Только ли студенты-богословы изучают творения святых отцов? “Чтение святоотеческой литературы полезно для всех христиан, не зависимо от рода их деятельности и образования”, -- советуют со всех сторон. Но можно ли разобраться в творениях древних отцов Церкви без специального образования? Или разбираться и не обязательно, главное читать и запоминать? Мы провели опрос: кто и с какой целью берется за это душеполезное занятие. Гор Чахал, художник:
Должен сказать, что систематически я перестал читать труды святых отцов после того, как осознал, что понимать их труды могут только люди, в какой-то степени прошедшие их путь к спасению. Слава Богу, что до этого я успел прочитать довольно много. Теперь я обращаюсь к ним, в основном, в конкретной нужде. Поскольку моё творчество непосредственно связано с богословием и я часто не уверен, что по грехам моим могу составить себе верное представление о предмете, я обращаюсь к Преданию, чтобы попытаться увидеть изображаемый предмет глазами святых отцов, мнению которых я полностью доверяю. А в повседневной жизни за работой я обычно слушаю аудиокнигу «Жития Святых», которую нашёл в сети. Жизнь моя меняется, на мой взгляд, скорее, не после чтения книг, а после очередной выставки, которая откладывается в душе прочувствованным и лично пережитым знанием.
Екатерина Богданова, главврач больницы свт.Алексия:
Времени читать, к сожалению, нет. Последний раз я читала книгу о свт.Луке Войно-Ясенецком «Я полюбил страдания» и это было в декабре. Я унывала и расстраивалась из-за проблем на работе, настроение было паршивое, тогда я взяла книгу и начала читать. Меня поразило, как он, медик, хирург и святитель, стойко переживал все трудности, сам держался и мог людей подбодрить! А ведь он подвергался таким гонениям, что и не сравнить с нашими временами! Мне тогда, в трудную минуту, чтение этой книги очень помогло. А вчера ко мне пришла устраиваться на работу врач, она сказала, что не православная, но размышляет об вере. Я с радостью посоветовала ей почитать свт.Луку и даже поцитировала кое-что из книги на память. Думаю, ей это будет интересно сначала с позиции доктора, а потом, может быть, ее заинтересует православие.
Настя Иванова, сестра реанимации:
На венчание нам с мужем духовник подарил жития всех святых, но дальше первого тома мы пока так и не продвинулись. Творения древних святых непросто читать, понимать и запоминать, уж а подражать святым отцам тем более трудно. Когда я училась в Свято-Димитриевском училище, мы читали и изучали «Поучения Аввы Дорофея» -- я очень эту книгу люблю. Там есть трогательный рассказ, как Авва Дорофей, который трудился в больнице, переживал, что плохо перестилает постели. Я каждый раз, перечитывая это место, поражаюсь тому, как внимателен он был к больным и как добросовестен в своем послушании. На несколько дней после чтения меня хватает, чтобы делать свою работу усерднее, а потом снова надо читать!
Ольга Седакова, поэт:
Я со студенческих лет читала святых отцов и вообще богословские труды. В новом контексте святоотеческая мысль порой звучит особенно ярко (например, в сочинениях современных греческих богословов Христоса Яннараса, митр. Иоанна Пергамского или Еп.Каллиста (Уэра)). Как ни странно, эти труды никогда мне не казались непонятными. Читаю я их в переводе -- на русский или на новые европейские языки (так, «Защиту святой исихии» я впервые прочла во французском переводе о.Иоанна Мейендорфа, а Евагрия Понтийского и Исаака Ниневийского – в итальянском). Мне всегда хотелось что-то из них выписывать, и у меня собралось множество тетрадей с такими выписками. Иногда я перечитываю не оригиналы, а эти выписки.
Вообще, к трудам святых отцов мне приходится обращаться по разным поводам.
Во-первых, «по работе». Так, в последний год, занимаясь Данте, я читала бл. Августина в замечательном переводе Т.Ю.Бородай. Без этого (как и без Дионисия Ареопагита и других) всерьез говорить о «Божественной Комедии» невозможно. Для работы над церковнославянским словарем мне часто приходится обращаться к «Точному изложению православной веры» св.Иоанна Дамаскина.
Во-вторых, «для образования». Есть вещи, которые стыдно не знать.
И, наконец, «для души». Наподобие того, как обращаются к стихам или музыке. В этом случае я чаще беру не большие труды одного автора, а разные антологии, сборники. Например, «Истоки» - антология отцов Древней Церкви, составленной и комментированной Оливье Клеманом. А иногда выборки на церковнославянском, например, «Тихонравовский Дамаскин» (рукописные сборники религиозно-нравоучительных сочинений -- житий, апокрифов, поучений, проповедей. В их состав включались переводы из сборника "Сокровище" ("Thesauros") греческого проповедника 16 в. Дамаскина Студита -- отсюда наименование). Одной фразы, одного абзаца хватает надолго… «Можно обрести предчувствие Бога, если в каждом ощущении пытаться воссоединить реальность всего сущего и не удаляться от него, не проникнув сначала в его нездешнее звучание» Кирилл Александрийский. Строматы 5, 11.
