На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура 6 (65)'2011

«А жизнь, товарищи, была совсем хорошая»


Версия для печати
17.06.11, 10:16

Когда мы сейчас заглядываем мысленно в предвоенные годы, нам кажется, наших предков должно было мучить предчувствие. На самом деле оно, возможно, мучает задним числом нас, которые знают, чем все кончилось. Как жила Россия в довоенное время, в те июньские дни, когда на страну обрушилась страшная война? Любопытный эксперимент реконструкции довоенного быта по довоенным же фильмам проделала Татьяна ШОЛОМОВА.



Только милиция и детский сад

Есть песни, идеализирующие последние дни перед началом войны: «Мирное небо над крепостью Бреста, /В тесной квартире счастливые лица. /Вальс. Политрук приглашает невесту. /Новенький кубик блестит на петлице...» В действительности из тихого мирного Бреста как раз в это время депортировали неблагонадежных бывших граждан буржуазной Польши, и последний эшелон спешно отправили на Восток утром 22 июня, уже после того, как началась война. И мы, конечно, сейчас понимаем умом, в чем состояла правда, но тем не менее на предвоенном времени лежит идиллическая печать, что-то подобное лучам закатного солнца. Конечно, всего больше на предчувствие похожа картина А. Дейнеки «Будущие летчики» (1937) — голые мальчики сидят на бережку и беседуют о пролетающем аэроплане. Четыре года спустя, когда большая часть самолетов даже не успеет подняться с аэродромов, летчики останутся на земле, в пехоте, и погибнут. Но вот литература и кино — если принять во внимание «милитаризованные» сюжеты «Тимура и его команды» А. Гайдара (1940) или «Трактористов» И. Пырьева (1939) — таким образом продемонстрировали свою профетическую способность, или это была пропаганда, которую просто отбросили бы и забыли, как только отпала бы необходимость? Моя бабушка, которая должна была прекрасно помнить, какой была довоенная жизнь, всякий раз, смотря старое кино, повторяла: «Хорошо жили до войны». Ведь главное, о чем рассказывают фильмы, это то, как легка и приятна была жизнь советского человека. Взять хотя бы абсолютно мирного «Подкидыша» (1939, реж. Т. Лукашевич, сценарий Р. Зеленой и А. Барто). Пока мать ездила нанимать дачу, а брат-пионер организовывал отряд для спасения утопающих, пятилетняя Наташа ушла из квартиры. Фильм о том, что мир принципиально благорасположен к каждому советскому человеку, и поэтому с маленьким ребенком в социалистической Москве ничего плохого не может случиться. На каждом углу девочку подкарауливают то добрые военные, всегда готовые купить воздушный шарик первому встречному, то упитанные разнонациональные детсадовские дети, взращиваемые в условиях большой свободы (они успевают не только на улице незаметно вовлечь в свои ряды случайно встреченного неорганизованного ребенка, но и провести дискуссию о том, как хорошо быть по выходным пожарной машиной, пока воспитательница спохватывается). Потом девочку кормит крабами и маринованными огурцами геолог-холостяк. Потом ее присваивают, мечтая усыновить, Ляля и Муля: девочке покупают новое платье, воду с сиропом, игрушку и уже хотят везти на дачу. Интересно, что самым неприятным персонажем в фильме является зубной врач, а девочка Нина, помогавшая товарищу Юре искать сестру, не успевает уехать в Крым. Вот он, социалистический реализм в своем высшем развитии. Все живут в отдельных квартирах (за исключением бессемейных геолога и зубного врача, которые делят благоустроенную коммуналку); у многих есть прислуга (что действительно было делом обычным и даже поощрялось, чтобы побороть безработицу); орденоносцы разъезжают по городу в открытых автомобилях с персональными шоферами; одни собираются на дачу, другие в Крым. Работают только детский сад, милиция и торговые точки — всех остальных как бы случайно история застает в тот момент, когда они на отдыхе. И эту удивительную способность сочетать на экране идеи ударного беззаветного труда с большими группами праздношатающихся, очень кстати оказавшихся непосредственно около места действия (как в фильме «Волга-Волга» (1938), где три десятка человек, просто так сидящих на берегу, помогают товарищу Бывалову выкрикивать текст телеграммы), отечественное кино демонстрировало постоянно и успешно.

