Похоже, нам гораздо естественнее считать, что судьба перед нами в долгу, чем испытывать благодарность за то, что имеем. Я никогда не встречал молодых людей, довольных своей внешностью. Или, за исключением одной пенсионерки, не видел тех, кто бы искренне говорил: «Я получаю достаточно денег». Благодарность мы испытываем разве что в тот момент, когда ожидаемое бедствие проходит мимо. Почему так?
Редкое свойство
Мне посчастливилось знать праведницу бабу Веру Корнееву. Довольно юной девушкой она не один год прятала на чердаке своего деревянного дома в Лосинке опального священника, а потом сидела в лагере за веру и много лет провела в ссылке. В другом лагере был убит ее жених. И вот, оглядываясь на свою судьбу, она — без тени горечи — говорила: «Я всю жизнь мечтала путешествовать — вот и много попутешествовала, мне повезло. А без революции — что бы меня ждало? Тьфу, институт благородных девиц и женихи». В «Архипелаге» Солженицына упоминается, как она заплясала от радости, повергая в изумление служащих мрачных органов, когда ей был зачитан приговор: пять — только «пятерка»! — лет. Она пережила, на мой взгляд, запредельные ужасы — и испытывала невымученную благодарность за свою судьбу.
Подобные вещи иногда встречаются, но редко. Куда больше людей жалуются на то, чего они не получили, и ноют, обижаясь на жизнь. Обычно люди начинают ценить то, что имеют, когда оно оказывается под угрозой: так, человек, у которого не подтвердился диагноз рака, может испытывать благодарность за подаренные годы жизни — но, скорее всего, эти чувства быстро забудутся.
Что нам скажут психологи
Психологи сравнительно мало интересовались феноменом благодарности, тем не менее кое-что ценное для себя мы у них найдем. Мелани Кляйн, создавшая свою психоаналитическую теорию развития ребенка, написала монографию под красноречивым названием «Зависть и благодарность». Хотя теории психоаналитиков носят довольно умозрительный характер, даже название ее труда достойно размышления. Она считала, что при нормальном взрослении ребенка благодарность постепенно должна вытеснять зависть, вражду и месть — те качества, которыми окрашена примитивная «любовь» к маме. Кляйн утверждала, что развитие способности благодарности есть цель терапии взрослых. Без этой способности человек, когда он не получает того, чего хочет, ощущает, что на него нападают.
Некоторые исследования последних лет показывают, что благодарность есть самый сильный показатель благополучия, удовлетворения, субъективного переживания счастья (достаточно независимого от того, что человек имеет). Благодарность позволяет легче переносить стрессы, кризисы и сложные изменения в жизни; кроме того, благодарный охотнее помогает другим, делится с другими своими ресурсами (временем, деньгами и т. д.), сопереживает им.
Благодарность ценится в так называемой «позитивной психологии», популярном направлении теории и практики с довольно плоской философией счастья. И вот что тут важно для нас: как показали практики, человек может начать благодарить (скажем, вести дневник или создавать список поводов для благодарности) тупо и механически, без эмоций, но и это нечто меняет в его отношении к жизни.
Правда, философия благодарности у психологов недостаточно глубока. Нам следует поблагодарить психологию и пойти дальше.
Жизнь как дар
Книга Второзакония описывает момент, когда Израиль, стоя по другую сторону реки Иордан, готовится войти в Землю обетованную. И вот Моисей, глядя в будущее, предупреждает: «Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы…», то есть среди благополучия «смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего… Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной, питал тебя в пустыне манною… чтобы ты не сказал в сердце твоем: “моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие”, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство…» (Втор. 8: 10-18).
Это радикально иная парадигма жизни, где все есть дар. И пустыня, где человек во всем зависим от милости Бога, должна об этом сильно напоминать, поскольку при благополучии об этом слишком легко забыть. Вот более глубокое основание благодарности. Причем оно радикально противоположно привычной парадигме большинства людей: «Я сам себе заработал на хлеб и дом, и вот сижу и наслаждаюсь в довольстве». Если благополучие есть нечто должное, то благодарность невозможна, не нужна и даже просто нелепа.
Благодарность — вызов миру
Парадигма «жизни как дара» неочевидна, она требует веры. Мы живем иными парадигмами. Каждый человек — «кузнец своего счастья», сам себе хозяин. Нам не нужны подачки. «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». Тут советская риторика вполне совпадает с риторикой капитализма, потому что за обеими стоит наследие эпохи Просвещения, ценившей автономию личности и самодостаточность. На этом фоне благодарность есть непростительная слабость: признать себя зависимым от другого (или Другого) — это в нашем мире унизительно и стыдно.
Кроме того, на ментальность людей влияет рынок вместе с культурой потребления. Жадность и зависть — антитезы благодарности — существовали всегда, но всегда выглядели некрасиво. Только сегодня они стали программой общества, обреченного на безграничный экономический рост. Тут жадность предпринимателя считается его вкладом в общий прогресс, а зависть служит одним из главных мотиваторов поведения. В частности, зависть заставляет покупать то, что уже купили другие, и на этом во многом строится реклама: «Все уже купили мобильники нового поколения — а ты?» Конечно, современные люди получают противоречивое послание: человек звучит гордо, но тебе для этого недостает одной-единственной покупки. Тем не менее это мощное давление на любого человека, использующее недовольство тем, что есть, и зависть. Как иначе заставить нас покупать не слишком нужные вещи? В этой системе нет никакого места для благодарности.
Благодарность и довольство тем, что есть, — смерть для культуры потребления и в буквальном смысле — снижение продаж. Либо я получаю все в дар — либо мне всегда немного (а это «немного» не имеет предела) не хватает для счастья. Я еще не могу радоваться жизни, а должен работать. Простая благодарность уничтожает демонов рекламы и богов самодостаточности.