В мысли святых отцов я особенно люблю эту ее способность вызывать (или возрождать, или создавать) в уме восприятие всего сущего как целого, причем такого целого, которое живет не собой самим и не ради себя. Это противоположно секулярной мысли, особенно постмодернистской.
Олег Кузьмин, директор управления развития молочного проекта «Вимм-Билль-Данн»:
Да, я читаю труды святых отцов. Последний раз читал свт. Иоанна Златоуста -- это было неделю назад. Он пишет очень понятно и современно. Силуан Афонский прекрасно пишет, митрополит Антоний Сурожский, свт.Димитрий Ростовский -- много есть замечательных авторов.
Порой, я читаю святых отцов по определенным темам, порой все подряд, это зависит от книги, от настроения и от того, какие у меня вопросы. Я не выписываю никаких цитат, но бывает что-то запоминаю и могу потом пересказать в разговоре. Моя жизнь меняется от этого чтения. Как она может не меняться, если хотя бы чуточку прислушаешься к тому, что говорит свт.Иоанн Златоуст?
Анна Фадеева, прихожанка одного московского храма, 78 лет:
Творения святых отцов я не читаю, но зимой читаю жития святых по календарю, то есть каждый день по минеям в зависимости от праздника. Если день святителя Николая Чудотворца -- я читаю его житие, если празднуется день святого праведного Иоанна Кронштадского -- читаю его житие. У меня есть все 12 томов, поэтому жития святых я хорошо знаю. Почему только зимой читаю? Летом я в деревне -- на огороде, летом времени читать нет!
Федор Василюк, психолог, декан факультета психологического консультирования и психотерапии МГППУ:
Я читаю святых отцов, но увы реже чем хотелось бы. Последние, кого я читал -- Иоанн Дамаскин и Силуан Афонский. Но не так, чтобы открыл и проштудировал. Скорее, я ищу ответ на конкретный вопрос, ищу подсказки, размышляю. Поводы бывают разные, иногда я читаю святых отцов так же, как Евангелие, с поиском ответов на жизненные ситуации. Сейчас у меня нет возможность читать и изучать. Поэтому иногда я читаю святых отцов, как поэзию -- когда открываешь в случайном месте и читаешь, надеясь, что именно сейчас прочтешь то, что нужно. Знаете, так еще бывает, когда с другом хочется поговорить, не важно о чем.
Да, в Евангелии есть ответы на все вопросы. Я сейчас скажу возможно не очень точную метафору: многие вещи в семье дети узнают от мамы, но это не замещает общения с братом или сестрой. Возможно сестра не обладает полнотой информации как мать, но она ближе по опыту и принять какую-то истину, какую-то правду от сестры или брата проще, чем от родителей.
Раньше я делал выписки из святых отцов и вкладывал эти бумажки в Евангелие или в молитвослов, чтобы они мне попадались чаще на глаза, чтобы снова встречаться с этой мыслью. Если через это высказывание меня пронзил какой-то луч правды, то надеешься, что может быть это произойдет еще раз…
Екатерина Чистякова, учительница биологии в школе «Свет» при храме свт. Митрофана Воронежского:
Во время Великого поста я читала «Лествицу», а недавно еще читала «Оптинский цветник» -- высказывания оптинских старцев в кратком изложении. Моя работа в школе требует очень много времени, поэтому на серьезную литературу его почти не остается. Когда ко мне попадают книги древних святых -- я их читаю, но сейчас почему-то чаще попадаются современные авторы, чаще дарят и советуют творения святых нашего времени. И древние и современные отцы пишут в общем-то об одном и том же, но дух тех, древних святых действует на меня очень отрезвляюще. Когда читаешь святых отцов, по-другому начинаешь воспринимать веру, более серьезно. Оказывается, возможность жить христианской жизнью очень к нам близка! Каждый человек может так жить, но только нам не хватает дерзновения.
Некоторые батюшки рекомендуют читать утром и тогда это настраивает на день. Но даже если ничего не запоминается и если не можешь вспомнить «о чем прочитал», все равно в какой-то жизненной ситуации может «всплыть» в голове эпизод из жития святых и подсказать, как правильно поступить.
Андрей Гусаров, председатель совета директоров ООО "ФПК Сатори"
Больше я люблю жития святых, но читаю и творения святых отцов. Батюшка мне сказал, что надо читать -- я читаю. Скорее ищу практический опыт. По крохам выбираешь, что ложится на жизнь, что может пригодится в каких-то ситуациях. Для меня очень важен пример жизни святых людей, хотя с собственной жизнью это тяжело соизмерять. Когда читаешь, например, про мучеников, то понимаешь, какой глубокой веры были люди! Наши трудности, жизненные неудачи, неполадки -- это все детский лепет, по сравнению с тем, что они претерпевали.
