На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 11 (70)'2011

Одиночество: одно на всех


Версия для печати
10.11.11, 10:24

У человека есть он сам, друзья, работа, приносящая радость. При этом он признается, что одинок. Зачем дается одиночество? Когда надо его принять, а когда — бороться? Ответов нет, есть разный опыт



Се, Жених грядет в полуночи


Я живу в большом городе, у меня есть друзья и подруги, есть с кем сходить в кино, кого позвать на день рождения, с кем поплакать и посмеяться. И тем не менее я — одинока. Одиночество для меня — это отсутствие семьи: мужа и детей.

На мои жалобы духовник обычно спрашивает, сколько мне лет. Где-то до двадцати пяти он улыбался: «О, ты еще маленькая, тебе нужно подождать». Когда мне исполнилось тридцать, он хитро подмигнул и сказал: «Уже очень скоро ты привыкнешь». С интересом жду, как он однажды нахмурит брови: «Что же ты хочешь, милая, в твоем возрасте не о личной, а о вечной жизни заботиться пора!» Вот я и забочусь. Делать-то все равно нечего, если нет Божией воли.

О том, что ее нет, я однажды узнала от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Псково-Печерском монастыре. Я только окончила университет и размышляла, как устроить свою жизнь дальше. Мне показалось разумным попросить отца Иоанна помолиться, чтобы мне встретить любимого мужа и найти хорошую работу в православном коллективе. Отец Иоанн ответил: «Бог благословит, — потом немного запнулся и продолжил: — В смысле, работу хорошую найти...» — и потупил взор.

Всю дорогу домой я рыдала и ругала отца Иоанна — зачем он ответил на вопрос, который я ему не задавала, и тем самым лишил меня даже надежды. Мне было 23 года. Перспектива остаться одной на всю жизнь встала передо мной очень ясно. Всем известно, что отец Иоанн знал волю Божию. А значит, что это Бог, желая моего спасения, так предостерегает меня от замужества, которое, как Ему уже известно, не будет счастливым. Не могу же я пойти против Божией воли? Но в чем тогда моя свобода? В том, чтобы свободно отказаться от несчастливого брака, от рождения больных детей — или что там еще увидел в моем будущем отец Иоанн — и свободно выбрать счастливое одиночество?

Духовник говорит, что мне только кажется, будто я одинока, — у меня есть родители, друзья, коллеги. Я могу заботиться о тех людях, которые рядом, могу им служить, любить их… Но неужели он думает, что это хоть как-то утешает? Ведь «cказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника» (Быт. 2: 18) — жену, а не друга, родителя или православный коллектив. Ведь как ни служи я своим ближним, не будет между нами той теплоты, близости, нежности, которая может быть только между супругами, родство которых сильнее, чем даже родство матери и ребенка: «будут два одной плотью», говорит об этом Господь в Евангелии (Мф. 19: 5). Да, наверно, я мыслю в душевных категориях, не в духовных, но ведь предназначение женщины — быть женой и матерью, такой меня создал Бог. Куда мне от этого деться? Конечно, я унываю.

Стараюсь утешать себя тем, что многие святые, Пресвятая Богородица и даже сам Господь были одиноки в своей земной жизни, они не знали той душевной близости, без которой я страдаю. Как известно, если Бог не дает просимое, то потому, что хочет дать что-то большее. Но что может быть большим для девушки, чем жених? Вероятно, только Жених, грядущий в полуночи, — Христос. И «нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18: 29-30).
Да, а работа у меня хорошая. Слава Богу.

Н. И., 31 год



С живым человеком хорошо и помолчать вместе


Я имел 55-летний стаж супружеской жизни, я любил жену (и она, наверное, тоже), мы считались образцовой семейной парой, на нас равнялись, но я с ней был одинок: не было общего фундамента, общего смыслопонимания основ жизни, хотя фасад был красив. Первые годы я сильно переживал и уходил от чувства одиночества в научную работу. Мне не хотелось искать другого друга для общения, и я привык к такому одиночеству. Но я, сколько себя помню, умел и любил общаться с Природой, а главное — с небом, особенно закатным или с бегущими облаками. Но наибольшую радость общения я испытывал глубокими вечерами, когда на звездном небе появлялась Луна. Луна связывала меня не только с настоящим, но и прошлым. Я видел то, что своими глазами видел Иисус Христос, Конфуций, Будда, Заратуштра, Моисей и, наверное, Адам с Евой, и я общался с ними, глядя на Луну, мог задавать вопросы, обсуждать проблемы, получать ответы. Эту же Луну я видел с мамой, когда в ущелье скрывался от бомбежек в начале войны, эту же Луну видели и на фронте, и в ГУЛАГе, и в безбрежном океане все те, с кем я общался как с живыми людьми, глядя на нее. Она стала как бы спутником-ретранслятором между моим внутренним миром и внешним: я не чувствовал себя одиноким, когда смотрел на нее, и поэтому не страдал.