Вот почему она непроста. Ее критикуют: «Так живут лузеры. Этим оправдываются неудачники и лентяи». Над ней смеются. Да, христианин — тот, кто просит, благодарный нищий с протянутой рукой. Это сопротивление окружающей культуре.
Как показывает поверхностная «позитивная психология», благодарности можно учиться. Скажем, кто-то составляет список вещей, за которые он благодарен: «Вкус чая, интересная книга, приход гостей, своевременный уход гостей, ясная погода, интернет, что завтра можно подольше поспать…» Или он может думать о живом конкретном человеке: «Я благодарен ему за честность, за юмор, что он умеет слушать и помогает мне понять себя» — и даже написать этому человеку письмо и его отправить. Такие «тупые» вещи нередко продвигают вперед, открывают нечто новое и меняют чувства. Но если благодарность — просто техника для достижения желанного состояния, то этого явно мало.
У христиан есть глубокая парадигма благодарности. Это иная история о том, кто мы такие и в каких отношениях находимся с миром и собственной судьбой. Где все, что есть, не «я сделал сам», но все есть дар, начиная с того, что я просто существую и дышу.
В частности, это противоядие привычке к жизни, где все, что я имею, считается чем-то законным и потому не радует, а если чего-то нет — это вызывает недовольство. Именно благодарность позволяет хорошо радоваться жизни, не слишком цепляясь за прошлое и привычное.
Этому учит традиционная молитва перед едой: «…и Ты даеши им пищу во благовремении». Этому еще сильнее и глубже учит участие в Евхаристии, которая пронизана благодарностью по своей природе и своему имени. Если я живу в силу дара, живу «евхаристично», тогда все: еда, жизнь, люди — есть повод радоваться.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Постабортный синдром: чем его лечить? Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта
Как не бояться старости Каждый раз, преодолевая очередную круглую цифру, мы страшимся: а что там дальше — после 50, 60, 70? Иной раз кажется — там только болезни, бессилие и одиночество. Есть ли в старости что-то хорошее? Можно ли подготовиться к ней? Как с ней справляться?
Выгорание: за что умирать не надо «Умирать ради дела – неправильно, умирать надо ради спасения души. А люди выгорают, когда не чувствуют к себе уважения и любви», – тему выгорания комментирует епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов):
Помощь нужна всем Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.
Апрельский номер «Нескучного сада»: Как помочь ближним и не сгореть? Тема нового, апрельского номера журнала «Нескучный сад» – выгорание. Что делать, когда душа стала пустая и бесчувственная к чужому горю, как помочь самому себе и не стать птицей Феникс? Дело, начатое «на крыльях», требует полной самоотдачи, но стоит ли оно того, чтобы умерла душа?
Как починить волю? Мы прочитали много духовных книг, но теория не становится практикой. Это рождает иллюзию причастности духовной жизни и самообман. В результате на пути к Богу мы ходим по кругу. Как из него выйти, размышляют протоиерей Игорь ПРЕКУП и Виктор СУДАРИКОВ
Как быть если не холоден и не горяч? Если мы действительно что-то хотим, то как правило добиваемся этого. Что же тормозит нас в духовной жизни? Почему хотим худеть и худеем, а хотим молиться и не молимся? Размышляют иерей Филипп Ильяшенко, финансист Константин Каракацанис и жена священника Анна Васильева.
Укрепляя волю, получать радость Нет никакой особой «духовной» жизни, не связанной душой и плотью, поэтому волю надо укреплять сразу на всех фронтах, считают наши респонденты — разработчик программного обеспечения Константин Анисимович и иерей Сергий Круглов. Где найти на это силы читайте в нашем опросе
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Влюбленность – это кризис! 14 февраля – день всех влюбленных. Церковь очень мало говорит о влюбленности, у святых отцов про это практически ничего не написано, а мнение некоторых современных духовников иногда звучит слишком категорично: «Влюбилась — кайся!» Что же это такое — влюбленность? Страсть, грех, с которыми нужно бороться, или Божий дар, который есть первая ступенька на пути к любви?
Как полюбить людей: первые шаги для чайников Бывает так: стоишь в метро и видишь вокруг себя одни только унылые и серые без просвета лица. Они скучны, всегда чем-то недовольны и лишены благообразия. Да, можно восхищаться удивительными словами апостола Павла о любви, но сама мысль о том, что можно любить этих окружающих тебя людей, кажется верхом абсурда. Или нет?
Лекарство от православного неофитства Психотерапевт, писатель Ирвин Ялом ничего не писал о Православии. Но у него есть книга — художественная — в которой просто и в тоже время достаточно глубоко обсуждаются важные темы современности, так или иначе отраженные в нынешней церковной жизни, а может быть именно в ней отраженные с особой актуальностью. Называется книга «Шопенгауэр, как лекарство»
И стыд, и совесть, и любовь. Можно ли быть виноватым и счастливым одновременно? «Христиане — это мазохисты, культивирующие вечное раскаяние. Вся их вера зиждется на неврозе неизбывной вины». Пожалуй, это одна из самых частых претензий к христианству, которую можно услышать извне. Действительно, то, без чего невозможна духовная жизнь верующего — осознание греха, — на практике почему-то часто становится источником не развития, а разрушения. Очевидно, с виной нужно уметь правильно обращаться
Офис: коллектив против индивида? На работе, где мы проводим большую часть жизни, человек чаще всего реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие?
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Нужны ли нам враги? Если меня окружают враги, то в первую очередь мне стоит задать себе вопрос, что или кто их порождает: злой мир, в котором я живу, или я сам?
Почему мы такие злые? Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. Своим мнением о причинах этого делится психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.