Я начал читать Евангелие, но многого не понимал. Например, читая про игольное ушко, можно сделать неправильные выводы. Один мой знакомый, прочитав эту главу в Евангелии, бросил заниматься бизнесом и ушел в монастырь, но в результате этот его порыв плохо кончился, так как из монастыря он скоро ушел и как-то больше и не устроился в жизни. А если бы он читал, как толкуют эту притчу святые отцы, он бы знал, что для спасения не важно богатый ты или бедный, а твое отношение к богатству. Надо относиться к нему, как к таланту, умеешь -- зарабатывай, но важно, на что ты тратишь потом эти деньги -- во Слава Божию или на свои какие-то «хотелки».
Хороший вопрос вы задаете: зачем вычитывать ответы у святых отцов, когда есть духовник, к которому можно подойти и все спросить, что надо. На этот счет я думаю, что не по всем вопросам нужно дергать батюшку. А потом, профессор богословия Осипов Алексей Ильич (я иногда слушаю его лекции) говорит, что батюшки не всегда бывают правы -- надо иметь и свое понимание. А для это нужно читать святых отцов.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Все послушания Ватопеда... ну или почти все Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.
Наследники Ферапонта: что дурного в "постном лице"? В «Братьях Карамазовых» Достоевский создал образ отца Ферапонта — постника и человеконенавистника, живущего при монастыре в чрезмерной аскезе и считающего себя вправе судить братьев, позволяющих себе послабления в умерщвлении плоти. На ферапонтовские подвиги у нынешних наследников сурового постника кишка тонковата, но вот постный вид принять они почитают обязательным. О внешнем посте и внутреннем рассуждает поэт и священник Сергий КРУГЛОВ
Мечтать ли христианину? Ответ на вопрос «можно ли православному мечтать?» на первый взгляд может быть только отрицательным: многие из нас помнят святоотеческие высказывания, предостерегающие от подобного рода пустых и даже вредных занятий. Но все ли так просто и однозначно? Рассуждают священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и публицист Михаил ЗАВАЛОВ.
Святитель Григорий Палама: спор о Свете в сумерках империи Беглец от мира и пленник у турок, аристократ, который отверг «стрелы умствований» ради умной молитвы, гонимый византийской властью и византийской интеллигенцией, архиерей, твердо правивший своей паствой. Пример жизни свт. Григория Паламы не теряет актуальности и в наши дни
Нам не страшен серый быт В Церкви «быт» нередко противопоставляют аскетизму. Или еще: быт — «низкая» сторона жизни человека, а есть «высокие»: любовь, духовность, культура, наука и др. Уместно ли такое противопоставление? Размышляет иерей Дмитрий СВЕРДЛОВ, настоятель храма Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района (Московская область):
Быт как личное начало Быт, уют часто считают синонимом мещанства. Но многие ли из нас обходятся без быта? Или страдают от того, что в доме слишком уютно, чисто, красиво? Где место быта в жизни человека?
Богословием займутся архиереи Накануне праздника Пятидесятницы на официальных церковных сайтах в Интернете были опубликовано шесть новых документов, подготовленных комиссиями Межсоборного присутствия. Ключевые из них посвящены управленческой реформе, ювенальной юстиции и ИНН
Творения св. Амвросия Медиоланского: беспрецедентный издательский проект ПСТГУ выпустит полное собрание творений свт.Амвросия Медиоланского на русском языке в новом переводе с параллельным латинским текстом. За последнее время не было примеров столь масштабного издания святоотеческой литературы. Предполагается, что собрание будет состоять из 15-18 томов. Первый и второй тома были представлены 14 ноября
Диалог миров: В Москве обсудят отношения между церковной и светской богословской наукой Каковы возможности взаимодействия светских вузов и духовных школ в преподавании богословия, целесообразно ли открывать кафедры богословия в университетах обсудят участники совещания, которое пройдет 28-29 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и соберет более 200 участников: иерархов, представителей власти, ректоров ведущих духовных школ и светских вузов, экспертов. Об интеграции двух систем богословского образования: церковной и светской журналу «Нескучный сад» рассказал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир ШМАЛИЙ
Физик-теолог: богословие нужно ученому, чтобы он не стал митрофанушкой Выпускник МФТИ, кандидат физмат наук Денис Собур заведует светотехнической лабораторией в коммерческой компании и дистанционным отделением Высших богословских курсов при МДА. По его мнению, задача университета выпустить не только специалиста, но самостоятельную личность с широким кругозором, что невозможно без гуманитарных дисциплин
Протоиерей Владимир Воробьев: Нужно ли «тащить и не пущать» теологию? Ректор ПСТГУ, кандидат физ-мат. наук протоиерей Владимир Воробьев считает, что кафедра теологии в МИФИ нужна для того, чтобы физики смогли найти прерванные традиции своей страны, ее культуру и, в конечном итоге, найти и узнать самих себя
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.