В чем разница между Благой вестью и услугой информационного характера? Почему-то одной информации мы доверяем, а другой нет. Больше двух тысяч лет человеческой истории люди разделены на христиан и тех, кто отказывается поверить в реальность столь экстраординарного события, как Богоявление. Может быть, те, кто так и не смог уверовать, просто плохо информированы? И теперь, с развитием информационных технологий, мы наконец заполним этот пробел? Где найти место для Евангелия?
Что такое Благая весть? Кто-то скажет, это — информация. Но для православного христианина вернее было бы говорить — откровение. Так на словесном уровне проявляются возможные подходы к сообщению христианских истин миру. В первом случае миссионер сообщает необходимую информацию об основах христианских знаний и мировоззренческих установок. Во втором — делится откровением. Задача миссионера в первом случае будет заключаться в том, чтобы передать информацию наиболее адекватно и проследить за эффективностью ее воздействия. Во втором — он находится в ситуации рискованной, поскольку сообщает о том, во что он верит, а «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). Такая коллизия нынче и определяет сложность бытия христианина в современном мире, меняющего свой облик неуловимо быстро с помощью информационных технологий. И в этом, наверное, один из главных вызовов времени, перед которым стоит Церковь. В самом деле, как быть услышанным, когда информация представляет собой уже не просто поток, а вал сведений? В нем новости культуры то же, что и новости шоу-бизнеса (откройте раздел «Культура» в новостях «Яндекса»), информация о продвижении в школы «Основ православной культуры» где-то недалеко от сообщений о реформах образования, а шум вокруг адронного коллайдера смешался с философскими рассуждениями о бытии Бога. Как найти место для Евангелия? Вопросами возникновения, обращения, восприятия и сохранения информации давно занимаются серьезные ученые, у нас же есть возможность представить, как мог бы приспособиться к современным условиям благовестник-миссионер, каким образом следует ему ответить на вызовы времени в сфере информации?
Миссионер в поисках «клиентов»
Если о Благой вести возможно помыслить как об информации, которую необходимо донести до «целевой аудитории», то картинка, вероятно, будет следующая. Во-первых, что такое сегодня «целевая аудитория» для миссионера? Таких, что не слышали про Христа, в России уже не сыщешь. Есть либо жаждущие знаний о Православии, либо равнодушные. Сомневающиеся тоже имеются. Про первых все ясно: книг, интернет-ресурсов, чтобы утолить любую жажду знаний, хватает. Равнодушные и сомневающиеся, вероятно, и есть «целевая аудитория». Их много, они плывут в бурлящем информационном океане. Нужно очень постараться, чтобы информация, предложенная миссионером, была воспринята сомневающимися и равнодушными. И вот два миссионера принимаются за дело. Один полагает, что благовествовать — значит от лица к лицу рассказать о своей уверенности в невидимом. Что о достоверности и ценности информации слушатель будет судить по тому, насколько миссионер сам соответствует сообщаемой вести о пришествии Спасителя, смерти и Воскресении. Скольким людям будет донесена эта весть, ведает один Бог. Второй наш персонаж уверен в том, что благовестие — это передача информации, и надо найти эффективный способ ее передавать. Охват аудитории решает все, полагает он, и вместе с тем понимает, что, включившись в общее информационное поле, он волей-неволей будет исполнять его законы. Значит, придется разбираться в теории информации. К его услугам социальные сети интернета, телевидение, радио. Он изучил веб-мастеринг, разбирается в вебдизайне. Еще станет специалистом в маркетинге. На одной дискуссионной молодежной встрече, посвященной образу православной миссии, пришлось услышать предложения по использованию маркетинговых технологий в миссионерском деле. И это понятно, если Евангелие — информация, а информация может быть товаром, то почему бы миссионеру не действовать как грамотному бизнесмену, который предоставляет информационные услуги религиозного характера? Для такого подхода к распространению христианского вероучения есть предпосылки. Все, казалось бы, понятно: верующий проповедует Того, в Кого верует, желая спасения возможно большему количеству людей. Но можно ведь сказать по-другому: «клиент» для миссионера безусловно представляет ценность, ценен и товар, который предоставляет миссионер. Желательно, чтобы «клиент», нуждающийся в религиозной информации, находился в долговременных отношениях с поставщиком этой информации. Естественно, чем больше таких клиентов, тем лучше. Такая интерпретация миссионерской деятельности не всем представляется абсурдной. Просто активная включенность в массмедийную среду предполагает не только знание ее законов, но и умение разговаривать на определенном языке. Необходимо передавать реалии христианской жизни в релевантной (соответственной) для среды терминологии, рассуждает грамотный миссионер, вспоминая апостола Павла. Конечно, «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев» (1 Кор. 9: 20), но есть какая-то грань в использовании понятий и слов, переступив которую можно потерять отчетливое направление мысли. Пришлось мне однажды увидеть фотографию какого-то миссионерского пункта в США. У входа — ростовая фотография схимника (почему-то преподобного Кукши Одесского, подвижника из Свято-Успенского одесского монастыря, прославленного в тех же 1990-х). Рядом надпись на английском, дескать, здесь ждут всех, кого интересуют: эзотерика, (вероятно, подразумевалась христианская мистика), аутентичные древние песнопения (песнопения знаменного распева или нечто подобное), запах восточных благовоний (ладан, разумеется) и нетривиальное мировоззрение. Неизвестно, насколько такой миссионерский ход был успешен, однако очевидно, что здесь присутствует борьба за конкурентоспособность. Всяческой эзотерики вокруг много, нужно доказать эксклюзивность эзотерики «нашей».
