Беглец от мира и пленник у турок, аристократ, который отверг «стрелы умствований», гонимый византийской властью и византийской интеллигенцией, архиерей, твердо правивший своей паствой. Пример жизни свт. Григория Паламы не теряет актуальности и в наши дни.
Исихастский собор 1351 г. в Константинополе. Миниатюра из богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина. 1371–1375 гг.Париж. Фото: Православная энциклопедия
Святитель Григорий Палама – великий подвижник и мистик, учитель православной Церкви, - является последним ярким представителем византийского богословия перед падением Империи. Его творчество в наши дни по праву считается вершиной мистического богословия – богословия молитвы и созерцания, богословия обожения и стяжания благодати Святого Духа.
Богословие св. Григория зиждется на духовно-практическом опыте Исихазма (от греч. hesychia – покой, — безмолвие, отрешенность) — монашеского движения, стремившегося посредством совершения постоянной “умной молитвы” достичь бесстрастия. Своей высшей целью исихасты видели преображение и обожение по образу воскресшего Иисуса Христа, в чем и заключается смысл жизненного пути подвижника.
Св. Григорий родился в Констанинополе, в аристократической семье, получил блестящее образование. Особый интерес в юности Григорий проявлял к философии. В 17 лет Григорий в присутствии императора Адроника II и его приближенных блестяще прочел лекцию о силлогистическом методе Аристотеля.
Однако около 1316 г., в возрасте 20 лет, св. Григорий покинул Константинополь и направился на Святую Гору Афон, где принял монашество и подвизался под руководством святых старцев - преподобных Никодима и Никифора.
В 1325 г. из-за турецких набегов св. Григорий с другими монахами покинул Афон и поселился в Фессалониках, где принял сан пресвитера. Позже он основал монашескую общину в окрестности города Верии, Там св. Григорий все свое время, кроме совершения общих богослужений, посвящал непрерывной безмолвной молитве.
В 1331 году св. Григорий вернулся на Афон, где жил в пустыни святого Саввы неподалеку от Великой Лавры. Затем св. Григорий был избран игуменом монастыря Эсфигмен.
Тихая жизнь в монашеском уединении продолжалась недолго – с 1335 г. до 1347 г. св. Григорий был вынужден вступить в напряженную богословско-догматическую полемику, получившую в церковной истории название “паламитских споров”. На первом этапе (1335-1341 гг.) противником св. Григория был блестяще образованный, но гордый, самолюбивый и дерзкий монах Варлаам Калабрийский.
Варлаам был родом из Италии, где изучал схоластическое богословие и философию в латинских школах. С одной стороны Варлаам слишком полагался на разум и знание, считал, что христианам философия так же необходима, как и Божественное откровение. С другой стороны, Варлаам был скептиком и считал, что Бог непознаваем для человека, в земной жизни возможно лишь очень приблизительное, символическое видение Бога, Которого человек увидит лишь после смерти.
Варлаам написал ряд сочинений, в которых подверг едкой критике специфическую, психосоматическую практику умной молитвы исихастов, а самих монахов – исихастов объявил последователями древней ереси мессалианства.
В ответ св. Григорий написал в период 1338-1341 девять слов против Варлаама, разделив их на три триады, а также составил в 1340 г. “Святогорский Томос в защиту священно-безмолствующих”. В споре с Варлаамом св. Григория поддержал Констанинопольский Патриарх Иоанн Калека, ставший позже его злейшим врагом, царица Анна и её сын Иоанн Палеолог, великий доместик, будущий император, Иоанн Кантакузин, а также византийские и афонские монахи.
Варлаам нашел поддержку в ученой среде – прежде всего в лице философа и богослова Григория Акиндина, бывшего вначале другом и единомышленником св. Григория Паламы и историка Никифора Григоры.
В этих спорах дискутировались не только вопросы, связанные с практикой исихазма. Главной темой споров было учение св. Григория о “нетварных энергиях”, посредством которых Бог действует в земном мире. Бог в Своей сущности обитает в “неприступном свете”, Его сущность непостижима человеческим ведением и не сообщается тварному миру. Однако Бог сообщает Себя миру и человеку через Свои действования, или энергии. “Ибо согласно отцам, как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает (ενεργει) все”.
