Господь сказал богатому юноше: «продай все!» Неужели непременно от всего в жизни надо отказаться, чтобы стать учеником Христовым?
Комментирует протоиерей Игорь ГАГАРИН, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское
Лука (18,18-27):
«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройди сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу».
— Самая главная книга христиан называется «Евангелие», что переводится как «Благая Весть» или «Радостная Весть». Потому что каждое обращение к Евангелию обещает встречу со Христом, а встреча с Ним — самая радостная встреча на свете. Так должно быть, но... бывает и иначе.
Не для всех встреча с Господом обернулась радостью. Об одной такой встрече, оказавшейся очень печальной, будет рассказывать Евангельский отрывок, который прозвучит на литургии в ближайшее воскресенье. И понятно было бы, если бы со Христом встретился закоренелый грешник, не желающий каяться. Ясно, что ничего радостного для такого во встрече с Господом быть не может. Но нет, Воскресное Евангелие говорит о совсем иной встрече. С Господом встретился человек, который был гораздо лучше, чище и выше большинства окружающих. Он подошел к Иисусу Христу с надеждой, а отошел с печалью. Как же могло такое случиться?
Из тех, кто обращался ко Христу до и после него были разные проблемы: у одних — болезни, у других — тяжелые жизненные обстоятельства. А случались и такие, кто не был ни болен, ни несчастен, а, напротив, был очень даже благополучен, но душу его мучили некоторые вопросы, и найти ответы на них душа не могла. Как раз таким и был юноша, о котором повествует отрывок. Юноша подошел и спросил, что нужно сделать ему доброго, чтобы войти в жизнь вечную.
Какой разумный юноша! Как верно ставит он вопрос! Ведь, в самом деле, есть ли что-нибудь более важное на свете? И так ли много в мире людей, для которых вхождение в вечную жизнь – самое главное стремление?
Я не проводил статистических опросов, но дерзну предположить, что, если выйти на улицу и начать расспрашивать всех встречных, что для них самое главное, далеко не каждый назовет главным — вхождение в вечную жизнь. И даже далеко не большинство. Будет самое разное. И желание исцелиться от каких-то недугов, и преодоление жизненных невзгод, и благополучие детей, и многое, многое другое. Все это, действительно, очень и очень важно и нужно, кто спорит! И все же разве это сравнимо с вопросом: умру ли я или буду жить вечно, и что сделать для того, чтобы жить вечно.
Есть, конечно, люди, ни в какую вечную жизнь не верящие. Но не о них речь. Я думаю, что и очень многие верующие чаще всего реально переживают и заботятся о многом временном и преходящем гораздо больше, чем о том, чтобы избежать вечной смерти. А ведь если человек допускает возможность обрести вечную жизнь (хотя бы даже только возможность! ), то и тогда стремление достигнуть ее должно бы быть не сравнимымо ни с каким другим стремлением. Многие, наверное, думают, что вхождение в вечность произойдет как-то само собой, естественным образом, чуть ли не по инерции. Живешь, живешь, потом — смерть, а за ней – новая жизнь. И самое главное – постараться, пока ты здесь, особенных гадостей не наделать, а в тех, которые все-таки наделали, —вовремя покаяться. Юноша, о котором мы говорим, так не думал...
Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Что же это за усилие? Именно об этом спрашивает юноша, понимая, что для вхождения в вечную жизнь нужно сделать что-то доброе, большее, чем он уже сделал.
Ответ, однако, оказался неожиданным. Иисус Христос предложил ему пойти, продать все, что имеет, раздать вырученные деньги нищим и тогда прийти и следовать за Ним. Юноша этим ответом смутился, опечалился и отошел от Иисуса.
Почему же он опечалился? Потому что нужно было лишиться
всего имения, а имение было большое. По-человечески понять его можно. Это лишь тому легко все оставить, кому нечего оставлять.
