Мы все в теории знаем, что женщинам надо подавать пальто, а рыбу нельзя есть ножом. На практике — практически никто из нас не ест рыбу с помощью двух вилок, а женщины, которым подают пальто, не попадают с непривычки в рукава, да и вообще легче сами справляются. Так стоит ли учить сына подавать даме пальто? Нужно ли вообще учить детей манерам? Обязательная ли это часть хорошего воспитания? И где тут граница между необходимым и избыточным?
Мой девятнадцатый век
Серебряные щипчики в сахарнице — приятно, но явно избыточно. Даже с пресловутой рыбой не все так просто: одна коллега со смехом вспоминала, как за границей на деловом обеде заметалась, не находя второй вилки к рыбе, схватила лежащую рядом, чтобы не нарушать этике, — и оказалось, что это вилка соседа, делового партнера.
Мужчинам вставать, когда входит женщина, а студентам, когда входит преподаватель, — да или нет? Одни считают, что незачем, другие полагают, что это один из основных признаков воспитанности.
Да, ребенка непременно надо учить не толкаться, пробираясь вперед, а может, и не лезть вперед (иной раз в храме поражаешься, как дети прокладывают себе путь в толпе, распихивая всех локтями). И вроде бы надо учить не чавкать, пользоваться ножом и вилкой, уважать старших — но где-то впереди маячит невидимая грань, за которой все это становится нудными нравоучениями и будет забыто и сброшено, как ненужный груз, навязанный и бессмысленный запрет, внешняя регламентация свободы… Где граница между этикой и этикетом, есть ли она вообще?
Как-то раз в командировке в Великобритании мне довелось много общаться с профессурой старинных университетов и преподавателями хороших колледжей. Первое, мощное впечатление — российская делегация резко отличается от англичан осанкой. Мы сидим, как мешки с картошкой, расхлябанные, ссутуленные, перекошенные, сконфуженные или, наоборот, неуместно развязные. Англичане — прямые, доброжелательно обращенные к собеседнику. «Англичанка — это прямая спина», — сказала в одном интервью английская писательница Сью Таунсенд. Но не только прямая спина — еще и внятная речь с минимумом лишних слов, скупая и точная жестикуляция, разумная дистанция между собеседниками… Поведение абсолютно естественное, лишенное всякой позы и аристократичное — согласно словарям, «благородное и изысканное».
За всякой осанкой стоит выправка — военная, спортивная, танцевальная; потребность держать голову высоко, шею — не согнутой, плечи — развернутыми, не конфузиться и не стесняться себя; тело только отражает внутреннее ощущение собственного достоинства.
Татьяна Малюта, учитель русского языка и литературы, рассказывает: «Мы однажды ставили с детьми “Василия Теркина”, и мальчики должны были пройти строем. Но у них нет всех этих маршировок, как в нашем детстве, они оказались совершенно не способны идти ровно: стояли, как футболисты при пенальти, ссутулившись и сложив перед собой руки. Я ставила их к стене, заставляла коснуться ее лопатками — “а теперь отходи, и чтобы стенка шла с тобой”… У нас в школе есть диваны, и я не люблю, когда дети валяются на них, если я с ними разговариваю. Я прошу их встать и принять другую позу: некоторые разговоры предполагают другое положение тела. Есть дисциплина тела, и каждому церковному человеку это известно. Не все темы можно обсуждать, лежа на пляже. Форма тоже важна. Как говорила моя бабушка — “на все есть своя манера”. Об этом, кстати, пишет Лотман в своих комментариях к “Евгению Онегину”».
Заглянем, кстати, в Лотмана. Он рассказывает о том, что дворян учили танцам начиная с пяти-шести лет, что обучение это было жестким, как нынешние спортивные тренировки. Однако «длительная тренировка, — пишет Лотман, — придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и независимость в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене. Изящество, проявляющееся в точности движений, являлось признаком хорошего воспитания».
