Воспитатели и воспитанники: что нас здесь держит? Разбирая материалы своей "командировки" по детским домам, я все думала: чего-то не хватает... - А давай попросим детей самих написать о себе? - сказала моя подруга, сама воспитатель детского дома. - Думаю, им есть что нам сказать.И мы попросили
"Мне было так горько это слышать, потому что я была такая сама"
"Вот уже почти семь лет, как я здесь живу. Я благодарю Бога, что я оказалась именно здесь, а не в другом месте. Я была второй девочкой в этом приюте. Я приехала сюда в 9 лет, здесь я впервые узнала, что такое день рожденья - это тот день, когда тебе дарят подарки, это тот день, когда к тебе приходят друзья, это то, когда всем весело и хорошо. Когда мне исполнилось уже 11 лет, я еще всем на вопрос "Сколько тебе лет?" отвечала: "десять". Первое время было очень тяжело - скучала по родным, плакала ночами в подушку. А когда стали приезжать новые девочки, мне было уже не так грустно, как было раньше. Я помню, когда я была маленькой и неразумной, я хотела убежать. Было это так. Мы поссорились с воспитателями, со мной была еще одна девочка. Мы ушли в раздевалку и решили на следующее утро бежать ко мне домой. Я обещала ей, что я ее не оставлю: одену, обую, накормлю - и все будет хорошо. Через час входит воспитатель и спрашивает: "А куда это вы собрались?" - "Никуда". - "Идите, пишите объяснительную директору". Я перепугалась, попросила прощения и возблагодарила Бога, что все так случилось.
Если честно, я не понимаю проблему наших девочек, которые куда-то бегут, надеясь на "авось будет все хорошо!". Я каждый раз объясняю девочкам, что бегать от тех людей, которые тебя любят, кормят, обувают, одевают, - это просто неразумно. А они мне отвечают: "Это вот ты такая православная. В Бога веришь, а мы не такие, мы не привыкли".
Если честно, мне было так горько это слышать, потому что я была такая сама и мне тоже не хотелось молиться, хотелось слушать не очень хорошую музыку, лень было ходить в храм, хотелось освободиться от этих уз, но я преодолевала себя каждый раз, говорила себе: "А вот как будет батюшке? Ведь он огорчится". И вообще, ведь мы все здесь не случайно. Нас здесь собрал Господь, нас могли бы отвезти в другой детский дом, но мы попали именно в этот. И еще неизвестно, узнали бы в своей жизни о Боге, если бы не попали сюда. Я считаю, что это чудо Божие".
"Я боялась: когда же придут дети, которые верят в Бога"
"Когда я была маленькая, я иногда шалила, дралась с мальчишками и вообще была настоящей шантрапой. Я жила в обыкновенном интернате для детей-сирот, я не знала об этом, но мне было все равно. Я жила с детьми, с ними играла и не задумывалась о родителях. У нас в интернате на 30 детей было всего две старшие женщины: одна на мальчиков, а другая на девочек. Мою няню все девочки звали мамой, я тоже звала ее так. Она была одна каждый день, ее никто не заменял. Мне всегда нравился момент, когда она нас всех вела мыться. Это было очень трогательно. По пять человек в одной ванне. И она всех по очереди мыла. Наша группа жила на пятом этаже. Когда мы ложились спать, а я спала на второй полке, я каждую ночь смотрела на ночную Москву. Потом меня забрали приемные родители. Я жила у них шесть лет.
Все эти шесть лет мы ругались, и я не могла к ним привыкнуть. Я от них ушла. Я помнила, что рядом с интернатом было озеро. Мое самое любимое озеро. Иногда оно мне снилось, и поэтому, когда я ушла из дома, я пошла его искать. Все дни, пока меня не нашла милиция, я жила у этого озера. Купалась в нем, ловила рыбу и отдыхала, а жила у друзей.
Милиция привезла меня в православный детский дом. Я была некрещеной, наверное, поэтому я боялась, когда же придут дети, которые верят в Бога. Мне все было ново: иконы, храм, правило вечернее и утреннее, молитвы перед едой. Помню, когда мне подарили первую в жизни икону "Всех скорбящих Радость", я так обрадовалась, что даже немного расплакалась.
