наши дни по праву считается вершиной мистического богословия – богословия молитвы и созерцания, богословия обожения и стяжания благодати Святого Духа.

Богословие св. Григория зиждется на духовно-практическом опыте Исихазма (от греч. hesychia – покой, — безмолвие, отрешенность) — монашеского движения, стремившегося посредством совершения постоянной “умной молитвы” достичь бесстрастия. Своей высшей целью исихасты видели преображение и обожение по образу воскресшего Иисуса Христа, в чем и заключается смысл жизненного пути подвижника.

Св. Григорий родился в Констанинополе, в аристократической семье, получил блестящее образование. Особый интерес в юности Григорий проявлял к философии. В 17 лет Григорий в присутствии императора Адроника II и его приближенных блестяще прочел лекцию о силлогистическом методе Аристотеля.

Однако около 1316 г., в возрасте 20 лет, св. Григорий покинул Константинополь и направился на Святую Гору Афон, где принял монашество и подвизался под руководством святых старцев - преподобных Никодима и Никифора.

В 1325 г. из-за турецких набегов св. Григорий с другими монахами покинул Афон и поселился в Фессалониках, где принял сан пресвитера. Позже он основал монашескую общину в окрестности города Верии, Там св. Григорий все свое время, кроме совершения общих богослужений, посвящал непрерывной безмолвной молитве.

В 1331 году св. Григорий вернулся на Афон, где жил в пустыни святого Саввы неподалеку от Великой Лавры. Затем св. Григорий был избран игуменом монастыря Эсфигмен.

Тихая жизнь в монашеском уединении продолжалась недолго – с 1335 г. до 1347 г. св. Григорий был вынужден вступить в напряженную богословско-догматическую полемику, получившую в церковной истории название “паламитских споров”. На первом этапе (1335-1341 гг.) противником св. Григория был блестяще образованный, но гордый, самолюбивый и дерзкий монах Варлаам Калабрийский.

Варлаам был родом из Италии, где изучал схоластическое богословие и философию в латинских школах. С одной стороны Варлаам слишком полагался на разум и знание, считал, что христианам философия так же необходима, как и Божественное откровение. С другой стороны, Варлаам был скептиком и считал, что Бог непознаваем для человека, в земной жизни возможно лишь очень приблизительное, символическое видение Бога, Которого человек увидит лишь после смерти.

Варлаам написал ряд сочинений, в которых подверг едкой критике специфическую, психосоматическую практику умной молитвы исихастов, а самих монахов – исихастов объявил последователями древней ереси мессалианства.

В ответ св. Григорий написал в период 1338-1341 девять слов против Варлаама, разделив их на три триады, а также составил в 1340 г. “Святогорский Томос в защиту священно-безмолствующих”. В споре с Варлаамом св. Григория поддержал Констанинопольский Патриарх Иоанн Калека, ставший позже его злейшим врагом, царица Анна и её сын Иоанн Палеолог, великий доместик, будущий император, Иоанн Кантакузин, а также византийские и афонские монахи.

Варлаам нашел поддержку в ученой среде – прежде всего в лице философа и богослова Григория Акиндина, бывшего вначале другом и единомышленником св. Григория Паламы и историка Никифора Григоры.

В этих спорах дискутировались не только вопросы, связанные с практикой исихазма. Главной темой споров было учение св. Григория о “нетварных энергиях”, посредством которых Бог действует в земном мире. Бог в Своей сущности обитает в “неприступном свете”, Его сущность непостижима человеческим ведением и не сообщается тварному миру. Однако Бог сообщает Себя миру и человеку через Свои действования, или энергии. “Ибо согласно отцам, как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает (ενεργει) все”.

Этой нетварной энергией был Фаворский свет, которым был осиян Спаситель во время Преображения и который видели апостолы. Этим же светом может быть осиян подвижник, достигший блаженного состояния обожения.

“Так же воссияют праведники, как Господь воссиял на горе, и царство их будет не тварное и не совершенно иное, а то же самое, что и Его…О, кто воспоет достойно, единородное Слово Божие, силу Твоего пришествия на землю? Ведь на Божественном твоем жертвеннике возжигается не чуждый, земной огонь, а в другом смысле чуждый — небесный, передаванием хранимый неугасимо, который Ты пришел заронить на землю по несравненной бездне человеколюбия, которого причащаются служащие духи и от которого бегут демоны, который Моисей увидел на терновнике и которым Илия был восхищен от земли, который сонм апостолов Твоих видел изливающимся от Твоего тела и которым был озарен Павел, из гонителя обратившийся в ученика, который есть сила воскрешения и действие бессмертия, сияние святых душ и соединение всех словесных сил”.

