На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Евангельское чтение: Христос и расслабленный


Версия для печати
02.08.13, 11:55

Христос помог расслабленному, видя веру друзей его. Своей веры больному не хватило. Вот почему для нас, находящихся в Церкви, так необходимы и так могут быть действенны молитвы друг за друга.
Комментирует иеромонах Макарий (МАРКИШ), преподаватель Иваново-Вознесенской семинарии, церковный публицист:

Исцеление расслабленного (Мф. 9, 1-8); Монастырь Высокие Дечаны. Сербия. XIV в. Фото сайта ruicon.ru

Самое главное, на что следует обратить внимание в этом отрывке – это слова Христа «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» Казалось бы, сказать «прощаются грехи» проще – тем более что это уже было сказано. Но с другой стороны, если бы исцеления не произошло (то есть если бы расслабленный не встал и не пошел), то окружающие люди, чья вера требовала бы укрепления, не приняли бы этих слов Христа всерьез.

Спаситель никогда не совершает чудес просто так, ради самого события. Они всегда имеют какой-то нравственный, духовный смысл. Исцелять от болезни может и простой врач, можно сделать уколы или прописать таблетки и болезнь пройдет – вот и исцеление. Но все мы в конце концов умираем, ни одно из материальных чудес-исцелений не имеет постоянства в нашей жизни. В этом отличие чудес-исцелений, совершаемых Христом: они «берут старт», начинаются в материальном мире и продолжаются в вечности.

Иисус напоминает людям о связи между прощением грехов – прощением не в юридическом, а в онтологическом смысле, как избавлении от власти и действия греха – и исцелением. Говоря о власти прощать грехи, Спаситель как бы говорит: Сын человеческий пришел в этот мир, чтобы дать не только и не столько физическое исцеление, сколько исцеление души, духа, самой искаженной грехом природы человека, дать избавление от второй смерти и вечных мук. Таким образом, телесное чудо, которое творит Христос, имеет явное продолжение в вечности.

Отметим и такой момент: к Христу расслабленного приносят друзья несчастного, и Иисус «видя веру их», исцеляет беднягу. Что же получается, вера расслабленного и вовсе не важна и замещается верой друзей? Нет. Но эти слова говорят о том, что, видимо, веры самого расслабленного было недостаточно. Возможно, что между ним и полнотой веры стоял некий грех, который прощает Спаситель, некое заблуждение. Вера его друзей была неким содействующим фактором – вот почему для нас, находящихся в Церкви, так необходимы и так могут быть действенны молитвы друг за друга.

Мы в Церкви – это не каждый человек по отдельности. Мы вместе идем христианским путем, поддерживая и помогая друг другу молитвой. Только важно понимать, что молитвенная помощь – это не магическая формула, автоматически что-то исправляющая, а именно взаимная помощь, взаимная поддержка, которая может быть выражена не только словом, но и делом, -- вот как у друзей расслабленного.
Книжники мысленно упрекают Христа в богохульстве. Ибо кто же имеет право прощать грехи, кроме Бога? Это тема, достаточно характерная для всего евангельского повествования. Иисус – Бог, ставший человеком, но, чтобы это утвердилось в сознании людей, потребовалось более трехсот лет, до принятия в IV веке нашего символа веры. Три сотни лет должно было пройти, чтобы верующие христиане приняли этот факт в качестве основания своей веры! Хотя обстоятельства земной жизни Спасителя таковы, что они не оставляют сомнения в Его природе. И всякий, кто наблюдал и слушал Его, мог в своем сердце сделать выбор.

Христос, безусловно, как Сердцеведец, читает мысли книжников о Себе. Но Он только вышел на проповедь, Его еще мало знают, и поэтому Он еще не укоряет их в неверии, в клевете на Себя. Скорее можно увидеть, что Христос призывает скептически настроенных книжников веровать, взывает к ним, сподвигая узнать Себя. К простому народу Христос-Мессия обращается одним способом, притчами и иносказаниями, а к религиозным вождям – другим словом.

И это не случайно. Ведь именно эти люди, религиозные вожди своего народа, осознанно ждали Его, и по своим знаниям и пониманию Писания должны были принять Его в первую очередь. Они должны были Его узнать – как и произошло с некоторыми из фарисеев, признавших Христа, с Никодимом и Иосифом Аримафейским. Но большинство из фарисеев, кто должен был Его узнать и принять – не приняли Спасителя. Хотя на этих людях лежала большая ответственность, чем на простом народе, они специально обучались Писанию, изучали пророчества о Христе, и должны были узнать Его раньше других – «кому больше дано – с того больше спросится». Но начало Евангелия от Иоанна горько свидетельствует: пришел ко своим, и свои Его не приняли.

Но в этом отрывке Иисус еще в начале Своего пути, Он только начал Свое служение, поэтому Он не обличает скептиков, как будет обличать в конце Своего служения, а взывает к ним.

Но самоуверенность и самодовольство фарисейское, а главное – нежелание, чтобы .их Бог, которого они ждут, был такой, как «этот Иисус», приводят книжников к неузнаванию Бога и гибели. Впрочем, не каждое неузнавание было однозначно гибельно. В Евангелии Иисус спрашивает апостолов: за кого почитают Меня люди – и получает в ответ разнообразные варианты: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». То есть, далеко не все, принимавшие Христа, узнали в Нем Сына Божьего! Однако это не значит, что они были однозначно осуждены.

Это нам сейчас проще, у нас есть Символ Веры, где сказано, как надо исповедовать Христа. Но догматы появлялись в течение времени, формулировались людьми учеными, однако порой и заблуждавшимися, и исправлявшими свои заблуждения. И на это потребовалась не одна сотня лет.

Даже читая Отцов Церкви первых трех веков (до появления Символа Веры), мы находим там разные мысли и суждения, которые сейчас уже нельзя назвать православными. Но суть в том, что Отцы не погрешали против православия, размышляя так, не впадали в ересь. Просто на тот момент еще не было тех вероучительных основ, о которые можно было бы поверять свои суждения. И уж конечно богословской, философской ясности, к которой пришла Церковь за сотни лет, не было во время земной жизни Христа Спасителя.

Поэтому в Евангелии от Луки есть слова Христа, обращенные к апостолам, возмутившимся, что некто, не бывший среди учеников Иисуса, проповедует Его именем и изгоняет бесов. Кто не против вас, тот с вами – говорит Спаситель. А в Евангелии от Матфея Иисус говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Вторая формулировка, зеркальная по отношению к первой, относится к явно противодействующим Ему фарисеям, которые должны были Его узнать, ибо лучше прочих знали Писания. А к простому народу, не до конца понимавшему подлинную природу Христа, но не враждовавшему, не отвергавшему Его, относится первая формулировка: если они не противодействуют нам, если не против нас – значит, они с нами, могут быть с нами в перспективе, понять, дорасти до истинного понимания. И вся история человечества реализует эти слова Спасителя: кто не против нас, тот может быть с нами.

Евангелие от Матфея, 9; 1-8
«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».

Версия для печати

Тэги: Евангелие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.