Этой нетварной энергией был Фаворский свет, которым был осиян Спаситель во время Преображения и который видели апостолы. Этим же светом может быть осиян подвижник, достигший блаженного состояния обожения.
“Так же воссияют праведники, как Господь воссиял на горе, и царство их будет не тварное и не совершенно иное, а то же самое, что и Его…О, кто воспоет достойно, единородное Слово Божие, силу Твоего пришествия на землю? Ведь на Божественном твоем жертвеннике возжигается не чуждый, земной огонь, а в другом смысле чуждый — небесный, передаванием хранимый неугасимо, который Ты пришел заронить на землю по несравненной бездне человеколюбия, которого причащаются служащие духи и от которого бегут демоны, который Моисей увидел на терновнике и которым Илия был восхищен от земли, который сонм апостолов Твоих видел изливающимся от Твоего тела и которым был озарен Павел, из гонителя обратившийся в ученика, который есть сила воскрешения и действие бессмертия, сияние святых душ и соединение всех словесных сил”.
В 1341, 1347, 1351, 1352, и 1368 годах в Констанинополе проводились церковные соборы, на которых учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением Церкви, а Варлаам и его сторонники анафематствованы. Сам Варлаам впоследствии перешел в католицизм и стал латинским епископом.
В 1341 – 1347 Византия была охвачена междоусобицей. В 1341 г. умер император Андроник III. В борьбе за власть схватились Иоанн Кантакузин и великий дука Алексий Апокавк. Алексия поддерживал патриарх Иоанн Калека, Кантакузина поддерживал Палама.
Патриарх Иоанн люто возненавидел св. Григория и хотел добиться его отлучения от Церкви. В мае-июне 1342 г. состоялось два собора для осуждения Паламы, однако патриарх не смог добиться желаемого. В ноябре 1344 г. на очередном соборе святителя Григория Паламу все же осудили и отлучили от Церкви, а Акиндин, в тот момент главный противник Паламы, в конце того же года был возведен в сан пресвитера.
В 1347 г. после победы и восшествия на императорский трон Иоанна Кантакузина, патриаршую кафедру занял Исидор Вухир, благоволивший исихастам. На соборе 2 февраля 1347 г. св. Григорий Палама был оправдан, а его противники осуждены. Вскоре Св. Григорий был избран архиепископом Фессалоникийским. Однако занял кафедру он только в 1350 г., когда император Кантакузин сломил сопротивление зилотов -сторонников Палеолога и захватил Фессалоники. Св. Григорий кротостью и миролюбием успокоил жителей города и водворил гражданский порядок.
В 1354 г. св. Григорий отправился по морю в Константинополь с целью примирить Кантакузина и Палеолога. Но его корабль подвергся нападению турецких пиратов, и св. Григорий на год оказался в турецком плену. Он со смирением перенес испытание, и считал, что Сам Бог направил его к туркам, чтобы возвестить им веру Христову.
В “Послании своей Церкви”, а также в двух сохранившихся текстах “Собеседований” св. Григорий повествует об обстоятельствах своего пленения и спорах о вере, которые он вел с мусульманами, рискуя потерять жизнь. Эти тексты являют нам образец твердой и принципиальной позиции христианина в верности евангельскому благовестию, одновременно мудрому и уважительному отношению к людям, исповедующим иную религию.
“Один из них (турок), – повествует св. Григорий - сказал: «Настанет когда-нибудь время, когда мы придем к согласию друг с другом». И я согласился с этим и высказал пожелание, чтобы такое время пришло как можно скорее. Но почему я сказал это людям, которые с точки зрения веры живут сейчас иначе, чем будут жить, когда такое время наступит? Я согласился, потому что вспомнил слова апостола о том, что «перед именем Иисуса Христа преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедовать, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Рим.14:11; Флп.2:10–11); это будет, во всяком случае, во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа”.
