Мир компьютеров, интернета так прочно вошел в нашу жизнь, что сейчас пытаться скрыть его от ребенка бессмысленно. Если ребенок хочет общаться в сети, он найдет эту возможность: не дома, так в школе, не в компьютере, так в мобильном телефоне, не у себя, так у друга. Как сделать это общение безопасным для души и жизни, на что тут могут влиять родители и как распознать интернет-зависимость?
Что он там делает?
Ребенок приходит из школы и первым делом включает компьютер. Он проводит за ним несколько часов в день. Родители беспокоятся: вдруг это уже интернет-зависимость? Может быть, его уже пора лечить? Может быть, надо просто отнять у него этот компьютер, надо же как-то спасать ребенка?
Но, прежде всего, «сидеть за компьютером» или «сидеть в интернете» -- это очень неконкретно. Каждый занят своим делом: один собирает материалы к реферату, другой украшает свою страничку «ВКонтакте» и вывешивает фотографии, чтобы показать их друзьям, третий пишет бабушке, четвертый тестирует новый дизайн форума… Интернет -- это удобный способ размещения, хранения и поиска информации; вещь такая же нейтральная в смысле добра и зла, как и сам компьютер, как книга, как радиоприемник и злополучный телевизор.
Интернет -- целое окно в мир для инвалида, относительно безопасная возможность обзавестись друзьями для малообщительных, тревожных, страдающих социофобией людей. Это возможность быстрой помощи и поддержки («Теперь у меня есть как минимум 20 человек, которые в любой момент придут мне на помощь», -- говорит знакомая о своих ЖЖ-френдах); возможность стремительной организации в нужный момент (опыт тушения пожаров прошлым летом); возможность быстро собрать средства (знаю множество случаев, когда онлайновые друзья месяцами оплачивают нуждающимся семьям няню, коррекционные занятия для ребенка или просто скидываются на повседневные нужды). Читая популярные страшилки о том, что виртуальный мир -- это только иллюзия общения, я вспоминаю своих онлайновых подруг, отношения с которыми давно и прочно перешли в реальный мир; виртуальное общение -- только удобная форма поддержания контакта. Да и родных, живущих за три тысячи километров, я чаще вижу по скайпу, чем лицом к лицу. Универсальная библиотека, возможность моментально получить любой совет, не терять старых друзей и находить новых, прямая связь с нужными людьми по всей Земле -- это замечательный инструмент, и без него жить было куда сложнее.
Но когда твой ребенок часами сидит, уткнувшись в монитор, и совершенно тебя не видит, и не делает уроки, и отмахивается от тебя, и ест у компьютера, даже не замечая, что он вообще ест, -- все эти соображения вылетают из головы.
Пойманные в сети
Первый вопрос -- как понять, что дело плохо? Где грань между зависимостью и нормой? Специалисты на этот вопрос отвечают по-разному, но сходятся в одном: количество часов, проводимых за компьютером, не показатель. А что показатель?
«Определяя, насколько близко к опасной грани подошло увлечение ребенка компьютером, стоит ориентироваться на мотивы, которые лежат в основе такого поведения, -- говорит патопсихолог Наталья Науменко. -- Традиционно специалисты выделяют два типа зависимого поведения: транзиторный (проходящий) и прогредиентный (развивающийся далее). В первом случае основной мотив -- характерное для подростков желание “быть как все”, “быть не хуже других” и т. п. В этом случае главное для них -- общение, пусть даже в киберпространстве. И хотя формы такого общения отличаются от тех, которые были распространены в докомпьютерную эпоху, подростки удовлетворяют свою потребность в интимно-личностном общении, а это, по сути, нормально».
Младшие дети за компьютером в основном играют, подростки -- общаются, в полном соответствии с ведущими возрастными потребностями. Подросток учится жить среди людей, находится в поиске самоидентификации, сравнивает себя с другими. «Поэтому, -- говорит Науменко, -- если подросток проводит много времени в интернете ради того, чтобы обменяться мнениями, скачать музыку или доказать свою “крутость”, пройдя на следующий уровень игры, скорее всего, мы имеем дело с первым вариантом».
Большинство подростков зависают в социальных сетях и попутно обмениваются мгновенными сообщениями. Эти занятия, как свидетельствуют австралийские ученые Уилсон и Форнасьер, характерны в основном для экстравертов. Австралийцы Кэмпбелл, Камминг и Хьюз из Сиднейского университета опубликовали весьма оптимистичное исследование, основанное на опросе подростков. Они утверждают: интернет -- это площадка, где подростки овладевают навыками создания социальных связей, заводят друзей, учатся общаться, получают поддержку. Те, кто заходит в сеть «пообщаться», считают, что интернет дает возможность застенчивым людям с плохими навыками общения все же заводить контакты в относительно безопасном окружении -- это потом очень помогает им в реальной жизни.
