На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 6 (65)'2011

Средства массовой катехизации


Версия для печати
22.06.11, 10:20

В чем разница между Благой вестью и услугой информационного характера? Почему-то одной информации мы доверяем, а другой нет. Больше двух тысяч лет человеческой истории люди разделены на христиан и тех, кто отказывается поверить в реальность столь экстраординарного события, как Богоявление. Может быть, те, кто так и не смог уверовать, просто плохо информированы? И теперь, с развитием информационных технологий, мы наконец заполним этот пробел?
Где найти место для Евангелия?

Что такое Благая весть? Кто-то скажет, это — информация. Но для православного христианина вернее было бы говорить — откровение. Так на словесном уровне проявляются возможные подходы к сообщению христианских истин миру. В первом случае миссионер сообщает необходимую информацию об основах христианских знаний и мировоззренческих установок. Во втором — делится откровением. Задача миссионера в первом случае будет заключаться в том, чтобы передать информацию наиболее адекватно и проследить за эффективностью ее воздействия. Во втором — он находится в ситуации рискованной, поскольку сообщает о том, во что он верит, а «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). Такая коллизия нынче и определяет сложность бытия христианина в современном мире, меняющего свой облик неуловимо быстро с помощью информационных технологий. И в этом, наверное, один из главных вызовов времени, перед которым стоит Церковь. В самом деле, как быть услышанным, когда информация представляет собой уже не просто поток, а вал сведений? В нем новости культуры то же, что и новости шоу-бизнеса (откройте раздел «Культура» в новостях «Яндекса»), информация о продвижении в школы «Основ православной культуры» где-то недалеко от сообщений о реформах образования, а шум вокруг адронного коллайдера смешался с философскими рассуждениями о бытии Бога. Как найти место для Евангелия? Вопросами возникновения, обращения, восприятия и сохранения информации давно занимаются серьезные ученые, у нас же есть возможность представить, как мог бы приспособиться к современным условиям благовестник-миссионер, каким образом следует ему ответить на вызовы времени в сфере информации?

Миссионер в поисках «клиентов»

Если о Благой вести возможно помыслить как об информации, которую необходимо донести до «целевой аудитории», то картинка, вероятно, будет следующая. Во-первых, что такое сегодня «целевая аудитория» для миссионера? Таких, что не слышали про Христа, в России уже не сыщешь. Есть либо жаждущие знаний о Православии, либо равнодушные. Сомневающиеся тоже имеются. Про первых все ясно: книг, интернет-ресурсов, чтобы утолить любую жажду знаний, хватает. Равнодушные и сомневающиеся, вероятно, и есть «целевая аудитория». Их много, они плывут в бурлящем информационном океане. Нужно очень постараться, чтобы информация, предложенная миссионером, была воспринята сомневающимися и равнодушными. И вот два миссионера принимаются за дело. Один полагает, что благовествовать — значит от лица к лицу рассказать о своей уверенности в невидимом. Что о достоверности и ценности информации слушатель будет судить по тому, насколько миссионер сам соответствует сообщаемой вести о пришествии Спасителя, смерти и Воскресении. Скольким людям будет донесена эта весть, ведает один Бог. Второй наш персонаж уверен в том, что благовестие — это передача информации, и надо найти эффективный способ ее передавать. Охват аудитории решает все, полагает он, и вместе с тем понимает, что, включившись в общее информационное поле, он волей-неволей будет исполнять его законы. Значит, придется разбираться в теории информации. К его услугам социальные сети интернета, телевидение, радио. Он изучил веб-мастеринг, разбирается в вебдизайне. Еще станет специалистом в маркетинге. На одной дискуссионной молодежной встрече, посвященной образу православной миссии, пришлось услышать предложения по использованию маркетинговых технологий в миссионерском деле. И это понятно, если Евангелие — информация, а информация может быть товаром, то почему бы миссионеру не действовать как грамотному бизнесмену, который предоставляет информационные услуги религиозного характера? Для такого подхода к распространению христианского вероучения есть предпосылки. Все, казалось бы, понятно: верующий проповедует Того, в Кого верует, желая спасения возможно большему количеству людей. Но можно ведь сказать по-другому: «клиент» для миссионера безусловно представляет ценность, ценен и товар, который предоставляет миссионер. Желательно, чтобы «клиент», нуждающийся в религиозной информации, находился в долговременных отношениях с поставщиком этой информации. Естественно, чем больше таких клиентов, тем лучше. Такая интерпретация миссионерской деятельности не всем представляется абсурдной. Просто активная включенность в массмедийную среду предполагает не только знание ее законов, но и умение разговаривать на определенном языке. Необходимо передавать реалии христианской жизни в релевантной (соответственной) для среды терминологии, рассуждает грамотный миссионер, вспоминая апостола Павла. Конечно, «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев» (1 Кор. 9: 20), но есть какая-то грань в использовании понятий и слов, переступив которую можно потерять отчетливое направление мысли. Пришлось мне однажды увидеть фотографию какого-то миссионерского пункта в США. У входа — ростовая фотография схимника (почему-то преподобного Кукши Одесского, подвижника из Свято-Успенского одесского монастыря, прославленного в тех же 1990-х). Рядом надпись на английском, дескать, здесь ждут всех, кого интересуют: эзотерика, (вероятно, подразумевалась христианская мистика), аутентичные древние песнопения (песнопения знаменного распева или нечто подобное), запах восточных благовоний (ладан, разумеется) и нетривиальное мировоззрение. Неизвестно, насколько такой миссионерский ход был успешен, однако очевидно, что здесь присутствует борьба за конкурентоспособность. Всяческой эзотерики вокруг много, нужно доказать эксклюзивность эзотерики «нашей».

