Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?
Обличать -- не воспитывать
Прежде всего, нельзя путать два понятия: обличение и воспитание. Обличать можно только взрослого человека, апеллируя к духовным ценностям и нормам, которые ему уже известны. А воспитание -- это пока только рассказ о нормах. Воспитанный человек -- тот, который уже знает принятые в обществе нормы и правила. Вот почему обличение в форме воспитания воспринимается взрослыми людьми в штыки: обличающий встает в позицию его родителя, показывает ему: я большой, а ты маленький.
Взрослые тоже могут оказаться в ситуации, когда их воспитывают: обычно так бывает в тех случаях, когда человек попадает в новую для него культуру, например, приезжает в чужую страну, обычаи которой не слишком хорошо знает; тогда его наставляют, рассказывают ему, как здесь положено себя вести. Или люди, которые только воцерковляются, не все еще знают о церковной жизни, и их не обличать нужно, а рассказать и показать им, как здесь делать правильно. Словом, если человек знает норму, но не выполняет ее -- тогда его обличают, если не выполняет, потому что не знает -- тогда его воспитывают.
Мотивом обличения не должно быть раздражение. Мы не потому обличаем человека, что он нас раздражает, а потому, что он нарушает нормы. Причем нормы, которые ему самому прекрасно известны. Например, рядом со мной в электричке семейная пара разговаривала друг с другом, используя нецензурные слова. Мне и другим попутчикам неприятно это слушать, и я сделала замечание: вы в общественном месте, выражайтесь прилично. Известна этим людям такая норма? Известна.
И со взрослыми иногда приходится проводить воспитательные беседы -- если, конечно, они готовы слушать. Если мы промолчим, может, они и не узнают о проблеме. Мы должны донести до них свой взгляд, а как они поступят -- уже дело их совести.
Но иногда мы испытываем раздражение к человеку не потому, что он нарушает нормы, а потому, что мы, например, плохо себя чувствуем, устали или у нас неприятности. В этой ситуации то, что мы ему раздраженно наговорим, не имеет к обличению никакого отношения -- мы просто используем другого человека, чтобы снять свое напряжение.
Бывают ситуации, когда мы имеем право только просить, а не обличать и не требовать. Надо помнить, что в некоторые сферы человеческой жизни вмешиваться нельзя: все решения в них человек принимает только сам. Это выбор работы (знаю физика, который зарабатывает немного, но любит свою работу и не меняет ее на более высокооплачиваемую, хотя семье трудно; это его выбор и его ответственность). Это выбор спутника жизни и принятие решения о рождении детей -- мы не можем на это повлиять, можем только принять выбор. Это вопросы вероисповедания. И наконец, это решения, связанные со здоровьем: мы можем только просить человека заняться собой, а не требовать, чтобы он сделал то-то и то-то, если, конечно, он дееспособен и его поведение не угрожает жизни его самого и его близких.
«Поучайте только ваших паучат»
Иногда за попыткой обличить кого-то стоит желание осудить другого, почувствовать свою «праведность», самоутвердиться за счет унижения оступившегося. И это обычно чувствует тот, кого обличают. Обличение, в котором есть осуждение, это не помощь в осознании ошибок, а превосходство над страдающим. Нельзя забывать, что обличаем мы не человека, а его поступок -- ненавидим грех и любим, уважаем личность.
Господь прямо говорит об осуждении другого: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены…» (Лк. 6: 37; см. также Мф. 7: 1). Порой ошибки, которые совершает человек, могут иметь тяжелые последствия, но и осознание, и раскаяние в них вытекает из им самим сознаваемой ответственности, а не из обличения другого.
Иногда кажется, что желание научить другого, как «надо сделать», проистекает из жалости. Но тут нельзя путать жалость и сострадание. «Жалеющий» в глубине души чувствует себя выше, сильнее, лучше, и в этом смысле жалость ведет к осуждению и самовозношению, к снисходительному отношению сильного к слабому, здорового к больному, успешного к неудачнику, умного к глупому. Здесь нет отношения личностей. Личность одного человека не может быть ни выше, ни ниже личности другого. Господь ждет от нас милости, а не жаления. Сострадание, сочувствие тем отличаются, что в них есть уважение к человеку, к его жизни и свободе выбора. Иногда нам кажется, что мы утешаем человека такими увещеваниями: «Это не самое страшное в жизни!»; «Перемелется, мука будет»; «Не стоит брать в голову»; «Бывает и хуже!». Но такую форму утешения правильнее назвать обесцениванием. Страдания человека умаляются, а его чувства порой высмеиваются, и, не находя поддержки и понимания, он остается со своей болью один на один.
Иногда кажется, что для исправления, для помощи надо просто направить «заблуждающегося» «на путь истинный». То есть научить и разъяснить. И тогда мы начинаем другого поучать. Но в поучении нет диалога, говорящий не слушает, а лишь «вещает». Поучающий мнит, что знает, как надо жить, мнит, что знает, в чем причина страданий. Но нотации и лекции, как правило, вызывают у людей, нуждающихся в поддержке, неприятие, раздражение и нежелание идти на контакт. Если человек попал в беду из-за собственного рискованного или необдуманного поведения, значит, он, в той или иной степени знает о цене своей жизни и цене своих поступков. Нравственные поучения для него превращаются в осуждение и унижение. Только священник может в осторожной форме, как правило на исповеди, заговорить с человеком о нравственном аспекте его ситуации.
