Мой сын, семь лет, совершенно не умеет проигрывать. Из-за этого любая игра (хоть настольная, хоть подвижная) бывает испорчена, особенно если это происходит в гостях, на дне рождения, где играют много детей. Сын расстраивается, может заплакать, отказывается продолжать. Недавно играл в настольную игру с двоюродным братом, проиграл — и даже подрался с ним из-за этого. Как объяснить ребенку, что проигрыш — не трагедия, как научить его спокойно и достойно к этому относиться? Ирина
Дмитрий ТЮТТЕРИН, педагог:
— В словаре современного человека довольно широкое хождение имеет слово «неудачник». Этого определения удостаиваются те, кто не успешен в своей жизни, слишком слаб, чтобы противостоять опасностям, пораженчески настроен. Само слово «неудачник» довольно нелепое — разве от человека зависит так называемая удача? Разве не достоин тот, которому «не повезло», скорее сожаления, а не порицания? Тем более от православного человека, понимающего, что называть Божий промысел удачей или неудачей в лучшем случае глупо. Однако если оставить в стороне не слишком правильный термин и рассмотреть, что за ним скрывается, то становится очевидно: желание опустить руки после поражения — не слишком приятная черта характера. Умение же продолжить работу невзирая на трудности — качество, достойное уважения. И если проигрыш вызывает в ребенке желание что-то изменить — на самом деле это хорошо. Пусть даже он пока не очень понимает, что надо менять (и пытается «изменить» лицо противника). Тут и пригодится ваша помощь. Если вам удастся обратить взор (а значит, и энергию) ребенка не на поиск внешних врагов, а внутрь себя — вы сделаете огромное дело.
Совсем иное, гораздо более сложное дело, если ребенка каждая неудача повергает в уныние. Если, предвидя такие неудачи, ребенок всеми силами избегает моментов, где будет неуспешен, отказывается пробовать новое и т. п. Это не только обеспечивает ему те самые «пораженческие» настроения, но и говорит о куда более серьезных проблемах. Прежде всего — о неуверенности. Ребенку не хватает поддержки, одобрения. В глубине души он, возможно, считает, что может и должен выдавать хорошие результаты в играх и соревнованиях. Однако трагическое несовпадение реальности и представлений ребенка о ней может полностью подорвать жизненные силы. И тогда он может пойти по жизни, боясь что-либо в ней изменить, понимая, что все равно ничего не получится... Единственный способ справиться с этим в домашних условиях, не прибегая к помощи специалистов, опять же обратить взор ребенка внутрь себя. Предложить сравнивать свой результат в соревновании не с другими, а со своим же, только прошлым. Довольствоваться малыми победами в объективном выражении, но важными в субъективном. Ведь можно постараться научиться радоваться не тому, что не выиграл в шахматы, а что сегодня продержалсятдо пятнадцатого хода. Прибежал последним, но разрыв с остальными был уже меньше.
Только не врите ребенку. Не выдумывайте результаты, не «натягивайте» их. Не хвалите за что-то стороннее. Дети чувствуют ложь очень хорошо. Если вы действительно хотите оказать поддержку — надо погрузиться в дела ребенка настолько серьезно, чтобы понять, какие мелочи для него значимы, и оказать ему поддержку именно в этих мелочах. Быть рядом с ним в его победах и разочарованиях. Ребенку очень
важно видеть вашу заинтересованность в его делах. Важнее, чем то, поругаете вы его или нет.
Но важно не путать роли: он переживает, а вы сопереживаете. Не наоборот. Если вы поймали себя на том, что для вас этот забег, этот конкурс важнее, чем для ребенка, — остановитесь. Вы уже не помогаете ему, а за его счет реализуетесь. Подводя итоги, следует сказать: агрессивному или пассивному, победителю или побежденному, бурно реагирующему на поражение или принимающему его как должное,ьвзрослому или ребенку — всем нам прежде всего следует заглянуть в себя. Именно там, внутри, — причина всех наших поражений и силы для новых побед. Только так, сверяясь с образом прекрасного существа, какими мы все и были задуманы, можно найти силы не опускать руки. И так победить!