Он цитирует дальше фрагмент из романа Льва Толстого «Декабристы», где речь идет о декабристке, которая провела много тяжких лет в Сибири: «…нельзя было себе представить… чтоб она когда-нибудь была голодна и ела бы жадно, или чтобы на ней было грязное белье, или чтобы она спотыкнулась, или забыла бы высморкаться — этого не могло с ней случиться. Это было физически невозможно. Отчего это так было — не знаю, но всякое ее движение было величавость, грация, милость для всех тех, которые могли пользоваться ее видом...»
«Характерно, что способность споткнуться здесь связывается не с внешними условиями, а с характером и воспитанием человека, — заключает Лотман. — Душевное и физическое изящество связаны и исключают возможность неточных или некрасивых движений и жестов. Аристократической простоте движений людей “хорошего общества” и в жизни, и в литературе противостоит скованность или излишняя развязность (результат борьбы с собственной застенчивостью) жестов разночинца».
Конечно, хорошая осанка — не самоцель. «Форма важна, но только тогда, когда приходишь к ней через содержание, — говорит Татьяна Малюта. — Человек должен сам пользоваться тем, что он преподает, а не прочитать руководство по хорошему тону и нападать с ним на детей. Этикет должен быть в самой природе человека. В моем круге общения есть люди, придерживающиеся строгого этикета: например, один мужчина всегда встает, когда входит женщина, — это существует, это работает, это приятно, когда у человека есть аристократические черты. Приятно, когда есть осанка — это свидетельство некоторой внутренней структуры».
Далеко не все в традиционных ценностях устраивает детей. В самом деле, в сегодняшнем обществе традиционная любезность может оказаться унижением. Недаром на кружке «Мой девятнадцатый век» у Татьяны Малюты девочки задумывались о том, что целование ручки у дамы унизительно. И в самом деле: если оппонент в серьезной дискуссии вместо аргументов «уступает даме» — при всей внешней этикетности поступка это по сути и некрасиво, и неблагородно, ибо сводит содержательную дискуссию к формальным вопросам, да еще и подчеркивает мнимое интеллектуальное неравенство сторон. А это нас возвращает к вопросу о содержании, которое и определяет форму.
Этикет вместо этики?
Мария Васильевна Розанова, искусствовед и издатель, уверена, что этикет часто оказывается субститутом этики, ее самой распространенной и доступной заменой для людей, не наделенных особым умом, вкусом и тактом: «Такой человек легко перенимает навыки чисто внешнего поведения, позволяющего имитировать культурность. Как правило, наиболее жесткие этикетные требования предъявляются в средах, предельно далеких от интеллекта и морали: в воровских субкультурах, в деловых кругах, в сообществах графоманов. Этикет по природе своей консервативен, тогда как культура почти всегда революционна или во всяком случае критична по отношению к наследию. У Брехта на эту тему есть отличная зарисовка в “Трехгрошовой опере”: Мэкки Нож, у которого руки по локоть в крови, поучает соратников по воровской шайке, что “есть рыбу ножом способна только свинья!”. Разумеется, все это не означает, что человек культуры, творец, мыслитель обязан есть рыбу ножом или демонстративно игнорировать этикет — просто для него соблюдение этих правил естественно, оно не подчеркивается. Любопытно, что русская традиция — казалось бы, консервативная, как полагают почвенники, — как раз не одобряет буквальное соблюдение этикета и, более того, поощряет его игнорирование, поскольку, скажем, скоморошеская культура как раз и строится на демонстративном нарушении приличий. Юродство – одна из любимых на Руси форм святости, опять-таки демонстративно игнорирующая любые кастовые принципы. Пушкина вечно упрекали в том, что он не соблюдает костюмного и речевого этикета — но с его стороны это был вполне осознанный вызов: он отрицал чужое право считаться умнее и тоньше на основании соблюдения ритуальных норм. И ведь нередко оказывается, что те, кто публично и демонстративно настаивает на жесткой системе правил, регулирующих ваши внешность, поведение и вокабуляр, скорее всего пытаются таким образом подавить вашу независимость, а вовсе не защитить общественный порядок».
Стойте справа, проходите слева!
Культуролог Мария Волкова, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета, подчеркивает, что даже если не трогать этическую сферу, то в одной только этикетной сфере мы найдем совершенно разные нормы. Одни — традиционные, устаревшие, никак не обоснованные современностью, другие — неписаные нормы и правила, которые составляют живой этикет.
