На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Миссия или пиар: в чем разница?


Версия для печати
30.10.12, 11:05

Является ли Православная Церковь брендом, в чем разница между Церковью и крупной корпорацией, которую нужно «пиарить», могут ли православные СМИ обходить острые вопросы в церковной жизни, руководствуясь принципом «не навреди» и что представляет в их случае борьба за рейтинг и внимание читателей, – эти вопросы обсудили участники круглого стола «Религия в СМИ. Между пиаром и журналистикой», который состоялся 29 октября на пятом фестивале православных СМИ «Вера и слово».

По идее, православные СМИ должны сеять разумное, доброе, вечное, нести людям свет Христовой Правды и приветствовать друг друга лобзанием мира как "соработников на ниве миссии". Протоиерей Александр Агейкин напомнил об этом буквально: евангельское чтение ближайшего дня было посвящено как раз причте о сеятеле. СМИ сеют, как могут, но в реальности живут отнюдь не в первохристианской общине и не в афонском скиту. Они живут так, как живут все другие СМИ и переживают все те же проблемы.

Однако есть очень серьезное различие «церковных» со «светскими». Председательствовавший во время круглого стола Владимир Легойда вспомнил слова, сказанные ему (не как главе Синодального информационного отдела, а как коллеге, главному редактору журнала «Фома» и журналисту) одним известным телевизионщиком: «Церковь для тебя никогда не будет объектом. Она всегда останется субъектом».

Это означает, что «православный» в ситуации «или-или» (в ситуации выбора, исполнить ли свою журналистскую обязанность или не навредить Церкви) оказывается главнее, чем «журналист».

Журналист может задать себе вопрос: «А в чем тогда разница между моей православной журналистикой и pr Церкви?» И поскольку ортосми (цеховое арго, от слова «ортодоксия», Православие – ред.) отнюдь не афонский скит, у него может быть достаточно серьезное искушение привнести в свою работу все сугубо светские приемы pr, раскручивания тем, создания информационного шума и конкурентной борьбы и начать воспринимать Церковь как некий бренд. Уникальный, с тысячелетней историей, четкой корпоративной философией и ценностями, но бренд. А дальше – замкнутый круг: раз все так делают, раз все пиарятся, раз всех интересуют жаренные темы, давайте мы еще больше, и еще больше, и еще.

Публицист Александр Щипков предложил свое видение разницы между Церковью и брендом: «Нужно ли пиарить православие? Нужно ли раcкручивать бренд Церкви? Церковь – бренд вечный мы не планируем его ни выставлять на продажу ни обменивать. Мы должны помнить о своем долге: выступив в пространство Церкви, мы возложили на себя обязанность во сохранению Божьего дома. Мы в нем и хозяева, и слуги. Это парадокс и зона нашей ответственности».

Один молодой священник из Дагестана поставил вопрос о светском в православных СМИ. Он, правда, его сформулировал примерно так: «Зачем писать, что Федор Емельяненко построил храм, если добрые дела надо делать тайно. Тем самым православные СМИ похищают венец в Царстве небесном у известного бойца без правил». Александр Щипков ответил ему в том смысле, что никуда от этого не деться, такова работа журналиста – информировать о событии.

Но можно в вопросе священника увидеть и другой оттенок, не столь очевидный, но вполне читающийся: «Зачем православным СМИ увлечение знаменитостями, зачем вносить в Церковь сугубо светский современный культ celebrity? Потому что про Емельяненку прочитает больше народа, и некоторые из них перейдут на статью про то, как правильно исповедоваться? Зачем нужны новости с оттенком таблоидности – вроде новостей про то, что икону затопили на дне озера, чтобы ей поклонялись дайверы?»

Протоиерей Александр Агейкин обратил внимание участников дискуссии на то, что конкуренция и борьба за рейтинги не могут являться целью христианской журналистики. Владимир Легойда заметил, что проблема лежит глубже, чем рейтинг: «Можно сказать «рейтинг», а можно сказать «читатели». Рейтинг это еще и индикатор осмысленности того, о чем мы говорим».