Протоиерей Феодор КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Георгия Победоносца в Грузинах, духовник детского дома «Павлин»:
— Взрослому человеку преодолевать поражения помогает смирение. Ребенка просто разговорами смирению не научишь. От родителей прежде всего требуется быть крайне внимательными к нему, наблюдать, как он ведет себя во время игры. Вообще момент игры очень хорошо показывает, что происходит с ребенком, все ли у него в порядке. И если он тяжело переживает поражение, не способен отказаться от выигрыша ради своих друзей, ради честности — это тревожный звоночек для родителей. Исправить эту ситуацию можно только через любовь — чтобы ребенок был уверен: любые его ошибки не изменят родительского отношения, что бы ни случилось, он всегда будет любим.
А дальше надо просто с ребенком общаться. Мне очень нравится высказывание, что каждый родитель талантлив в воспитании своих детей. То есть не может быть такой ситуации, что я со своим ребенком не справился, значит, просто мало труда вложено на этом этапе.
Также важно чисто технически научить ребенка принимать проигрыш. Объяснять, что, если в данный момент ему что-то не удается, ничего страшного, ведь у него, как у каждого человека, масса других особых достоинств: кто-то хорошо прыгает, кто-то хорошо рисует, кто-то поет и так далее... То есть учить радоваться тому, что есть у ребенка, что у него получается. Но для этого и сами родители должны уметь радоваться тому, что у них есть. Еще один фактор, способствующий появлению болезненного отношения к поражениям, — стремление родителей как можно больше нагрузить, «развить» ребенка, «затолкать» его во множество кружков и секций (иногда лишь потому, что туда ходят дети знакомых); и в этой гонке за «самого умного» родители нередко забывают, что важно не знать как можно больше, а правильно распоряжаться полученными знаниями. И еще неплохо было бы понять — а интересны эти занятия ребенку? Ведь когда занятия не нравятся, ничего не удается, дети начинают сильно переживать. Ситуацию усугубляет чувство, что ты не оправдал надежд, возложенных на тебя родителями, подвел их. Так что надо смотреть на своего ребенка, а не на других — какие занятия подойдут именно для него?
Ребенок, боящийся проигрыша, может болезненно относиться к критике в целом. Но стоит задуматься — а насколько правомерна бывает наша критика? Насколько требования соизмеримы с возрастом ребенка? Вряд ли восьмилетний ребенок расстроится, если вы скажете ему, что он неаккуратно сложил одежду. Скорее всего, он адекватно отреагирует на замечание. Другое дело, если, например, он услышит, что неверно нарисовал руку у героя рисунка. И тогда возможны обиды и слезы. Если мы будем смотреть в этой ситуации на ребенка не с высоты своих знаний и умений, а попробуем встать вровень с ним, то поймем, почему подобную критику он воспринимает как оскорбление. Ведь его рисунок — это часть его самого, и ему больно слышать критику созданного его собственными руками мира от самых близких людей. Вообще при попытке критики, замечаний надо идти от того, что получилось у ребенка, порадоваться за него, подчеркнуть, что и где особенно хорошо сделано. А потом уже заметить: «Смотри, вот в этом фрагменте так будет правильнее». И обязательно всегда давать какую-то близкую планку.
Что касается игры — бережно относиться к проигравшему, сочувствовать ему в каком-нибудь конкурсе поможет система поощрительных призов. Они нужны, чтобы проигравший не чувствовал себя побежденным, неумехой, а победитель — особым, всемогущим. И еще, надо пытаться подвести ребенка к тому, чтобы он не переживал так за свой проигрыш, а, наоборот, радовался победе других. Это, конечно, очень и очень сложно. Прежде всего следует учить сочувствию, честности по отношению к другим, начиная с самых мелочей. Только не надо как-то специально акцентировать внимание на том, что «чего ты плачешь, срочно радуйся за победителя!». Это только вред нанесет. Тем более часто ли мы сами радуемся за других? Если да, то это легко передастся ребенку. В противном случае он почувствует
фальшь, и проблема может еще больше заостриться. Но сочувственное отношению к другим, стремление их понять и есть тот шаг на пути к радости за ближнего. А тогда и проигрыш будет восприниматься не так болезненно.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Лезть вперед или пропустить другого? У православных мам бывает раздвоение личности. Христианка считает, что нужно учить ли ребенка уступать. Мать – что в жизни нужно уметь пробиваться и работать локтями. Как разрешить этот внутренний конфликт, рассказывают протоиерей Феодор БОРОДИН и гештальт-терапевт Татьяна АМВРОСИМОВА
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?
