На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 5 (64)'2011

Братчики из Бандерштата


Версия для печати
20.04.11, 10:09

Львов -- город контрастов. Именем бандеровцев тут называют улицы, грекокатолические священники служат панихиды по бойцам СС, а православные галичане посещают «московские» храмы, в то время пока их священнослужители работают на скорой помощи или вовсе уходят в горы. Наши корреспонденты отправились в этот город, чтобы увидеть львовское Православие собственными глазами.


Почти Европа
Галиция, или Галичина, если произносить этот топоним на украинский манер -- специфический регион Западной Украины. Когда-то здесь располагалось Галицко-Волынское княжество, в XIV веке этот край стал частью Польского государства, позже Речи Посполитой, после третьего раздела которой достался Австро-Венгерской империи. В целом православная до XVII века, Западная Украина стремительно окатоличивается под давлением польской власти.



К началу XVIII века основными конфессиями здесь становятся греко- и римокатолицизм. Под австрийским правлением Галиция прожила чуть более ста лет и по окончании Первой мировой войны опять вошла в состав Польского государства. В годы Второй мировой она считалась частью Польского Генерал-губернаторства, а не рейхскомиссариата, как остальные территории Западной и Центральной Украины, оккупированные Германией. Весной 1944 года столицу Галиции Львов освободили советские войска. Еще в 1939 году согласно пакту Риббентропа--Молотова Галиция оказалась в составе СССР.

После окончания войны грекокатолическое, униатское население под советским давлением воссоединяется с Православной Церковью, но ненадолго: уже в конце 1980-х Галицию сотрясают два церковных раскола - грекокатолический (в течение советского времени значительная часть галичан оставалась криптокатоликами, и, как только представилась возможность, вернулась в унию) и автокефальный (когда на волне украинского национализма почти все оставшиеся в Православии приходы оказались вовлечены в независимые от Москвы неканонические юрисдикции).



Львов всегда был центром «национального подполья», восточные украинцы уже в советское время дразнили галичан «бандеравцами», а город называли в шутку «бандерштатом».

В самом Львове верным Московской Патриархии остался только «русский» Георгиевский храм (когда-то его называли «Малым» -- чтобы не путать с Кафедральным униатским собором св. Георгия). Сегодня кроме него в городе существует лишь два православных храма. Оба построены уже в девяностых и расположены в спальных районах: один в полуразобранном заводском цеху, второй, деревянный, рядом с захваченным автокефалистами каменным храмом.

Ежегодно во Львов приезжают тысячи туристов из Польши, России и центральных регионов Украины. Улочки старого города летом превращаются в открытые кафе, уютные площади и бульвары утопают в зелени и цветах. Брусчатка, шпили костелов, нежное барокко и европейский модерн -- когда-то этот город по праву называли «восточным Парижем». На центральной площади -- по польскому обычаю она называется «Рынок» -- расположена ратуша, отсюда во все стороны расползается паутинка брусчатчатых улиц.

Львов далек от тех стереотипов, которые связаны с Украиной в сознании русского человека -- вареники, горилка, шаровары. Культурно Галиция ближе к Чехии или Польше, так что коренным галичанам проще представлять себя подданными Габсбургской монархии, чем фольклорными казаками из «Вечеров на хуторе». «Пани, будь ласка...» -- стандартное обращение к незнакомой женщине. До середины XX века более половины населения Львова составляли поляки, еще около четверти -- евреи. Несмотря на то, что польское население не всегда превалировало, уже к XVII веку единственной украинской улицей в старом городе оставалась та, что ведет от Рынка к Успенской церкви: собственно «украинские» кварталы начинались здесь, сразу за городской стеной. С противоположной стороны города расположена главная «украинская» святыня -- Кафедральный униатский собор святого Юра (Георгия). Римско-католические (читай польские) соборы, как правило, строились в центре, поближе к центральной площади. После Великой Отечественной большинство поляков были депортированы в Польшу, их место заняли галицкие селяне и отчасти русские инженеры, советские чиновники и военные.

Успенская церковь на «русинской» (Руськой) улице -- родина львовских братств. Еще в конце XVI века здесь, чтобы противостоять экспансии католицизма, появилось знаменитое Успенское братство -- специфическое религиозное объединение мирян, по сути автономный союз аристократии и горожан православного вероисповедания. Братская школа открылась в выкупленной типографии первопечатника Ивана Федорова, бежавшего когда-то в Галицию из Москвы. Кроме образовательных проектов «братчики» (члены братства) содержали храмы, богадельни. В условиях жестокого противостояния с униатами братское движение на Западной Руси стало оплотом и главным защитником Православия. Но после почти поголовного окатоличивания православной шляхты (дворянства) к середине XVII века влияние братств падает, а к началу XVIII века Львовское братство и само принимает унию. Вновь о братствах Галиция вспомнит лишь через 300 лет.