«Таких норм очень много, — говорит Мария Волкова, — и это чудо, что они есть. Правда, мы этого чуда не замечаем, как и не считаем чудом ежедневные восходы и закаты солнца. Посмотрите, например, в метро: поезд подходит, двери открываются, люди расступаются, пропуская выходящих, и затем входят в вагон. Если кто-то распихивает выходящих и пытается зайти, не дав им выйти, он явно что-то нарушает. Но у нас не возникает вопроса, почему люди не нарушают это правило. А ведь за нарушение этих норм не штрафуют. И даже если кто-то посмотрит с осуждением — это неважно, ты все равно больше не встретишь этого человека в огромном городе… Тем не менее мы все соблюдаем эти правила. Их выполнение не производит аристократического впечатления, оно просто обеспечивает нормальную жизнь. Вот это мы и должны передать своим детям: представление о том, что в мире есть норма, что можно вести себя нормально, — передать презумпцию нормы и доброй воли. Если что и транслировать своим студентам, ученикам, детям — то именно реалистичную норму. Транслировать точечно, ситуативно, прагматично. Ведь настоящая культура поведения — это прежде всего прагматика. Она может быть элитарна, но тем не менее она —прагматична».
И в самом деле: культурные, этические, этикетные нормы — это не украшение жизни, они не выросли на пустом месте: это выработанные обществом способы быстро и эффективно делать дело. Некоторые нормы складывались веками, другие десятилетиями, третьи — как, например, нормы интернет-этикета — сложились прямо у нас на глазах. Кстати, с появлением интернета и огромных объемов текста для быстрого чтения стала особенно наглядна роль некоторых традиций и условностей — например, орфографии и пунктуации, над которыми страдали поколения школьников, восклицая: «Кому нужна эта орфография!» Как только в глаза стали лезть мегабайты не поддающихся расшифровке текстов, полных ошибок и опечаток, сразу стало ясно, кому эти условности нужны: нам, это читающим.
Безэтикетное время
Дмитрий Шноль, учитель математики, полагает, что именно эти — на глазах складывающиеся — нормы завтрашнего дня, правила виртуального общения и могут стать хорошей почвой для обсуждения с подростками правил хотя бы виртуального хорошего тона.
«Я очень скептично отношусь к идее воспитания словами, — говорит Дмитрий Шноль. — Никакие культурные нормы так не передаются: для этого нужен пример, модель поведения. Дети видят, как люди в повседневном общении проявляют свои личные качества и понимают, что это не общепринятые правила, а личный выбор человека, — и сами выбирают, достаточно ли привлекателен этот пример, чтобы ему следовать. Разговоры об этикете никого еще не изменили. И даже личный пример далеко не все определяет. Может быть, в закрытом кадетском корпусе, где все взрослые ведут себя определенным образом, детей можно научить этой модели поведения, но в семье и в открытом обществе — вряд ли. Слова вообще работают только до 10-11 лет, и то не всегда. А подростки смотрят уже не на то, что на сцене, а на то, что за сценой: как учителя ведут себя в учительской, как родители выясняют отношения, когда думают, что дети их не слышат…
Подростковый возраст при этом вообще очень сложное время для усвоения этических норм. Говорят, юность придумали вместе с паровой машиной; раньше было бесправное детство и взрослый возраст, подразумевающий свободу и ответственность. Подражать взрослым, усваивать взрослые нормы поведения было естественно. А современная культура провозглашает детство — безэтикетное время — золотым, лучшим в жизни, дальше будет только хуже. Подростковый возраст, когда должны осваиваться взрослые нормы, оказывается возрастом отрицания взрослого мира. Подростки живут в своей субкультуре, которая может быть не менее жестко формализованной, чем взрослая культура, — как здороваться, как одеваться, какую музыку слушать. И может быть, именно в это жестко этикетное время до подростков можно донести довольно важные вещи, которые входят в современный этикет. Например, обязательно отвечать на электронные письма, даже если не можешь ответить содержательно. Нормы виртуального общения еще не вполне сформировались во взрослой культуре, они складываются сейчас, как в чеховское время складывались нормы телефонного общения. И к этим нормам подростки чутки, они пластичны — ведь это творение будущего, в котором им жить, и в этом есть очевидный практический смысл».