Безгрешность, неискушенность и прочие бренды
Мир не остается в долгу у миссионеров нового толка. В поисках новой терминологии, необычно и нетривиально описывающей отношения поставщика и потребителя, рекламные компании предложили религиозно-аскетические термины «искушение», «страсть», «соблазн» в качестве движущих сил потребительского интереса. То, что было обозначением вредных моментов духовной жизни, стало потребительской характеристикой товара. «Кофе с ароматом страсти и привкусом греха», «искушение вкусом», перед которым «невозможно устоять». Человеку, отягощенному подобными рекламными образами, сложно будет объяснить, зачем читать «Лествицу», книгу, где описывается борьба со страстями и искушениями. И все становится окончательно запутанным для миссионера-маркетолога. Но упорство в достижении целей — необходимое качество для нашего персонажа. Если ему приходится действовать в таком круге бытия, в таких условиях, когда понятия с легкостью приобретают несвойственные им значения, значит, надо просто усилить информационное давление. То есть хорошо бы сделать проповедуемые идеи всепроникающими, «безгрешность» и «неискушенность» превратить в более выгодные, нежели удовольствия, брендовые товары. Это предполагает информационную борьбу за сферы влияния. И война идет во всех зонах. Участие в ток-шоу на телевидении, блоки новостей с «конфессиональным содержанием», монастырский хор, поющий на «Фабрике звезд»: так, вероятно, выглядит борьба за право законно присутствовать на информационном поле. Но действительно ли средства послужат достижению цели?
КОММЕНТАРИЙИнформация о Христе спасительна только в сочетании с личным свидетельством
Игумен АГАФАНГЕЛ (Белых), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский» в пос. Тикси, Якутия:
— Разговор о принципах и методах миссионерской деятельности ведется давно и, к счастью, небесполезно. Одна из главных дискуссий вертится вокруг вопроса, что есть миссия вообще? То ли следует «растревожить спящее болотце» и успокоиться на этом, то ли «довести человека до порога церковного», то ли еще что иное. «Концепция миссионерской деятельности», принятая Священным синодом в 2007 году, пока является единственным официальным документом Русской Православной Церкви, определяющим миссионерскую терминологию. Миссией называется там проповедь, направленная на пробуждение веры, свидетельство о Христе. Ведь и Сам Христос является для нас свидетелем и совершителем важнейших тайн бытия: сотворения мира и жизни будущего века. Таким образом, миссионер всегда является своеобразным «ретранслятором» как своего личного опыта жизни в контексте Евангелия, так и опыта всей Церкви, опыта познания Бога. Неверно сводить миссионерскую деятельность к передаче некоего пакета информации. Знание важно для нашего спасения, но не является единственным и главнейшим путем к нему. Многие сотрудники общества «Знание», выступавшие во время оно с лекциями на тему «Есть ли Бог?», прекрасно ориентировались в тексте Священного Писания и могли цитировать Евангелие с любого места. Стала ли для них эта информация полезной? Знание спасительно тогда, когда оно погружено в среду живого, личного свидетельства. Эсэмэска «Иисус любит тебя» останется лишь эсэмэской в ряду прочего телефонного спама, но те же слова, сказанные от сердца, глаза в глаза, могут перевернуть жизнь человека. Лживые технологии этого мира неприменимы к свидетельству об истине. Мы предлагаем человеку не одну из очередных «прикольных» фантазий. Говоря о Христе, мы открываем тайну инобытия, открываем выход из душного и мучительного состояния греха в прохладный оазис райского сада.
