Ведется ли против Церкви информационная война, как реагировать на вброс негативной информации и на провокационные арт-проекты, выясняли участники круглого стола «Чем новость отличается от вброса?», состоявшегося на фестивале «Вера и слово»
Игорь Ашманов
Новости, которые не стоит распространять
Игорь Ашманов, специалист в области искусственного интеллекта и интернет-технологий, считает, что война против Церкви идет как минимум полгода. Один из основных видов оружия — вбросы. Отличить их от новостей позволяет анализ «больших данных» — записей в сотнях тысяч аккаунтов за десятки недель.
— Вбросы случаются примерно раз в две недели, в промежутках — идет просто поддержка темы. Мы мониторим примерно 200 персон, связанных с Церковью, чтобы видеть, как часто они упоминаются. Есть модуль, который не мониторит уже существующие объекты, а обнаруживает события и новые темы, когда они взлетают. Система анализа мнений отслеживает весь интернет, улавливает тональность высказываний, о чем идет речь и к чему относится оценка.
Любые сообщения в интернете, говорят эксперты, в среднем живут не более 6 часов. После этого бросаться вдогонку, что-то доказывать и менять эффект уже поздно.
— Хороший вброс от медийного события не отличается, — констатирует Игорь Ашманов. — Это расковыривание реальной проблемы или раскрутка реакции на реальное событие.
Например, много оппозиционных вбросов было во время катастрофы в Крымске. Механизм несложный: есть аккаунт «В контакте», где за несколько месяцев до истории появлялись только кошечки и цветочки, а потом вдруг – три страницы эмоционального и не очень грамотного текста на повышенных тонах о том, что трупы плавают по улицам, тысячи погибших, «мой папа ходит на совещания, все это правда». Текст облетает сеть, а аккаунт-источник через 4 часа удаляется. Известно, что у автора не было «друзей», т.е. раскрутка текста не могла произойти средствами самой социальной сети. Надо, чтобы тем, кто его раскрутил, позвонили, прислали ссылку и т.п.
После удаления аккаунта-источника рождается еще одна волна: мол, администрация «В контакте» душит свободу слова. Все это «расшаривают», т.е. распространяют не роботы, а живые люди, которые ждали подобной темы.
Потом прошел вброс от Марата Гельмана: мол, Православная Церковь в Крымске не только никому не помогает, но священники берут деньги за отпевание погибших.
— Марат Гельман вообще в 50% является источником антицерковного вброса, а еще один показатель: сказанное — ложь от начала до конца.
Бывают топорные вбросы: они имеют признаки автоматичности, их легче распознать. Среди признаков — малоиспользуемый аккаунт в качестве источника, его последующее уничтожение, график количества упоминаний — либо слишком ровный, либо с резкими провалами (когда машину перепубликации текстов «выключают»), соотношение оригиналов и перепечаток (от 1 к 10 до 1 к 100) и т.п.
Однако хороший вброс может распознать только человек, машине это недоступно.
«Гельман на Кубани»: как согласовать позиции спикеров
Евгений Ларионов, управляющий директор агентства медийных исследований «Ех Libris», проанализировал не вброс, а ситуацию вокруг проведения в Краснодаре выставки Марата Гельмана Icons. Тогда казаки заблокировали выставочный центр, и экспозицию пришлось открыть на день позже. Перед открытием соседняя Ставропольская и Невинномысская епархия выступила с призывом не допустить Гельмана на Кубань (что было вмешательством в дела Екатеринодарской епархии), а протоиерей Всеволод Чаплин заявил в блоге, что ничего богохульного в экспонатах не видит.
— Традиционные СМИ были достаточно сдержанны и в основном без искажений транслировали позицию Церкви. Было восемь негативных комментариев, позитивных — два, остальные — нейтральные. До открытия выставки негативных сообщений было немного (57), позитивных — 44, после открытия количество и позитива, и негатива сильно возросло.
Выявив «адвокатов бренда», можно было работать над тем, чтобы их переубедить. Основные дискуссии развернулись в «Живом журнале» Марата Гельмана и блогах «тысячников», то есть популярных авторов с множеством подписчиков: некоторые склоняли своих читателей к тому, что выставка не достойна посещения.
Всплеск интереса СМИ последовал после поступка протоиерея Алексия Касатикова: он плюнул в лицо Марату Гельману, заявив, что приветствует галериста на доступном деятелю актуального искусства языке.
— Недостатки поведения церковной стороны в этой ситуации заключались в том, что не было единой позиции. В результате мы получили несколько вбросов от представителей Церкви, которые только подогрели интерес к скандальной теме, — считает Евгений Ларионов. — Этого можно было избежать.