Сегодня мне 78. Одиночество пожилых вряд ли принципиально отличается от одиночества молодых. Я не чувствую, что моя душа как-то постарела, хотя другие, может, и замечают, но пока молчат. Здесь другое — к одиночеству в старости часто присоединяется беспомощность (физическая и психическая), и это самое страшное. Страшно и физически, и страшно в переживаниях. Страшна потеря социальной востребованности: ты уже никому не нужен, да и другие, новые, тебе не интересны. Вот здесь и спасает помощь Божия в общении, в том числе и с уже ушедшими из этого мира.

Когда с годами душа осветилась христианством, и чувство со-бытия с Богом стало постоянным, переживание одиночества полностью покинуло меня. Когда год назад я был обездвижен в результате паралича и несколько месяцев пролежал в одноместной палате, то это чувство живого со-бытия с Богом давало радость общения и с Ним, и с Его помощью с теми, кого уже давно в этом мире нет, и с теми, кто еще не пришел меня навестить. И вот сейчас, сразу после звонка из «НС» с просьбой написать эту исповедь, я сижу с ноутбуком за столом перед большим окном, за которым открывается долина Яузы и виден Кремль с золотыми куполами, а за ними Солнце, идущее к закату сквозь багряные облака. Вся эта красота дает предельно радостное чувство со-бытия с Богом, при котором мое реальное одиночество не может как-то грустно переживаться. Помню: с нами Бог! Господь в каждом из нас, Он нас объединяет, и мы просто не можем быть одинокими.
Так-то оно так, но как хочется, чтобы рядом сидел живой человечек, и мы бы молча общались.

Кондратьев Ф. В., 78 лет



Бог примет меня любую; почему же я страдаю не по Нему?


Мой духовный отец однажды сказал мне:

– Надо, чтобы для тебя Господь был на первом месте. Тогда все будет хорошо.

«Это, интересно, как так? — думала я. — Разве тех 20 лет, которые я провела в Церкви, недостаточно для того, что бы Он знал, что Он для меня на первом месте?» Из-за того что я, получив ценный совет, не понимала, что с ним делать, мне стало еще хуже. Я плакала всю дорогу домой, и даже в магазине, в который зашла по дороге, чтобы купить вино и кино — известный способ уйти от действительности, когда уже «все равно». Я смотрела американскую комедию про супругов, которые сбежали от гангстеров к мормонам, но ничего не видела, только думала: «Что значит “на первом месте”? Как же исправить, если не понимаю? Господи, помоги».

— Так что, значит, главное — это Бог? — вдруг врезается в сердце диалог из фильма.

— Конечно, Джек. И все у вас с Линдой будет хорошо.

Конечно, это всего лишь фраза из глупой американской комедии, но иногда бывает так: ты спрашиваешь у Бога, а Он тебе отвечает любым доступным для тебя способом. Так произошло и со мной. «Ну я и дура! — радостно вытерла я слезы и вышла на балкон. Я с удивлением наблюдала город, который уютно ежился под вечерним пледом: мирно идут по своим делам люди, зажигаются огни окон, стучат нардами таксисты у метро. — Как же я не понимала: меня все, даже родные, могут бросить, забыть и предать, но Бог никогда так со мной не поступал. Всегда только терпел и любил меня любую, самую мерзкую. Почему же я страдаю не по Нему? Почему не к Нему стремлюсь? Не к Тому, кто любит меня больше, чем друзья и родные, и тем более уж больше, чем те мужчины-тени, в которых я была влюблена и которые в моей любви совершенно не нуждались?» Так в моей жизни произошел поворот. А одиночество? Что ж, оно есть у меня и сейчас. Но теперь это драгоценность, знак особой любви Бога, который хочет, чтобы я научилась любить Его больше всего того, что меня окружает в жизни. Ведь только тогда я буду готова получить от Него дар человеческой любви и взаимопонимания. А без Бога меня ждет настоящее одиночество — уже среди людей.

М. Е., 35 лет



Когда я была влюблена, я знала, кто я такая


С самого детства я знала, что вскоре выйду замуж. И у меня будет как минимум трое детей. Я даже на работу выходить после института не собиралась. Работа представлялась мне чем-то эфемерным, расплывчатым. А вот дом, дети, постирушки, встречи мужа со службы — это были совершенно реальные для меня картины. А разве может быть иначе, думала я? Как выяснилось, может.