Бракованные балалайки

Снявший наши классические довоенные комедии режиссер Г. Александров жил в Америке и обучался в Голливуде, как отрывать от действительности художественную реальность фильма (его первая комедия «Веселые ребята»(1934) понравилась Ч. Чаплину). Из «Волги-Волги», с нарисованными в ней картинами советской предвоенной жизни, об этой жизни (в далеком провинциальном Мелководске) можно узнать много интересного: например, что техника часто ломалась, а также что было много всего устаревшего (пароход) и ненадежного (проволока на паромной переправе), промышленность выпускала брак (пусть в фильме это балалайки), а советские труженики по первому же зову партии срывались с мест, чтобы отправиться в двухнедельное путешествие до Москвы для участия в конкурсе художественной самодеятельности, причем к конкурсу они были загодя готовы, т. к. никто не выполнял своих прямых обязанностей, а только профессионально играл на разных инструментах. Что все они — талантливые самодеятельные артисты, понятно; непонятно, чем они занимались в промежутках между самодеятельностью. Как единственный отлынивающий от работы изображен только бюрократ Бывалов, попивающий чаек с сахаром и внимающий секретарской лести в ожидании вызова в Москву. Но другие — целуются на пароме, обивают пороги бываловской приемной с бракованными балалайками в руках; даже водовоз, доехав до речки, с пустой бочкой отправляется обратно, чтобы известить Бывалова о телеграмме; на берегу просто так сидит большая группа товарищей. Неудивительно, что бедный Бывалов всеми силами рвался прочь из мелководских дал ей в столицу, где протекает осмысленная жизнь (впрочем, и под Москвой из вод Химкинского водохранилища выловили Дуню, совершающую безостановочный заплыв по маршруту Москва — Баку). Производительный труд как таковой представлен у Александрова в отдельном фильме — «Светлый путь» (1940), в котором уже есть и комбинированные съемки, и элементы мультипликации. Главная героиня — простая деревенская девушка Таня Морозова проделывает путь от прислуги до ткачихи-многостаночницы, орденоносицы, готовой учиться на инженера. На ткацкую фабрику она попадает, взятая под опеку бригадиром Прониной, которая внушает девушке, что надо учиться и продвигаться по общественной линии. Общественная карьера начинается раньше производственной: вооруженная пока еще дворницкой метлой, уборщица Таня уже превращается в комсомольскую активистку; освоенная грамота прежде всего пригождается для составления списков. Высокая сознательность предшествует освоению техники. Но, по природе склонная к рационализации производства, Таня способна управлять сразу ста пятьюдесятью станками. Самый потрясающий эпизод, конечно, это где Тане вручают орден в интерьерах Кремлевского дворца. Советская власть, с персонификацией которой она сталкивается лицом к лицу, производит на нее неизгладимое впечатление. Она закрывает глаза рукой в томном восторге, восклицает «ах!» — и падает в обморок. Потом еще будет прогулка с женихом инженером по ВСХВ и полет над Москвой в открытом автомобиле.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939, реж. Т. Лукашевич). Фильм о том, что мир принципиально благорасположен к каждому советскому человеку, и поэтому с маленьким ребенком в социалистической Москве ничего плохого не может случиться

Отношение к тракторам

Но еще больше, чем Александров, сделал для визуализации предвоенного благополучия И. Пырьев. Уже в «Партийном билете» (1936) коварный враг вторгался в благоустроенную частную советскую жизнь, получив доступ к семье героини, а также к ее дому, роялю и автомобилю. Потом Пырьев снял несколько фильмов из советской крестьянской жизни со своей женой, актрисой Мариной Ладыниной, в главных ролях:«Богатая невеста» (1937), «Трактористы»(1939), «Свинарка и пастух» (1941).В «Богатой невесте» уже присутствуют основные персонажи всех будущих сельскохозяйственных идиллий: передовая колхозница Марина, бригадирша Палага с могучим бюстом, тракторная бригада (бригадир которой — еще до полувоенного пафоса «Трактористов» — перед началом уборочной заявляет подчиненным, что уборка урожая — это военная операция). Отношение к тракторам очень интересно: советский человек должен полностью подчинить себе силы природы, в том числе законы механики, и всякая поломка техники на поле представлена в фильме как личная моральная вина незадачливого работника. За передовой работницей Мариной ухаживает тракторист-передовик Павло; за ней же пытается приударить счетовод Панько, который, сожалея, что не стал ни комбайнером, ни трактористом, ни летчиком, хочет приобрести жену значительную, такую, которую в Москву посылают и на курорты. Поэтому он привирает трактористу Павлу, что у приглянувшейся ему Марины маловато трудодней (не 400, а 100). Жизнь советских колхозников отчетливо распадается на две части: парикмахер очевидно изнывает от безделья — за весь фильм побрил одного передовика, остальное время играет на трубе и выслушивает мечты счетовода. Счетовод хотя бы занят делом — он тоже передовик и в конце получает велосипед в награду за образцовую постановку учета, а также ведет кружок танцев. В колхозе есть собственный симфонический оркестр, и по вечерам колхозники танцуют вальс в том, в чем днем ходили в поле. После танцев, прекращаемых по сигналу, юноши и девушки разбегаются по кустам — целоваться, но кусты обходит дозором ночной сторож дед Наум и пресекает всякие поползновения на несанкционированную взрослую жизнь настойчивым напоминанием, что сейчас уборочная и завтра рано вставать. Вообще, всякая любовь должна получить разрешение сначала со стороны власти — мало того что родной дедушка выпытывает у Марины, с кем это она гуляет, так и бригадирша Палага постоянно повторяет, что выходить замуж надо так, чтобы замужество не вредило работе. Хороший муж или жена — это человек, убивающийся на колхозных полях (но вечером с такой же легкостью переходящий к танцам). Потому что работа есть главная ценность и смысл колхозной жизни. В фильме звучат две песни: «Ой вы кони, вы кони стальные!» — о тракторах — и «Вперед, вперед, веселые подруги» с рефреном «А ну-ка девушки, а ну красавицы!». Так вот, едва ли не центральный эпизод в фильме — когда женская бригада буквально загоняет трактор своим трудовым напором и скоростью работы. Что такое остановиться отдохнуть, они не знают. Совершенно непонятно, что в этом мире делать непередовику — всякий потерявший первенство в социалистическом соревновании как будто принимает гражданскую смерть. Кульминация — окончание жатвы перед самым началом грозы. Тут и счетовод совершает свой подвиг, угнав кобылу у деда Наума и успев уговорить тракториста переехать с одного участка поля на другой. И вот эта спешная жатва на фоне надвигающихся грозовых туч придает фильму видимость прозорливости, которой, вероятно, в нем не было, — они спешат завершить свой мирный труд до того, как хлынет ливень и его обессмыслит.

