На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Евангелие о самарянке: жажда Бога вместо обрядоверия


Версия для печати
31.05.13, 10:21

Почему Христос говорит с самарянкой – неученой женщиной с дурной репутацией, о таких же сложных материях, что и с Никодимом, учителем и фарисеем? Комментирует протоиерей Федор БОРОДИН (Москва).

Беседа Христа с самарянкой. Византия, XIII в.

Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, чем Иоанн, хотя Сам Иисус не крестил, а Его ученики, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарии, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом своему сыну Иосифу. Там был колодец Иакова. Иисус, утомившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо Его ученики отлучились в город купить пищи.

Самарянская женщина говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе живую воду.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя живая вода? Неужели ты больше нашего отца Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и его дети, и его скот?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в вечную жизнь.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей: пойди, позови твоего мужа и приди сюда.

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобой.

В это время пришли Его ученики, и удивились, что Он разговаривал с женщиной; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с ней?

Тогда женщина оставила свой сосуд для воды и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Поэтому ученики говорили между собой: разве кто принес Ему есть?

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите ваши глаза и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в вечную жизнь, так что и сеющий и жнущий будут радоваться вместе, ибо в этом случае справедлива поговорка: "один сеет, а другой жнет". Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в их труд.

И многие Самаряне из того города уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И поэтому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.И еще большее число уверовало по Его слову. А говорили той женщине: уже не по твоим словам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
(Ин.5: 4-42).


— Если рассуждать даже не от имени фарисеев, а не только от имени апостолов, с этой женщиной нельзя было не то что разговаривать, но по закону надо было побить ее камнями, как блудницу, и в этом иудеи с самарянами были единодушны. Даже непонятно, почему этого не делали самаряне. Она и за водой пошла в неурочный, самый жаркий час дня (три часа дня по нашему времени), чтобы никого не встретить, потому что была известна жителям селения как блудница.

Но Христос не просто заговаривает с ней, Он начинает с этой простой и безграмотной женщиной дурного поведения высокодуховный разговор об Истине. И не только говорит, но и являет ее, открывая, что Он — Мессия, Сын Божий.

Его не смущает, что женщина-самарянка сначала Его совершенно не понимает. Господь переходит на ее язык и уровень, чтобы подвести ее к главному. Ведь Бог умет говорить с человеком на его языке, когда Его язык для человека труден. Христос даже обнаруживает Свое всеведение, к чему Он обычно не прибегает — открывая о женщине всю правду. (И надо сказать в ее пользу, что эта женщина не отпирается и не оправдывается, она очень искренна в разговоре с Богом). Почему же Господь так поступает?

Бог видит сквозь все реальные грехи, падшесть и исковерканную судьбу этой женщины ее живую душу, которой нужна Живая вода Его Слова, которую Слово Божие исцелит и приведет в жизнь вечную. По Преданию Церкви, эта самарянка станет потом мученицей Фотинией и будет причислена к лику святых вместе с двумя своими детьми. Грешница станет мученицей.

И мне кажется, это урок всем нам. Мы сами, когда встречаем другого человека, довольно часто сразу его судим, и очень жестоко. Мы плохо понимаем, что любой человек, который нам встречается, глубже своих грехов, страстей, своего неразумия. И в нем есть то прекрасное, что не имеет отношение ко всей его грязи.

Есть такой парадокс святости: чем более человек ближе к Богу, тем более он строг к себе, но милостив к другим. Такими были самые суровые аскеты: к Серафиму Саровскому какой бы грешник не пришел, он всех встречал поклоном и словами: «Христос Воскресе, радость моя!». Потому что видел в этом человеке образ Божий и любил этот образ, и по этой любви Господь давал ему прозорливый взгляд.

Это не значит, что мы должны закрыть глаза, не видеть грехи человека — Христос же знал о грехе самарянки, называл вещи своими именами. Но и в этом Бог удивительно милостив: Он мог бы сказать: «ты блудница», но сказал: «и тот, которого сейчас имеешь, не муж тебе». Он выразился крайне неоскорбительно для человека. Так, чтобы человека не оттолкнуть. И многие святые, встречающие человека во грехе, говорили с ним с любовью, со снисхождением, без свидетелей, чтобы не уязвить человека, пощадить его.

И нам важно учиться также глядеть и на другого человека, как Христос смотрел на женщину-самарянку. Он разглядел в женщине, которая жила в блуде, святую мученицу, проповедницу, человека, который смог привести к Нему целое селение.

И для нас в этом чтении есть великая надежда. Потому что если Христос на эту женщину сумел так посмотреть и призвать ее, то можно надеяться, что и на нас Он смотрит любящим взглядом, сквозь наши грехи, и не отождесталяет нас с ними.

