Мы попросили прокомментировать вопрос об обличении ближних, поднятый в предыдущей статье, епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (ШАТОВА) и настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, протоиерея Сергия ПРАВДОЛЮБОВА.
Епископ Пантелеимон (ШАТОВ):
Лучше потерпеть
— Святые отцы давали советы для людей, соединенных общим подвигом монашеского жития. Мы же сейчас стали очень гордыми, очень мнительными. Поэтому, видя из опыта, как люди немощны, я бы не советовал заниматься обличением. Боюсь, что исполнение правила — искренне говорить ближнему, что тебя в нем смущает, — может спровоцировать этого ближнего не на исправление, а на гнев. Я знаю семьи, где, если муж попытается как-то усовестить жену, в ответ получает обвинения или обиды. Знаю семьи, где даже родители не могут обличить своих детей в чем-либо, потому что дети в ответ начинают обижаться или злиться.
Я много раз цитировал слова отца преподобного Силуана, который после того, как его сын, тогда еще Семен, совершил страшный грех, утром кротко сказал ему: «Сынок, где ты был вчера, болело о тебе сердце мое». Вот такая форма обличения, наверное, допустима.
Я бы советовал не обличать, а молиться за других людей, являть пример кротости, воздержания. И если что-то смущает — потерпеть. Я помню, как навещал в больнице одного батюшку, приехавшего из какого-то далекого села. Он лежал в палате с мужчинами, которые курили, смотрели телевизор, выражались бранными словами. Батюшке было с ними очень трудно — они смущали его своим поведением. Но он, как он мне рассказывал, подумал так: «Я все-таки могу потерпеть, а они же не могут без телевизора, не могут не курить, не могут не выражаться — такой у них язык. Потерплю лучше я, не буду им ничего говорить».
Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:
Не доводя до взрыва
-- Ответ на вопрос, как обличать с пользой, дал один из отцов «Добротолюбия». Он сказал совершенно замечательно: если у тебя вызывает недовольство и раздражение грех ближнего твоего, отбрось всякую ложную стыдливость и деликатность, подойди к нему и скажи: «Брат, меня смущает то, что ты делаешь. Прости, пожалуйста, что я это сказал тебе, но меня это смущает».
Но обычно бывает не так. Обычно человек, видя грех ближнего своего, молча терпит. Терпит, терпит, наконец, дело доходит до того, что он взрывается. И так нападает на ближнего своего, что уже не остается никакого места для сожаления. И он оскорбляет человека.
Мораль: не надо стесняться ближнего своего в простых вещах. И говорить о них надо без всяких эмоций, без всякого раздражения, не доводя до взрыва. Вот это нам с большим трудом удается. Мы, наоборот, чаще впадаем в это взрывоопасное состояние.
Пророки, обличая грехи царей и народов, иногда говорили резко. Но ведь они не от себя говорили. Вот пророк Исайя говорит: «Слушай, Израиль!» -- он открывает свои уста и обличает, когда есть такая необходимость. Пророк, если он смотрит на политические моменты -- скажем, царь будет недоволен, -- он не выполняет своего пророческого призвания. Ему Бог сказал. Вот когда тебе Бог скажет -- тогда ты будешь так говорить.
А нам как обличать? С тактом и с любовью. Не помню, в какой книге -- «Патерик» ли или «Луг духовный», -- есть такая история: один монах имел обыкновение закидывать ногу на ногу и так сидеть, не стесняясь. А в монашестве это не принято. И чтобы сделать ему замечание, старец сказал другому брату: слушай, я стесняюсь сказать ему об этом открыто, давай ты садись нога на ногу, а я в присутствии того брата тебе сделаю замечание, а ты не обижайся. И когда пришел тот брат и сел нога на ногу, и старец сделал ему выговор, и другой не обиделся. Вот какая удивительная деликатность. А обличать просто так -- это бесполезно.
Иной раз люди говорят ближним: вот у тебя ребенок инвалид, это тебе за грехи. Такое обличение совершенно неправомочно. В Евангелии мы читаем такие слова: «Ни он не согрешил, ни родители его» -- поэтому делать такие выводы ни в коем случае нельзя.
