Один человек, отвечая на вопрос, какое место мечта занимает в его жизни, сказал: «Все, о чем я мечтал в молодости, исполнилось. С тех пор я не мечтаю, я просто планирую». Наверное, далеко не каждый христианин может похвастаться таким трезвым подходом. Ответ на вопрос «можно ли православному мечтать?» на первый взгляд может быть только отрицательным: многие из нас помнят святоотеческие высказывания, предостерегающие от подобного рода пустых и даже вредных занятий. Но все ли так просто и однозначно? Рассуждают священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и публицист Михаил ЗАВАЛОВ.
Святые отцы, говоря о мечте, как правило, имели в виду беспорядочное блуждание ума, бесполезное и бестолковое представление случайных образов, порождаемое праздностью, и всячески предостерегали от этого. «Итак, юноша! — обращается к молодому поколению святитель Феофан Затворник в “Пути ко спасению”. — Желательно тебе сохранить чистоту и невинность детства или обет христианского жития без укоров? Сколько есть сил и благоразумия, удерживайся от развлечений, беспорядочного чтения соблазнительных книг и — мечтаний!»
Но почему? Ведь такая мечтательность приятна и вроде бы никому не вредит. Ну, сел уставший человек после тяжелого трудового дня в кресло, закрыл глаза — и представляет себе, как жил бы он во дворце на Рублевке в роскоши и со множеством прислуги, мягко спал, сладко ел и никакими бы житейскими заботами не мучился. Ну и что тут такого? Помечтает — и вернется к своим насущным делам. Как Бальзаминов у Островского: «Вот вы меня, маменька, всегда останавливаете! Никогда не дадите помечтать. Что ж такое! Я этим никому вреда не делаю. Коль нельзя жениться на обеих, я бы хоть помечтал по крайней мере, а вы меня расстроили».
На самом же деле такие пустые мечтания сродни празднословию: они съедают наше время и уводят от реальности, незаметно отвлекая от главного и прикармливая наши страсти, которые, собственно, и вызывают желание помечтать. Хорошо известно: стоит чересчур зафантазироваться — и вот уже вчерашний мечтатель тяготится своим положением, начинает считать, что на работе его недостаточно ценят, дома — недостаточно любят, да и вообще судьба обошлась с ним несправедливо (дворца-то нет! — а он его достоин, как убеждают рекламные плакаты). Так что недаром маменька предостерегала Бальзаминова.
И все-таки для современного человека мечтание может быть не только пустым занятием, тешащим самолюбие и не имеющим отношения к реальной жизни. Мы нередко говорим: я мечтаю стать врачом, победить на соревнованиях, мечтаю выучить французский язык, мечтаю съездить в Иерусалим... Мартин Лютер Кинг сказал: «I have a dream» — и заразил своей мечтой о расовом примирении всю Америку... Такие мечты вдохновляют к разного рода полезной деятельности, служат идеальной картинкой желаемого результата. Они могут поддерживать в трудную минуту, когда ничто в сегодняшней ситуации не обещает быстрого и успешного исхода дела.
Склонность создавать такого рода мечты и стремиться к ним особенно сильно была развита в советском культурном пространстве. Несколько поколений, рожденных, «чтоб сказку сделать былью», принуждены были жить не настоящим, но будущим, мечтой. И люди вдохновлялись, совершали подвиги, преодолевали огромные препятствия и действительно сделали немало (промышленность, космос) ради несбыточной мечты.
Но почему же мечта была так важна для советского человека? Отчасти, наверное, потому, что позволяла примириться с реальным положением дел, которое было подчас довольно неприглядным.
Так или иначе, на мечтания, а точнее, на движение к заведомо несбыточной искусственно придуманнной, недостижимой цели уходило много сил. И — частью от перенапряжения, частью от разочарования — советский человек остановился в этом своем движении. И советская эпоха на этом закончилась.