Дети встретили меня очень хорошо. Я думала, что тут, как в интернате, дети мне ночью устроят "проверку": намажут пастой и будут издеваться. Или старшие меня просто побьют. Но ничего не было. Я поняла, что детский дом, к тому же православный, отличается от интерната.
Через несколько дней меня крестил в купели мой теперешний духовник о. Александр. Я так боялась и не знала, как же все произойдет. В домовом храме было много людей, и я очень стеснялась. Но все было очень хорошо. Я думала, что теперь у меня будет все хорошо, жизнь наладится. Но не тут-то было. Я, как любитель свободы, почему-то все время тянулась на улицу. Я сбегала три раза и все три раза снова и снова приходила к озеру, где меня и находили. Повзрослев, я уже поняла, как мне дорог детский дом и все живущие в нем люди.
В нашем детском доме мне очень нравится. Я многому научилась: кататься на лошадях, управлять байдаркой, ловить рыбу и многому другому. Мы часто ездим по разным городам. Где я только не побывала! В Вологде, в Санкт-Петербурге, на Соловках, во Владимире, в Суздале, в Угличе и во многих других местах. Я ездила в Иерусалим. Мы объездили весь Израиль, побывали даже в Египте, на горе Синай, куда мы поднимались ночью. Мы были везде, где ходил Господь, где Он учил и где жил. Я на всю жизнь запомнила эту поездку.
Сейчас мне уже 17 лет. Я хожу в храм, учась в училище, знаю, что без Бога жить очень трудно. Я очень хочу, чтобы все потихоньку приходили к Богу, чтобы не было бездомных детей, которые воруют, чтобы поесть. Я благодарю Бога за то, что Он привел меня к вере, к православным людям.
А о родителях я стала задумываться в 15 лет. Воспитатели всегда говорили, что дети, когда взрослеют, то они как бы забывают о родителях и начинают свою жизнь. А у нас, у детей из детских домов, все наоборот. Чем взрослее мы становимся, тем ярче и быстрее понимаем, что нам чего-то не хватает, близкого, родного. Становится как-то неуютно в мире. Хочется, чтобы с тобой был рядом человек, который тебе поможет в трудную минуту, не оставит тебя".
- Ну и что ты на это скажешь?
- Я согласна - это чудо Божие, что мы все здесь.
Со мной ведь тоже было что-то похожее.
Хоть я и не воспитанница, а воспитатель. Вот смотри:
"Ночью мне снилось, что кто-то кого-то бьет, а я разнимаю..."
"В детский дом я попала летом. Служба закончилась, я приложилась ко кресту и шла прикладываться к иконам. Тут меня остановил батюшка и спросил: "Ты эту неделю еще в Москве?" Вопрос был риторический - накануне вечером я брала у него благословение на отъезд в Крым через неделю. "Ты можешь немного помочь в детском доме?" - следующий вопрос. Неудобно было признаваться в том, что я еще не собирала вещи и что, в общем, у меня совсем другие планы. Пришлось ответить "да". Радостный батюшка подвел меня к какой-то женщине и сдал ей на руки. В детский дом я попала через пару часов.
До этого я помогала мыть в больнице полы и теперь гадала, какой именно помощи от меня ждут. Оказалось, что воспитательнице срочно надо уходить, и меня попросили уложить детей спать (был тихий час). Меня завели в спальню и оставили там.
В спальне стояли две двухэтажные кровати и одна обычная. На кроватях должны были лежать дети. Дальше я плохо помню. Помню только, как одна девочка прыгала по второму этажу и то ли ругалась матом, то ли кидалась чем-то в других, я попыталась ее снять, в результате оцарапала ее ногу о край кровати и очень испугалась. Кажется, я еще рассказывала сказки.
Меня попросили задержаться до утра, потом еще до утра... Я провела там около двух-трех суток. Ночью мы спали в игровой на больших раздвижных диванах - на одном молодая девушка-воспитательница, а на другом я. Воспитательница, которой было не более двадцати двух лет, рассказывала мне о своей "боевой" юности и о том, как она любит этих детей. Еще она говорила, что один раз ей пришлось провести в детском доме целую неделю, потому что было некому работать, не было даже повара, только директор. И ей пришлось первый раз в жизни готовить что-то такое, что она не умела, и это что-то подгорело очень сильно, но все ели, потому что надо же было есть. Когда неделя закончилась и она вышла на улицу, ее больше всего поразило, что женщины ходят на каблуках, - я это почему-то хорошо запомнила.