Христос, обращаясь к женщине-самарянке, говорит с ней о столь же таинственном и важном в своем учении, что и в беседе с фарисеем (учителем закона) Никодимом — о Царствии Божием, о причастии к этому Царству через Свое Слово, через Благодать Святого Духа — воду живую. Если мы поглядим вокруг себя, мы увидим, что все в нашем земном мире проникнуто смертью, ложью, фальшью, лукавством. И только в Церкви, в ее богослужении, в слове Божием никакой фальши нет. Это та чистая живая вода, которая утоляет самую глубинную жажду жизни человека, – жажду Истины, Бога. Все остальное не может его утолить, человек слишком глубок, как говорили святые, Бог создал человека для себя. Если человек такую жажду утоляет, то перестает жаждать с неодолимой силой всего земного, той колодезной воды, за которой пришла самарянка, и о которой Господь говорит, что пьющий ее возжаждет опять.

Господь говорит с самярянкой и еще об одном: как истинно поклоняться Богу и что значит – поклоняться Богу в духе и истине? И здесь самарянка уже сама поддерживает разговор, спрашивая о разнице в понимании этого вопроса у самарян и иудеев, и обнаруживает этим и знание темы, и интерес к ней.
Господь говорит слова, которые вызывали поначалу недоумение: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Как это понимать? Не надо строить храмы, украшать их?

Для Бога никакой самый великолепный храм, самой прекрасной архитектуры, с самыми великолепными фресками и дивными песнопениями, с лучшей вышивкой священнических одежд, — если он не наполнен искренней молитвой сердца, поклонением сердца, не представляет никакой ценности. Самый красивый храм, который когда либо был построен, — это София Константинопольская, в которой вот уже более 500 лет не идут службы, не звучит молитва.

Известно, что на Соловках священники служили литургию на поляне, в лесу. Престолом служил пень, а когда служили в камерах – престолом мог быть один из священников, который ложился, а на него ставили Святые Дары. И эта была Церковь.

Наша приходская воскресная школа ходит в поход на байдарках. Мы останавливаемся на поляне и служим молебен. Нет ничего из нашего прихода, из нашего храма, — кроме людей. Но это и есть Церковь. Потому что молитва людей — это самое главное. И если такой молитвы, настоящей, глубокой, сердечной, сокрушенной, — нет, тогда нет и истинного поклонения, а есть только фальшь.

После беседы с Господом самарянка бежит в селение, оповещает людей, и как сказано, многие из самарян приходят послушать Господа и обращаются. И здесь есть, чему удивиться.

Во-первых, почему самаряне поверили женщине с очевидно дурной репутацией и дружно пошли смотреть на неизвестного проповедника? Во-вторых, почему они поверили Христу, и не сказано было про спорящих или сомневающихся, в отличие от Галилеи или Иудеи, или других областей, откуда Христа даже выгоняли, несмотря на великие чудеса и исцеления, которые Он там совершал!

А Христос, казалось, знал о том, что так будет, потому что сказал вернувшимся ученикам, что у Него есть другая пища – творить волю Пославшего Его — нести весть о Царстве Божием. Он провидел эту духовную жажду самарян. Еще пророк Давид говорил: «Слова Твои, Господи – мед устам моим». Для праведника слово Божие — удивительно сладостно. Это самое адекватное слово, которое есть в нашем языке для обозначения этого удивительного явления.

И здесь можно сказать о символическом понимании образа самарянина, который не раз появляется в Евангелии, как о человеке, жаждущем Бога, несмотря на «неправильность» его внешней, обрядовой жизни, несмотря на непричастность по рождению к сынам Авраама. Обращением самарян Господь подчеркивает, что быть Божиим нельзя по праву рождения, как думали иудеи. Нельзя передать веру и «по наследству». Принять Христа может лишь каждый своим живым сердцем. Бог из камней может воздвигнуть детей Аврааму.

Очевидно, что сердца многих самарян не были отягчены высокомерием знатоков закона, очевидно, что они были и милосерднее иудеев, потому что не просто не побивали камнями свою соплеменницу (как должны были сделать по своему же закону), но еще и послушали ее, когда она стала говорить им о Мессии. Если даже такая женщина заговорила вдруг о вере, Боге, Мессии, значит, стоит посмотреть на этого удивительного проповедника.

Но ведь Христос и вчера и сегодня и во век Тот же. Он говорит о побелевших нивах, — духовной жажде людей, которую нужно утолять. Очевидна ли нам сегодня такая жажда к слову Божию, к Истине, к Богу? Есть ли она?

На мой взгляд, несмотря на всю антицерковную пропаганду, всепотребительский дух, развращенность нравов, людей, готовых слушать о Христе, очень много.

Я семнадцать лет ходил в общеобразовательную школу преподавать, как сейчас это называется, Основы православной культуры. Подростки обычно слушали с разной степенью внимательности. Но урок на Страстной седмице, когда я рассказывал о Христе и Его страданиях, о предательстве Иуды, о взятии Христа в Гефсимании, о Его распятии и воскресении, они слушали, затаив дыхание. Даже мусульмане, которые были на уроке. И в этот момент я чувствовал, насколько душа человека, подростка, который, казалось бы, весь в компьютерных играх, у которого в семье никто не верует, который все время смотрит ТВ, — отзывается на слово о Христе. Именно о Христе, Живом, Страдающем и Воскресшем, а не о куполах и колоколах. Это и правда — побелевшие нивы.

А дальше многое зависит и от нас, посланных на жатву.

Священник Феодор БОРОДИН

Версия для печати

Тэги: Богослужение  Евангелие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.