Позвать молодежь в реальный мир Церкви, или разговаривать с ней через гаджеты? Мастер-класс «Новые информационные технологии в молодежной среде» прошел 26 января в рамках XXI Международных Рождественских чтений.
На фото: архимандрит Иоасаф (Перетятько) и епископ Обуховский Иона (Черепанов)
В Российском православном университете святого Иоанна Богослова собрались вместе, те, кто занимается церковной молодежной работой, основатели самого успешного православного молодежного проекта из Киева, и светские специалисты в области применения информационных технологий. Тем для обсуждения было много: это и проблемы цензуры, и сложность привлечения профессионалов, и так называемый «троллинг». Но особенно всех заинтересовало обсуждение пользы и вреда работы с молодежью в информационном поле интернета, в социальных сетях. Можно ли правильно и безболезненно использовать новые технологии и ресурсы интернета для привлечения молодежи в Церковь, можно ли соединить, казалось бы несоединимые вещи – жизнь виртуальную и реальную жизнь в Церкви? Профессионалы интернет технологий и священники, специализирующиеся на работе с молодежью, ответили на эти вопросы по-разному.
Реальные беседы
Свято-Троицкий Ионинский монастырь в Киеве известен своей работой с молодежью давно. Большое количество волонтерских и просветительских инициатив действует при монастыре: журналы, форум, дискуссионные клубы. Начинал эту работу викарий Киевской епархии, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи епископ Обуховский Иона (Черепанов), который приехал вместе со своими помощниками на Рождественские чтения в Москву, чтобы поделиться опытом. Проект существует уже несколько лет, но самая эффективная его ветвь, по мнению епископа, это так называемая «Молодежка», беседы с молодежью раз в неделю. Как рассказал ведущий Молодежки, заместитель главы Синодального отдела по делам молодежи УПЦ МП архимандрит Иоасаф (Перетятько), на встречи обычно приходит каждый раз около 300 человек. Беседы проводятся «вживую», то есть приходят реальные люди в реальный зал для реальной встречи, хотя для привлечения молодых людей проект активно использует интернет-ресурс Синодального молодежного отдела . «О том, как жить духовно мы знаем где прочитать, а как жить духовно в этом реальном мире? Вот это действительно сложно. Об этом наши беседы», — сказал он.
Войти, чтобы выйти
Оказалось, что, несмотря на то, что участников бесед привлекают с помощью интернета, первейшая задача Молодежки, по словам самого отца Иоасафа, — «вытащить» молодежь из интернета: «С одной стороны молодежь все активней использует интернет ресурсы. Но в сети есть опасность казаться кем-то, а не быть им. Если это происходит, то нарушается духовная жизнь человека. Из-за такой опасности все же нельзя прекратить пользоваться интернетом в работе с молодежью. Наоборот, я считаю, что наша задача научить молодых правильно понимать назначение таких вещей, как интернет».
Метод, который предлагает использовать для этого отец Иоасаф, довольно радикальный: «Я настоятельно советую своим ребятам, с кем познакомятся в сети, сразу встречаться в реале. А то иногда выясняется, что молодой человек уже неделю общается с девушкой по интернету, а кто она и как выглядит не знает. Интернет ресурс не должен затягивать в себя. Те, кто плотно сидят в сети, иногда говорят, что они там миссионерствуют. Но честно, положа руку на сердце, много мы так намиссионерствовали? Нет. Задача Церкви в интернете с помощью медийных технологий заставить молодежь выйти из их собственного мирка, вывести их из равновесия, и в этом не помогут елейные постеры и речи. Наша задача — провокация. Конечно, в этом могут случиться и перегибы, но нам до этого еще далеко».
От себя своим
Отец Иоасаф рассказал, как выявляется целевая аудитория реальных молодежных встреч: «Если мы хотим быть профессионалами, надо знать свою аудиторию. Поэтому у нас в проекте такое разнообразие сайтов. Есть официальные, есть для молодежи, они рассказывают о реальной волонтерской деятельности, есть обсуждения богословских вопросов, есть сайты наших журналов, таких как «Отрок» и «Фамилия», журнал о семье. Конечно, существует опасность поторопиться. Поэтому, мы долго не записывали свои встречи на диски и не выкладывали их в интернете. Все должно вызреть. Только полгода назад один постоянный наш участник стал выкладывать запись наших Молодежек на Ютуб. Но он сначала долго ходил на встречи, и вот созрел».