Старшие и младшие братья
Владимир Чуйный, приятный пожилой мужчина с аккуратной седой бородой и красивым галицким акцентом, встречает нас на пороге Георгиевского православного храма. «Первым братством, которое я организовал, было автокефальное. Оно существует и поныне», -- коротко сообщает он, пока мы поднимаемся по лестнице на второй этаж приходского особнячка. Тут располагается Львовская епархия Украинской Православной Церкви под омофором Московского Патриарха. В крохотной комнатушке ютится братская библиотека.

В конце 80-х униаты возвратили себе Кафедральный собор св. Юра, в это же время при Успенской церкви возродилось православное братство. Первое время его деятельность носила сугубо оборонительный характер: по звонку прихожан братчики выезжали на защиту православных храмов, штурмуемых грекокатоликами (насильственные захваты православных храмов тогда были обычным делом). Иногда становились живой цепью, где возможно, старались договориться по-хорошему. Очень скоро и братство, и храм перешли в автокефалию. Московская Патриархия отлучила раскольников. «Многие братчики были тогда “за Украину”. Им казалось, что автокефалия -- это хорошая альтернатива унии, -- рассказывает Владимир Иванович. -- Тогда мне пришлось покинуть братство и, отправившись в единственный оставшийся в канонической юрисдикции храм, организовать новое. Это наше православное “старшее” братство Святых апостолов Петра и Павла».

Сегодня братство Петра и Павла издает газету, реализует множество социальных программ, содержит библиотеку (проект теперь не столь актуален, в интернете можно скачать любую книгу, но в начале девяностых православной литературы в униатском Львове просто не было). Всего в деятельности братства принимает участие несколько десятков человек. Для Львова, учитывая мизерный процент «канонического» Православия, это внушительное число.

«Страшим» братство Петра и Павла называется в противовес молодежному «младшему», созданному епископом Августином (Маркевичем) еще в начале 90-х. Оба братства собираются при Георгиевском храме. По четвергам «младшие» братчики встречаются в певческой -- побеседовать и выпить чаю. После создания в епархии социального отдела они почти не занимаются добровольческой социальной работой, но собирают пожертвования на социальные нужды, организовывают паломничества и ежегодный крестный ход к Почаевской лавре, по праздникам посещают детский дом.

Духовник «младшего» братства протоиерей Юрий Кинас одновременно трудится и на церковной ниве, и по светской специальности -- врачом скорой помощи. «Я не бросаю скорую, потому что “03” -- это не работа, это служение!» -- обосновывает он свою позицию. Отработав девять лет в бригаде, отец Юрий перешел на административную должность старшего врача: на пятом десятке выдержать 12-часовую смену, а на утро служить уже сложно. Сан в медицинской среде не принято афишировать, но все сотрудники в курсе. «Некоторые подчиненные, кажется, даже побаиваются меня», -- смеется отец Юрий. С 2000 года он руководит молодежным братством. Предыдущий руководитель братства, диакон Тарасий Андрусевич, тоже имеет отношение к медицинской деятельности, но косвенное: как пастырь и как педагог уже не первый год он занимается арт-терапией.

Диакон и его собака
Отец Тарасий активно участвовал в жизни молодежного братства, пока не поступил в Киевскую семинарию и не уехал в столицу. Сегодня диакон Тарасий вместе с женой и четырьмя детьми живет в небольшом городке Бориславе, занимается арт-терапией с воспитанниками местного интерната для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы. Большинство приходов не в состоянии оплачивать ставку диакона, так что служит отец Тарасий сразу в нескольких храмах по очереди, а на жизнь зарабатывает настройкой фортепиано и выпечкой вафельных коржей -- популярный полуфабрикат имеет успех на сельских прилавках.



После семинарии можно было остаться и в столице, найти место на городском приходе, но «зов предков» оказался сильнее. Матушка, коренная львовянка, тяготится сельской простотой, однако детям тут лучше: воздух, горы.

Борислав -- это предгорье Карпат. Еще в позапрошлом веке здесь нашли нефть. Тогда месторождение казалось крупным, сейчас же о былой славе напоминает только горстка австрийских особнячков довоенной постройки да ржавые махины «журавлей» -- так поэтично местные жители называют нефтяные качалки, которые и сегодня качают остатки черного золота из карпатских недр. «Журавли» можно встретить в самых неожиданных местах вроде городского парка или даже на чьем-либо приусадебном участке. «Одной бабуле такого журавля установили прямо на огороде, -- улыбается отец Тарасий. -- Соседи смеются, мол, ты бабуля теперь миллионерша. Но недра принадлежат государству, и никаких отчислений бабушка не получает».

Четыре столетия назад в Бориславе родились известные львовские братчики Лаврентий и Стефан Зизаний. Сегодня подавляющее число бориславцев -- грекокатолики или раскольники. Сам отец Тарасий, тоже бывший униат, после того как окончил факультет журналистики во Львове, несколько лет работал на католическом радио. В Православие перешел после того, как грекокатолики послали его в Австрию на повышение квалификации. «Мне просто стало ясно, что у западной традиции нет будущего, что это мертвая ветвь», -- вспоминает отец Тарасий. Покинув унию, минуя раскольников, он сделал выбор в пользу канонического Православия.



