На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность 5 (64)'2011

Обличать с пользой


Версия для печати
25.05.11, 00:46

Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?

Обличать -- не воспитывать


Прежде всего, нельзя путать два понятия: обличение и воспитание. Обличать можно только взрослого человека, апеллируя к духовным ценностям и нормам, которые ему уже известны. А воспитание -- это пока только рассказ о нормах. Воспитанный человек -- тот, который уже знает принятые в обществе нормы и правила. Вот почему обличение в форме воспитания воспринимается взрослыми людьми в штыки: обличающий встает в позицию его родителя, показывает ему: я большой, а ты маленький.

Взрослые тоже могут оказаться в ситуации, когда их воспитывают: обычно так бывает в тех случаях, когда человек попадает в новую для него культуру, например, приезжает в чужую страну, обычаи которой не слишком хорошо знает; тогда его наставляют, рассказывают ему, как здесь положено себя вести. Или люди, которые только воцерковляются, не все еще знают о церковной жизни, и их не обличать нужно, а рассказать и показать им, как здесь делать правильно. Словом, если человек знает норму, но не выполняет ее -- тогда его обличают, если не выполняет, потому что не знает -- тогда его воспитывают.
Мотивом обличения не должно быть раздражение. Мы не потому обличаем человека, что он нас раздражает, а потому, что он нарушает нормы. Причем нормы, которые ему самому прекрасно известны. Например, рядом со мной в электричке семейная пара разговаривала друг с другом, используя нецензурные слова. Мне и другим попутчикам неприятно это слушать, и я сделала замечание: вы в общественном месте, выражайтесь прилично. Известна этим людям такая норма? Известна.

И со взрослыми иногда приходится проводить воспитательные беседы -- если, конечно, они готовы слушать. Если мы промолчим, может, они и не узнают о проблеме. Мы должны донести до них свой взгляд, а как они поступят -- уже дело их совести.

Но иногда мы испытываем раздражение к человеку не потому, что он нарушает нормы, а потому, что мы, например, плохо себя чувствуем, устали или у нас неприятности. В этой ситуации то, что мы ему раздраженно наговорим, не имеет к обличению никакого отношения -- мы просто используем другого человека, чтобы снять свое напряжение.

Бывают ситуации, когда мы имеем право только просить, а не обличать и не требовать. Надо помнить, что в некоторые сферы человеческой жизни вмешиваться нельзя: все решения в них человек принимает только сам. Это выбор работы (знаю физика, который зарабатывает немного, но любит свою работу и не меняет ее на более высокооплачиваемую, хотя семье трудно; это его выбор и его ответственность). Это выбор спутника жизни и принятие решения о рождении детей -- мы не можем на это повлиять, можем только принять выбор. Это вопросы вероисповедания. И наконец, это решения, связанные со здоровьем: мы можем только просить человека заняться собой, а не требовать, чтобы он сделал то-то и то-то, если, конечно, он дееспособен и его поведение не угрожает жизни его самого и его близких.

«Поучайте только ваших паучат»


Иногда за попыткой обличить кого-то стоит желание осудить другого, почувствовать свою «праведность», самоутвердиться за счет унижения оступившегося. И это обычно чувствует тот, кого обличают. Обличение, в котором есть осуждение, это не помощь в осознании ошибок, а превосходство над страдающим. Нельзя забывать, что обличаем мы не человека, а его поступок -- ненавидим грех и любим, уважаем личность.

Господь прямо говорит об осуждении другого: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены…» (Лк. 6: 37; см. также Мф. 7: 1). Порой ошибки, которые совершает человек, могут иметь тяжелые последствия, но и осознание, и раскаяние в них вытекает из им самим сознаваемой ответственности, а не из обличения другого.