Иногда обличение приобретает форму «добрых советов». Но совет может быть полезен в том только случае, когда советующий делится знаниями и навыками. Тогда совет -- это передача опыта, открытый диалог, обмен информацией, консультация. В нем участвуют двое равных, две личности. Но есть области жизни, в которых недопустимо давать советы. А именно: чувства другого человека («Вам должно нравиться…», «Зачем вы из-за этого огорчаетесь?», «Вы должны быть уверенным», «Не надо бояться»); его желания и потребности («Не хотите? Надо себя заставить!», «Зачем вам это? Это никому не нужные глупости!», «Ну сколько можно есть/спать/отдыхать?!»); его поступки («Вам необходимо сделать… нужно сказать…»; «Я бы на вашем месте сделал бы…»; «Нормальный/умный человек здесь бы…»); его мысли («Не понимаю, как вы можете так думать!»); его отношения («Не надо сердиться на него!», «Она плохо на вас влияет»). В скобках приведены примеры высказываний, которые грубо нарушают границы личности человека. Наши чувства, желания и потребности, мысли, поступки и отношения лежат в зоне нашей ответственности, и никто, даже движимый самыми благими намерениями, не имеет право сюда вмешиваться.
Иногда нам хочется всю ответственность за неправильные поступки другого взять на себя. Но лишить человека его ответственности -- это медвежья услуга. Если мышцы не тренировать, они слабеют и могут атрофироваться -- то же и с ответственностью. Каждый взрослый человек отвечает за себя и за свою жизнь сам. Даже когда ему тяжело с этой ответственностью справиться, лучше, если он всегда будет делать максимум из возможного на сегодняшний день. Советуя, что и как делать, как думать и чувствовать, мы приучаем человека жить «чужим умом» и можем сделать его зависимым от нас так, что он не сможет или не захочет без нашего руководства и шагу ступить самостоятельно.
Обличая и давая советы в личной жизни, мы забываем, что все ответы на все свои личные вопросы каждый человек носит внутри себя. Только сам человек знает, что и почему он чувствует; когда, что и сколько он хочет; какой поступок именно для него, именно в этой ситуации будет правильным; как к кому относиться и что по всем этим поводам ему думать. Он может ошибаться, но это будут его ошибки, его опыт, на котором он будет учиться самостоятельности и ответственности. Но обличать проступки, а тем более преступления, не отводить стыдливо глаза, не отмалчиваться, боясь обидеть или разозлить, а честно называть вещи своими именами -- это наш человеческий, христианский и гражданский долг, а в некоторых случаях -- подвиг.
Ольга КРАСНИКОВА, руководитель психологического центра «Собеседник»,
помощник ректора Института христианской психологии
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
Злой начальник — подчиняться или бороться? Мне очень не нравится мой начальник. Во-первых, чуть что не так, он кричит на подчиненных, иногда очень грубо. А во-вторых, мне кажется, нередко он что-то недопонимает в вопросе, но, желая показать, кто тут хозяин, требует выполнять его ошибочные распоряжения. Подскажите, как быть?
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Семейное насилие: без Домостроя Один человек ежедневно унижает другого. Отнимает у него зарплату и выдает ограниченную сумму на карманные расходы. Запрещает другому взрослому ходить в кафе, встречаться с друзьями и заходить в интернет. Бьет его и говорит, что он сам спровоцировал. Дикость? – нет, будни семейного насилия.
Конфликт на работе: с кем правда? Даже самым неконфликтным из нас приходится периодически отстаивать свои интересы. Хотя бы на работе — ведь это, пожалуй, наиболее безопасное поле для конфликта. Здесь у всех четко определенные обязанности, иерархия. И при этом, пусть это прозвучит странно, конфликтная ситуация может нас многому научить. Чему именно — об этом нам рассказали психолог и менеджер по персоналу Надежда ЗАХАРОВА и руководитель большого коллектива Иван СЕМЕНОВ, заместитель главного редактора канала «Россия 2»
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Надо ли обличать ближних? Мы попросили прокомментировать вопрос об обличении ближних, поднятый в предыдущей статье, епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (ШАТОВА) и настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, протоиерея Сергия ПРАВДОЛЮБОВА.
Почему мы опять «про это» «Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
Монах Симеон Афонский: Мир души — это отсутствие конфликтов Как бросить мечтать и начать жить, как научиться не осуждать ближнего, как быстро исправлять свои ошибки и почему милосердие выше справедливости, рассказывает в своей новой книге монах Симеон Афонский. Публикуем главу "Мир души — это отсутствие конфликтов".
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Мужчины и женщины: неравенство от природы В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами — хоть в строении мозга, хоть в поведении — обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Разоблачение лжи Оказывается, наш организм в момент, когда мы лжем, меняется, реагируя особым образом: еще одно доказательство, что нравственное и природное в человеке неразделимо. Верификатор Евгений СПИРИЦА рассказал о лжи с научной точки зрения и раскрыл некоторые секреты ее распознавания.
Нам не спастись по одиночке! Экзистенциальная философия и психология признали человека изначально одиноким, потому что не нашли основы для общности людей, путей к пониманию друг к друга. При этом именно одиночество они называют главной проблемой человека, которую как-то нужно бы решить, но решение неизвестно. Христианская вера видит эту общность в Царстве Небесном, которое начинается здесь, на земле, и в котором одиноких не может быть в принципе. Решение есть. Почему же столько страдающих от одиночества: семейных, несемейных, веселых, с активной жизненной позицией, умных и красивых?
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
Страх сказать «да» Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?
Любить с широко открытыми глазами Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»
«Примирись с братом твоим…» Необходимость просить прощения для христиан как будто и не обсуждается. Но порой православные братья-сестры слишком легко говорят: «Прости». Не превращается ли тут покаяние в формальность? Как не превратить просьбу о прощении в благочестивую привычку? И всегда ли уместна просьба о прощении?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.