Спасти Красную Шапочку: Как защитить ребенка от опасностей в интернете Проблемой вредного для детей интернет-контента озабочены, кажется, все — от президента России до недавно купившей компьютер домохозяйки. Однако некоторые заинтересованы не в безопасности детей, а в изготовлении и распространении нежелательных материалов. Кто кого?
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Воспитание детей: ставка на лидерство Мысль о том, что нужно выгрызть свое место, догнать и перегнать, очень сильна в России в последние два десятилетия. Сами не видя того, родители транслируют это детям с возраста песочницы. Все ли могут стать лидерами, насколько высокую планку ставить себе и своим детям и как относиться к тем, кто слабее тебя, – накануне дня народного единства и согласия выясняет Екатерина БУРМИСТРОВА
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Стрелять или не стрелять? Я была против того, чтобы мои сыновья играли с игрушечным оружием. Но недавно старшему — пятилетнему — подарили игрушечный пистолет, и меня очень расстраивает, что они по очереди с младшим, трехлетним, стреляют друг в друга, кричат: я тебя убил и т. п. Особенно они активизировались после того, как муж при них посмотрел фильм про войну (фильм хороший, еще советский, без всяких ужасов). Не воспитывают ли подобные игры жесткость? Ольга
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому Многим из нас знакома ситуация, когда в три года ребенок рвется помогать маме. Но в этом возрасте от такой помощи толку мало. «Подрасти», — говорит мама и принимается за работу сама. Ребенок растет, и вот уже годам к десяти ему можно доверить серьезное дело. Но, увы, к этому времени у помощника весь энтузиазм иссяк. Как приобщение к труду не превращать в бесконечное противоборство отцов и детей?
Семья Ильяшенко: традиции счастья Семей, где вера передается из поколения в поколение, сегодня немного. Рассказом об одной из таких удивительных семей мы начинаем новый цикл материалов – в доме отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 31 внук.
Какое дело в семье - мужское? Священник Феодор КОТРЕЛЕВ продолжает рассказ о своей семье. В этой части он вспоминает о своем двоюродном деде – актере-вахтанговце, знатоке старого московского быта, и рассуждает о том, что в семье должен делать мужчина. Например, отец Феодор ко всему прочему умеет шить - даже облачение сшил себе сам
Мальчик, который выжил: подлинная история одного усыновления «Я недавно получил письмо по электронной почте от одной многодетной мамы, которую помню еще девочкой, – пишет своем блоге епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. – Я, когда читал текст, не мог удержаться от слез. Этот рассказ являет тайну приобщения к жизни, которая есть Любовь». ПОЛНЫЙ ТЕКСТ истории о мальчике, который выжил – на нашем сайте.
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Ребенок и свободное время: кто кого? Замечаю, что сын-второклассник не знает, чем себя занять, когда появляется свободное время. В будни день расписан по минутам, эта проблема незаметна, а вот в выходные, когда не надо ходить в школу и в спортивную секцию, а тем более в каникулы, я должна что-то придумать и организовать для него, иначе будет скучать и ныть. Может быть, нужно больше загружать его занятиями? Марина
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Николай Котрелев: без чего не устоит христианская семья О том, почему в семье ничего обязательного нет, но нужно на деле, а не на словах "носить тяготы друг друга", рассказывает Николай Всеволодович Котрелев, филолог, переводчик, библиограф, папа 4 детей и дедушка 15 внуков.
Воспитание детей: когда в родителях согласья нет Папа хочет отдать сына на карате — мама возражает: «Только через мой труп». Мама пытается налить деточке молочка — папа сурово говорит: «Большой уже, пусть постится, как все». Папа наказывает — мама жалеет. Папа разрешает смотреть телевизор — мама запрещает. Психологи единогласно советуют выработать общую позицию в воспитании ребенка, но как ее выработать, если один говорит «да», а другой — «нет»?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.