Почему Христос говорит с самарянкой – неученой женщиной с дурной репутацией, о таких же сложных материях, что и с Никодимом, учителем и фарисеем? Комментирует протоиерей Федор БОРОДИН (Москва).
Беседа Христа с самарянкой. Византия, XIII в.
Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, чем Иоанн, хотя Сам Иисус не крестил, а Его ученики, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарии, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом своему сыну Иосифу. Там был колодец Иакова. Иисус, утомившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо Его ученики отлучились в город купить пищи.
Самарянская женщина говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе живую воду.
Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя живая вода? Неужели ты больше нашего отца Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и его дети, и его скот?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в вечную жизнь.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови твоего мужа и приди сюда.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобой.
В это время пришли Его ученики, и удивились, что Он разговаривал с женщиной; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с ней?
Тогда женщина оставила свой сосуд для воды и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Поэтому ученики говорили между собой: разве кто принес Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите ваши глаза и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в вечную жизнь, так что и сеющий и жнущий будут радоваться вместе, ибо в этом случае справедлива поговорка: "один сеет, а другой жнет". Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в их труд.
И многие Самаряне из того города уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И поэтому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.И еще большее число уверовало по Его слову. А говорили той женщине: уже не по твоим словам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. (Ин.5: 4-42).
— Если рассуждать даже не от имени фарисеев, а не только от имени апостолов, с этой женщиной нельзя было не то что разговаривать, но по закону надо было побить ее камнями, как блудницу, и в этом иудеи с самарянами были единодушны. Даже непонятно, почему этого не делали самаряне. Она и за водой пошла в неурочный, самый жаркий час дня (три часа дня по нашему времени), чтобы никого не встретить, потому что была известна жителям селения как блудница.
Но Христос не просто заговаривает с ней, Он начинает с этой простой и безграмотной женщиной дурного поведения высокодуховный разговор об Истине. И не только говорит, но и являет ее, открывая, что Он — Мессия, Сын Божий.
Его не смущает, что женщина-самарянка сначала Его совершенно не понимает. Господь переходит на ее язык и уровень, чтобы подвести ее к главному. Ведь Бог умет говорить с человеком на его языке, когда Его язык для человека труден. Христос даже обнаруживает Свое всеведение, к чему Он обычно не прибегает — открывая о женщине всю правду. (И надо сказать в ее пользу, что эта женщина не отпирается и не оправдывается, она очень искренна в разговоре с Богом). Почему же Господь так поступает?
Бог видит сквозь все реальные грехи, падшесть и исковерканную судьбу этой женщины ее живую душу, которой нужна Живая вода Его Слова, которую Слово Божие исцелит и приведет в жизнь вечную. По Преданию Церкви, эта самарянка станет потом мученицей Фотинией и будет причислена к лику святых вместе с двумя своими детьми. Грешница станет мученицей.
И мне кажется, это урок всем нам. Мы сами, когда встречаем другого человека, довольно часто сразу его судим, и очень жестоко. Мы плохо понимаем, что любой человек, который нам встречается, глубже своих грехов, страстей, своего неразумия. И в нем есть то прекрасное, что не имеет отношение ко всей его грязи.
Есть такой парадокс святости: чем более человек ближе к Богу, тем более он строг к себе, но милостив к другим. Такими были самые суровые аскеты: к Серафиму Саровскому какой бы грешник не пришел, он всех встречал поклоном и словами: «Христос Воскресе, радость моя!». Потому что видел в этом человеке образ Божий и любил этот образ, и по этой любви Господь давал ему прозорливый взгляд.
Это не значит, что мы должны закрыть глаза, не видеть грехи человека — Христос же знал о грехе самарянки, называл вещи своими именами. Но и в этом Бог удивительно милостив: Он мог бы сказать: «ты блудница», но сказал: «и тот, которого сейчас имеешь, не муж тебе». Он выразился крайне неоскорбительно для человека. Так, чтобы человека не оттолкнуть. И многие святые, встречающие человека во грехе, говорили с ним с любовью, со снисхождением, без свидетелей, чтобы не уязвить человека, пощадить его.
И нам важно учиться также глядеть и на другого человека, как Христос смотрел на женщину-самарянку. Он разглядел в женщине, которая жила в блуде, святую мученицу, проповедницу, человека, который смог привести к Нему целое селение.