Основное пополнение проекта Молодежка участниками, в конечном итоге, все равно происходит за счет сарафанного радио. Это признал сам отец Иоасаф. Темы для бесед он выбирает, пользуясь собственным опытом, и это своеобразный совет всем, кто занимается такой работой. Искреннее общение и рассказ о собственных переживаниях и эмоциях всегда собирает настоящую, живую аудиторию: «Когда я думал о том, что нужно молодежи, темы выходили нудными и не интересными. Когда я сам в течении недели что-то активно переживал, а потом это обсуждал на беседах, то получалось замечательно».
Правда о гаджетах
Профессиональными исследованиями молодежной аудитории занимаются специалисты в области медийных технологий и технологических новинок на рынке гаджетов. Хотя таких исследований ничтожно мало, потому что совсем молодые люди, как правило, редко сами зарабатывают, и коммерческим структурам такие исследования не интересны.
Главный редактор сайта и журнала о новинках на рынке мобильных устройств «Nomobile» Николай Турубар рассказал, как изменилось восприятие информации с распространением гаджетов в молодежной среде.
Он считает, что «вытащить» молодежь из мобильного интернета уже не удастся: «Самый популярный ресурс в мире Google, за ним следует Facebook. В России этим меркам соответствуют Яндекс и ВКонтакте. Социальная сеть сейчас является такой же точкой входа в интернет, как и поисковик. Люди отцепляются от компьютеров и все больше пользуются интернетом в своих мобильных устройствах. 44 % россиян на сегодняшний день выходит в социальную сеть со своего телефона. На смартфоны и планшеты приходится 40% всех просмотров веб-страниц. Человек может быть где угодно и одновременно находиться в интернете. И это правда. Теперь до молодежи можно достучаться только через гаджеты»
Старший преподаватель кафедры журналистики и PR РПУ Жанна Карлова прокомментировала: «С одной стороны для нас это хорошо – мобильного человека легче подвигнуть на что-нибудь, с другой стороны, количество соблазнов для него увеличивается».
Два пути в сети
Смартфоны увеличиваются в размерах. Улучшается качество дисплеев. Теперь наш «православный» контент для мобильной аудитории может быть более качественным. Картинки, видео – все может работать более зрелищно.
«Практически одинаковое количество пользователей смотрят видео в социальных сетях и по телевизору. В России это 31 млн. TV-пользователей против 30 млн. пользователей видео в сети. Но скоро эти цифры сравняются. Интересно, что видео в интернете предпочитают смотреть именно из социальной сети, — Николай Турубар, как специалист, считает что контент должен меняться вместе с технологией. — Если мы хотим выходить к молодым в сеть и там с ними коммуницировать, то у нас есть только два пути: использовать мобильный сайт или мобильное приложение».
Он рассказал, чем одно отличается от другого: «Мобильный сайт это большой адаптированный ресурс с менюшками, кнопками, по которым трудно попадать на маленьком экране. Мобильное приложение само определяет, что вы зашли с мобильного устройства, и сразу выдает мобильную версию основного сайта. В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы. Приложение — это программа, которая устанавливается на платформе мобильного устройства. Сейчас существует семь основных платформ, и под каждую нужно делать свое приложение. Это хуже с точки зрения охвата аудитории. Мобильный сайт, охватывает всех пользователей, и тех, у кого установлено приложение и тех, у кого на планшете или телефоне оно не установлено. Приложение надо найти, установить, и периодически обновлять, а у мобильного сайта нет срока годности. Зато приложение с мобильной версией сайта гораздо функциональней. Его можно читать, не заходя в интернет. Приложение может работать с пользователем, как с покупателем, а сайт предоставляет информацию, он больше подходит для СМИ. Зато, приложение можно придумать специально для ограниченной группы, например для той же самой Молодежки».
Что они там делают?
Специалист по продвижению контента в интернете Николай Яковлев рассказал о популярных сетях и о том, что в основном привлекает к ним молодежь: «Сейчас существует около 30 социальных сетей. Твиттер пока не на первом месте. Но он растет за счет молодежи и технических новинок. Ютуб многие не считают социальной сетью, но это неправильно. В нем 800 млн. аккаунтов, и есть все атрибуты социальной сети. По регионам лидируют Одноклассники, но эта сеть не приспособлена к созданию контента. Facebook не так распространен, как кажется на первый взгляд, но его лидерство, вполне возможно, не за горами. Пока абсолютным лидером в нашей стране является ВКонтакте. Правда, в основном за счет того, что в этой сети легче делать что угодно, в отличии от Facebook, в котором условием участия является настоящее имя пользователя.