Впрочем, земляки не попрекают отца Тарасия «москальской» юрисдикцией -- в тот же интернат, где он работает с детьми, пускают и униатов, и православных, и протестантов. Отец Тарасий бывает здесь дважды в неделю. В небольшой часовенке, устроенной в помещении интерната, служит молебны, занимается с детьми. Иконостас, гитара, пианино. Стены часовни дети самостоятельно расписали горными пейзажами, а вокальный ансамбль из числа воспитанников под руководством деятельного дьякона успел побывать даже на киевских гастролях.

Отец Тарасий знакомит нас с детьми, показывая попутно двоим из них, как складывать стихари. Скоро приедет львовский архиепископ Августин, ребята будут прислуживать за богослужением.

После непродолжительной спевки и организационного момента -- прогулка в горы. Те, кому позволяет диагноз, обязательно участвуют в таких экологических походах, это тоже часть арт-терапии. Обычно ребята ходят к источнику за «нафтусей» -- местной минеральной водой. Борислав расположен в непосредственной близости от Трускавца, известного «минерального» курорта. Всю дорогу от интерната до источника рядом с группой бежит «терапевтическая» собака Рэсcи -- беззлобный сенбернар с телячьими глазами. «Вот купили для интерната, но пришлось оставить себе. Уж больно он огромный. Побоялись держать на территории такое “чудище”», -- улыбается о. Тарасий. Общение с сенбернаром не просто отдых, а канотерапия («канис» с латинского переводится как «собака»). Рэсси -- инструмент для психологической разгрузки детей с последствиями разных форм параличей.

По дороге встречаем односельчан. «Слава Иисусу Христу» -- «Навеки слава!» -- это традиционное карпатское приветствие, так принято здороваться даже с незнакомцами.

Несколько раз в год на помощь к отцу Тарасию из Львова, Киева, Закарпатья и Волыни приезжают волонтеры-братчики, устраивают семинары по английскому языку, компьютерной грамотности, церковному пению, ремеслам. Вместе с волонтерами ребят отпускают на экскурсии во Львов. Кто-то из молодежного братства приезжает сюда и в частном порядке. «Младшие» братчики «первого призыва», давно выросшие из «братского» возраста, продолжают помогать материально. Кроме того, Львовская епархия и братства ищут возможность помочь спецшколе-интернату в приобретении лошади и восстановлении конюшен -- детям для восстановления позвоночника нужна иппотерапия.

Что дальше?
В начале девяностых инфраструктура епархиальной жизни была практически разорена: на пепелище расколов восстанавливать ее приходилось с нуля. Теперь эпоха «партизанской» братской деятельности стремительно отходит в прошлое: социальным служением занимается социальный отдел епархии, миссией -- миссионерский, но вместе с этим уходит в прошлое и романтика братского движения, привлекавшая молодежь сюда в течение «переломного» десятилетия.

В каком-то смысле для львовского молодежного братства настали нелегкие времена. Каждое воскресенье в соборе Св. Георгия служат по три литургии: первая -- на церковнославянском с «московским акцентом», вторая -- по-церковнославянски с галицким, третья -- на украинском. Всего на трех службах успевают побывать около тысячи человек. Из них двести-триста -- молодежь. Но люди «братского возраста» не спешат вступать в братство. Активность «социальной» братской работы сократилась, а чаепития сами по себе многим не интересны. «Наверное, молодежь теперь чай не пьет. Но не звать же их на пиво», -- иронизирует отец Юрий.

За последнее десятилетие от молодежного братства отделались «непрофильные активы». Хор, миссионерский и социальный отделы -- теперь они стали епархиальными, а не братскими. Из среды современных львовских братчиков вырастают уже не молодежные, а самые что ни на есть взрослые проекты. Кто-то рукополагается и продолжает «братское» служение в одиночку, как отец Тарасий. Кто-то, повзрослев и обзаведясь семьями, расстается с этой деятельностью. Впрочем, братства как автономные объединения мирян родились не от хорошей жизни, когда-то их породила нужда: православная шляхта искала любые возможности защитить Православие от униатов, сохранить приходскую православную жизнь в католической Речи Посполитой. Вновь про братства галичанам пришлось вспомнить только с возрождением унии и погромами конца 1980-х. Отношения между юрисдикциями на Украине и сейчас далеки от идеала, епархия живет «на военном положении», не может получить землю под храмы, радикальные СМИ видят в ее клириках «шпионов Кремля». И тем не менее снижение активности братств на фоне развития епархиальных отделов выглядит скорее как положительный симптом -- предвестник того, что когда-нибудь и для православных галичан наступит мирное время.

Дмитрий РЕБРОВ

Версия для печати

Тэги: Поместные Церкви  Миссия 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.