В редакцию НС пришло письмо от православного человека, который искренне не понимает смысла пищевого поста. И не потому, что неофит – как раз наоборот, этот наш читатель с детства был воспитан в Церкви и жил по всем ее правилам. Вопросы, на которые он не находит ответа, показались нам важными.
Я постился всё своё детство, где-то с 10 лет, всеми положенными способами, «как Церковь велит» где-то лет до 23. Великий Пост, среды-пятницы, Успенский, Петров, Рождественский. Включая особые варианты вроде "невкушения елея" на первой и на Страстной. Так что поверьте, вкус постного масла мне знаком очень хорошо.
Это давалось мне легко и просто. Во-первых, потому что до довольно позднего времени питался я почти исключительно дома, а дома, раз пост – значит, непостной еды в принципе нет, и не будет. Кроме круп, макарон, овощей и хлеба есть нечего. Во-вторых, я не то, чтобы равнодушен к еде, скорее просто в ней неразборчив, вкусы различаю слабо, а потому мало страдаю от однообразия рациона. Ну, картошка. Ну, с луком. И что? Я могу есть её каждый день неделю. Когда я познакомился с будущей женой, она была сильно удивлена, когда обнаружила, что у нас дома на завтрак варёный рис с сахаром, на обед – рис с зелёным горошком, а на ужин тот же рис, только зажаренный до хруста и с кетчупом, и никто в этом ничего странного не видит.
И я до сих пор не знаю, зачем я, собственно, питался именно так, периодически меняя рацион согласно древним традициям. Прекрасные слова о том, что "надо смиряться", что "не нами положено не нам и отменять", про "духовную физкультуру" – я и сам могу произнести. Как и прочую апологетику про влияние пищевого меню на душевное состояние. Это может объяснять поведение взрослого, который это выбрал и у которого это работает, но совершенно бесполезно для описания поведения ребёнка. Потому что ребёнок в любом случае смиряется за обедом: ест то, что указали родители и что положено в тарелку. Ребёнок не определяет ни цены своего ужина, ни его калорийности.
Такая «духовная жизнь», проводимая потому, что другого варианта жизни в принципе не предполагается – бессмысленна. Нет в ней никакой ценности, как нет духовного подвига в том, чтобы кто-то отобрал у тебя ползарплаты силой. А Господь смотрит на сердце человека, а не на его фактические обстоятельства.
Вот и с детским моим постом было так – жизнь была устроена определённым образом, и я честно ею жил. Разумеется, как только появилась возможность этой жизнью не жить – я и перестал. Ибо прошедшие годы наглядно засвидетельствовали, что в телесном посте нет для меня никакого смысла: держа его, я не становился ни добрее, ни честнее, ни даже умнее. И начав есть, что мне хочется, и тогда, когда хочется, я не увидел ровным счётом никакой перемены ни в духовной жизни, ни в отношениях с людьми.
Мне совсем несложно и сейчас устроить свою жизнь именно таким образом, что соблюдение пищевого поста будет естественной ее частью – я работаю в православной организации, где постятся почти все сотрудники, дома также инициатива сменить рацион по религиозным соображениям найдёт полное понимание. Непонятно только, зачем это делать. Абстрактное «смирение перед Церковью» – я не понимаю, какая собственно в этом польза. Напоминает армейское «возьми лом и иди, подметай плац». Именно ломом, ради того, чтобы «задолбаться», или, в церковном варианте «научиться от чего-то отказываться Господа ради». С таким же примерно успехом можно весь пост прыгать на одной ножке, не мыться с мылом или дышать только левой ноздрёй.
Разумеется, масса народу заявит, что я просто смиряться не хочу, а потому вместо исполнения правил занимаюсь фантазиями. Но это – не ответ на заданный мной вопрос, а пустота вместо ответа, мантра, заменяющая осмысленные слова привычной формулой. Нечто вроде «такова жизнь» в ответ на горестное «почему». Друзья, мне ответ нужен, а не свидетельство соответствия Вашей праведности Вашим же методичкам. Я искренне рад, что Вы поститесь по «типикону». Объясните, почему мне надо это делать именно так, а не как-то иначе.
В конце концов, ну десятки же есть церковных же поучений о том, что пост это, дескать, не диета, так почему же попытка сделать пост всё же «не диетой» воспринимается как несмирение? Почему «смирение» – это поменять рацион, а не образ жизни?
У меня есть некоторые постные, если можно так выразиться, обеты. Они касаются круга чтения, общения и распределения времени между работой, молитвой, семьёй и отдыхом. Это работает. А с бесконечным подсчётом сосисок в рационе – отстаньте.
