«Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
Тогда он закричал: Иисус, Сын Давида! помилуй меня.
Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давида! помилуй меня.
Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: прозри! твоя вера спасла тебя.
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18, 35-43).
Исцеление иерихонского слепого, фреска нартекса, Сербия. Косово, Печь, XIV в. Фото: Ruicon.ru
Священник Сергий КРУГЛОВ:
Почему именно это повествование об исцелении слепого значится в веками установившемся порядке богослужебных чтений, звучащих на Литургии именно в день важнейший, день воскресный, день полноты Царства Божия – мы знаем: все евангельские воскресные чтения после праздников Богоявления ведут нас, вслед за Христом, по Его земному пути, к дням Великого поста, к претворению в жизнь таинства восхождения Сына Божия – на страшные страдания, на крестную смерть и чрез нее – к Воскресению, к Пасхе, праздников празднику и торжеству из торжеств?..
Кто-то недоуменно пожмет плечами: вообще, Спаситель совершил немало чудес во дни Своей земной жизни.
И иные места Евангелий, описывающие эти чудеса, несут явные нравственные уроки, вроде урока благодарности, который мы можем извлечь из чуда исцеления десяти прокаженных, или урока безоглядной веры как «уверенности в невидимом», которую явил язычник-сотник, у которого Христос исцелил слугу, нас впечатляет срок – тридцать восемь лет – в течение которого парализованный терпеливо ждал часа своего исцеления у Овчей купели, нас потрясает власть Спасителя над косной материей, когда Он ходит по водам, одним Своим словом укрощает бурю, умножает число хлеба и рыб, или Его власть над самой смертью, когда Он выводит из погребальной пещеры Лазаря…
Повторяем, этих исцелений болящих, изгнаний беса из бесноватых Христом -- было много. Иные из них упоминаются общим словом, народ Израиля к моменту, описываемому евангелистом Лукой, уже знал о чудесном Пророке и Целителе из Назарета, ждал от Него чудес, но эти чудеса были уже как бы и не в диковинку, именно – ожидаемыми народом, народ даже требовал их. Вроде как не в диковинку они и для нас, современных христиан, читающих Евангелие….Но здесь, в случае со слепым – что уж такого, что стоит описывать его особо, из-за чего соборное Предание Церкви выделило этот отрывок в важное воскресное чтение?
Ну, хотел слепой исцелиться, сильно хотел – так это вполне понятно. Ну, громко вопил и звал, проявлял настойчивость, толкаемый народом, ну, по его вере Христос его исцелил, внешне, кстати, как бы и неэффектно…
Неэффектно – но смотрите: тот самый народ, который привык вроде бы к чудесам Иисуса из Назарета, ждал именно их (тем паче, как мы знаем, в те времена бродячих пророков, чудотворцев, заклинателей бесов по дорогам Иудеи ходило немало), вслед за исцеленным слепым, «видя это, воздал хвалу Богу».
В чем дело? Что вдохновило народ?
Именно то, с чем было связано его, народа, поведение за минуту до исцеления: слепцу, громко зовущему Иисуса, пытались заткнуть рот: «Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давида! помилуй меня».
Слепого пытались заставить замолчать не потому, что он слишком громко просил исцеления. А потому что назвал Иисуса – «Сыном Давида». Так могли называть только Машиаха, Мессию. И слепой исповедовал вслух свою веру в то, что Мессия – именно этот Иисус из Назарета. Он звал его не как неведомого чудотворца – как Спасителя, обещанного Израилю.
А вот это уже кое для кого из толпы могло попахивать сомнительно, даже – противно учению признанных старцев и священников. Принять вот этого Назорея («Из Назарета может ли быть что доброе?»), пусть и интересно и необычно проповедующего, пусть и показывающего чудеса – за великого Машиаха?…Как бы неприятностей не случилось. Помалкивал бы этот слепец от греха, получил бы втихую свое исцеление -- так нет же, своими воплями придает моменту общественно-политическое звучание!..
Кто такой Машиах – знал с пеленок каждый иудей. Когда мы с вами в проповедях или благоуветливых книжках встречаем слова о, например, «безграмотных рыбарях», как иногда поэтически именуют апостолов, мы умиляемся – и совершенно напрасно. Тогдашний простой иудейский люд можно было назвать как угодно, но не безграмотным в вере и законе Моисеевом. Может быть, многие из них и не умели читать (так ли это, лучше спросить у историков) – но вера в Бога Единого была для них не «религией» в нашем нынешнем понимании, в понимании теплохладных христиан, посещающих храм по воскресеньям, а в прочие дни живущих другой, мирской жизнью – вера была для иудеев, как знатных, так и простецов, буквально всем на свете, и ежедневным бытом, и смыслом всего существования.
Собираясь в синагогах, жадно слушая мидраши толкователей Закона и Пророков, Торы и Талмуда, споры представителей многочисленных раввинских школ о тонкостях веры и обычаев, нам современным кажущиеся порой излишним «обрядоверием», иудеи жадно напитывались всем этим, ведь с этим было для них связано всё: рождение и смерть, любовь и семья, работа и пропитание, дни веселья и дни скорби, надежда рано или поздно вырваться из рабства у Римской империи и обрести счастье в грядущем тысячелетнем Царстве Бога Единого.