Чаще всего на инфоповоды следует реагировать: замолчать и избежать скандала удается редко. Однако действия должны быть согласованными. Если у вас нет конкретных фактов, лучше в дискуссию не вступать. Если вы апеллируете к вечным ценностям, а не фактам, особенно важно, чтобы это было доброжелательно и спокойно. Нужно правильно формулировать ключевое послание для каждой из своих аудиторий. Можно использовать метод ложной цели: во время информационной атаки мы критикуем сами себя и доводим ситуацию до абсурда, не давая оппоненту инструмента для давления. Можно также вбросить другое информационное событие, которое может затмить локальный кризис.
Извинение как оружие в информационной войне
Отдельная дискуссия развернулась вокруг плевка в лицо Марату Гельману. Протоиерей Алексий Касатиков был в гражданской одежде, и в епархии довольны уже тем, что у оппонентов не оказалось картинки «батюшка в подряснике нападает на галериста».
После его поступка многие высказывались о том, что священник должен извиниться. Архиерей исключил отца Алексия из состава епархиального церковного суда, а сам Марат Гельман, хотя и выразил удивление по поводу плевка, в суд подавать не собирался.
— Поступок отца Алексия явился поводом для поругания Церкви, — сказал архимандрит Трифон (Плотников), пресс-секретарь Екатеринодарской епархии.
Игорь Ашманов считает, что извиняться перед Гельманом в этом случае необязательно. Если священник делает что-то предосудительное (например, водит машину в нетрезвом состоянии), должно быть высказано и церковное осуждение, и просьба о прощении со стороны провинившегося. Если же поступок шел от сердца, извиняться бессмысленно.
— Извинение не работает как прием в информационной войне, — считает Игорь Ашманов. — Либеральные СМИ все равно извратят его и переврут, используют против вас. Бессмысленно сидеть с Гельманом за круглыми столами — это враг, причем совершенно остервеневший. Но и натренировать Церковь на информационную войну невозможно.
Рецепт Ашманова прост и сложен одновременно: генерировать позитив. Нужно растолковывать свою позицию, разоблачать мифы (например, миф о сращивании Церкви и государства). Этому помогут ресурсы вроде светских How-to-do с пошаговыми инструкциями и инфографикой, где что в храме находится и как там себя вести.
Когда нет времени согласовывать позицию
Естественно, что в современной ситуации, когда информация распространяется мгновенно, невозможно побудить всех церковных участников информационного поля сначала звонить «наверх» и согласовывать позицию, а потом давать комментарии.
Рецепт одного из слушателей круглого стола, пресс-секретаря Украинской Православной Церкви протоиерея Георгия Коваленко был так же одновременно прост и сложен: сверять свои слова с Евангелием. Даже если священнику звонят через полчаса после того, как активистки группы Femen спилили в Киеве поклонный крест в память жертв Голодомора и политических репрессий, имеет смысл отвечать не что-то вроде «пусть они горят в аду», а «мы восстановим поруганный крест».
Также, по мнению отца Георгия, пресс-службы на местах нередко доводят вбросы до сведения своих архиереев, приняв их за чистую монету. После этого владыки усугубляют ситуацию. Одна из задач компетентной пресс-службы — помочь архиереям, менее опытным в виртуальной жизни, отличать информацию от бессмысленных и беспочвенных вбросов.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Миссия или пиар: в чем разница? Является ли Православная Церковь брендом, в чем разница между Церковью и крупной корпорацией, которую нужно «пиарить», могут ли православные СМИ обходить острые вопросы в церковной жизни, руководствуясь принципом «не навреди» и что представляет в их случае борьба за рейтинг и внимание читателей, – эти вопросы обсудили участники круглого стола «Религия в СМИ. Между пиаром и журналистикой», который состоялся 29 октября на пятом фестивале православных СМИ «Вера и слово».
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Святейший Патриарх Кирилл: Миссия журналиста – спасение человека Cвидетельство о Христе и отношения между религиями, внутрицерковная дискуссия и реакция на негативные публикации, эпатажные заявления священников и деятельность активистов стали главными темами на встрече Предстоятеля Русской Церкви с участниками фестиваля православных СМИ «Вера и слово», состоявшейся 31 октября
Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Церковь научится работать в социальных сетях О планах освоения социальных медиа, перспективах эстонского церковного кризиса и документах, принятых на Архиерейском соборе, ведущие церковные спикеры рассказали журналистам во время итоговой пресс-конференции, посвященной завершению работы Архиерейского Собора.