Еще мы ходили в зоопарк. Было очень необычно. Много бритых девочек и несколько сопровождающих их женщин. Все на нас оборачивались. В зоопарке дети смотрели на зверей, а мы смотрели за детьми, потом ели на лавочке какие-то бутерброды. От этой прогулки осталась пара фотографий, они сейчас хранятся в архиве детского дома.
Когда меня наконец-то выпустили домой, я закрыла за собой калитку и пошла к метро. Больше всего меня поразило то, что можно идти одной, куда хочешь.
Я вернулась домой. До отъезда в Крым оставалось еще два-три дня. Было жарко. Днем мне все время казалось, что я должна постоянно смотреть за детьми, ночью мне снилось, что кто-то кого-то бьет, а я разнимаю. Жутко болела голова. Казалось, что я все время, постоянно, ежеминутно, продолжаю работать в детском доме. В поезде мне снилось все то же. На юге я первым делом упала в море и попыталась объяснить себе, что дети остались не только в городе, но и в прошлом.
Двадцать дней мы лазили по горам и ныряли. Познакомились со многими интересными людьми, жарили мидии, посещали могилу Волошина. В конце августа деньги кончились и мы вернулись в Москву, черные и довольные жизнью. С собой я привезла мешок ракушек, которых насобирала в море. Я хотела подарить их детям из детского дома.
Осенью я уже работала в детском доме на стажировке. Сначала два месяца бесплатно, постепенно увеличивая количество рабочих выходов, потом, в ноябре, меня взяли на ставку.
Иногда я не понимаю, как я сюда попала и почему до сих пор не ушла. Это невозможно объяснить. Та вещь, которая держит здесь, называется благодатью Божией. Благодать эта не просто радость, ее нельзя передать словами. Просто знаешь, что Христос любит тебя еще и за то, что сегодня тебе особенно трудно. А если ты еще чувствуешь на себе любовь детей, тогда и все прочие радости теряют свое мифическое ощущение счастья".
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Министерство образования гарантирует светский характер ОПК По итогам двухлетнего эксперимента, с первого сентября этого года во всех школах Москвы стартует преподавание основ православной культуры. На пресс-конференции в «Комсомольской правде» специалисты подвели итоги региональной апробации курса длившейся в течение последних двух лет.
Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому Многим из нас знакома ситуация, когда в три года ребенок рвется помогать маме. Но в этом возрасте от такой помощи толку мало. «Подрасти», — говорит мама и принимается за работу сама. Ребенок растет, и вот уже годам к десяти ему можно доверить серьезное дело. Но, увы, к этому времени у помощника весь энтузиазм иссяк. Как приобщение к труду не превращать в бесконечное противоборство отцов и детей?
Детский вопрос: как научить проигрывать Мой сын, семь лет, совершенно не умеет проигрывать. Из-за этого любая игра (хоть настольная, хоть подвижная) бывает испорчена, особенно если это происходит в гостях, на дне рождения, где играют много детей. Сын расстраивается, может заплакать, отказывается продолжать. Недавно играл в настольную игру с двоюродным братом, проиграл — и даже подрался с ним из-за этого. Как объяснить ребенку, что проигрыш — не трагедия, как научить его спокойно и достойно к этому относиться? Ирина
Совсем не скауты 90 лет назад, в мае 1922 года, в СССР была создана Всесоюзная пионерская организация. Юбилей дал повод людям старшего поколения вспомнить о пионерских кострах и военной игре «Зарница», в то время как более молодое поколение пребывает в уверенности, что пионеры отличаются от скаутов лишь цветом галстуков. В действительности водораздел проходит отнюдь не в сфере атрибутики
Ушел в интернет, буду завтра Мир компьютеров, интернета так прочно вошел в нашу жизнь, что сейчас пытаться скрыть его от ребенка бессмысленно. Если ребенок хочет общаться в сети, он найдет эту возможность: не дома, так в школе, не в компьютере, так в мобильном телефоне, не у себя, так у друга. Как сделать это общение безопасным для души и жизни, на что тут могут влиять родители и как распознать интернет-зависимость?