Безгрешность, неискушенность и прочие бренды

Мир не остается в долгу у миссионеров нового толка. В поисках новой терминологии, необычно и нетривиально описывающей отношения поставщика и потребителя, рекламные компании предложили религиозно-аскетические термины «искушение», «страсть», «соблазн» в качестве движущих сил потребительского интереса. То, что было обозначением вредных моментов духовной жизни, стало потребительской характеристикой товара. «Кофе с ароматом страсти и привкусом греха», «искушение вкусом», перед которым «невозможно устоять». Человеку, отягощенному подобными рекламными образами, сложно будет объяснить, зачем читать «Лествицу», книгу, где описывается борьба со страстями и искушениями. И все становится окончательно запутанным для миссионера-маркетолога. Но упорство в достижении целей — необходимое качество для нашего персонажа. Если ему приходится действовать в таком круге бытия, в таких условиях, когда понятия с легкостью приобретают несвойственные им значения, значит, надо просто усилить информационное давление. То есть хорошо бы сделать проповедуемые идеи всепроникающими, «безгрешность» и «неискушенность» превратить в более выгодные, нежели удовольствия, брендовые товары. Это предполагает информационную борьбу за сферы влияния. И война идет во всех зонах. Участие в ток-шоу на телевидении, блоки новостей с «конфессиональным содержанием», монастырский хор, поющий на «Фабрике звезд»: так, вероятно, выглядит борьба за право законно присутствовать на информационном поле. Но действительно ли средства послужат достижению цели?

КОММЕНТАРИЙИнформация о Христе спасительна только в сочетании с личным свидетельством
Игумен АГАФАНГЕЛ (Белых), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский» в пос. Тикси, Якутия:
— Разговор о принципах и методах миссионерской деятельности ведется давно и, к счастью, небесполезно. Одна из главных дискуссий вертится вокруг вопроса, что есть миссия вообще? То ли следует «растревожить спящее болотце» и успокоиться на этом, то ли «довести человека до порога церковного», то ли еще что иное. «Концепция миссионерской деятельности», принятая Священным синодом в 2007 году, пока является единственным официальным документом Русской Православной Церкви, определяющим миссионерскую терминологию. Миссией называется там проповедь, направленная на пробуждение веры, свидетельство о Христе. Ведь и Сам Христос является для нас свидетелем и совершителем важнейших тайн бытия: сотворения мира и жизни будущего века. Таким образом, миссионер всегда является своеобразным «ретранслятором» как своего личного опыта жизни в контексте Евангелия, так и опыта всей Церкви, опыта познания Бога. Неверно сводить миссионерскую деятельность к передаче некоего пакета информации. Знание важно для нашего спасения, но не является единственным и главнейшим путем к нему. Многие сотрудники общества «Знание», выступавшие во время оно с лекциями на тему «Есть ли Бог?», прекрасно ориентировались в тексте Священного Писания и могли цитировать Евангелие с любого места. Стала ли для них эта информация полезной? Знание спасительно тогда, когда оно погружено в среду живого, личного свидетельства. Эсэмэска «Иисус любит тебя» останется лишь эсэмэской в ряду прочего телефонного спама, но те же слова, сказанные от сердца, глаза в глаза, могут перевернуть жизнь человека. Лживые технологии этого мира неприменимы к свидетельству об истине. Мы предлагаем человеку не одну из очередных «прикольных» фантазий. Говоря о Христе, мы открываем тайну инобытия, открываем выход из душного и мучительного состояния греха в прохладный оазис райского сада.