Но ведь Господь призвал не только "продать" и "раздать". Он еще и пообещал: "...будешь иметь сокровище на небесах". Этого, однако, юноша или не услышал, или не понял, или этому
не поверил. Больше мы с ним на страницах Евангелия не встречаемся. И многие, я знаю, читая эти строки, смущаются. Неужели, спрашивают они, только такой ценой мы можем войти в Царство? Неужели непременно от всего в жизни надо отказаться, чтобы стать учеником Христовым?
Но вернемся к тексту. Ведь предложение раздать все нищим было сделано юноше не сразу. Сначала ответ ему был иным: «Соблюди заповеди: …не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19. 17-19). Вот и все. Так поступай — и будешь жить! На этом можно бы поставить точку. Юноша отошел бы со спокойным сердцем, да и мы, читатели Евангелия, могли бы успокоиться. «Соблюди заповеди»! Дело, конечно, тоже непростое, однако для этого не надо что-то менять в жизни таким уж радикальным образом. Живя самой обычной жизнью, можем мы не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать и так далее. Однако юноша на этом не остановился. «Все это сохранил я от юности моей, - говорит он, - чего еще недостает мне?» (Мф. 19. 20). Что здесь – самообман или действительно этот молодой человек так хорош? Первое, что приходит в голову: не может быть! Неправда! Где найдешь такого, кто с юности неукоснительно следует всем заповедям Божиим?
И все же, я думаю, юноша не солгал. В Евангелии от Марка после этих слов читаем: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10. 21). Но ведь Господь всех любит! Конечно, здесь речь идет об особом чувстве. Иисус Христос действительно увидел перед Собой человека, который гораздо чище и нравственно выше окружающих. И при этом не самодовольного, а жаждущего двигаться дальше и достичь большего. Ведь не отошел он, успокоенный и обрадованный тем, что идет прямой дорогой в вечную жизнь. Мог ведь, услышав «соблюди заповеди» обрадоваться и вернуться с легким сердцем к обычной своей относительно праведной жизни, спокойно ожидая завершения ее временной части и перехода в вечную. Но нет. Ему присуще прекрасное качество — стремление к большему, жажда совершенства. Он знает: Нельзя останавливаться, надо идти дальше. Знает, что нужно что-то еще, и спрашивает: «Чего еще недостает мне?».
И тогда уже слышит то, что так смутило его. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
«Если хочешь быть совершенным!» Стремление к совершенству — прекраснейшее из стремлений. Желание быть лучше, чем ты есть — прекраснейшее из желаний. В той или иной мере оно присуще многим из нас, но вот сила этого желания.... Она бывает различной. Так часто, встречаясь с каким-то другим, куда менее прекрасным, а иногда даже и постыдным, желанием, оно уступает ему и отходит в сторону.
Но нам с вами сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). Но это вовсе не значит, что для этого нужно непременно и немедленно все продать и раздать нищим. И в Евангелии Господь не от всех этого требует. Вспомним хотя бы богатого Иосифа Аримафейского, Марфу, Марию, Лазаря. От каждого ждет Господь того, что именно он должен совершить во славу Божию.
Не каждому из нас нужно прямо сейчас отдать все, что имеет. Но каждому нужно быть готовому к тому, что когда-нибудь и от него этого потребует Господь.
Почему же этот юноша не смог сделать того, что сделали многие другие, гораздо более грешные? Например, мытарь Мафей? Дело не только в привязанности к своему имению. Здесь еще и маловерие. Ведь, предложив ему все продать, Господь пообещал: «…и будешь иметь сокровище на небесах». Значит, юноша этому не поверил. Если бы поверил, то разве стал бы держаться за земное! В конечном итоге и наше вхождение в жизнь вечную зависит от силы и полноты веры. Ее и будем в первую очередь просить в своих молитвах. Все остальное приложится.