Словом и делом
Если хочешь учить других людей правилам — не увлекайся проповедью; в этом едины все мои собеседники.
«Очень важна сдержанность и отсутствие педалирования. Как только начинаешь педалировать — может быть, утешаешь себя, но теряешь контакт со слушателем. Нет, разумеется, если у меня на лекции человек решит побегать по аудитории, я ему не позволю этого делать, но это займет 30-50 секунд из 120 минут, потому что у меня есть другие цели и задачи», — говорит Мария Волкова.
«К манерам имеет смысл идти изнутри, из чувства собственного достоинства — через нравственные принципы и табу, — напоминает Татьяна Малюта. — Я видела однажды, как у моей коллеги мальчики, черный верх, белый низ, поздравляли девочек с 8 Марта: встали на одно колено, протянули цветочек, лица кислые… а коллега гордо говорит: уж что-что, а любить я их научу! Но ведь совсем иначе здесь надо действовать — и с мальчиками отдельно говорить о том, как здорово быть мужчиной, и с девочками — иначе: о достоинстве». Учительские разговоры о «девичьей чести» и «женском достоинстве» — ужас моего детства, как и мамино «не сутулься»; это уже во взрослом возрасте понимаешь некоторые прописные истины, которые тебе впустую внушали в детстве, думая, что обличить твое бескультурье и указать на норму — это и есть лучший способ воспитания.
«Для тех, кто считает себя интеллектуалом или интеллигентом, прежние, сегодняшней жизнью не подкрепленные нормы этикета — огромный соблазн, — говорит Мария Волкова. — Для таких людей очень привлекателен способ разговора — жесткого, сурового, самовозвышающего — о том, что массы не усваивают норму. Это особенно заметно среди учителей и вузовских преподавателей, которые очень любят поговорить о том, что школьники плохие, некультурные… Они действительно бывают разные, иной раз студенты говорят такие удивительные вещи, что идешь по улице, вспоминаешь — и смеешься… В принципе, это отношение к людям можно еще больше расширить: весь мир плохой, все люди в нем некультурные… Любой проход по улице убеждает нас в том, что вокруг живут звери. И если мы пропускаем это через себя — то это вопрос нашей совести и нашей исповеди. Но когда мы перед классом, перед студенческой или читательской аудиторией начинаем развивать мысль о том, что все люди никуда не годятся — вместо того чтобы говорить с теми, кого нам Бог послал, — если мы говорим, что они плохие и бескультурные, а мы хорошие, — то в этом нет никакого толку».
«Лучше вообще не рассчитывать, что твои слова кого-то изменят, — убежден Дмитрий Шноль. — Конечно, бывают редкие и удивительные случаи, когда твое слово в самом деле что-то меняет. Так было с митрополитом Антонием Сурожским, который однажды вел урок, а какая-то девочка весь урок плакала. «Никогда не отчаивайтесь», — сказал он ей после урока. Через много лет, когда он уже был настоятелем собора, к нему подошла женщина и сказала, что его слова спасли ей жизнь, что она была на грани суицида… Бывает, конечно, что и нам выпускники говорят: вот вы тогда-то нам сказали то-то, это было очень важно… Но на это нельзя рассчитывать. Мы должны исходить из того, что твои модели поведения, которые прямо отражают то, каков ты есть, — передаются всегда, а твое слово — по редкой Божией милости».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Мой ребенок -- вор? Мою дочь поймали на воровстве в школе. Мне сказала об этом учительница. Не знаю, как на это реагировать. Дома я ничего такого не замечаю. Сначала я ужасно рассердилась. Хотела высказать дочери все, что о ней думаю. Но, с одной стороны, очень боюсь наломать дров. С другой стороны, я же должна как-то отреагировать. Но как? И что теперь делать? Людмила
Современный Гекльберри Финн Современные дети знают, что "им все должны". И умеют пользоваться этим - рассказывает о.Александр Доколин, священник, директор одного из московских детских домов
Воспитание детей: когда в родителях согласья нет Папа хочет отдать сына на карате — мама возражает: «Только через мой труп». Мама пытается налить деточке молочка — папа сурово говорит: «Большой уже, пусть постится, как все». Папа наказывает — мама жалеет. Папа разрешает смотреть телевизор — мама запрещает. Психологи единогласно советуют выработать общую позицию в воспитании ребенка, но как ее выработать, если один говорит «да», а другой — «нет»?
