Даже самым неконфликтным из нас приходится периодически отстаивать свои интересы. Хотя бы на работе — ведь это, пожалуй, наиболее безопасное поле для конфликта. Здесь у всех четко определенные обязанности, иерархия. И при этом, пусть это прозвучит странно, конфликтная ситуация может нас многому научить. Чему именно — об этом нам рассказали психолог и менеджер по персоналу Надежда ЗАХАРОВА и руководитель большого коллектива Иван СЕМЕНОВ, заместитель главного редактора канала «Россия 2».
Рисунок Полины Соловьевой
Конфликт как инструмент
Конфликт на профессиональной почве — пожалуй, наиболее «цивилизованная» форма конфронтации. Если не брать в расчет интриги и личную неприязнь, конечно. Эмоций, в идеале, минимум. Зато происходит столкновение двух профессиональных точек зрения, двух разных опытов или подходов. И все-таки одна из позиций должна одержать верх, а другая — потерпеть поражение. И тут уже сложно воздержаться от эмоций.
Психолог и менеджер по персоналу Надежда Захарова советует в тот момент, когда вы вступаем в конфликтное поле, хорошенько последить за собой. Это — шанс узнать о себе много интересного: «Конфликты бывают очень разные. В каких-то мы не участвуем или нам удается сгладить их до того, как они развернулись, а какие-то нас “цепляют”, и мы оказываемся задействованными в конфликтных процессах, — делится своим опытом Надежда. — Мне кажется, что, будучи вовлеченными в конфликт, мы проявляем свою мотивацию или этот процесс проявляет какие-то наши черты характера. И получается, что конфликт — это не только способ более широко и объемно посмотреть на ситуацию, но и инструмент узнавания себя. Избегая конфликтов, мы тормозим и свое развитие, и те процессы, в которых мы участвуем».
Даже самому матерому профессионалу опыт, приобретенный в конфликтной ситуации, может пойти на пользу. Здесь потребуется и способность выслушивать оппонента, и умение аргументировать свою позицию. «У многих людей есть тенденция считать свой опыт уникальным, особенно если это успешный опыт. Но любой личный опыт и ценен, и ограничен одновременно. Способность любого сотрудника, а руководителя в особенности, выйти за рамки собственных представлений, услышать другого человека формирует основу для решений любых конфликтных ситуаций, — продолжает Надежда Захарова. — Ведь ни одно решение не бывает правильным само по себе. Всегда существует более широкий контекст, в который включена та или иная ситуация. Можно потренироваться выделить как можно больше самых разных аспектов, точек зрения на ситуацию. Это позволяет увидеть самые разные возможности решения».
Сбой в коммуникации
Иван Семенов, заместитель главного редактора канала «Россия 2», обозреватель ВГТРК, часто оказывается арбитром при разрешении споров на профессиональной почве. И не столько даже в силу служебного положения, сколько из чисто человеческого любопытства. «Я не могу сказать, что стремлюсь разрешить конфликтную ситуацию из каких-то христианских соображений, сделать так, чтобы все были довольны, — признается он, — просто люди мне крайне интересны. Они все такие разные, у всех что-то свое». При этом, по наблюдениям Ивана, большинство конфликтных ситуаций возникает из-за недопонимания. «По моему опыту, чаще всего происходит просто сбой в коммуникации. Не то чтобы существовали две правды, нет. Просто кто-то что-то не так понял, не так услышал. И если этот сбой устранить, то все становится на свои места, конфликтная ситуация разрешается сама собой, — говорит он. — В этом-то и состоит мой интерес — в том, чтобы выслушать каждую сторону, понять ее. Определить, где же они не поняли друг друга, и, может быть, попытаться разъяснить им, как обстоят дела на самом деле».
Но вот конфликт нарастает. Стороны приводят аргументы в свою пользу, один красноречивее другого. По мнению Надежды Захаровой, желание доказать свою правоту редко имеет отношение к желанию найти максимально подходящее решение: «Тут само содержание конфликта, его причина отходят на второй план, а на первый выступает личностная сторона: желание подтвердить свой статус, профессионализм, а то и просто подкрепить ощущение, что “я лучше знаю”. На мой взгляд, такой азарт в рабочей ситуации может привести к тому, что конфликт может стать деструктивным, и в таком споре истина может и не родиться».