Одинокие и непонятые
В гораздо большей опасности находятся другие дети -- одинокие, непонятые, погруженные в себя. «Во втором случае ребенок с помощью компьютера удовлетворяет иные, более глубокие потребности, -- продолжает Наталья Науменко. -- И мотивы его поведения не столь очевидны. Кто входит в группу риска? Подростки с определенным личностным складом и те, кому не удается реализовать себя в общении со сверстниками. Люди, склонные к зависимостям вообще, и в частности к компьютерной, обычно плохо умеют планировать свои действия и придерживаться этих планов, они склонны к навязчивостям -- в мыслях, чувствах, действиях. Кроме того, к компьютерной зависимости может подталкивать тотальное ощущение одиночества, своей «непонятости», «непринятости» как в среде ровесников, так и в отношениях с близкими.
Важным и, пожалуй, самым тяжелым симптомом компьютерной зависимости является видимое различие в настроении и самочувствии человека -- радостное, даже эйфоричное состояние за компьютером и мрачное, раздражительное, депрессивное -- без него».
К критериям интернет-зависимости, помимо эйфории за компьютером и ощущения пустоты без него, принято относить: отсутствие самоконтроля -- невозможность остановиться, контролировать время, проводимое за компьютером; ущерб, наносимый человеческим связям в реальном мире; вранье другим людям о своих занятиях; проблемы, возникающие в работе и учебе.
От чего зависит зависимость
Специалисты по зависимостям делят их все на две большие группы: химические (алкоголь, табак, наркотики) и нехимические. В ряду нехимических рассматривают зависимости от отношений, еды, покупок, телевизора, работы, даже спортивных упражнений -- и, само собой, от компьютера и интернета. По словам профессора СПбГУ Алексея Егорова, автора книги о нехимических зависимостях, «любой человеческий поведенческий акт таит в себе угрозу возникновения зависимости к нему. Как ни парадоксально это звучит, но все многообразие нашей жизни -- это богатство потенциальных аддикций». Если в каком-то занятии есть что-то хорошее, приятное, приносящее какое-то удовольствие -- от него можно впасть в зависимость.
Проблема, по сути, не в компьютере, вообще не в объекте зависимости -- проблема в самом человеке, в его внутренней пустоте, жаждущей насыщения, в неумении решать проблемы, в душевной неразберихе.
Исследования, проводимые в разных странах мира, одинаково демонстрируют: интернет-зависимость -- только симптом более глубоких проблем личности.
Китайское исследование Департамента эпидемиологии и статистики показывает: у интернет-зависимых студентов выше уровень депрессии и, соответственно, чаще возникают мысли о самоубийстве. Корейские ученые Джи и Джен из Университета Милуоки, работавшие с младшими школьниками, показали, что уровень интернет-зависимости значительно выше у агрессивных детей. Джеон и Ким из Мичиганского университета выявили такую стойкую связь депрессии с интернет-зависимостью, что даже рекомендуют врачам задавать родителям вопросы о времени, проводимом в интернете, при диагностике депрессии и других расстройств настроения у детей. Моррисон и Гор из британского университета Лидс опросили более тысячи человек; почти все интернет-зависимые в их выборке страдали депрессией -- от средней до тяжелой; люди без зависимости не имели и депрессии. Кроме того, Моррисон и Гор выяснили, что зависимые люди чаще проводят время в чатах и на игровых сайтах, то есть явно предпочитают виртуальные суррогаты реальной жизни.
На первый взгляд кажется, что интернет втягивает в себя детей и доводит их до депрессии. Однако депрессия и тревожность не следствие, а причина избыточного сидения за компьютером. Дети прячутся в него от реальных проблем в семье и школе, от страхов, от своей неуспешности, неспособности справиться со своими бедами, от одиночества. Иногда они просто выгораживают для себя личное безопасное пространство: в школе давят учителя, дома давят родители -- ушел в виртуал, повернулся ко всем спиной… и, наконец, свободен, силен и счастлив. Тайваньские специалисты Ко, Йен, Чен и их коллеги, работая с группой старшеклассников, выявили и другие предпосылки развития интернет-зависимости: это социофобия, дефицит внимания и гиперактивность (особенно у девочек) и враждебность (особенно у мальчиков). Мальчики, подчеркивают многие исследования, вообще гораздо более интернет-зависимы, чем девочки, интроверты -- больше, чем экстраверты. Итальянцы Милани, Осуальделла и Ди Блазио из Миланского католического университета утверждают, что интернет-зависимость напрямую связана с неумением решать повседневные проблемы, плохими навыками общения, застенчивостью и отчужденностью от семьи, ровесников и школы.
