На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 5 (52)'2010

Чем юродивые похожи на хиппи


Версия для печати
15.10.12, 06:45

Почему современных христиан в обществе нередко называют юродивыми? Юродивые — значит, не похожие на остальных и свободные. От чего и для чего? Размышляет иерей Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края.

Фрагмент картины В.И. Суриков - Боярыня Морозова

Среди чинов святых в православных святцах чин юродивых, или, как их еще именуют, блаженных, вызывает особый интерес. Ксения Петербургская, Василий Блаженный, Паша Саровская, Матронушка… Картинки из их житий: вот они ведут себя как сумасшедшие, вот резко и бесстрашно обличают сильных мира сего, вот тайно помогают бедным и униженным, вот целонощно молятся Богу на лютом морозе, стоя босыми ногами прямо на воздухе, вот творят чудеса, пророчествуют и открывают то, что скрыто от простых людей, притом умудряясь уничижить себя, скрыть сияние своей святости от любопытных…

В таком примерно виде ими интересуется и массовый обыватель, далекий от Христа и Церкви. Поехать в Москву попросить у мощей Матронушки об исцелении от болезни, передать записочку с прошением об избавлении от суда на Смоленское кладбище Ксении, добыть свечку, водицу, земельку с могилы блаженного — лично знаю (да наверняка знаете и вы) многих людей, которые все это проделывали, но христианами при этом не являются; Христос, Его заповеди и жизнь по ним, Евхаристия и Евангелие им не интересны. Ищет, ищет род сей прелюбодейный чудес и знамений, исцеления от болячек и избавления от проблем на халяву, ищет гуру и чудотворцев!

Этот вздох воцерковленного человека часто раздается и в повседневных церковных разговорах, и в проповедях, и на страницах церковных СМИ… И поймав себя на этом вздохе, явственно разбираю в нем осуждение и гордость: себя, верующего, счел праведником, а «их», неверующих, — грешниками. Нет, так не пойдет. За такую мою позицию меня бы первого те самые юродивые и обличили бы! В чем же тут дело?

Первое, внешнее, что мы видим в юродивых, то, что они всегда противостоят официозу, своим поведением разрушают определенные парадигмы общества. Если общество позиционирует себя как христианское — то христианские парадигмы. Таковы те «классические» юродивые из святцев, жившие в православных империях, и многочисленные юродивые, не прославленные Церковью, но подлинные, о которых мы читали или слышали из воспоминаний верующих о временах гонений на Церковь при советской власти. Таковы были — в чем-то — и представители поколения «детей-цветов» на Западе: война во Вьетнаме, появление рока, Вудсток, хиппи, марихуана, поиск «расширения сознания», иногда — эпатирующие окружающих заигрывания с беспредельным, с царством тьмы, нигилизма, отчаяния… До того как превратиться в массовую культуру, это течение тоже воспринималось западным истеблишментом как юродство, это был бунт против протестантской (в основном) морали, норм и ценностей, против общества, фарисейски пользующегося традиционно христианскими символами и формулами — но утратившего Дух… И вот дети своих благочестивых отцов подняли бунт, ринулись искать этот Дух — и не только на туманном мистическом Востоке, но и в собственной христианской почве (об этом немало написано, стоит перечитать, например, «Не от мира сего» — книгу о знаменитом православном подвижнике Америки о. Серафиме Роузе, ее автор, о. Дамаскин Христенсен, немало страниц посвятил воспоминаниям о таких духовных исканиях американской молодежи 50-60-х годов ХХ века).

Этот бунт, это «неканоническое» юродство знакомы и нам в России — господствующий атеистический истеблишмент создал в советском андеграунде некое хаотическое, но все же центростремительное движение в сторону Христа. Песни Башлачева и Янки Дягилевой, раннего «Воскресенья» и Егора Летова, стихи подпольных поэтов, трактаты диссидентствующих философов, картины непризнанных официозом художников — многое из этого неосознанно, неявно, но неизменно вращалось вокруг Неба и Церкви — неба на российской земле, которая как-никак, а тысячу лет была православной. Можно сказать, что эти советские юродивые в реальную Церковь зачастую и не входили, но они сидели недалеко от паперти и швыряли комья грязи в советских обывателей, встряхивая их от спячки, призывая вспомнить утраченный Дух, свидетельствуя кумачово-бетонной эпохе «человека, звучащего гордо» библейскими словами: «Думаете, вы победили? Но — жив Бог, и жива душа моя!»

В эпохи застоя, кажущегося незыблемым, юродивые НАПОМИНАЛИ людям о «едином на потребу», о Боге и Его правде, так часто попираемой в житейской суете, о Его жертвенной любви, требующей от человека взамен не фарисейского исполнения норм и обрядов, а живой сердечной отдачи… В разные эпохи — по-разному.