На фото: Николай Яковлев
Существует миф о том, что ВКонтакте сидят только малолетки. На самом деле разброс возрастных групп по всем сетям приблизительно одинаков. А ВКонтакте возраст 45-54 так же активен, как и 25-35 лет.
Что делает молодежь в социальных сетях? Слушает музыку. Именно поэтому молодых людей больше там, где это лучше легализовано. Потом смотрит фото и видео. Видео сейчас заполоняет все. Это очень важная часть контента. Конечно, молодежь общается с друзьями с помощью социальных сетей, но эта возможность не на первом месте по популярности».
200 знаков лично от вас
Тем, кто в Церкви работает с молодежью, пока сложно входить в новую для себя среду социальных сетей. Действительно, иногда кажется, что сеть уже так затянула людей, что теперь их не «вытащить» в сферу реальных церковных дел и проблем. Тем не менее, Николай Яковлев не говорит об этом так категорично: «Я не соглашусь, что молодежь нельзя «вытащить». Мой опыт говорит о том, что если грамотно работать с социальной сетью, например, анонсировать через сеть конкретные мероприятия, то люди отрываются от интернета, и приходят. Этот способ анонсирования событий жизни очень эффективен, ведь сеть это огромная аудитория с очень низкой стоимостью вхождения, в отличии от TV.
Существенным помощником «вытягивания» могут стать тексты. Но надо помнить, что большие тексты в сети не читают, и если мы делимся важной информацией, то ее надо постараться вместить в 200 знаков пред маленькой кнопочкой «еще». Если эти 200 знаков окажутся интересными, то пользователь нажмет эту маленькую кнопочку и «еще» продолжит чтение. Обычно так делает 15% людей.
Но надо помнить, что если вы хотите правильно подать информацию в социальной сети, то ссылку надо сопроводить не просто маленьким текстом в 200 знаков. Это должен быть рассказ о том, что лично вам дала информация по этой ссылке, это не должно быть предложение для вашей аудитории. Сейчас многие забывают, что социальная сеть – не сайт, что там не такая же аудитория, как на вашем сайте. В социальной сети среда, которая хочет, чтобы вы с ней коммуницировали. Общение в сети построено на том, что вами будут делиться, будут делиться вашими эмоциями. Это способ дружбы с вашей аудиторией. Надо интересоваться ее мнением, смотреть на ее реакцию, если хотите чтобы ресурс продвигался. Сколько человек вашу ссылку «лайкнуло», сколько «расшарило»? Надо не бояться менять свой контент. Социальная сеть это поле, где можно экспериментировать и нужно постоянно жить. Тогда и молодежь в социальных сетях поймет, что есть еще какая-то жизнь, помимо твитеров и фейсбуков».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Святейший Патриарх Кирилл: Миссия журналиста – спасение человека Cвидетельство о Христе и отношения между религиями, внутрицерковная дискуссия и реакция на негативные публикации, эпатажные заявления священников и деятельность активистов стали главными темами на встрече Предстоятеля Русской Церкви с участниками фестиваля православных СМИ «Вера и слово», состоявшейся 31 октября
Извиняться ли священнику за плевок в лицо Гельману Ведется ли против Церкви информационная война, как реагировать на вброс негативной информации и на провокационные арт-проекты, выясняли участники круглого стола «Чем новость отличается от вброса?», состоявшегося на фестивале «Вера и слово»
Миссия или пиар: в чем разница? Является ли Православная Церковь брендом, в чем разница между Церковью и крупной корпорацией, которую нужно «пиарить», могут ли православные СМИ обходить острые вопросы в церковной жизни, руководствуясь принципом «не навреди» и что представляет в их случае борьба за рейтинг и внимание читателей, – эти вопросы обсудили участники круглого стола «Религия в СМИ. Между пиаром и журналистикой», который состоялся 29 октября на пятом фестивале православных СМИ «Вера и слово».
Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Церковь научится работать в социальных сетях О планах освоения социальных медиа, перспективах эстонского церковного кризиса и документах, принятых на Архиерейском соборе, ведущие церковные спикеры рассказали журналистам во время итоговой пресс-конференции, посвященной завершению работы Архиерейского Собора.