Православный спам — почему бы нет?
Конечно, в области информации интернет играет сейчас ведущую роль. В древности, чтобы донести Благую весть до краев Римской империи, потребовалось около века. Сегодня скорость продвижения новости почти не зависит от расстояния. Она зависит от «юзабилити» — пользовательского комфорта. Информация должна быть удобна для потребления. Здесь важно все: шрифт текста, оригинальность дизайна веб-страницы и, разумеется, скорость загрузки. В общем, для пользователя получать информацию должно быть комфортно. Время не ждет, и оно — деньги, ведь их платят интернетпровайдеру за возможность получать информацию. Пока большинство православных сайтов не отличаются продуманностью юзабилити. У них нет необходимости участвовать в информационных боях. Православные и без того в курсе, где в сети находятся сайты с христианским содержанием. «Целевой аудитории» миссионера необходимо другое. Ей надо увериться в том, что именно христианство дает средства и силы для преодоления озлобленности этого мира. Миссионер эту задачу осознает, но сталкивается с еще одним законом информационной жизни, который стал уже хрестоматийным: media is the message (средство сообщения есть сообщение). То есть средство передачи информации определяет ее содержание. Признание в любви посредством эсэмэски будет всего лишь эсэмэской, чем-то сиюминутным и быстротечным. И кто бы ни выступал в телевизионной программе, это будет все то же «тиви», где в одном ряду информационных образов находятся Патриарх, Президент, Звезда, Ведущий и Участник ток-шоу. Кто из них с прописной буквы, а кто со строчной — сложно разобраться. В информационной войне охват аудитории должен быть максимальным. Если миссионер будет везде, то вся аудитория станет «целевой». Технологическое решение этой задачи лежит на поверхности — создание электронного миссионера. Есть в интернете такое понятие — «бот». Это программа-робот, которая шныряет по сетевым ресурсам и создает спам. Пока православных ботов не существует, но во время войны нет недозволенных средств. И может статься, что верующие программисты начнут писать подобные программы, которые неустанно и неутомимо будут «спамить» в пользу Благой вести. Почему бы нет? На войне как на войне... И тогда возникает вопрос. Благовестнику верили как личности, доказывающей своими трудами и самоотверженностью, что информация, которую он сообщает, имеет для него чрезвычайную ценность. Электронная миссия неизбежно станет в общий ряд информационного мира, где идеи соревнуются в экстравагантности. Поверят ли массмедийной миссии так же, как и живой личности? Во всяком случае, апостол Павел отказался в Македонии от информационной поддержки «духа прорицательного», которым была одержима служанка, возвещавшая об апостолах Павле и Силе (Деян. 16: 17). Бесплотного свидетеля апостол заставил выйти из служанки и замолчать.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Святейший Патриарх Кирилл: Миссия журналиста – спасение человека Cвидетельство о Христе и отношения между религиями, внутрицерковная дискуссия и реакция на негативные публикации, эпатажные заявления священников и деятельность активистов стали главными темами на встрече Предстоятеля Русской Церкви с участниками фестиваля православных СМИ «Вера и слово», состоявшейся 31 октября
Братчики из Бандерштата Львов -- город контрастов. Именем бандеровцев тут называют улицы, грекокатолические священники служат панихиды по бойцам СС, а православные галичане посещают «московские» храмы, в то время пока их священнослужители работают на скорой помощи или вовсе уходят в горы. Наши корреспонденты отправились в этот город, чтобы увидеть львовское Православие собственными глазами
Интернет без мата. Возможно ли такое? Депутат Елена Мизулина взбудоражила общество новой инициативой – на этот раз она предлагает разработать меры законодательной борьбы с нецензурной бранью в интернете. 29 июля в РИА Новости собрался круглый стол, участники которого попытались оценить серьезность поднятой проблемы и возможные пути ее решения.