Зато Иван Семенов, напротив, склонен принимать наиболее обоснованную аргументацию. И тут уже не важно, на какой ступени иерархии стоит та или иная сторона: «Если уж ты вступил в спор, будь добр, докажи свою правоту. Хоть как-то постарайся меня убедить. Конечно, я, скорее, прислушаюсь к здравой и обоснованной точке зрения, нежели к аргументам вроде “я начальник, и потому должно быть по-моему”. Это ведь принцип слепой Фемиды: не смотреть на лица, а слушать слова».
Выигрыши и проигрыши
На практике далеко не все рабочие конфликты удается разрешить мирным путем. Это признают оба наших эксперта. Случается, что стороны намеренно не хотят слышать друг друга. Обычно это означает, что у них есть свой дополнительный интерес. Если конфликт заходит в тупик, есть смысл обращаться за помощью, чаще всего — к вышестоящему руководителю. По мнению Надежды Захаровой, этот вариант хорош тем, что у руководителя есть мотив разрешить конфликт своих подчиненных. «А во-вторых, его позиция подразумевает, что он смотрит на ситуацию из более широкого контекста, а значит, учитывает большее количество важных аспектов», — считает психолог. Иван Семенов согласен, что спорить до бесконечности невозможно: «В какой-то момент я, как начальник, могу поставить точку. Сказать, что надо делать так-то, и мое решение не подлежит обсуждению».
Сказал — отрезал. Конфликт вроде бы исчерпан. Но в результате неизбежно получаем «выигравшую» сторону и «проигравшую». Насколько верен такой подход? «Мы все учимся на собственном опыте, причем на ошибках зачастую можно научиться большему, нежели на удачах, — напоминает Надежда. — Если рабочая конфликтная ситуация разрешается в конструктивном ключе, то речь не может идти о “выигрышах” и “проигрышах”. Потому что конфликт зачастую обнажает назревший кризис, какое-то слабое место в рабочем процессе или во взаимодействии между людьми. Разрешить это, то есть перестроить процесс или наладить взаимодействие, это стратегия взаимного выигрыша, вне зависимости от того, чья точка зрения легла в основу окончательного решения. Тогда нам удается “вырасти” из личной позиции и посмотреть на решение не как на собственное достижение или провал, а как на общий результат. При этом “выигравшая” сторона в идеале должна вести себя так же, как и “проигравшая”. Если я радуюсь тому, что “победила” моя точка зрения, а не тому, то мы пришли к решению, которое принесет пользу в совместной работе, то возникает вопрос: каковы мои истинные мотивы? Самоутверждение? Амбиции?»
Между тем у Ивана Семенова в запасе есть еще один способ разрешения сложных ситуаций: «Когда спор идет, допустим, о разделении полномочий или если стороны пытаются спихнуть друг на друга какое-то задание и речь идет о работе, которая требует не таких уж больших усилий, — иногда мне проще ее сделать самому. С одной стороны, это полностью снимает проблему. С другой — бодавшимся подчиненным может стать стыдно, ведь если начальник делает за них работу, получается, они зря получают зарплату, и вообще тут не очень нужны — зря просиживают штаны? И в следующий раз подобной ситуации уже может не возникнуть».
Нередко случается, что конфликт сталкивает лбами двух симпатизирующих друг другу людей. А то и вовсе друзей. После баталий на профессиональной почве страдают и личные отношения между коллегами. Отделить личные отношения от ситуации на работе порой нелегко, но все же необходимо, считает Надежда Захарова: «Надо учиться разделять проблемы, не валить их в кучу, отслеживать причины своих эмоциональных состояний. И речь не о том, чтобы учиться сдерживаться, хотя это, безусловно, тоже полезно. Просто в силу занятости или отсутствия навыка самоанализа мы часто копим свои состояния, они внутри нас перемешиваются¸ иногда ложка дегтя портит бочку меда, и наши негативные эмоции обнаруживаются неожиданно в другое время или даже в другом месте. А ведь конфликт практически всегда затрагивает нас эмоционально. Важно отследить, какие эмоции возникают у вас в конкретном конфликте, что стало их причиной, на какие ваши личные черты они показывают. Например, один человек чувствует обиду, когда с ним не соглашаются, ситуация воспринимается им как что-то глубоко личное, и обида эта будет распространяться и проявляться при любом появлении “обидчика”. А другой в конфликте почувствует такой прилив энергии, драйв, яростное желание победить, что, придя домой, будет автоматически отрабатывать технику борьбы на ничего не подозревающих членах семьи. Обе эти ситуации — следствие того, что человек не потрудился отследить причину возникающих у него эмоций».