Мама, не отворачивайся
Читая статьи об опасностях виртуального мира, родители часто отчаиваются: кажется, совсем нечего противопоставить этому страшному поглотителю детских душ, высокотехнологическому чудовищу. Однако исследования утверждают: от родителей зависит очень многое. Интернет-зависимость у детей напрямую связана с отношениями с родителями.
Специалисты из Аддиктологического центра Пекинской больницы попросили участников своего исследования вспомнить, какой стиль воспитания был принят в их семье. Интернет-зависимые молодые люди гораздо чаще контрольной группы не страдающих зависимостью отзывались о своих родителях как о людях эмоционально холодных, не отзывчивых. Родители слишком сильно вмешивались в дела детей или, наоборот, отвергали их; матери -- чаще наказывали. Кроме того, интернет-зависимость оказалась напрямую связана с пережитым тяжелым стрессом в отношениях с друзьями или в семейной жизни и с пассивной тактикой решения проблем. Упомянутые Джеон и Ким из Мичигана выяснили, что школьники тем реже страдают компьютерной зависимостью, чем чаще они куда-то ходят вместе с родителями и общаются с ними.
То есть чем более полной и счастливой жизнью живет ребенок, чем крепче он привязан к своим близким и своим друзьям, чем лучше умеет дружить и радоваться, чем здоровее его семья, чем богаче и ярче его реальные впечатления -- тем меньше вероятность, что он запутается во всемирной паутине.
Все это не значит, что если у вас общительный ребенок и счастливая семья, то вам не надо ничего делать -- переболеет, как ветрянкой. Надо. Прежде всего потому, что у самого ребенка еще не вполне развиты механизмы самоконтроля. Он еще не в состоянии следить за временем -- поэтому именно родители должны устанавливать границы. Ребенку все любопытно -- поэтому именно родители должны объяснять ему правила безопасности, а кое от чего и просто ограждать, пока не заработают внутренние фильтры.
Если ребенок все-таки явно проводит за компьютером слишком много времени, ест за ним, не спит и даже прогуливает школу, то специалисты советуют не устраивать конфронтации: не выбрасывать компьютер, не высмеивать, не бранить -- спокойно объяснить свою озабоченность, твердо установить границы и не торговаться из-за них. Границы должны быть реалистичными, а лишения -- разумными: глупо лишать компьютера в разгар работы над рефератом или проектом. Наталья Науменко советует, кроме того: «Во-первых, не выгораживать в тех ситуациях, когда из-за компьютерной зависимости у ребенка возникли неприятности: этим только подкрепляется зависимость.
Второе -- максимально наполнять жизнь подростка событиями: поездками, интересными занятиями. Иногда может понадобиться и более серьезное изменение образа жизни -- вплоть до перевода в другую школу, чтобы изменить круг общения». Это в основном касается одиноких детей, которых не принимают ровесники.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Интернет и дети: комментарии священников Как не потерять ребенка в сети Интернет? На этот вопрос отвечают: Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района, заместитель главного редактора молодежно-публицистического журнала "Новый Ковчег" и протоиерей Игорь Пчелинцев, священник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому Многим из нас знакома ситуация, когда в три года ребенок рвется помогать маме. Но в этом возрасте от такой помощи толку мало. «Подрасти», — говорит мама и принимается за работу сама. Ребенок растет, и вот уже годам к десяти ему можно доверить серьезное дело. Но, увы, к этому времени у помощника весь энтузиазм иссяк. Как приобщение к труду не превращать в бесконечное противоборство отцов и детей?