Современные психологи иногда советуют, делая другим замечания, говорить о себе и своих чувствах: мне тяжело, мне обидно, меня смущает то-то и то-то. Здесь прослеживается важный принцип неосуждения. Вот у монахов есть такое представление: если тебя что-то раздражает в другом -- так, может быть, он уже достиг такого духовного уровня, что ему это не вредит. И если чье-то поведение смущает, то подходят к человеку и говорят: «Брат, ты уж прости, но я этого понести не смогу». Это аскетическое выражение «не могу понести» -- хорошие слова: я не могу этого вынести, ты опытный человек, а я слабый и не могу. И здесь нет никакого ложного смирения и самоумаления, а есть всегда доброжелательное отношение к любому человеку, и это вполне православно.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Семейное насилие: без Домостроя Один человек ежедневно унижает другого. Отнимает у него зарплату и выдает ограниченную сумму на карманные расходы. Запрещает другому взрослому ходить в кафе, встречаться с друзьями и заходить в интернет. Бьет его и говорит, что он сам спровоцировал. Дикость? – нет, будни семейного насилия.
Помощь нужна всем Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Монах Симеон Афонский: Мир души — это отсутствие конфликтов Как бросить мечтать и начать жить, как научиться не осуждать ближнего, как быстро исправлять свои ошибки и почему милосердие выше справедливости, рассказывает в своей новой книге монах Симеон Афонский. Публикуем главу "Мир души — это отсутствие конфликтов".
Обличать с пользой Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?
«Примирись с братом твоим…» Необходимость просить прощения для христиан как будто и не обсуждается. Но порой православные братья-сестры слишком легко говорят: «Прости». Не превращается ли тут покаяние в формальность? Как не превратить просьбу о прощении в благочестивую привычку? И всегда ли уместна просьба о прощении?
Конфликт на работе: с кем правда? Даже самым неконфликтным из нас приходится периодически отстаивать свои интересы. Хотя бы на работе — ведь это, пожалуй, наиболее безопасное поле для конфликта. Здесь у всех четко определенные обязанности, иерархия. И при этом, пусть это прозвучит странно, конфликтная ситуация может нас многому научить. Чему именно — об этом нам рассказали психолог и менеджер по персоналу Надежда ЗАХАРОВА и руководитель большого коллектива Иван СЕМЕНОВ, заместитель главного редактора канала «Россия 2»
Злой начальник — подчиняться или бороться? Мне очень не нравится мой начальник. Во-первых, чуть что не так, он кричит на подчиненных, иногда очень грубо. А во-вторых, мне кажется, нередко он что-то недопонимает в вопросе, но, желая показать, кто тут хозяин, требует выполнять его ошибочные распоряжения. Подскажите, как быть?
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Одиночество: одно на всех У человека есть он сам, друзья, работа, приносящая радость. При этом он признается, что одинок. Зачем дается одиночество? Когда надо его принять, а когда — бороться? Ответов нет, есть разный опыт
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Почему мы опять «про это» «Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
Разоблачение лжи Оказывается, наш организм в момент, когда мы лжем, меняется, реагируя особым образом: еще одно доказательство, что нравственное и природное в человеке неразделимо. Верификатор Евгений СПИРИЦА рассказал о лжи с научной точки зрения и раскрыл некоторые секреты ее распознавания.
Страх сказать «да» Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?
Нужны ли нашим детям хорошие манеры? Мы все в теории знаем, что женщинам надо подавать пальто, а рыбу нельзя есть ножом. На практике — практически никто из нас не ест рыбу с помощью двух вилок, а женщины, которым подают пальто, не попадают с непривычки в рукава, да и вообще легче сами справляются. Так стоит ли учить сына подавать даме пальто? Нужно ли вообще учить детей манерам? Обязательная ли это часть хорошего воспитания? И где тут граница между необходимым и избыточным?
Вчера была война Более 12 лет назад, в декабре 1994 года, в России началась война, названная чеченской. Как согласуется участие в ней многих российских солдат, в том числе христиан, с исполнением заповедей «Не убий» и «Возлюби врага»? Эту тему мы затронули на сайте «Милосердие.ru». Многие читатели в своих отзывах оспаривают оправданность этой войны. Мы попросили ответить на их вопросы о. Константина ТАТАРИНЦЕВА, проходившего армейскую службу под командованием чеченского генерала Джохара Дудаева и хорошо его знавшего
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.