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Миссия или религиозная пропаганда? В 1905 году в России вышел указ о свободе вероисповедания. Православие больше не было господствующей религией. Условия для миссии радикально изменились. Как показала дискуссия перед Собором 1917-1918 годов, свободе вероисповедания, без опоры на власть, в Церкви обрадовались не все. Почему?
Патриарх Кирилл заложил на Кипре русский храм Многотысячная община русских десятки лет обживает гостеприимный Кипр; русские ходят в храмы Кипрской Православной Церкви, на Кипр командируют русскоговорящих священников. У старейшего русского прихода на острове скоро появится собственный дом - камень в закладку храма освятил Патриарх Кирилл
Кипр: мирный и миротворческий визит Патриарха С 8 по 11 июня Патриарх Кирилл путешествует по острову Кипр и молится вместе с предстоятелем, духовенством и паствой Кипрской Православной Церкви. От первой после избрания на престол поездки русского Патриарха здесь ждут не только исполнения традиции "мирных" визитов, но и шагов по урегулированию кипрской проблемы - противостояния греков и турок на острове
Паломничество Патриарха к иконе Киккской Божией Матери 10 июня визит Патриарха Кирилла на Кипр продолжился паломничеством в Киккский монастырь, где хранится чудотворная Киккская икона Божией Матери, по преданию написанная святым апостолом Лукой. Киккскую обитель связывают прочные узы с Россией, ее место в истории Кипра напоминает роль Троице-Сергиевой Лавры для Руси
Апостолы саванны В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, — Слово Божие и Таинства
Позвоните священнику! Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной -- звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС»
Православные подданные короля Пхумипхона В Тайланде продолжаются сильнейшие наводнения, в ходе которых уже пострадало несколько миллионов человек, десятки тысяч лишились крова. Среди пострадавших и православные христиане. Мало кто знает, что в Таиланде есть растущая православная община, которая объединяет как русских, так и обращающихся в православие из буддизма и католичества тайцев. В стране действуют пять православных приходов, в том числе один мужской монастырь, год назад был рукоположен первый в мировой истории православный священник-таец. Публикуем репортаж о жизни православных в Тайланде, который был размещен в журнале «Несучный сад» в прошлом году
«Замполиты» по вере или отцы родные? Если раньше священники окормляли армию на общественных началах, то в ближайшее время планируется прикрепление к воинским частям штатных священников. В Российской армии учреждено 240 должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. О перспективах этого начинания и роли священника в армии «Нескучному саду» рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил ВАСИЛЬЕВ
Проповедь в картинках В начале этого года во Франции, в городе Ангулем состоялся юбилейный Международный фестиваль христианских комиксов (по-французски bande dessinée, сокращенно -- BD). Фестиваль проводится уже 20 лет, и интерес к нему неизменно растет. Мало текста, много картинок -- похоже, именно такая подача религиозного материала сегодня наиболее востребована на Западе
Не наша миссия? Андрей ДЕСНИЦКИЙ: “Я приезжаю в этот город в «ближнем зарубежье» по делам. Сажусь в маршрутку, где над водительским местом висят изречения из Корана или икона, в зависимости от национальности водителя. Устраиваюсь в гостинице в двух шагах от православного храма, где покоятся мощи святителя Луки, и иду есть чебуреки в национальное кафе «Мараканд». Так исторически сложилось, что здесь бок о бок живут православные и мусульмане. И сам город тоже носит два имени: греческое Симферополь, «Город пользы», и крымско-татарское Акъмесджит, «Белая мечеть». В XIX веке на картах так и писали оба имени”
Оглашенные, войдите! Когда ставишь свечку, положено загадывать желание? Какие из икон лечат от пьянства? «Крещеная, но непросвещенная Русь» через двадцать лет после падения безбожной власти лечится акафистами, заваривает земельку в чай и «чистит ауру» в святых источниках. Положить предел религиозной безграмотности должна катехизация — своеобразный «богословский ликбез» перед крещением. Как выглядит такой ликбез, выяснял корреспондент «НС».
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Братский патриархат: как встретили российского Патриарха болгары? Святейший Патриарх Кирилл провел три дня в Болгарии, посетив Софию и Пловдив. Основной темой визита стали русско-болгарские связи: столетия назад Болгария направляла священников-миссионеров в новокрещенную Русь, затем Россия отправляла своих воинов на защиту Болгарии, а теперь главное, что объединяет два славянских народа, - вера и общая историческая память
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.