Мой институтский приятель как-то сказал: «Деторождение — это примитивная самореализация, это для тех, кто не может ничего другого». Я-то, может, и могла. Но ничего другого не хотела. И, честно говоря, по-прежнему не хочу.

Возможно, поэтому и не могу. У меня есть любимая работа. Но она не полностью владеет моей жизнью. Точнее, я ей не позволяю. У меня были шансы сделать отличную карьеру за границей. Я от нее отказалась. Все это мне неинтересно, кажется пустым.

Я пробовала заниматься помощью обездоленным. Но, насмотревшись на жуткие картины «настоящей жизни», я возвращалась в холодную квартиру, где даже не пахнет едой, и мне не с кем было поделиться переживаниями. Я звонила друзьям. Но постепенно тех, кому можно позвонить вот так поздно ночью и попросить поговорить со мной, становилось все меньше: у кого-то спят дети, кому-то на работу вставать.

Так я осталась одна.

Это мой крест? Допустим. Но я не уверена, можно ли называть крестом воплощение самого жуткого кошмара — одиночества. Того, что сломало меня как личность. Знаете, много-много лет назад я была влюблена. И с тех пор я знаю, какая я на самом деле, по Замыслу. Но быть такой в одиночестве я не в состоянии.

Может, плюнуть мне на свои девичьи мечты? Но моя женственность — это часть меня. Я никуда от нее не могу деться. И отказ от нее будет предательством.

К. Т., 32 года



В шестьдесят появились друзья


Мне 61 год, я алкоголик, а одиночество — болезнь алкоголиков. Может, поэтому они и стараются собраться, чтобы выпить вместе, ведь больше поделиться с другими им нечем. Мне с детства было неловко со сверстниками, я больше жил в своих мечтах. От одиночества я страдал, но вряд ли тогда хотел отношений: я хотел быть лидером, влиять на людей, хотел, чтобы меня слушали и подчинялись. Поскольку так не получалось, отстранялся. В детсаду все время играл зайчиков, а хотелось быть львом или медведем. В школе занялся спортом, потому что хотел быть «первым», и, если кто-то побеждал меня, я начинал ненавидеть своего соперника и завидовать ему.

Закончив школу, пошел на работу и почти всю зарплату тратил на вино. Однажды в компании мне сказали: женись, иначе совсем сопьешься. Я женился, но лучше не стало. Родился ребенок, однажды я вышел из дома с коляской на прогулку, а вернулся уже без коляски. Жена меня выгнала. Пробовал не пить, кодировался. Тогда начинал ненавидеть всех «алкашей никчемных», презирать их. Срывался.

В 41 год пришел в храм. Сначала любил ходить, когда нет никого. Потом — на вечерние службы, литургию. Принял Крещение. Через три года исповедался. Почти ничего не понял, но так текли слезы, что куртка промокла. Когда первый раз причастился, почувствовал, что внутри всего обожгло и стало гореть.

Но срывы продолжались. Я молился часами и говорил Господу, что вот я такой мученик, меня никто не понимает, потому-то и пью. Однажды увидел, как Господь с иконы покачал головой. Поделился «радостью богообщения» со священником, он посоветовал поменьше «употреблять», а то начнутся «видения» с рогами и хвостами. Я обиделся на Церковь.

Мое одиночество длилось почти 50 лет. Родственники ждали, когда я отмучаюсь. Сам просил Бога забрать меня из моей грешной жизни. Дойдя «до ручки», пришел к Анонимным алкоголикам. Мне никто там не понравился. После группы зашел в ларек за пивом. Вдруг ощутил — пить не хочу. Испугался, понял — это секта! Пошел на исповедь и сказал батюшке, что под стенами монастыря секта свила себе гнездо. Тот отрезвил: походи и посмотри.

С тех пор я больше не пил. Но отношения с людьми налаживались не сразу. Я как-то поделился с психологом, что у меня сложные отношения с женой (я женился второй раз). Он сказал, что у меня вообще нет с ней отношений. Я обиделся, а он предложил составить список обязанностей, которые лежат на мне дома. Оказалось — все обязанности у жены. После этого мы обсудили с ней свои обязанности и у нас начали появляться отношения. Еще я составил список людей, кому однажды принес горе, попросил прощение, молюсь о них или стараюсь помочь делом. Короче, начал с себя. Добрых знакомых у меня стало больше, а враждебности — меньше.

В 38 лет были перебои с сердцем, знакомый врач сказал: завязывай, иначе помрешь. Недавно сделал кардиограмму, доктор говорит: «Мужчина, с вашим сердцем в космос лететь». И я опять поверил в Бога, и подумал: зачем-то Он почти под старость дал мне здоровое сердце. Чтобы любить?