Каждый из тех, кто был в вышеназванной толпе, с детства твердо верил и чаял: придет Машиах, Помазанник Божий, Мессия. Он будет великий праведник и выдающийся человек, по пророчествам – происходящий из рода самого царя Давида, он совершит много чудес и знамений перед народом. Он станет царем Израиля и поведет Богоизбранный народ войной против нечестивых язычников-римлян, победит их, вернет Израилю власть над миром, воссядет на троне Израиля и обратит в истинную веру все народы земли … Именно эту веру, а не только личную уверенность в получении исцеления от собственной физической немощи, и исповедовал перед всеми слепец, признав вот этого Иисуса из Назарета – предсказанным пророками великим Мессией. И вслед за слепцом, возликовав и славя Бога, многие в толпе уверовали: «Вот он, долгожданный Помазанник Божий и наш Спаситель!...».
Мессия? Да, Мессия… Но отчего тональность тревоги, неспокойствия, печали пронизывает это место из Евангелия? Оттого, что оно – о самом Иисусе. Оттого, что тот же народ, который сейчас славит Его и готов признать царем, через некоторое время, разочаровавшись, закричит: «Распни Его!..». Оттого, что, дабы признать Его – Сыном Божиим и Царем, и уверовать в Него как в Господа, многим еще предстоит пережить муки креста…
«Отозвав же Своих двенадцать учеников, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
Но они ничего из этого не поняли; эти слова были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лк.18, 31-34).
Эти слова стоят как раз перед отрывком об исцелении слепого. И они тоже – о Мессии («Сын Человеческий» -- еще одно простонародное выражение, которым порой обозначали Машиаха) и его подлинной, спасительной, «не-царственной» крестной миссии. Они исполнены горечи и одиночества, исполнены того, что было скрыто даже от близких учеников во тьме Гефсиманского сада и в трагедии Голгофы, но что разрешится – светлым утром Воскресения.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
Воскресное Евангелие: Кто хочет быть совершенным? Господь сказал богатому юноше: «продай все!» Неужели непременно от всего в жизни надо отказаться, чтобы стать учеником Христовым?
Комментирует протоиерей Игорь ГАГАРИН, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское
Воскресное Евангелие: Крошки для псов 10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Воскресное Евангелие: тайна встречи с Богом Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе.
Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока? Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
Воскресное Евангелие: Два Друга Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
Воскресное Евангелие: Бог нам Отец, а не должник На воскресной литургии второй недели Постной Триоди читается притча о блудном сыне. Блудному сыну не понравилась пища свиней, он вернулся к отцу. Почему не испугался, не озлобился, не застрял в гордом упрямстве? Почему отец ни в чем не укорил сына, не прочитал мораль? Что помогло сыну вернуться, а отцу — принять его в любви? Комментирует Андрей ЛУКИН, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: Добрый Пастырь и Справедливый Судия 10 марта на Литургии будет читаться Евангелие о Страшном Суде. Господь, используя близко знакомый Его слушателем образ пастыря, отделяющего овец от козлов, возвещает о том, что история человечества завершится строгим и нелицеприятным судом Божиим.
Зачем рождаются слепыми? Как человек, рожденный слепым, стал видеть, исповедал Христа, хотя фарисеи и пы-тались его запугать, и обрел веру.
Комментирует протодиакон Иоанн ШЕВЦОВ, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: почему Христос начал с рыбаков, а не царей? Неделю назад в евангельском чтении говорилось о том, что ради Бога хорошо бы оставить дом, родителей, братьев-сестер. В евангельском чтении этой недели мы видим тех, кто так и поступил. Но почему Христос, выбирая себе учеников, предпочел все же людей простых и бедных? Вдруг потому, что им, «кроме цепей», и терять было нечего?!
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Воскресное Евангелие: Закхей и Нечаянный Гость За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.
Неделя о расслабленном: кто хочет быть здоров? В купальне Вифезда множество больных ждали чудесных исцелений. Но Христос, подойдя к одному из них, почему-то все равно спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Что Он имел в виду?
Евангелие о самарянке: жажда Бога вместо обрядоверия Почему Христос говорит с самарянкой – неученой женщиной с дурной репутацией, о таких же сложных материях, что и с Никодимом, учителем и фарисеем? Комментирует протоиерей Федор БОРОДИН (Москва).
Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ
Воскресное Евангелие: мой самый близкий Человек Реально ли нам, нынешним теплохладным людям, оставить все ради Христа, как призывает Евангелие в неделю Всех святых? И не в войну или в гонения, а в мирной тихой жизни? И что — все?
«Оставить ради Христа — значит отказаться от власти над вещами и людьми. Отношения с родными, очищенные от эгоизма, окажутся во сто крат глубже, нам возвратятся те же люди и вещи, но уже преображенными», — говорит в комментарии к воскресному Евангелию протоиерей Олег БАТОВ, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
Воскресное Евангелие: как, ища Царства Божия, не сбиться с курса Как честно понять, что ты ищешь Царство Небесное, а не сбился с пути, не сменил цель? Исполнением заповедей? – а вдруг все это не ради Бога, а ради гордыни? Чтобы разобраться, нужно все время «чистить око».
Комментирует прот. Борис ЛЕВШЕНКО, зав. кафедрой догматики ПСТГУ.
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Евангельское чтение: кому уготованы первые места в Царстве Небесном? Апостолы Иаков и Иоанн попросили Христа, когда Он придет во славе, дать им сесть по правую и левую Его руку, то есть быть ближе к Богу, чем все остальные. Остальные десять апостолов осудили братьев за гордость. А что же Господь?
Евангелие в День Святой Троицы: как оживить каменное сердце? «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой», -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше. Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.