Как делают монастырское телевидение Русская Церковь давно мечтает о собственном общероссийском канале. На Урале и в Украине уже функционируют несколько подобных проектов. Мы предлагаем Вам репортаж о том, как работает религиозное телевидение в США
Декабрьский номер «Нескучного сада»: Зачем Бог стал человеком? Мы, христиане, верим в то, что Христос, Сын Божий и Бог, пришел в мир для нашего спасения. Но что мы знаем о нашем Боге? Христос не основывал городов, с Его изображением не чеканились монеты. Как наука доказывает, что он вообще был? Церковные песнопения о событиях Рождества ставят в тупик своим парадоксальным содержанием: Дева рождает вечного Бога ради нас. Рождению Бога посвящен новый, рождественский номер журнала «Нескучный сад».
Интернет без мата. Возможно ли такое? Депутат Елена Мизулина взбудоражила общество новой инициативой – на этот раз она предлагает разработать меры законодательной борьбы с нецензурной бранью в интернете. 29 июля в РИА Новости собрался круглый стол, участники которого попытались оценить серьезность поднятой проблемы и возможные пути ее решения.
Православный интернет и его обитатели: Анна Данилова Сайт «Православие и мир» — один из самых популярных и посещаемых во всем православном сегменте. При этом делается он очень небольшим ресурсом: деньги — практически только те, что пожертвуют читатели, постоянных сотрудников всего три человека. Но, наверное, для существования и мощного развития этого интернет-портала вполне хватает личностного ресурса: ведь главный редактор — молодая женщина — работает по 20 часов в сутки
Есть ли жизнь в библиотеках Общедоступные музеи, библиотеки, бесплатное высшее образование — все эти институты сейчас зачастую воспринимаются как пережитки социалистического прошлого. Способна ли сохраниться общедоступная бесплатная библиотека или вынуждена будет уйти в небытие, стоит ее реформировать или музеефицировать?
Подросток: одиночество в сети? Одиночество для подростка – признак ненужности, невостребованности, синоним отчаяния. В юном возрасте человек боится его, как огня. Как его избежать, как с ним бороться? А можно ли его полюбить? С этими вопросами мы обратились к Марии РУДНЕВОЙ, декану факультета психологии Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург)
Ферапонтово: из жизни сельской библиотеки У сельских библиотек есть особая функция, незнакомая библиотекам городским: один день в расписании библиотеки обозначен как «Выход в деревни». В этот день обходит близлежащие деревни, а расстояние это зачастую немалое, особенно для немолодой женщины с сумкой, полной книг. Как живет сегодня Ферапонтовская сельская библиотека с фондом хранения 9 тысяч книг?
Средства массовой катехизации В чем разница между Благой вестью и услугой информационного характера? Почему-то одной информации мы доверяем, а другой нет. Больше двух тысяч лет человеческой истории люди разделены на христиан и тех, кто отказывается поверить в реальность столь экстраординарного события, как Богоявление. Может быть, те, кто так и не смог уверовать, просто плохо информированы? И теперь, с развитием информационных технологий, мы наконец заполним этот пробел?
Интернет и дети: комментарии священников Как не потерять ребенка в сети Интернет? На этот вопрос отвечают: Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района, заместитель главного редактора молодежно-публицистического журнала "Новый Ковчег" и протоиерей Игорь Пчелинцев, священник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Цитата из Библии – вместо будильника Начинать день с цитаты из Священного Писания или с поучения Оптинских старцев теперь можно подписавшись на одну из двух православных SMS-рассылок, ставших столь популярными в последнее время. Оба проекта благотворительные, за сообщения денег не берут.
Чип и миф Электронные устройства, в просторечье «чипы», используются в телевизорах, мобильных телефонах, кредитных картах, проездных, магнитных ключах и массе другой бытовой электронике. Одними мы пользуемся не задумываясь, перед другими, например новыми паспортами, возникает страх «тотального контроля»
Прививки: техника безопасности Инфекционные заболевания встречаются все реже, и родители, позабыв, как сами когда-то страдали от кори и коклюша, все чаще пишут отказы от прививок. Это, мол, «химия» и грубое вмешательство в иммунитет ребенка. Другие, наоборот, не думая, дают согласие, «потому что врач сказала: надо». И забывают при этом, что вакцины -- все-таки не вода. А как тогда надо?
Православный -- значит не привитый
Греховные вакцины: как выбрать меньшее из двух зол? Один из главных аргументов против прививок — при изготовлении некоторых вакцин используется абортивный материал, поэтому применять такие препараты — грех. Так ли это на самом деле и как же с этим быть? Так ли необходимы эти вакцины и можно ли их чем-то заменить?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.