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Ребенок и свободное время: кто кого? Замечаю, что сын-второклассник не знает, чем себя занять, когда появляется свободное время. В будни день расписан по минутам, эта проблема незаметна, а вот в выходные, когда не надо ходить в школу и в спортивную секцию, а тем более в каникулы, я должна что-то придумать и организовать для него, иначе будет скучать и ныть. Может быть, нужно больше загружать его занятиями? Марина
Спасти Красную Шапочку: Как защитить ребенка от опасностей в интернете Проблемой вредного для детей интернет-контента озабочены, кажется, все — от президента России до недавно купившей компьютер домохозяйки. Однако некоторые заинтересованы не в безопасности детей, а в изготовлении и распространении нежелательных материалов. Кто кого?
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Детский вопрос: как научить проигрывать Мой сын, семь лет, совершенно не умеет проигрывать. Из-за этого любая игра (хоть настольная, хоть подвижная) бывает испорчена, особенно если это происходит в гостях, на дне рождения, где играют много детей. Сын расстраивается, может заплакать, отказывается продолжать. Недавно играл в настольную игру с двоюродным братом, проиграл — и даже подрался с ним из-за этого. Как объяснить ребенку, что проигрыш — не трагедия, как научить его спокойно и достойно к этому относиться? Ирина
Интернет и дети: комментарии священников Как не потерять ребенка в сети Интернет? На этот вопрос отвечают: Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района, заместитель главного редактора молодежно-публицистического журнала "Новый Ковчег" и протоиерей Игорь Пчелинцев, священник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Стрелять или не стрелять? Я была против того, чтобы мои сыновья играли с игрушечным оружием. Но недавно старшему — пятилетнему — подарили игрушечный пистолет, и меня очень расстраивает, что они по очереди с младшим, трехлетним, стреляют друг в друга, кричат: я тебя убил и т. п. Особенно они активизировались после того, как муж при них посмотрел фильм про войну (фильм хороший, еще советский, без всяких ужасов). Не воспитывают ли подобные игры жесткость? Ольга
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
«Возрастная особенность» или грех? Я замечала за своим пятилетним племянником, когда он приезжал в гости, что он проявляет повышенный интерес к интимным частям тела. Сестра считает, что это всего-навсего «изучение себя», а мне кажется, что это начало греха, с которым нужно бороться. Но как реагировать правильно? Алла
Ушел в интернет, буду завтра Мир компьютеров, интернета так прочно вошел в нашу жизнь, что сейчас пытаться скрыть его от ребенка бессмысленно. Если ребенок хочет общаться в сети, он найдет эту возможность: не дома, так в школе, не в компьютере, так в мобильном телефоне, не у себя, так у друга. Как сделать это общение безопасным для души и жизни, на что тут могут влиять родители и как распознать интернет-зависимость?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому Многим из нас знакома ситуация, когда в три года ребенок рвется помогать маме. Но в этом возрасте от такой помощи толку мало. «Подрасти», — говорит мама и принимается за работу сама. Ребенок растет, и вот уже годам к десяти ему можно доверить серьезное дело. Но, увы, к этому времени у помощника весь энтузиазм иссяк. Как приобщение к труду не превращать в бесконечное противоборство отцов и детей?
Детское кино: кого спасет маркировка? Законотворчество пришло в медиа и эфир. Теперь все детские фильмы промаркированы цифрами: «15+», «12+» — это информация, с какого возраста то или иное кино не повредит психике и нравственности детей. Педагог Дмитрий ТЮТТЕРИН считает, что против всякого закона найдется лазейка, а бороться со СМИ гораздо проще, чем по-настоящему заниматься своими детьми.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.