Прививка от глупости Все интернет ругают, и все в него уходят. Экс-продюсер RussiaToday Станислав Горячев считает, что дорога интеллектуалов в интернет безальтернативна и умный юзер найдет там свое место. А прививкой от глупости может стать здравый смысл и вкус, для чего нужно хотя бы прочитать объем программы по литературе приличного гуманитарного университета.
Новые медиа – новые нравы: как интернет трансформирует наше личное пространство Одно из важных определений современного человека – «личное пространство», область, в которую не должны проникать другие – не только чужие, но и самые близкие. Часто личное пространство современного горожанина сводится в основном к двум вещам – мобильному телефону и компьютеру.
Последний номер бумажного «Нескучного сада»: встретимся в сети Наш журнал взял новый курс в море информации: от бумажных номеров к одноименному сайту в интернете. Поэтому заключительный номер бумажной версии журнала мы решили посвятить пространству сети и человеку в нем, тем координатам, которые помогут ему оставаться на плаву.
Ферапонтово: из жизни сельской библиотеки У сельских библиотек есть особая функция, незнакомая библиотекам городским: один день в расписании библиотеки обозначен как «Выход в деревни». В этот день обходит близлежащие деревни, а расстояние это зачастую немалое, особенно для немолодой женщины с сумкой, полной книг. Как живет сегодня Ферапонтовская сельская библиотека с фондом хранения 9 тысяч книг?
Декабрьский номер «Нескучного сада»: Зачем Бог стал человеком? Мы, христиане, верим в то, что Христос, Сын Божий и Бог, пришел в мир для нашего спасения. Но что мы знаем о нашем Боге? Христос не основывал городов, с Его изображением не чеканились монеты. Как наука доказывает, что он вообще был? Церковные песнопения о событиях Рождества ставят в тупик своим парадоксальным содержанием: Дева рождает вечного Бога ради нас. Рождению Бога посвящен новый, рождественский номер журнала «Нескучный сад».
Есть ли жизнь в библиотеках Общедоступные музеи, библиотеки, бесплатное высшее образование — все эти институты сейчас зачастую воспринимаются как пережитки социалистического прошлого. Способна ли сохраниться общедоступная бесплатная библиотека или вынуждена будет уйти в небытие, стоит ее реформировать или музеефицировать?
Социальная сеть: вами будут делиться Позвать молодежь в реальный мир Церкви, или разговаривать с ней через гаджеты? Мастер-класс «Новые информационные технологии в молодежной среде» прошел 26 января в рамках XXI Международных Рождественских чтений.
Интернет и дети: комментарии священников Как не потерять ребенка в сети Интернет? На этот вопрос отвечают: Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района, заместитель главного редактора молодежно-публицистического журнала "Новый Ковчег" и протоиерей Игорь Пчелинцев, священник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Ушел в интернет, буду завтра Мир компьютеров, интернета так прочно вошел в нашу жизнь, что сейчас пытаться скрыть его от ребенка бессмысленно. Если ребенок хочет общаться в сети, он найдет эту возможность: не дома, так в школе, не в компьютере, так в мобильном телефоне, не у себя, так у друга. Как сделать это общение безопасным для души и жизни, на что тут могут влиять родители и как распознать интернет-зависимость?
Интернет-гигиена: как добиться гармонии в интернет-общении и избежать помощи санитаров В интернете сегодня стираются границы между развлечением и работой. Потребление информации превращается в изматывающий труд. К этому добавляется эмоциональная зависимость от интернета. У нас нет исторического опыта, а возможно, и биологического ресурса, чтобы управляться с такими сильными изменениями в нашей жизни. Как быть?
Интернет без мата. Возможно ли такое? Депутат Елена Мизулина взбудоражила общество новой инициативой – на этот раз она предлагает разработать меры законодательной борьбы с нецензурной бранью в интернете. 29 июля в РИА Новости собрался круглый стол, участники которого попытались оценить серьезность поднятой проблемы и возможные пути ее решения.
Подросток: одиночество в сети? Одиночество для подростка – признак ненужности, невостребованности, синоним отчаяния. В юном возрасте человек боится его, как огня. Как его избежать, как с ним бороться? А можно ли его полюбить? С этими вопросами мы обратились к Марии РУДНЕВОЙ, декану факультета психологии Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург)
Средства массовой катехизации В чем разница между Благой вестью и услугой информационного характера? Почему-то одной информации мы доверяем, а другой нет. Больше двух тысяч лет человеческой истории люди разделены на христиан и тех, кто отказывается поверить в реальность столь экстраординарного события, как Богоявление. Может быть, те, кто так и не смог уверовать, просто плохо информированы? И теперь, с развитием информационных технологий, мы наконец заполним этот пробел?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.