Православный спам — почему бы нет?

Конечно, в области информации интернет играет сейчас ведущую роль. В древности, чтобы донести Благую весть до краев Римской империи, потребовалось около века. Сегодня скорость продвижения новости почти не зависит от расстояния. Она зависит от «юзабилити» — пользовательского комфорта. Информация должна быть удобна для потребления. Здесь важно все: шрифт текста, оригинальность дизайна веб-страницы и, разумеется, скорость загрузки. В общем, для пользователя получать информацию должно быть комфортно. Время не ждет, и оно — деньги, ведь их платят интернетпровайдеру за возможность получать информацию. Пока большинство православных сайтов не отличаются продуманностью юзабилити. У них нет необходимости участвовать в информационных боях. Православные и без того в курсе, где в сети находятся сайты с христианским содержанием. «Целевой аудитории» миссионера необходимо другое. Ей надо увериться в том, что именно христианство дает средства и силы для преодоления озлобленности этого мира. Миссионер эту задачу осознает, но сталкивается с еще одним законом информационной жизни, который стал уже хрестоматийным: media is the message (средство сообщения есть сообщение). То есть средство передачи информации определяет ее содержание. Признание в любви посредством эсэмэски будет всего лишь эсэмэской, чем-то сиюминутным и быстротечным. И кто бы ни выступал в телевизионной программе, это будет все то же «тиви», где в одном ряду информационных образов находятся Патриарх, Президент, Звезда, Ведущий и Участник ток-шоу. Кто из них с прописной буквы, а кто со строчной — сложно разобраться. В информационной войне охват аудитории должен быть максимальным. Если миссионер будет везде, то вся аудитория станет «целевой». Технологическое решение этой задачи лежит на поверхности — создание электронного миссионера. Есть в интернете такое понятие — «бот». Это программа-робот, которая шныряет по сетевым ресурсам и создает спам. Пока православных ботов не существует, но во время войны нет недозволенных средств. И может статься, что верующие программисты начнут писать подобные программы, которые неустанно и неутомимо будут «спамить» в пользу Благой вести. Почему бы нет? На войне как на войне... И тогда возникает вопрос. Благовестнику верили как личности, доказывающей своими трудами и самоотверженностью, что информация, которую он сообщает, имеет для него чрезвычайную ценность. Электронная миссия неизбежно станет в общий ряд информационного мира, где идеи соревнуются в экстравагантности. Поверят ли массмедийной миссии так же, как и живой личности? Во всяком случае, апостол Павел отказался в Македонии от информационной поддержки «духа прорицательного», которым была одержима служанка, возвещавшая об апостолах Павле и Силе (Деян. 16: 17). Бесплотного свидетеля апостол заставил выйти из служанки и замолчать.

Дмитрий ДАЙБОВ


Версия для печати

Тэги: Миссия  Интернет 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Средства массовой катехизации

В чем разница между Благой вестью и услугой информационного характера? Почему-то одной информации мы доверяем, а другой нет. Больше двух тысяч лет человеческой истории люди разделены на христиан и тех, кто отказывается поверить в реальность столь экстраординарного события, как Богоявление. Может быть, те, кто так и не смог уверовать, просто плохо информированы? И теперь, с развитием информационных технологий, мы наконец заполним этот пробел?

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.