После освобождения от турок и возвращения к своей пастве свт. Григорий мирно правил своей епархией до 1359 г. ( или 1357 г.). К этому времени относятся его “Омилии” или Поучения, по праву считающиеся шедеврами церковного красноречия. Скончался св. Григорий 14 ноября 1364 г. в возрасте 63 лет.
Непосредственно после блаженной кончины св. Григория стали почитать в Фессалониках как местночтимого святого. В 1368 г. Синод Констанинопольской Церкви во главе с патриархом Филофеем Коккином прославил его в лике святых и включил имя св. Григория в церковный календарь.
Патриарх Филофей также составил житие и службу св. Григорию. Честные мощи св Григория были положены в кафедральном соборе св.Софии в Фессалониках. После захвата города турками и обращении храма в мечеть мощи Григория Паламы были вначале перенесены в монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор города. С 1890 они хранятся в новом кафедральном соборе. города, освящённом в 1914 г. в честь св. Григория.
С XX в. к изучению богословскому творчеству св. Григория, и, в целом, к исихазму и православному мистицизму, проявляется большое внимание и интерес, как среди православных, так и инославных христиан. Было опубликовано множество переводов, книг и монографий о св. Григории и традициях исихазма. Наиболее известной фундаментальным исследованием о паламизме является работа протопр. Иоанна Мейендорфа. “Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение”.
Жизненный пример и учение св. Григория Паламы не теряет своей актуальности для современных христиан, поскольку являет собой живой опыт непосредственного общения с Богом в молитве и аскетического подвига, направленного на преображение своего внутреннего духовного мира при помощи действия Божественной благодати, ниспосылаемой человеку Богом как величайший дар Его любви.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Феодор Тирон: Верный новобранец и отступник император В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей».
Икона Григория Паламы: написанная светом 31 марта праздуется память свт. Григория Паламы. Является ли образ портретом святого, как в иконе были отражены споры о Фаворском свете и как византийская икона попала на Русь, - об иконе свт. Григория Паламы из московского Музея истории искусств имени Пушкина рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА
Святитель Григорий Палама: совершеннее ангелы или люди Во второе воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает одного из самых глубоких православных мыслителей – святителя Григория Паламу? Чем описанное в его творениях православное состояние безмолвия, исихия, отличается от экстаза сектантов и от буддистского просветления?
Мария Египетская: святая грешница 21 апреля празднуется память преподобной Марии Египетской. Почему бывшая блудница вошла в троицу святых, символизирующих великопостное "училище благочестия", вместе с двумя великими православными молитвенниками и мистиками - свт. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником?
Сорок мучеников Севастийских Один из самых любимых в народе праздников - день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Почему же так любят этот праздник?
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Соборование: выздороветь и воскреснуть Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования. В чем смысл его смысл и как оно совершается? Об этом рассказывает корреспондент «НС» Ирина СЕЧИНА, побывавшая на соборовании в храме св. царевича Димитрия при Первой градской больнице. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Как увидеть в себе действие страстей И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, главный духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Как устроен Великий пост? Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Пить ли постом кофе? Люди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?
Канон преп. Андрея Критского (четверг) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Умойте постное лицо Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.
Постное детство Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
Быт как личное начало Быт, уют часто считают синонимом мещанства. Но многие ли из нас обходятся без быта? Или страдают от того, что в доме слишком уютно, чисто, красиво? Где место быта в жизни человека?
Канон преп. Андрея Критского (вторник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Канон преп. Андрея Критского (понедельник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
«Подлинное покаяние совершается только однажды» Есть люди, которые всю жизнь ходят на исповедь — и ни разу по-настоящему не каялись. А есть люди, которые не умеют исповедоваться, но их покаяние настоящее. О том, как соотносятся исповедь и покаяние - доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ.
Канон Андрея Критского – хвала покаянию В первые четыре дня Великого поста все православные стараются освободиться пораньше, чтобы к пяти или шести вечера успеть в храм – на чтение Великого канона Андрея Критского. О смысле и значении канона рассказывает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковском Московской области
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.