Но как наследство советского прошлого и ныне, десятилетия спустя, мы несем в себе эту повышенную склонность мечтать. И часто привносим ее и в церковную деятельность, и в духовную жизнь. «Мы мечтаем создать православную школу», — говорят несколько энтузиастов с горящими глазами. Отлично, дело хорошее. Собираются средства, набираются ученики, приходят учителя. И тут же в первые год-два выясняется, что ни ясного понимания, что такое православная школа, ни четкого плана деятельности, ни ресурсов нет. Учителя уходят, учеников разбирают по другим школам, пусть не столь православным, но лучше организованным, остаются долги и недостроенное здание. Мечта не сбылась... Оказывается, для успешной деятельности учебного заведения необходим еще и четкий алгоритм действий — да и много чего еще требуется, кроме красивой мечты...
А наши мысли о спасении, возникающие строго раз в неделю перед исповедью, когда надо вспомнить привычный список грехов, чтобы озвучить его перед аналоем для допуска к причастию (некоторые предлагают этот список раз и навсегда заламинировать, чтоб уж не мучиться)? Не пустые ли это мечты, если на нашей реальной повседневной жизни это никак не сказывается? Ведь так можно промечтать до гробовой доски и не понять, что духовная жизнь так и не началась.
Мечты либо сбываются, либо нет. Человек с несбывшейся мечтой чувствует себя неудачником, лузером, обиженным на судьбу. А ведь, может, Господь приготовил для него совсем другую деятельность?
Зацикливание на своей мечте может мешать осуществлению того, что задумал о человеке Бог. И вполне вероятно, что какие-то препятствия, возникающие на пути к цели, нужны не для преодоления, а для осознания необходимости избрать иной путь.
Так что же — мечтать или не мечтать? Думается, здесь важен баланс между мечтой и действительностью. Если уход в мечту перевешивает, если мы отрываемся от реальности — от Бога, от людей, от своей собственной жизни — это плохо и в психологическом плане, и в духовном. Так бывает, если в реальной жизни что-то не так, и тогда, «от страха жить и от предчувствия кончины», нам хочется волшебным образом переместиться в какой-то иной, легкий и приятный, мир.
Впрочем, здесь важны не столько сами жизненные обстоятельства, сколько наше к ним отношение. Необходима воля к жизни, нужна мотивация действия. Но откуда же взять все это—волю, силу, энергию, вдохновение, любовь? Для христианина здесь не должно быть вопроса: искомый источник — Божественная энергия, благодать Святого Духа, к стяжанию которой призван ученик Христа. И если бы мы всерьез, а не мечтательно относились к своей душе и к своей жизни, то, вероятно, у нас не возникало бы желания сбежать в мир грез.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Наследники Ферапонта: что дурного в "постном лице"? В «Братьях Карамазовых» Достоевский создал образ отца Ферапонта — постника и человеконенавистника, живущего при монастыре в чрезмерной аскезе и считающего себя вправе судить братьев, позволяющих себе послабления в умерщвлении плоти. На ферапонтовские подвиги у нынешних наследников сурового постника кишка тонковата, но вот постный вид принять они почитают обязательным. О внешнем посте и внутреннем рассуждает поэт и священник Сергий КРУГЛОВ
Кто читает святых отцов? Когда я училась в Свято-Димитриевском училище, мы читали и изучали «Поучения Аввы Дорофея» -- я очень эту книгу люблю. Там есть такой трогательный рассказ, как Авва Дорофей, который трудился в больнице, переживал, что плохо перестилает постели. Я каждый раз, перечитывая это место, поражаюсь тому, как внимателен он был к больным и как добросовестен в своем послушании
Святитель Григорий Палама: спор о Свете в сумерках империи Беглец от мира и пленник у турок, аристократ, который отверг «стрелы умствований» ради умной молитвы, гонимый византийской властью и византийской интеллигенцией, архиерей, твердо правивший своей паствой. Пример жизни свт. Григория Паламы не теряет актуальности и в наши дни
Нам не страшен серый быт В Церкви «быт» нередко противопоставляют аскетизму. Или еще: быт — «низкая» сторона жизни человека, а есть «высокие»: любовь, духовность, культура, наука и др. Уместно ли такое противопоставление? Размышляет иерей Дмитрий СВЕРДЛОВ, настоятель храма Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района (Московская область):
Быт как личное начало Быт, уют часто считают синонимом мещанства. Но многие ли из нас обходятся без быта? Или страдают от того, что в доме слишком уютно, чисто, красиво? Где место быта в жизни человека?