Детский вопрос: как научить проигрывать Мой сын, семь лет, совершенно не умеет проигрывать. Из-за этого любая игра (хоть настольная, хоть подвижная) бывает испорчена, особенно если это происходит в гостях, на дне рождения, где играют много детей. Сын расстраивается, может заплакать, отказывается продолжать. Недавно играл в настольную игру с двоюродным братом, проиграл — и даже подрался с ним из-за этого. Как объяснить ребенку, что проигрыш — не трагедия, как научить его спокойно и достойно к этому относиться? Ирина
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Если ребенок боится общаться... У моего крестника (ему почти 4 года) хорошая многодетная семья, но меня настораживает то, что на прогулке он боится сверстников, а в ответ на приветствие не очень знакомого взрослого человека молчит или закрывает лицо руками. При этом со знакомыми взрослыми общается нормально и в целом прекрасный смышленый малыш. В чем причина такого поведения и как можно справиться с ситуацией? Евгения
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Жестокие дети Нередко сталкиваюсь с жестокостью детей: племянника в школе сильно избили одноклассники, соседка рассказывает, как ее дочь, у которой есть небольшой физический изъян, дразнят и обижают до слез такие же дети в классе и во дворе... Откуда берется это в детях? У меня пока еще маленький ребенок — как воспитать его, чтобы он не оказался среди тех, кто бьет и обижает слабого? Ольга
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Спасти Красную Шапочку: Как защитить ребенка от опасностей в интернете Проблемой вредного для детей интернет-контента озабочены, кажется, все — от президента России до недавно купившей компьютер домохозяйки. Однако некоторые заинтересованы не в безопасности детей, а в изготовлении и распространении нежелательных материалов. Кто кого?
Воспитание детей: когда в родителях согласья нет Папа хочет отдать сына на карате — мама возражает: «Только через мой труп». Мама пытается налить деточке молочка — папа сурово говорит: «Большой уже, пусть постится, как все». Папа наказывает — мама жалеет. Папа разрешает смотреть телевизор — мама запрещает. Психологи единогласно советуют выработать общую позицию в воспитании ребенка, но как ее выработать, если один говорит «да», а другой — «нет»?
«Возрастная особенность» или грех? Я замечала за своим пятилетним племянником, когда он приезжал в гости, что он проявляет повышенный интерес к интимным частям тела. Сестра считает, что это всего-навсего «изучение себя», а мне кажется, что это начало греха, с которым нужно бороться. Но как реагировать правильно? Алла
Детское кино: кого спасет маркировка? Законотворчество пришло в медиа и эфир. Теперь все детские фильмы промаркированы цифрами: «15+», «12+» — это информация, с какого возраста то или иное кино не повредит психике и нравственности детей. Педагог Дмитрий ТЮТТЕРИН считает, что против всякого закона найдется лазейка, а бороться со СМИ гораздо проще, чем по-настоящему заниматься своими детьми.
Нужны ли нашим детям хорошие манеры? Мы все в теории знаем, что женщинам надо подавать пальто, а рыбу нельзя есть ножом. На практике — практически никто из нас не ест рыбу с помощью двух вилок, а женщины, которым подают пальто, не попадают с непривычки в рукава, да и вообще легче сами справляются. Так стоит ли учить сына подавать даме пальто? Нужно ли вообще учить детей манерам? Обязательная ли это часть хорошего воспитания? И где тут граница между необходимым и избыточным?
Стрелять или не стрелять? Я была против того, чтобы мои сыновья играли с игрушечным оружием. Но недавно старшему — пятилетнему — подарили игрушечный пистолет, и меня очень расстраивает, что они по очереди с младшим, трехлетним, стреляют друг в друга, кричат: я тебя убил и т. п. Особенно они активизировались после того, как муж при них посмотрел фильм про войну (фильм хороший, еще советский, без всяких ужасов). Не воспитывают ли подобные игры жесткость? Ольга
Мой ребенок -- вор? Мою дочь поймали на воровстве в школе. Мне сказала об этом учительница. Не знаю, как на это реагировать. Дома я ничего такого не замечаю. Сначала я ужасно рассердилась. Хотела высказать дочери все, что о ней думаю. Но, с одной стороны, очень боюсь наломать дров. С другой стороны, я же должна как-то отреагировать. Но как? И что теперь делать? Людмила
Ребенок и свободное время: кто кого? Замечаю, что сын-второклассник не знает, чем себя занять, когда появляется свободное время. В будни день расписан по минутам, эта проблема незаметна, а вот в выходные, когда не надо ходить в школу и в спортивную секцию, а тем более в каникулы, я должна что-то придумать и организовать для него, иначе будет скучать и ныть. Может быть, нужно больше загружать его занятиями? Марина
Дети разных народов… В чем причина национальных конфликтов между детьми? Один ребенок среди разговора вдруг заявляет, что ненавидит мусульман. Другой объявляет себя националистом. В классе один мальчик называет другого «черным», завязывается драка. Как научить детей любить свою культуру и уважать чужую, избегая обеих крайностей: и нетерпимости, и розовых очков?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.