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Если ребенок боится общаться... У моего крестника (ему почти 4 года) хорошая многодетная семья, но меня настораживает то, что на прогулке он боится сверстников, а в ответ на приветствие не очень знакомого взрослого человека молчит или закрывает лицо руками. При этом со знакомыми взрослыми общается нормально и в целом прекрасный смышленый малыш. В чем причина такого поведения и как можно справиться с ситуацией? Евгения
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Спасти Красную Шапочку: Как защитить ребенка от опасностей в интернете Проблемой вредного для детей интернет-контента озабочены, кажется, все — от президента России до недавно купившей компьютер домохозяйки. Однако некоторые заинтересованы не в безопасности детей, а в изготовлении и распространении нежелательных материалов. Кто кого?
Воспитание детей: когда в родителях согласья нет Папа хочет отдать сына на карате — мама возражает: «Только через мой труп». Мама пытается налить деточке молочка — папа сурово говорит: «Большой уже, пусть постится, как все». Папа наказывает — мама жалеет. Папа разрешает смотреть телевизор — мама запрещает. Психологи единогласно советуют выработать общую позицию в воспитании ребенка, но как ее выработать, если один говорит «да», а другой — «нет»?
«Возрастная особенность» или грех? Я замечала за своим пятилетним племянником, когда он приезжал в гости, что он проявляет повышенный интерес к интимным частям тела. Сестра считает, что это всего-навсего «изучение себя», а мне кажется, что это начало греха, с которым нужно бороться. Но как реагировать правильно? Алла
Детское кино: кого спасет маркировка? Законотворчество пришло в медиа и эфир. Теперь все детские фильмы промаркированы цифрами: «15+», «12+» — это информация, с какого возраста то или иное кино не повредит психике и нравственности детей. Педагог Дмитрий ТЮТТЕРИН считает, что против всякого закона найдется лазейка, а бороться со СМИ гораздо проще, чем по-настоящему заниматься своими детьми.
Интернет и дети: комментарии священников Как не потерять ребенка в сети Интернет? На этот вопрос отвечают: Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района, заместитель главного редактора молодежно-публицистического журнала "Новый Ковчег" и протоиерей Игорь Пчелинцев, священник Русской духовной миссии в Иерусалиме
Дети разных народов… В чем причина национальных конфликтов между детьми? Один ребенок среди разговора вдруг заявляет, что ненавидит мусульман. Другой объявляет себя националистом. В классе один мальчик называет другого «черным», завязывается драка. Как научить детей любить свою культуру и уважать чужую, избегая обеих крайностей: и нетерпимости, и розовых очков?
Стрелять или не стрелять? Я была против того, чтобы мои сыновья играли с игрушечным оружием. Но недавно старшему — пятилетнему — подарили игрушечный пистолет, и меня очень расстраивает, что они по очереди с младшим, трехлетним, стреляют друг в друга, кричат: я тебя убил и т. п. Особенно они активизировались после того, как муж при них посмотрел фильм про войну (фильм хороший, еще советский, без всяких ужасов). Не воспитывают ли подобные игры жесткость? Ольга
Мой ребенок -- вор? Мою дочь поймали на воровстве в школе. Мне сказала об этом учительница. Не знаю, как на это реагировать. Дома я ничего такого не замечаю. Сначала я ужасно рассердилась. Хотела высказать дочери все, что о ней думаю. Но, с одной стороны, очень боюсь наломать дров. С другой стороны, я же должна как-то отреагировать. Но как? И что теперь делать? Людмила
Ребенок и свободное время: кто кого? Замечаю, что сын-второклассник не знает, чем себя занять, когда появляется свободное время. В будни день расписан по минутам, эта проблема незаметна, а вот в выходные, когда не надо ходить в школу и в спортивную секцию, а тем более в каникулы, я должна что-то придумать и организовать для него, иначе будет скучать и ныть. Может быть, нужно больше загружать его занятиями? Марина
Жестокие дети Нередко сталкиваюсь с жестокостью детей: племянника в школе сильно избили одноклассники, соседка рассказывает, как ее дочь, у которой есть небольшой физический изъян, дразнят и обижают до слез такие же дети в классе и во дворе... Откуда берется это в детях? У меня пока еще маленький ребенок — как воспитать его, чтобы он не оказался среди тех, кто бьет и обижает слабого? Ольга
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.