Иногда кажется, что желание научить другого, как «надо сделать», проистекает из жалости. Но тут нельзя путать жалость и сострадание. «Жалеющий» в глубине души чувствует себя выше, сильнее, лучше, и в этом смысле жалость ведет к осуждению и самовозношению, к снисходительному отношению сильного к слабому, здорового к больному, успешного к неудачнику, умного к глупому. Здесь нет отношения личностей. Личность одного человека не может быть ни выше, ни ниже личности другого. Господь ждет от нас милости, а не жаления. Сострадание, сочувствие тем отличаются, что в них есть уважение к человеку, к его жизни и свободе выбора. Иногда нам кажется, что мы утешаем человека такими увещеваниями: «Это не самое страшное в жизни!»; «Перемелется, мука будет»; «Не стоит брать в голову»; «Бывает и хуже!». Но такую форму утешения правильнее назвать обесцениванием. Страдания человека умаляются, а его чувства порой высмеиваются, и, не находя поддержки и понимания, он остается со своей болью один на один.

Иногда кажется, что для исправления, для помощи надо просто направить «заблуждающегося» «на путь истинный». То есть научить и разъяснить. И тогда мы начинаем другого поучать. Но в поучении нет диалога, говорящий не слушает, а лишь «вещает». Поучающий мнит, что знает, как надо жить, мнит, что знает, в чем причина страданий. Но нотации и лекции, как правило, вызывают у людей, нуждающихся в поддержке, неприятие, раздражение и нежелание идти на контакт. Если человек попал в беду из-за собственного рискованного или необдуманного поведения, значит, он, в той или иной степени знает о цене своей жизни и цене своих поступков. Нравственные поучения для него превращаются в осуждение и унижение. Только священник может в осторожной форме, как правило на исповеди, заговорить с человеком о нравственном аспекте его ситуации.
Иногда обличение приобретает форму «добрых советов». Но совет может быть полезен в том только случае, когда советующий делится знаниями и навыками. Тогда совет -- это передача опыта, открытый диалог, обмен информацией, консультация. В нем участвуют двое равных, две личности. Но есть области жизни, в которых недопустимо давать советы. А именно: чувства другого человека («Вам должно нравиться…», «Зачем вы из-за этого огорчаетесь?», «Вы должны быть уверенным», «Не надо бояться»); его желания и потребности («Не хотите? Надо себя заставить!», «Зачем вам это? Это никому не нужные глупости!», «Ну сколько можно есть/спать/отдыхать?!»); его поступки («Вам необходимо сделать… нужно сказать…»; «Я бы на вашем месте сделал бы…»; «Нормальный/умный человек здесь бы…»); его мысли («Не понимаю, как вы можете так думать!»); его отношения («Не надо сердиться на него!», «Она плохо на вас влияет»). В скобках приведены примеры высказываний, которые грубо нарушают границы личности человека. Наши чувства, желания и потребности, мысли, поступки и отношения лежат в зоне нашей ответственности, и никто, даже движимый самыми благими намерениями, не имеет право сюда вмешиваться.

Иногда нам хочется всю ответственность за неправильные поступки другого взять на себя. Но лишить человека его ответственности -- это медвежья услуга. Если мышцы не тренировать, они слабеют и могут атрофироваться -- то же и с ответственностью. Каждый взрослый человек отвечает за себя и за свою жизнь сам. Даже когда ему тяжело с этой ответственностью справиться, лучше, если он всегда будет делать максимум из возможного на сегодняшний день. Советуя, что и как делать, как думать и чувствовать, мы приучаем человека жить «чужим умом» и можем сделать его зависимым от нас так, что он не сможет или не захочет без нашего руководства и шагу ступить самостоятельно.

Обличая и давая советы в личной жизни, мы забываем, что все ответы на все свои личные вопросы каждый человек носит внутри себя. Только сам человек знает, что и почему он чувствует; когда, что и сколько он хочет; какой поступок именно для него, именно в этой ситуации будет правильным; как к кому относиться и что по всем этим поводам ему думать. Он может ошибаться, но это будут его ошибки, его опыт, на котором он будет учиться самостоятельности и ответственности. Но обличать проступки, а тем более преступления, не отводить стыдливо глаза, не отмалчиваться, боясь обидеть или разозлить, а честно называть вещи своими именами -- это наш человеческий, христианский и гражданский долг, а в некоторых случаях -- подвиг.

Ольга КРАСНИКОВА, руководитель психологического центра «Собеседник»,
помощник ректора Института христианской психологии

Версия для печати

Тэги: Отношения  Конфликты 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Обличать с пользой

Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.