И для нас в этом чтении есть великая надежда. Потому что если Христос на эту женщину сумел так посмотреть и призвать ее, то можно надеяться, что и на нас Он смотрит любящим взглядом, сквозь наши грехи, и не отождесталяет нас с ними.
Христос, обращаясь к женщине-самарянке, говорит с ней о столь же таинственном и важном в своем учении, что и в беседе с фарисеем (учителем закона) Никодимом — о Царствии Божием, о причастии к этому Царству через Свое Слово, через Благодать Святого Духа — воду живую. Если мы поглядим вокруг себя, мы увидим, что все в нашем земном мире проникнуто смертью, ложью, фальшью, лукавством. И только в Церкви, в ее богослужении, в слове Божием никакой фальши нет. Это та чистая живая вода, которая утоляет самую глубинную жажду жизни человека, – жажду Истины, Бога. Все остальное не может его утолить, человек слишком глубок, как говорили святые, Бог создал человека для себя. Если человек такую жажду утоляет, то перестает жаждать с неодолимой силой всего земного, той колодезной воды, за которой пришла самарянка, и о которой Господь говорит, что пьющий ее возжаждет опять.
Господь говорит с самярянкой и еще об одном: как истинно поклоняться Богу и что значит – поклоняться Богу в духе и истине? И здесь самарянка уже сама поддерживает разговор, спрашивая о разнице в понимании этого вопроса у самарян и иудеев, и обнаруживает этим и знание темы, и интерес к ней.
Господь говорит слова, которые вызывали поначалу недоумение: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Как это понимать? Не надо строить храмы, украшать их?
Для Бога никакой самый великолепный храм, самой прекрасной архитектуры, с самыми великолепными фресками и дивными песнопениями, с лучшей вышивкой священнических одежд, — если он не наполнен искренней молитвой сердца, поклонением сердца, не представляет никакой ценности. Самый красивый храм, который когда либо был построен, — это София Константинопольская, в которой вот уже более 500 лет не идут службы, не звучит молитва.
Известно, что на Соловках священники служили литургию на поляне, в лесу. Престолом служил пень, а когда служили в камерах – престолом мог быть один из священников, который ложился, а на него ставили Святые Дары. И эта была Церковь.
Наша приходская воскресная школа ходит в поход на байдарках. Мы останавливаемся на поляне и служим молебен. Нет ничего из нашего прихода, из нашего храма, — кроме людей. Но это и есть Церковь. Потому что молитва людей — это самое главное. И если такой молитвы, настоящей, глубокой, сердечной, сокрушенной, — нет, тогда нет и истинного поклонения, а есть только фальшь.
После беседы с Господом самарянка бежит в селение, оповещает людей, и как сказано, многие из самарян приходят послушать Господа и обращаются. И здесь есть, чему удивиться.
Во-первых, почему самаряне поверили женщине с очевидно дурной репутацией и дружно пошли смотреть на неизвестного проповедника? Во-вторых, почему они поверили Христу, и не сказано было про спорящих или сомневающихся, в отличие от Галилеи или Иудеи, или других областей, откуда Христа даже выгоняли, несмотря на великие чудеса и исцеления, которые Он там совершал!
А Христос, казалось, знал о том, что так будет, потому что сказал вернувшимся ученикам, что у Него есть другая пища – творить волю Пославшего Его — нести весть о Царстве Божием. Он провидел эту духовную жажду самарян. Еще пророк Давид говорил: «Слова Твои, Господи – мед устам моим». Для праведника слово Божие — удивительно сладостно. Это самое адекватное слово, которое есть в нашем языке для обозначения этого удивительного явления.
И здесь можно сказать о символическом понимании образа самарянина, который не раз появляется в Евангелии, как о человеке, жаждущем Бога, несмотря на «неправильность» его внешней, обрядовой жизни, несмотря на непричастность по рождению к сынам Авраама. Обращением самарян Господь подчеркивает, что быть Божиим нельзя по праву рождения, как думали иудеи. Нельзя передать веру и «по наследству». Принять Христа может лишь каждый своим живым сердцем. Бог из камней может воздвигнуть детей Аврааму.
Очевидно, что сердца многих самарян не были отягчены высокомерием знатоков закона, очевидно, что они были и милосерднее иудеев, потому что не просто не побивали камнями свою соплеменницу (как должны были сделать по своему же закону), но еще и послушали ее, когда она стала говорить им о Мессии. Если даже такая женщина заговорила вдруг о вере, Боге, Мессии, значит, стоит посмотреть на этого удивительного проповедника.