В 1341, 1347, 1351, 1352, и 1368 годах в Констанинополе проводились церковные соборы, на которых учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением Церкви, а Варлаам и его сторонники анафематствованы. Сам Варлаам впоследствии перешел в католицизм и стал латинским епископом.

В 1341 – 1347 Византия была охвачена междоусобицей. В 1341 г. умер император Андроник III. В борьбе за власть схватились Иоанн Кантакузин и великий дука Алексий Апокавк. Алексия поддерживал патриарх Иоанн Калека, Кантакузина поддерживал Палама.

Патриарх Иоанн люто возненавидел св. Григория и хотел добиться его отлучения от Церкви. В мае-июне 1342 г. состоялось два собора для осуждения Паламы, однако патриарх не смог добиться желаемого. В ноябре 1344 г. на очередном соборе святителя Григория Паламу все же осудили и отлучили от Церкви, а Акиндин, в тот момент главный противник Паламы, в конце того же года был возведен в сан пресвитера.

В 1347 г. после победы и восшествия на императорский трон Иоанна Кантакузина, патриаршую кафедру занял Исидор Вухир, благоволивший исихастам. На соборе 2 февраля 1347 г. св. Григорий Палама был оправдан, а его противники осуждены. Вскоре Св. Григорий был избран архиепископом Фессалоникийским. Однако занял кафедру он только в 1350 г., когда император Кантакузин сломил сопротивление зилотов -сторонников Палеолога и захватил Фессалоники. Св. Григорий кротостью и миролюбием успокоил жителей города и водворил гражданский порядок.

В 1354 г. св. Григорий отправился по морю в Константинополь с целью примирить Кантакузина и Палеолога. Но его корабль подвергся нападению турецких пиратов, и св. Григорий на год оказался в турецком плену. Он со смирением перенес испытание, и считал, что Сам Бог направил его к туркам, чтобы возвестить им веру Христову.

В “Послании своей Церкви”, а также в двух сохранившихся текстах “Собеседований” св. Григорий повествует об обстоятельствах своего пленения и спорах о вере, которые он вел с мусульманами, рискуя потерять жизнь. Эти тексты являют нам образец твердой и принципиальной позиции христианина в верности евангельскому благовестию, одновременно мудрому и уважительному отношению к людям, исповедующим иную религию.

“Один из них (турок), – повествует св. Григорий - сказал: «Настанет когда-нибудь время, когда мы придем к согласию друг с другом». И я согласился с этим и высказал пожелание, чтобы такое время пришло как можно скорее. Но почему я сказал это людям, которые с точки зрения веры живут сейчас иначе, чем будут жить, когда такое время наступит? Я согласился, потому что вспомнил слова апостола о том, что «перед именем Иисуса Христа преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедовать, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Рим.14:11; Флп.2:10–11); это будет, во всяком случае, во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа”.

После освобождения от турок и возвращения к своей пастве свт. Григорий мирно правил своей епархией до 1359 г. ( или 1357 г.). К этому времени относятся его “Омилии” или Поучения, по праву считающиеся шедеврами церковного красноречия. Скончался св. Григорий 14 ноября 1364 г. в возрасте 63 лет.

Непосредственно после блаженной кончины св. Григория стали почитать в Фессалониках как местночтимого святого. В 1368 г. Синод Констанинопольской Церкви во главе с патриархом Филофеем Коккином прославил его в лике святых и включил имя св. Григория в церковный календарь.
Патриарх Филофей также составил житие и службу св. Григорию. Честные мощи св Григория были положены в кафедральном соборе св.Софии в Фессалониках. После захвата города турками и обращении храма в мечеть мощи Григория Паламы были вначале перенесены в монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор города. С 1890 они хранятся в новом кафедральном соборе. города, освящённом в 1914 г. в честь св. Григория.
С XX в. к изучению богословскому творчеству св. Григория, и, в целом, к исихазму и православному мистицизму, проявляется большое внимание и интерес, как среди православных, так и инославных христиан. Было опубликовано множество переводов, книг и монографий о св. Григории и традициях исихазма. Наиболее известной фундаментальным исследованием о паламизме является работа протопр. Иоанна Мейендорфа. “Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение”.

Жизненный пример и учение св. Григория Паламы не теряет своей актуальности для современных христиан, поскольку являет собой живой опыт непосредственного общения с Богом в молитве и аскетического подвига, направленного на преображение своего внутреннего духовного мира при помощи действия Божественной благодати, ниспосылаемой человеку Богом как величайший дар Его любви.

Протодиакон Константин МАРКОВИЧ

Версия для печати

Тэги: Святые  Аскетика  Великий пост 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.