Перечитайте послание к Римлянам, начало четырнадцатой главы, особенно стих третий.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Смысл поста: отказаться от привычного – стать свободным Нам пришло письмо читателя, который полагает, что в посте важна не воздержание от мяса и молока, а сам подвиг. Хоть бы даже прыгать каждый день на одной ноге. В точном же следовании правилам он видит не свободу во Христе, а солдафонство. Священник Феодор КОТРЕЛЕВ отвечает: придумать самому себе подвиг гораздо легче, чем отказаться от привычного.
Личность и Церковь: А вы сами попробуйте сделать каменный топор! В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «Истово верующий археолог, да еще палеолитчик — феномен парадоксальный, потому что археология палеолита — одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС».
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Вдохновение: какого духа мы принимаем? На этот вопрос отвечает поэт, священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края
«Как я обретал мощи» 18 лет назад в Америке были обретены мощи свт.Иоанна Шанхайского. В конце сентября Церковь празднует это событие. О том как были обретены мощи святителя корреспонденту журнала «Нескучный сад» рассказывает очевидец, протоиерей Петр Перекрестов:
Какие блага дарит благодарность? Похоже, нам гораздо естественнее считать, что судьба перед нами в долгу, чем испытывать благодарность за то, что имеем. Я никогда не встречал молодых людей, довольных своей внешностью. Или, за исключением одной пенсионерки, не видел тех, кто бы искренне говорил: «Я получаю достаточно денег». Благодарность мы испытываем разве что в тот момент, когда ожидаемое бедствие проходит мимо. Почему так?
Почему я не ушла из Церкви «Прийти» в Церковь не сложно. Во всяком случае, всегда найдется приход, где тебя крестят, не допытываясь о серьезности твоих намерений и глубине знаний катехизиса. Формально войти в Церковь легко. А вот остаться – это уже задача совсем иного порядка. Обстоятельства складывались так, что вскоре после крещения я должна была навсегда уйти из Церкви, с досадой хлопнув дверью. Но этого не произошло. Сегодня мне кажется, что Сам Христос держал меня за руку.
Петр Мамонов: «Хочешь быть крутым — давай кровь проливай» Мартин Скорсезе решил снять фильм про Петра Мамонова. Американский режиссер известен своим чутьем на имена и явления в русской культуре. В свое время он заново открыл американским киноведам "Летят журавли" и сделал известным шедевр Ромма "Я, Куба". И вот — рок-легенда и актер, живущий в маленькой деревушке под Вереей. Публикуем интервью с Петром МАМОНОВЫМ
Где затворился святитель Феофан? Наш корреспондент побывал в монастыре, где святитель Феофан Затворник провел последние 23 года своей жизни и написал самые свои значительные произведения. Как выглядит это место? В дополнение к предыдущей статье мы публикуем фоторепортаж из Выши и знаменитого Успенского монастыря под Рязанью
Августовский номер «Нескучного сада»: портреты настоящих людей Человек — самое интересное, что есть на свете. «Нескучный сад» представляет уникальный номер, в котором собраны 17 интервью с нашими героями, людьми, чьи судьбы отобразили путь пройденный Церковью за последние 20 лет свободы. Это лучшие интервью из прежних номеров и совсем новые встречи, размышления, истории о вере, Церкви, смерти, творчестве, политике, семье, любви и многом другом. Надеемся, что новый номер принесет вам настоящую радость, потому что все наши герои — настоящие.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Священник Феодор Котрелев: моя Церковь обабилась? Из-за недостатка мужчин Церковь потеряла свою мужественность, прихожане боятся священников и относятся к ним так, как покорная жена к плохому мужу – прощают и терпят даже то, чего терпеть нельзя, считает священник Феодор КОТРЕЛЕВ
Личность и Церковь: Не проглядеть повседневность «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», повторяем мы слова Послания к Евреям (13:8), но редко задумываемся: а в каком отношении верны эти слова? Они говорят о Христе как о Боге, о нашем Спасителе, нашей Надежде. Во всех событиях земной жизни, во всех наших бурях и волнениях Он остается неизменным.
Надо ли отдыхать от духовной жизни? Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Отвечает протоиерей Алексий ПОТОКИН
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Святитель Феофан – блогер в затворе 23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи
Личность и Церковь: Дворец из кубиков Отличается ли современный человек от человека Средневековья или даже человека ХIХ века? Конечно, ибо живет в совершенно иную историческую эпоху, в ином мире, в ином культурном контексте.
Личность и Церковь: И все-таки «Радуйтесь!» «Я плохо мог объяснить моим друзьям, почему я крестился, и поэтому мечтал о том, чтобы появилось между нами какое-то печатное издание, которое бы мне помогло в этом. И однажды прямо на службе ко мне пришел человек, который спросил — хочешь делать православный журнал для неверующих?..»
Тогдашнее свое согласие он с середины девяностых воплощает в первом неофициальном православном СМИ-журнале «Фома». Владимир ГУРБОЛИКОВ сегодня в гостях у собрата «Фомы» — «Нескучного сада»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.