С православной империей в этом отношении — все понятно. Андрей Зайцев, специалист по русской агиографии, в своей книге «Жития святых. Путеводитель» пишет так: «Лишь в те моменты, когда в стране или империи складывается устойчивое представление о самоценности внешних обрядов или собственном государстве как о “православном царстве”, где нет места сомнению и внимательному вслушиванию в то, что может сказать Бог, появляется блаженный и ниспровергает всю традиционную парадигму. Появление юродивого — сигнал о том, что в обществе форма превалирует над содержанием, а буква над духом» (М.: Эксмо, 2008г. С. 125).

С каким идолом борется юродивый сегодня?


И вот дальше перед нами — вопрос: а возможно ли появление юродивых Христа ради в наши дни? Мы живем не в православной империи, искать духовности нам никто не запрещает: исповедуй какую хочешь веру, хоть самую экзотическую, или не исповедуй никакой — твое дело, полная свобода! Эстетика бунта в наши дни выродилась в эстетику вседозволенности, маргинальные субкультуры, которые когда-то расценивали как носителей подавленной духовности, вроде панков, готов, рокеров всех мастей и прочих, имже несть числа, сами стали частью масскультуры, частью истеблишмента, в наши дни само понятие «устои», «традиции» не пользуется авторитетом (вспомним знаменитые слова Олеси Николаевой: «Ныне распространена особая гордость — гордость мытаря, что он не таков, как фарисей…»).

На этот вопрос мы ответим: да, христианские юродивые — есть. Во-первых, дух Христов, который вдохновлял святых древности, жив и сейчас в Церкви. А во-вторых, христианские юродивые — не просто бунтари, ниспровергатели «устоев». Они ниспровергатели устоев, ставших — идолами. В этом — извечная борьба христианина, борьба против языческих идолов за свободу во Христе. Когда-то, во времена православных империй, идола пытались сделать из церковных обрядов — и христиане боролись за возвращение обряду духа Христова. Сегодня идол, который установил свою власть над миллионами, который вроде бы допускает свободу в исповедании религии, одежде, поведении, который вроде бы отменяет «ханжеские предрассудки» во имя «вседозволенности», но цепко старается держать своих подданных в узде и требует от них ежедневных жертв, — это дух потребительства, он же дух мира. И жизнь нелицемерно верующего христианина полна такого противостояния этому идолу, духу века сего… Вот над человеком смеются — а он продолжает поститься, молиться и ходить в храм, ему кричат: «Да что это тебе дает?!! Как был ты бедный и больной — так и остался! Посмотри — в церкви один обман, попы жиреют, а ты!…» — а он делает то, чему научен, ради Иисуса, а не ради хлеба куса, как говорили в старину. Вот уверовавший бизнесмен решил делать деньги не ради наживы, а чтобы помогать неимущим, он благотворит, никак не «пиаря» своих действий, отказывается вести бизнес с использованием обмана — и слышит в свой адрес от своих близких: «Да ты ненормальный! Лох, неудачник, посмотри, как делают дела вон тот и вон тот!…» — а он продолжает идти за Христом. Вот христианка рожает очередного ребенка, не слушая вопля: «Дура, зачем нищету плодишь!..» Вот христианин не изводит себя по ночам горькими думами насчет пенсии, обеспеченной старости и вечного телесного здоровья, для него новая марка сотового или автомобиля не является светом в окошке, а слоган «Не дай себе засохнуть!» — программой жизни… На многоголосый вопль толпы «Не имеем иного царя, кроме кесаря!» он отвечает: «А я — имею. Я имею Царя-Бога, Его законы исполняю, Его власть призываю ежедневно в молитве “Отче наш”, чтоб была она на земле, как и на небе!» Современный юродивый напоминает адептам вседозволенности — о суде Божьем, тем, кто не хочет связывать себя семейными узами, — об ответственности и о жертвенности в любви, любителям халявы — о творческом отношении к труду по заповеди Божьей. Своей обыденной жизнью он здесь, на земле, напоминает окружающим о Небе, пусть даже раздражая их таким напоминанием…

В чем-то все это и есть — неотмирность Церкви и юродство во Христе. В чем-то все мы призваны быть «безумцами Христа ради», как называл всех христиан апостол Павел в Первом послании к Коринфянам… И в этом юродстве — попробуйте-ка вот так пожить какое-то время, среди реального мира сего — мучениками. Нет, мы не просияем перед миром, нас не напишут на иконе, к нашей могиле не придут тысячи паломников — да это ведь и неважно. Важно то, что своей христианской жизнью, самой простой, какой жили и живут сейчас множества «святых», то есть взятых Богом в особый удел, мы исполним то, что заповедал Христос: свидетельствовать о Нем, — к чему и призвана Церковь, маленькое семечко, брошенное в землю этого мира.

Священник Сергий КРУГЛОВ

Версия для печати

Тэги: Святые  Церковь  Общество 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.