Н. П.



Не люблю, потому что трус?


Я никого не люблю, и никто не любит меня. Одинокий тот, кто гордый. Любовь не гордится, а гордость не любит. Бог есть любовь и эта любовь – единственный источник человеческой любви. Но людям не хватает любви. Недостаток любви и есть одиночество. К бытию по подобию бытия лиц Святой Троицы призван каждый христианин. Духовный отец говорит, что стремление молодых людей друг ко другу заложено Богом как стремление к единству. Но даже в браке оно не достигается. Новый человек появляется, а единства не появляется, одиночество остается. Оно появляется только в духовном подвиге. Но что такое подвиг?

Из догматики я узнал интересную мысль, которую не могу понять: каждое существо живет само по себе, не нуждаясь ни в ком. Но личность существует, только если есть отношения любви с другой личностью. Если другого лица нет, то … и твоего лица нет, личности нет, хотя существо продолжает существовать. Например, если у отца есть сын, то он отец, а если у него сына нет, то человек сохраняется, а отец «исчезает». Может, кто-то не примет это, но я так думаю, нас так учат. Мы думаем с помощью тех образов, которые у кого-то увидели, самому создавать образы, родить совершенно новую мысль трудно, нужна любовь, которая плавит мысль, позволяя отлить ее в новую форму. Если она слаба, то ничего не создашь. Кстати может это одна из причин, почему не удается строить отношения – не хватает творческих сил для этого. Если они есть, то … их не хватает. «Но на свече булат не размягчить», — как сказал Навои.

Одиноким я был всегда. Мне не хватало внимания родителей, которые или не хотели мне его уделять, или не умели этого делать. Или я не мог его принять, стесняясь даже своих родителей. Я был очень стеснительным. Совсем маленьким я боялся даже в магазине попросить продавщицу продать, например, хлеб. У меня почти не было друзей. А с теми, кто был, отношения были не такие искренние, не такие, как у Тома Сойера и Гекльберри Финна.

В школе сначала всех обижал я, а потом почему-то стал трусом (наверно, не преодолел какого-то испытания) и все стали обижать меня.

Когда я поступил учиться, то у меня тоже не появилось друзей, появились только знакомые. Мы не могли поговорить обо всем на свете, как этого бы мне хотелось, куда-то пойти или поехать, поделиться чем-то близким… даже не знаю, как об этом говорить. Я с однокурсниками после окончания больше не общаюсь, связи потеряны… кроме одной, я редко-редко молюсь о девушке, в которую тогда влюбился. Она не ответила мне взаимностью, да и не могла: она, как она говорила, «гуляла», потом забеременела и вышла замуж не за отца ребенка.

Отношения с девушками — это отдельная тема. Если в двух словах, то они не отвечали мне взаимностью. Может кому-то я и нравился, но не понимал этого. Сам же не мог ни с кем познакомиться. А если мне нравились знакомые девушки, я не умел строить отношения и до сих пор не умею. Когда я общался с девушкой, которая мне нравилась, то начинал говорить быстро и неразборчиво, глупо улыбаться, нервничал. Наверно, поэтому они теряли ко мне интерес.

Хотя лучше так, чем никак, несчастная любовь тоже важный опыт.
Если подумать, то причина страха перед девушкой – в неверии, опасении того, что она не примет предложение дружить. Чтобы предложить дружбу, необходимо стать как бы беззащитным перед другим человеком. Это риск, не посмеется ли другой над чем-то самым глубоким и ценным в тебе? Эти чувства очень … велики, сильны, важны, поэтому отказ, который является разрушением этих чувств, очень болезнен. Решиться на этот риск – подвиг. Снова подтверждение моей мысли: мы… ладно, не мы — я, не люблю, потому что трус и слаб.

Б.М., 23 года



Одиночество — «женская проблема»?


Во многом виновата демография. Последние данные переписи населения (2011) говорят о характерном для населения России значительном превышении численности женщин над численностью мужчин: 66 млн 205 тыс. мужчин и 76 млн 700 тыс. женщин, или 46,3 и 53,7%. И этот разрыв растет, а не уменьшается. В России на каждые 100 новорожденных мальчиков регистрируется 105-106 новорожденных девочек. Перевес численности женщин над численностью мужчин характерен для населения большинства стран мира. В России он увеличивался в период войн и социальных катаклизмов. Сегодняшнее время эксперты однозначно называют неспокойным.

Версия для печати

Тэги: Одиночество  Психология  Отношения 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.