Конечно, сейчас мы все понимаем, но тем не менее на предвоенном времени лежит идиллическая печать, что-то подобное лучам закатного солнца. Ведь главное, о чем рассказывают фильмы, это то, как легка и приятна была жизнь советского человека

Глиняный «Оскар»

Фильм «Свинарка и пастух» был закончен после того, как гроза разразилась. Очень странный фильм, начинающийся жизнеутверждающими кадрами — пробегом передовой свинарки Глаши по роще в окружении стада поросяток. Она поет, она поросяткам мать родная, и ее посылают в Москву на выставку — какого еще счастья мог бы желать советский колхозник! Гламурный, как сказали бы сейчас, фильм. В Москву Глаша едет в сопровождении конюха Кузьмы, но Кузьма способен воспринять только поверхностные ценности большого города: пока Глаша осваивает передовой опыт отечественного свиноводства, Кузьма ходит по магазинам и принаряжается. А Глаша знакомится с уважаемым передовым дагестанским пастухом Мусаибом, и у них возникает большая взаимная симпатия, переходящая в любовь. Как и положено, советские люди демонстрируют свое овладение силами природы: зимой Глаша искусственным дыханием оживляет мертворожденных поросят, Мусаиб голыми руками душит волка, укравшего трех лучших овец. Но оба они не в силах победить человеческого коварства — письма Мусаиба Глаша прочитать не может, а Кузьма предлагает ей подменный перевод, из которого следует, что Мусаиб женился. И вот год спустя Мусаиб на выставке узнает, что Глаша выходит замуж, мчится в ее родное село и поспевает как раз к началу свадьбы. И тут вдруг понимаешь, что не понятно, как теперь этот фильм смотреть и как всю эту не нам предназначенную идиллию истолковать. Когда-то он воспевал дружбу народов и проводил ту мысль, что человек должен быть хороший, вне зависимости от национальности (но только не от партийной принадлежности). Сейчас, на фоне нынешних перипетий, как не впасть в тоску при виде вышвырнутого из дома гордым джигитом простого русского счетовода Кузьмы. Да и, по-хорошему, что свинарка будет делать в республике, где свинину не едят и свиней, стало быть, не разводят (стоны председателя по поводу того, что кадры свои надо растить, а не из других регионов переманивать, начинают казаться весьма справедливыми). Но начавшаяся война сняла все вопросы, которые могли бы возникнуть. Герои поют на крыльце веселую финальную песню:«И когда наши танки помчатся, / Мы с тобою пойдем воевать. / Не затем мы нашли свое счастье, / Чтоб врагу его дать растоптать». Так завершалось это советское социалистическое парение над землей и над бытом, существование в особом мире, где была только работа, от которой было то не оторваться, а то можно было бросить ее и уйти петь и танцевать. Начавшаяся война сделала возможным международное признание «Свинарки и пастуха» — мировая премьера состоялась 6 июня 1944 года, в США фильм шел под названием «Они встретились в Москве». И не только «Свинарки» — в 1942 году советские кинематографисты получили своего первого (тогда еще глиняного) «Оскара» — за документальный фильм режиссеров Л. Варламова и И. Копалина «Разгром немецких войск под Москвой».

Версия для печати

Тэги: Быт  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
«А жизнь, товарищи, была совсем хорошая»

Когда мы сейчас заглядываем мысленно в предвоенные годы, нам кажется, наших предков должно было мучить предчувствие. На самом деле оно, возможно, мучает задним числом нас, которые знают, чем все кончилось. Как жила Россия в довоенное время, в те июньские дни, когда на страну обрушилась страшная война? Любопытный эксперимент реконструкции довоенного быта по довоенным же фильмам проделала Татьяна ШОЛОМОВА.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.