На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 5-6 (88)'2013

Как читают в интернете


Версия для печати
21.05.13, 11:56

Каковы особенности читательского поведения в интернете, чем они отличаются от бумаги? Отвечает Александр МАЛЮТИН, главный редактор Rybo.ru.

Александр МАЛЮТИН — один из пионеров отечественной интернет-журналистики: в конце 1990-х стал шеф-редактором отдела экономики и финансов первой в России онлайн-газеты Gazeta.ru, а также главным редактором первого российского онлайн-журнала Rockfeller.ru.

Новый проект Александра Малютина Rybo.ru, согласно мнению экспертов РИА «Новости», оценивается сегодня «как самая лучшая оригинальная идея на российском медийном рынке после “Коммерсанта”».



— В среднем современный интернет-пользователь читает не более двух экранов, то есть до 4 тысяч знаков. Правда, есть исключения — некоторые тексты читают более углубленно. Это главные страницы сайтов — там «скроллят» сильнее.

Ведь читателю в сети очень легко переключиться на что-то другое. Его постоянно что-то отвлекает, и предложений очень много — всякие ссылки, баннеры и прочее. Кроме того, интернет-читатель очень избалован. Если газета не понравилась, ему ведь не нужно бежать в киоск за другой или даже тянуться к журнальному столику. Не понравилось интернет-издание — есть масса альтернатив, и все на расстоянии одного клика. Что касается глубины просмотра страниц, на одном сайте интернет-СМИ, как правило, она составляет три-пять страниц. Но это в том случае, если только глубина просмотра страниц не увеличивается искусственно за счет особенностей просмотра, как, например, в чатах. Причем выпуски интернет-СМИ не читаются «от корки до корки», даже если это очень хороший сайт. Пользователь все равно выбирает два-три, максимум четыре лучших материала, и все.

Сам выбор текстов часто обуславливается тем, что человек хочет быть в курсе мейнстрима, не выглядеть «лохом», поэтому он читает то, что на слуху, актуально, общеизвестно, а значит, есть повод обсудить, пообщаться. Это так называемый эффект подтверждения. Я это называю «перекличка своих». Тем более что люди сейчас достаточно политизированы. Опять же, несмотря на заповедь, человеку свойственно творить кумиров и постоянно подпитываться от них идеологической энергией.

Кроме того, интернет-пользователь может читать мнения, которые потом удобно выдать за свои, а значит, быть человеком с позицией, дискутировать. Человеку в интернете вообще легче иметь свою позицию, причем сильную (никто не видит, как краснеешь, смущаешься, злишься и прочее). Хотя это не главное, главное все же — быть в курсе новостей и иметь повод для обсуждения.

— Есть наблюдение, что в интернете, например в фейсбуке, человек сначала действует, потом думает, то есть сначала «перепощивает» и «лайкает» и только потом может внимательно прочитать текст.
— Думаю, что сначала все-таки читают, а не «лайкают» или делают перепосты по первому позыву. Перепосты и «лайки», собственно, и означают, что пользователь, прежде чем оценивать и рекомендовать, прочитал текст. Если, конечно, этот пользователь не дурак или промоутер, который просто продвигает издание. Но глубоко думают они действительно уже после того, как «лайкнули» или «перепостили».

– Какова зависимость чтения в интернете от ситуации, в которой происходит чтение? За утренним кофе человек будет читать газету (или журнал) или возьмет в руки айфон?
— Ситуация меняется на глазах и очень зависит от того, какие носители появляются и насколько они удобны. Пока у нас были только ноутбуки, газеты и журналы еще как-то могли с ними конкурировать. Однако с появлением смартфонов газетам становится совсем плохо — гаджеты вытесняют уже не только бумагу, но и настольные компьютеры буквально на глазах.

– Что можно сказать о различных жанрах в интернете, каковы их особенности? Все ли бумажные жанры переложимы для интернета? Если нет, почему?
— Наиболее переложимы в интернет картинки и видео. То есть жанры быстрые и яркие — все то, что в первую очередь привлекает внимание. Количество такого рода продукции в интернете с каждым днем увеличивается, и этого будет все больше, а доля серьезных жанров снизится.

Это обусловлено тем, что, во-первых, юзеры хотят потреблять инфотейнмент, то есть ту информацию, которая представлена в максимально развлекательном виде; а во-вторых, они хотят только следовать за своими лидерами, но при этом не особенно думать собственным мозгом. Они предпочитают уже разжеванную информацию. Поделать с этим ничего нельзя. Это следствие общего закона минимума энергии и устойчивости систем.

– По вашему мнению, насколько чтение в интернете оставляет возможность для роста читателя, повышения не только количества, но и качества его запросов?
— Я абсолютно убежден, что тот, кто действительно хочет, может сделать в интернете практически все — и обучиться, и заработать денег. Для этого нужно только включить мозг.

– Меняет ли работа с интернет-информацией способ мышления, психологию человека?
— Я и сам хотел бы почитать исследования об этом. Конечно, когда ты сидишь в интернете, то находишься во многом в придуманном виртуальном мире, но если ты при этом читаешь новости, аналитику или приличную литературу, то удаляешься от реального мира не так уж далеко. Другое дело — игры со всеми этими драконами и рыцарями. От этого можно сойти с ума.


Беседовал Илья КАРПЕНКО.
Фото: www.kommersant.ua

Версия для печати

Тэги: Личность  Интернет 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.