На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 5-6 (88)'2013

Прививка от глупости


Версия для печати
22.05.13, 08:11

Все интернет ругают, и все в него уходят. Экс-продюсер RussiaToday Станислав Горячев считает, что дорога интеллектуалов в интернет безальтернативна и умный юзер найдет там свое место. А прививкой от глупости может стать здравый смысл и вкус, для чего нужно хотя бы прочитать объем программы по литературе приличного гуманитарного университета.

С развитием интернета, расширением контингента пользователей, увеличением их активности в соцсетях меняется само онлайн-пространство, подстраиваясь под желания и настроения его «клиентов». Специалисты, изучающие лингвистические, психологические, культурологические, образовательные и прочие качества и характеристики текстов в интернете в отличие от их печатных аналогов, прежде всего отмечают увеличение скорости передачи данных и их доступность.

Говорят о многоканальности (использование различных электронных носителей — мобильных телефонов, гаджетов, ноутбуков и др.), мультимедийности (картинки, фото, видео и прочие визуальные образы), интерактивности интернет-пространства (соцсети, чаты и проч.), бóльшей свободе контента, а также легкости в обращении с ним, которое допускают электронные тексты в сравнении с печатными: копирование, прикрепление, удаление, изменение внутри текста, а также поисковые и другие функции.

В качестве принципиально важной особенности интернет-текстов отмечают их нелинейность (их «вертикальность» в отличие от «горизонтальности» традиционных бумажных носителей). То есть, по сути, в интернете мы возвращаемся к более древнему способу письма и чтения — «в свитках».

Соответственно, меняется поведение читателей в интернете — как по отношению контенту (что читать?), так и по отношению к носителям (как читать?). Причем меняется радикально. Недаром мы сегодня вместо слова «читатель» употребляем более неопределенное — «пользователь». Или английское, с оттенком пренебрежительности, — «юзер». И это логично. Ведь он и читатель, и слушатель, и зритель, а главное — активный участник и «соучастник», творец и «житель» этого беспредельного пространства — интернета.

В интернете меняется и структура текста, даже во вроде бы приличных онлайн-изданиях, превращаясь в нечто более похожее на тексты, известные в рекламе как «продающие»: вся архитектоника электронного текста теперь выстраивается под современного юзера, его «клиповое» мышление и привычные ему потребительские навыки.

На первом месте, прямо в заголовке — спрессованное «о чем речь» и банальное «завлекалово». Далее — короткий текст на один-два экрана, простенький по форме изложения и с минимумом «формалистического» давления на мозг, при очень агрессивной форме подачи информации. Сами тексты становятся короче (интернет-издатели говорят, что длинные никто не читает).

Интересно, что при такой транформации интернет-текстов «интеллектуально продвинутого юзера» не становится меньше. Экс-продюсер RussiaToday Станислав Горячев считает, что дорога интеллектуалов в интернет безальтернативна: «Если вопрос стоит про “умные” книги — то существует lib.rus.ec, aldebaran.ru, lib.ru, kuchaknig.ru и другие онлайн-библиотеки, где можно бесплатно или за умеренные деньги (30-50 рублей) скачать все, что пожелаешь. При таком уровне удобства и скорости в сочетании с повсеместным распространением устройств для электронного чтения (как обычных е-читалок, так и продвинутых планшетов) очевиден тренд на чтение электронных книг.

Что касается публицистики, то, как я вижу, концентрация “вдумчивой” аудитории произошла на сайте “Эха Москвы”, “Ведомостей”, “Коммерсанта”. То есть веб-версиях серьезных общественно-политических или деловых СМИ. Например, те же “Ведомости” в онлайновом варианте придерживаются того же строгого стиля, что и печатная версия этой газеты. Также концентрация аудитории наблюдается у блогеров с высокой посещаемостью, хотя это больше похоже на “кружки по интересам”, а также на тематических форумах».

На вопрос, почему интересно написанные тексты встречаются все реже и откуда этот избыток «мусора», Станислав Горячев отвечает, что «часто интернет-издания так и иначе вынуждены дрейфовать в сторону “пожелтения”: «Некоторые онлайновые издания судорожно пытаются нагнать посещаемость, и тренд в желтизну — это очевидное и простое решение. Зачастую они не виноваты — просто у них во главе угла посещаемость».

Как же нужно читать в интернете, чтобы не поглупеть? И насколько это чтение оставляет возможность для роста, повышения качества запросов? По мнению Горячева, «только собственный здравый смысл и выработанный вкус могут быть главным критерием. А для этого нужно хотя бы прочитать объем, соответствующий программе по литературе приличного гуманитарного университета. Ну и проглядывать обзоры литературных критиков».

Исследование Google, проведенное в США, выделяет новейшую тенденцию потребления цифрового контента: «многоэкранность/многоканальность» (multiscreen). Смысл этой тенденции в том, что пользователи получают доступ к контенту, пользуясь многими устройствами одновременно: мобильными телефонами и смартфонами, планшетными и персональными компьютерами, ноутбуками и телевизорами. В разнообразных сочетаниях на мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и телевизоры суммарно приходится порядка 90% ежедневного «медиапотребления» (media consumption) среднего американца — 4,4 часа. На традиционные средства массовой информации («бумажная» пресса, радио) остаются всего 10%.

Согласно данным исследовательской организации Pew Research Center в рамках глобального проекта по изучению современных СМИ, онлайновое и цифровое потребление новостей продолжает расти. Но еще более важным показателем исследователи Pew Research Center считают увеличение сайтов социальных медиа. Процент американцев, сказавших, что они видели вчерашние новости или заголовки новостей в социальной сети, увеличилось с 9 до 19% за период с 2010 года, согласно результатам двухлетнего отчета об исследовании потребления новостей Pew Research Center, в котором отслеживались примеры новостей в течение приблизительно двух десятилетий.

Среди взрослых моложе 30 лет, сказавших, что видели новость в предшествовавший опросу день в социальной сети, было столько же (33%), сколько сославшихся на телевизионные новости (34%). Лишь 13% прочитали новости в печатном или цифровом варианте газеты.

Значительно увеличивается и объем электронных книг. В начале этого года в Сан-Антонио (США) было тожественно объявлено об открытии «первой в мире библиотеки без печатных книг», на 100% состоящей из текстов на электронных носителях. Инициатор проекта Нельсон Вольф утверждал, что «бумага» вскоре исчезнет из библиотек.

С другой стороны, результаты исследований того же Pew Research Center свидетельствуют, что в США в течение прошлого года 73% опрошенных посетили библиотеку в поисках печатной книги. Правда, эти же опрошенные хотели бы иметь в своем распоряжении больше «цифровых» услуг, однако при этом не хотели бы полного исчезновения печатной книги, так как ее существование считают основополагающим.

Текст: Илья КАРПЕНКО

Версия для печати

Тэги: Личность  Общество  Интернет 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.