Мы попросили прокомментировать вопрос об обличении ближних, поднятый в предыдущей статье, епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (ШАТОВА) и настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, протоиерея Сергия ПРАВДОЛЮБОВА.
Епископ Пантелеимон (ШАТОВ):
Лучше потерпеть
— Святые отцы давали советы для людей, соединенных общим подвигом монашеского жития. Мы же сейчас стали очень гордыми, очень мнительными. Поэтому, видя из опыта, как люди немощны, я бы не советовал заниматься обличением. Боюсь, что исполнение правила — искренне говорить ближнему, что тебя в нем смущает, — может спровоцировать этого ближнего не на исправление, а на гнев. Я знаю семьи, где, если муж попытается как-то усовестить жену, в ответ получает обвинения или обиды. Знаю семьи, где даже родители не могут обличить своих детей в чем-либо, потому что дети в ответ начинают обижаться или злиться.
Я много раз цитировал слова отца преподобного Силуана, который после того, как его сын, тогда еще Семен, совершил страшный грех, утром кротко сказал ему: «Сынок, где ты был вчера, болело о тебе сердце мое». Вот такая форма обличения, наверное, допустима.
Я бы советовал не обличать, а молиться за других людей, являть пример кротости, воздержания. И если что-то смущает — потерпеть. Я помню, как навещал в больнице одного батюшку, приехавшего из какого-то далекого села. Он лежал в палате с мужчинами, которые курили, смотрели телевизор, выражались бранными словами. Батюшке было с ними очень трудно — они смущали его своим поведением. Но он, как он мне рассказывал, подумал так: «Я все-таки могу потерпеть, а они же не могут без телевизора, не могут не курить, не могут не выражаться — такой у них язык. Потерплю лучше я, не буду им ничего говорить».
Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:
Не доводя до взрыва
-- Ответ на вопрос, как обличать с пользой, дал один из отцов «Добротолюбия». Он сказал совершенно замечательно: если у тебя вызывает недовольство и раздражение грех ближнего твоего, отбрось всякую ложную стыдливость и деликатность, подойди к нему и скажи: «Брат, меня смущает то, что ты делаешь. Прости, пожалуйста, что я это сказал тебе, но меня это смущает».
Но обычно бывает не так. Обычно человек, видя грех ближнего своего, молча терпит. Терпит, терпит, наконец, дело доходит до того, что он взрывается. И так нападает на ближнего своего, что уже не остается никакого места для сожаления. И он оскорбляет человека.
Мораль: не надо стесняться ближнего своего в простых вещах. И говорить о них надо без всяких эмоций, без всякого раздражения, не доводя до взрыва. Вот это нам с большим трудом удается. Мы, наоборот, чаще впадаем в это взрывоопасное состояние.
Пророки, обличая грехи царей и народов, иногда говорили резко. Но ведь они не от себя говорили. Вот пророк Исайя говорит: «Слушай, Израиль!» -- он открывает свои уста и обличает, когда есть такая необходимость. Пророк, если он смотрит на политические моменты -- скажем, царь будет недоволен, -- он не выполняет своего пророческого призвания. Ему Бог сказал. Вот когда тебе Бог скажет -- тогда ты будешь так говорить.
А нам как обличать? С тактом и с любовью. Не помню, в какой книге -- «Патерик» ли или «Луг духовный», -- есть такая история: один монах имел обыкновение закидывать ногу на ногу и так сидеть, не стесняясь. А в монашестве это не принято. И чтобы сделать ему замечание, старец сказал другому брату: слушай, я стесняюсь сказать ему об этом открыто, давай ты садись нога на ногу, а я в присутствии того брата тебе сделаю замечание, а ты не обижайся. И когда пришел тот брат и сел нога на ногу, и старец сделал ему выговор, и другой не обиделся. Вот какая удивительная деликатность. А обличать просто так -- это бесполезно.
Иной раз люди говорят ближним: вот у тебя ребенок инвалид, это тебе за грехи. Такое обличение совершенно неправомочно. В Евангелии мы читаем такие слова: «Ни он не согрешил, ни родители его» -- поэтому делать такие выводы ни в коем случае нельзя.
Современные психологи иногда советуют, делая другим замечания, говорить о себе и своих чувствах: мне тяжело, мне обидно, меня смущает то-то и то-то. Здесь прослеживается важный принцип неосуждения. Вот у монахов есть такое представление: если тебя что-то раздражает в другом -- так, может быть, он уже достиг такого духовного уровня, что ему это не вредит. И если чье-то поведение смущает, то подходят к человеку и говорят: «Брат, ты уж прости, но я этого понести не смогу». Это аскетическое выражение «не могу понести» -- хорошие слова: я не могу этого вынести, ты опытный человек, а я слабый и не могу. И здесь нет никакого ложного смирения и самоумаления, а есть всегда доброжелательное отношение к любому человеку, и это вполне православно.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Примирись с братом твоим…» Необходимость просить прощения для христиан как будто и не обсуждается. Но порой православные братья-сестры слишком легко говорят: «Прости». Не превращается ли тут покаяние в формальность? Как не превратить просьбу о прощении в благочестивую привычку? И всегда ли уместна просьба о прощении?
Помощь нужна всем Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.
Монах Симеон Афонский: Мир души — это отсутствие конфликтов Как бросить мечтать и начать жить, как научиться не осуждать ближнего, как быстро исправлять свои ошибки и почему милосердие выше справедливости, рассказывает в своей новой книге монах Симеон Афонский. Публикуем главу "Мир души — это отсутствие конфликтов".
Обличать с пользой Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
Семейное насилие: без Домостроя Один человек ежедневно унижает другого. Отнимает у него зарплату и выдает ограниченную сумму на карманные расходы. Запрещает другому взрослому ходить в кафе, встречаться с друзьями и заходить в интернет. Бьет его и говорит, что он сам спровоцировал. Дикость? – нет, будни семейного насилия.
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Злой начальник — подчиняться или бороться? Мне очень не нравится мой начальник. Во-первых, чуть что не так, он кричит на подчиненных, иногда очень грубо. А во-вторых, мне кажется, нередко он что-то недопонимает в вопросе, но, желая показать, кто тут хозяин, требует выполнять его ошибочные распоряжения. Подскажите, как быть?
Конфликт на работе: с кем правда? Даже самым неконфликтным из нас приходится периодически отстаивать свои интересы. Хотя бы на работе — ведь это, пожалуй, наиболее безопасное поле для конфликта. Здесь у всех четко определенные обязанности, иерархия. И при этом, пусть это прозвучит странно, конфликтная ситуация может нас многому научить. Чему именно — об этом нам рассказали психолог и менеджер по персоналу Надежда ЗАХАРОВА и руководитель большого коллектива Иван СЕМЕНОВ, заместитель главного редактора канала «Россия 2»
Мужчины и женщины: неравенство от природы В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами — хоть в строении мозга, хоть в поведении — обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?
Любовь не ищет своего Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, — созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота — хотя и такая своеобразная?
Любить с широко открытыми глазами Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
Почему мы опять «про это» «Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
Нужны ли нашим детям хорошие манеры? Мы все в теории знаем, что женщинам надо подавать пальто, а рыбу нельзя есть ножом. На практике — практически никто из нас не ест рыбу с помощью двух вилок, а женщины, которым подают пальто, не попадают с непривычки в рукава, да и вообще легче сами справляются. Так стоит ли учить сына подавать даме пальто? Нужно ли вообще учить детей манерам? Обязательная ли это часть хорошего воспитания? И где тут граница между необходимым и избыточным?
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.