На иллюстрации: Богач вопрошает Христа. Миниатюра из Хлудовской псалтири, 840-850 гг.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
Воскресное Евангелие: Слепой из Иерихона – исповедник Христа Народ так привык к чудесам Христа, что даже требовал исцелений, принося ко Спасителю болящих и бесноватых. Что особенного в чуде исцеления слепого из Иерихона, о котором 3 февраля будет читаться Евангелие на Литургии? Слепой назвал Иисуса из Назарета Сыном Давидовым, Мессией, а не просто проповедником чудотворцем. Рассказывает священник Сергий КРУГЛОВ
Воскресное Евангелие: Крошки для псов 10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Воскресное Евангелие: тайна встречи с Богом Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе.
Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока? Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
Воскресное Евангелие: Два Друга Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
Воскресное Евангелие: Бог нам Отец, а не должник На воскресной литургии второй недели Постной Триоди читается притча о блудном сыне. Блудному сыну не понравилась пища свиней, он вернулся к отцу. Почему не испугался, не озлобился, не застрял в гордом упрямстве? Почему отец ни в чем не укорил сына, не прочитал мораль? Что помогло сыну вернуться, а отцу — принять его в любви? Комментирует Андрей ЛУКИН, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: Добрый Пастырь и Справедливый Судия 10 марта на Литургии будет читаться Евангелие о Страшном Суде. Господь, используя близко знакомый Его слушателем образ пастыря, отделяющего овец от козлов, возвещает о том, что история человечества завершится строгим и нелицеприятным судом Божиим.
Зачем рождаются слепыми? Как человек, рожденный слепым, стал видеть, исповедал Христа, хотя фарисеи и пы-тались его запугать, и обрел веру.
Комментирует протодиакон Иоанн ШЕВЦОВ, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: почему Христос начал с рыбаков, а не царей? Неделю назад в евангельском чтении говорилось о том, что ради Бога хорошо бы оставить дом, родителей, братьев-сестер. В евангельском чтении этой недели мы видим тех, кто так и поступил. Но почему Христос, выбирая себе учеников, предпочел все же людей простых и бедных? Вдруг потому, что им, «кроме цепей», и терять было нечего?!
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Воскресное Евангелие: Закхей и Нечаянный Гость За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.
Неделя о расслабленном: кто хочет быть здоров? В купальне Вифезда множество больных ждали чудесных исцелений. Но Христос, подойдя к одному из них, почему-то все равно спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Что Он имел в виду?
Евангелие о самарянке: жажда Бога вместо обрядоверия Почему Христос говорит с самарянкой – неученой женщиной с дурной репутацией, о таких же сложных материях, что и с Никодимом, учителем и фарисеем? Комментирует протоиерей Федор БОРОДИН (Москва).
Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ
Воскресное Евангелие: мой самый близкий Человек Реально ли нам, нынешним теплохладным людям, оставить все ради Христа, как призывает Евангелие в неделю Всех святых? И не в войну или в гонения, а в мирной тихой жизни? И что — все?
«Оставить ради Христа — значит отказаться от власти над вещами и людьми. Отношения с родными, очищенные от эгоизма, окажутся во сто крат глубже, нам возвратятся те же люди и вещи, но уже преображенными», — говорит в комментарии к воскресному Евангелию протоиерей Олег БАТОВ, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
Воскресное Евангелие: как, ища Царства Божия, не сбиться с курса Как честно понять, что ты ищешь Царство Небесное, а не сбился с пути, не сменил цель? Исполнением заповедей? – а вдруг все это не ради Бога, а ради гордыни? Чтобы разобраться, нужно все время «чистить око».
Комментирует прот. Борис ЛЕВШЕНКО, зав. кафедрой догматики ПСТГУ.
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Евангельское чтение: кому уготованы первые места в Царстве Небесном? Апостолы Иаков и Иоанн попросили Христа, когда Он придет во славе, дать им сесть по правую и левую Его руку, то есть быть ближе к Богу, чем все остальные. Остальные десять апостолов осудили братьев за гордость. А что же Господь?
Евангелие в День Святой Троицы: как оживить каменное сердце? «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой», -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше. Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.