Все послушания Ватопеда... ну или почти все Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.
Столичные градоначальники и Церковь: от начала ХХ века до Великой Отечественной войны Накануне выборов мэра Москвы продолжаем вспоминать, как относились к Церкви московские градоначальники. В этой части рассказ о великом князе Сергее Александровиче, Владимире Джунковском, трагических событиях 1917 г., о новых хозяевах Москвы, большевистских деятелях Викторе Ногине, Льве Каменеве и Николае Булганине
Страшно ли быть серьезным? Современные люди боятся говорить о серьезных вещах прямо. Почему в наши дни ирония стала так популярна? От чего она защищает? Об этом Нескучный сад спросил у поэта, филолога, преподавателя кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Ольгу Седакову
Что такое кощунство? Тема кощунств и провокаций, к сожалению, стала в последнее время особо актуальной. Но что такое кощунство, как это объяснить светскому или не очень религиозному человеку? Как христиане должны реагировать на кощунство? Об этом мы спросили религиоведа и преподавателя ПСТГУ диакона Максима Крижевского
Как не унывать если ребенок заболел У меня двое детей-погодков, и они часто болеют: то сопли, то уши, то кашель. Я постоянно унываю по этому поводу. Несколько лет назад для меня была очень утешительна попавшаяся случайно книжечка одного священника — бывшего детского врача Алексея Грачева. Но, к сожалению, больше ничего на эту тему в православной литературе мне не встречалось
Хомяк как зеркало русской интеллигенции Известные добрые сказки про Хому и Суслика в Китае назвали «энциклопедией русской жизни». Создатель Хомы и Суслика — писатель и сценарист Альберт ИВАНОВ рассказал «НС» о том, как зло в послевоенной школе повлияло на его решение писать добрые сказки, почему его Хомяк и Суслик едят не зерна, а горох, и о том, что, где бы он ни жил, за окном у него всегда был храм
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Лекарство от православного неофитства Психотерапевт, писатель Ирвин Ялом ничего не писал о Православии. Но у него есть книга — художественная — в которой просто и в тоже время достаточно глубоко обсуждаются важные темы современности, так или иначе отраженные в нынешней церковной жизни, а может быть именно в ней отраженные с особой актуальностью. Называется книга «Шопенгауэр, как лекарство»
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Как полюбить людей: первые шаги для чайников Бывает так: стоишь в метро и видишь вокруг себя одни только унылые и серые без просвета лица. Они скучны, всегда чем-то недовольны и лишены благообразия. Да, можно восхищаться удивительными словами апостола Павла о любви, но сама мысль о том, что можно любить этих окружающих тебя людей, кажется верхом абсурда. Или нет?
Влюбленность: Универсальный аванс Ко дню всех влюбленных мы продолжаем попытки разобраться, что же такое влюбленность. На этот раз на наш вопрос отвечает известный библеист, переводчик и православный публицист Андрей Десницкий
Влюбленность – это кризис! 14 февраля – день всех влюбленных. Церковь очень мало говорит о влюбленности, у святых отцов про это практически ничего не написано, а мнение некоторых современных духовников иногда звучит слишком категорично: «Влюбилась — кайся!» Что же это такое — влюбленность? Страсть, грех, с которыми нужно бороться, или Божий дар, который есть первая ступенька на пути к любви?
Любовь не ищет своего Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, — созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота — хотя и такая своеобразная?
Православный интернет и его обитатели: Анна Данилова Сайт «Православие и мир» — один из самых популярных и посещаемых во всем православном сегменте. При этом делается он очень небольшим ресурсом: деньги — практически только те, что пожертвуют читатели, постоянных сотрудников всего три человека. Но, наверное, для существования и мощного развития этого интернет-портала вполне хватает личностного ресурса: ведь главный редактор — молодая женщина — работает по 20 часов в сутки
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.