Вопрос, о чем мы говорим, а о чем не говорим, был очень важен для журналистов, участвовавших в дискуссии.

Главный редактор журнала «Нескучный сад» Юлия Данилова отмечает, что часто СМИ сталкиваются с неготовностью – особенно на уровне епархий – не только к обсуждению проблем, но даже к их диагностике: «Православные СМИ должны быть медиаторами между обществом и Церковью. Мы должны давать ответ обществу на вопрос: «Как быть, если священник повел себя недостойно?» Этот и другие острые вопросы церковной жизни должны обсуждаться постольку, поскольку они содержательны и важны».

Между тем, продолжает Юлия Данилова, нерешенные и невылеченные проблемы никуда не исчезают. Они лишь накапливаются, чтобы потом «превратиться в информационную бомбу». При этом не менее важным для православного журналиста является профессиональное чутье и такт, выносить ли проблему на обсуждение или ее «можно лечить до выхода на открытую трибуну».

Обозреватель Вести.ру Мария Свешникова отметила: «Церковь не всегда посвящает светские СМИ в обсуждение своих проблем, либо делает это топорно. Давайте признаемся самим себе, что рейтинги – это наши читатели, зрители и слушатели. Это те люди, которые используют нашу информацию.Непременно хвалить – не значит приносить пользу. Есть один аргумент, который довольно часто произносят, когда надо найти крайнего (или, даже, внешнего врага): во всем виноваты СМИ. Это они раздули эту историю, вытащили на свет грязное белье, скомпилировали, нашли, раскопали. По сути аргумент этот весьма неубедительный. Потому что в любой истории СМИ вторичны. Они – не причина, а следствие. Что-то произошло, пресса отреагировала. Как отреагировала? да понятно, как: те, у кого направленность критическая – критикуют, те, кто обязан в силу заданности издания хвалить – хвалят».

Милена Фаустова («Голос России») также считает большой проблемой закрытость внутренней информации о жизни Церкви, добавляя, что она все равно становится известной через социальные сети. Также она остановилась на сформировавшейся за последние несколько лет пулу церковных «говорящих голов».Речь идет не об официальных спикерах, а о том, что СМИ могут фактически манипулировать словами «в Церкви считают», обращаясь к священникам за предсказуемым ответом: «Если хотят покритиковать, то просто звонят одному священнику. Если похвалить, то другому».

Дмитрий Сладков главную проблему современных СМИ и общества в целом определяет как «дефицит возможности говорить друг с другом о главном». Причину этого он видит в том, что место прямого цензурирования занял информационный шум и ложная повестка дня. Однако разномыслие в церкви возможно и необходимо. «Мы только сейчас начинаем видеть реальное многообразие позиций в Церкви. Христос посреди нас, а в остальном мы очень разные, и это не будет умаление Церкви», – уверен Сладков.

Протоиерей Александр Агейкин полагает, что не нужно обходить острые проблемы Церкви, и привел пример писателя Николая Лескова, который «рассказал проблеме тайных браков, на которой в XIX веке целая корпорация священников зарабатывала деньги, и сделал это очень умело и тактично».

Владимир Легойда назвал в качестве одного из приоритетов социальные сети: «Горизонтальные связи намного важнее, чем вертикальные. Серьезные СМИ цитируют то, что происходит в социальных сетях, в блогах. На уровне моего отдела я раньше всего увижу новость у вас в Facebook».

Читайте также:

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия журналиста – спасение человека
Извиняться ли священнику за плевок в лицо ГельмануМиссия или пиар: в чем разница?

Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Интернет 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Миссия или пиар: в чем разница?

Является ли Православная Церковь брендом, в чем разница между Церковью и крупной корпорацией, которую нужно «пиарить», могут ли православные СМИ обходить острые вопросы в церковной жизни, руководствуясь принципом «не навреди» и что представляет в их случае борьба за рейтинг и внимание читателей, – эти вопросы обсудили участники круглого стола «Религия в СМИ. Между пиаром и журналистикой», который состоялся 29 октября на пятом фестивале православных СМИ «Вера и слово».

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.