Ради поддержания дружеских отношений одна из конфликтующих сторон может предложить вместе выпить кофе. Нужно ли соглашаться? Или стоит ждать подвоха — вместо дружеского разговора обязательно выплывет болезненная тема? Отвечает Надежда Захарова: «Если у одной из сторон конфликта возникло желание выпить кофе с оппонентом — это замечательно. Это может говорить о том, что конфликт воспринимается не как проблема, а как этап, необходимый для достижения правильного результата. Или о том, что участники отделяют рабочую проблему от личных отношений. Демонстративная отстраненность участников конфликта приводит только к ненужному нагнетанию напряженности. Хотя бывает полезно взять некоторую паузу в общении, если ее цель — дать себе или другой стороне время, чтобы остыть или осмыслить происходящее».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Офис: коллектив против индивида? На работе, где мы проводим большую часть жизни, человек чаще всего реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие?
Женщины в Церкви: почему они не слушаются? 8 марта все мужчины любят женщин. Это перемирие? Ведь, по мнению многих православных мужчин, мир наступит, когда они «сладят с бабой гневной». Возможно ли это? Православный психолог-психотерапевт, преподаватель Высшей школы психологии при ИП РАН, Андрей Фомин говорит, что к исправлению кривого «ребра Адама» нужен особый подход. Иначе, сломаешь и ничего не добьешься.
Нужны ли нам враги? Если меня окружают враги, то в первую очередь мне стоит задать себе вопрос, что или кто их порождает: злой мир, в котором я живу, или я сам?
Злой начальник — подчиняться или бороться? Мне очень не нравится мой начальник. Во-первых, чуть что не так, он кричит на подчиненных, иногда очень грубо. А во-вторых, мне кажется, нередко он что-то недопонимает в вопросе, но, желая показать, кто тут хозяин, требует выполнять его ошибочные распоряжения. Подскажите, как быть?
Надо ли называть инвалидов политкорректно? Нейтральные слова вдруг стали обидными: «старики», «инвалиды», «слепые»... Отчего это происходит? Зачем и кому нужны громоздкие синонимы? Как выдержит политкорректные нововведения русский язык?
Страх сказать «да» Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Разоблачение лжи Оказывается, наш организм в момент, когда мы лжем, меняется, реагируя особым образом: еще одно доказательство, что нравственное и природное в человеке неразделимо. Верификатор Евгений СПИРИЦА рассказал о лжи с научной точки зрения и раскрыл некоторые секреты ее распознавания.
Помощь нужна всем Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.
Как спорить, чтобы рождалась истина? Иногда сами не заметив как, мы оказываемся вовлечены в жаркую дискуссию. Но так ли мы уверены в своей правоте? А если и уверены, то не проявление ли это гордости -- пытаться убедить других, что ты прав? Полезно ли это для твоей души и для того, с кем ты споришь?
Лекарство от православного неофитства Психотерапевт, писатель Ирвин Ялом ничего не писал о Православии. Но у него есть книга — художественная — в которой просто и в тоже время достаточно глубоко обсуждаются важные темы современности, так или иначе отраженные в нынешней церковной жизни, а может быть именно в ней отраженные с особой актуальностью. Называется книга «Шопенгауэр, как лекарство»
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Как полюбить людей: первые шаги для чайников Бывает так: стоишь в метро и видишь вокруг себя одни только унылые и серые без просвета лица. Они скучны, всегда чем-то недовольны и лишены благообразия. Да, можно восхищаться удивительными словами апостола Павла о любви, но сама мысль о том, что можно любить этих окружающих тебя людей, кажется верхом абсурда. Или нет?
Инфантилизм: жизнь как магазин игрушек Они существовали всегда — взрослые, не желающие взрослеть. Но именно сейчас пришло их время — время, когда миллионы жизней проходят за компьютерной игрой или в разъездах по миру за футбольной командой. В Америке таких называют «кидалты» — «взрослые дети», любящие игры, не желающие обзаводиться семьей, одетые, как подростки. В Италии — бомбоччиони, до седых волос живущие с родителями, которые стирают им одежду и заправляют постели.
Какие блага дарит благодарность? Похоже, нам гораздо естественнее считать, что судьба перед нами в долгу, чем испытывать благодарность за то, что имеем. Я никогда не встречал молодых людей, довольных своей внешностью. Или, за исключением одной пенсионерки, не видел тех, кто бы искренне говорил: «Я получаю достаточно денег». Благодарность мы испытываем разве что в тот момент, когда ожидаемое бедствие проходит мимо. Почему так?
Почему мы такие злые? Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. Своим мнением о причинах этого делится психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Любовь не ищет своего Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, — созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота — хотя и такая своеобразная?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.