Но ведь Христос и вчера и сегодня и во век Тот же. Он говорит о побелевших нивах, — духовной жажде людей, которую нужно утолять. Очевидна ли нам сегодня такая жажда к слову Божию, к Истине, к Богу? Есть ли она?
На мой взгляд, несмотря на всю антицерковную пропаганду, всепотребительский дух, развращенность нравов, людей, готовых слушать о Христе, очень много.
Я семнадцать лет ходил в общеобразовательную школу преподавать, как сейчас это называется, Основы православной культуры. Подростки обычно слушали с разной степенью внимательности. Но урок на Страстной седмице, когда я рассказывал о Христе и Его страданиях, о предательстве Иуды, о взятии Христа в Гефсимании, о Его распятии и воскресении, они слушали, затаив дыхание. Даже мусульмане, которые были на уроке. И в этот момент я чувствовал, насколько душа человека, подростка, который, казалось бы, весь в компьютерных играх, у которого в семье никто не верует, который все время смотрит ТВ, — отзывается на слово о Христе. Именно о Христе, Живом, Страдающем и Воскресшем, а не о куполах и колоколах. Это и правда — побелевшие нивы.
А дальше многое зависит и от нас, посланных на жатву.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
Воскресное Евангелие: Кто хочет быть совершенным? Господь сказал богатому юноше: «продай все!» Неужели непременно от всего в жизни надо отказаться, чтобы стать учеником Христовым?
Комментирует протоиерей Игорь ГАГАРИН, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское
Воскресное Евангелие: Слепой из Иерихона – исповедник Христа Народ так привык к чудесам Христа, что даже требовал исцелений, принося ко Спасителю болящих и бесноватых. Что особенного в чуде исцеления слепого из Иерихона, о котором 3 февраля будет читаться Евангелие на Литургии? Слепой назвал Иисуса из Назарета Сыном Давидовым, Мессией, а не просто проповедником чудотворцем. Рассказывает священник Сергий КРУГЛОВ
Воскресное Евангелие: Добрый Пастырь и Справедливый Судия 10 марта на Литургии будет читаться Евангелие о Страшном Суде. Господь, используя близко знакомый Его слушателем образ пастыря, отделяющего овец от козлов, возвещает о том, что история человечества завершится строгим и нелицеприятным судом Божиим.
Воскресное Евангелие: тайна встречи с Богом Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе.
Воскресное Евангелие: Крошки для псов 10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Зачем рождаются слепыми? Как человек, рожденный слепым, стал видеть, исповедал Христа, хотя фарисеи и пы-тались его запугать, и обрел веру.
Комментирует протодиакон Иоанн ШЕВЦОВ, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: почему Христос начал с рыбаков, а не царей? Неделю назад в евангельском чтении говорилось о том, что ради Бога хорошо бы оставить дом, родителей, братьев-сестер. В евангельском чтении этой недели мы видим тех, кто так и поступил. Но почему Христос, выбирая себе учеников, предпочел все же людей простых и бедных? Вдруг потому, что им, «кроме цепей», и терять было нечего?!
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Воскресное Евангелие: Два Друга Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
Евангельское чтение: кому уготованы первые места в Царстве Небесном? Апостолы Иаков и Иоанн попросили Христа, когда Он придет во славе, дать им сесть по правую и левую Его руку, то есть быть ближе к Богу, чем все остальные. Остальные десять апостолов осудили братьев за гордость. А что же Господь?
Неделя о расслабленном: кто хочет быть здоров? В купальне Вифезда множество больных ждали чудесных исцелений. Но Христос, подойдя к одному из них, почему-то все равно спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Что Он имел в виду?
Воскресное Евангелие: Закхей и Нечаянный Гость За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.
Воскресное Евангелие: мой самый близкий Человек Реально ли нам, нынешним теплохладным людям, оставить все ради Христа, как призывает Евангелие в неделю Всех святых? И не в войну или в гонения, а в мирной тихой жизни? И что — все?
«Оставить ради Христа — значит отказаться от власти над вещами и людьми. Отношения с родными, очищенные от эгоизма, окажутся во сто крат глубже, нам возвратятся те же люди и вещи, но уже преображенными», — говорит в комментарии к воскресному Евангелию протоиерей Олег БАТОВ, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
Воскресное Евангелие: как, ища Царства Божия, не сбиться с курса Как честно понять, что ты ищешь Царство Небесное, а не сбился с пути, не сменил цель? Исполнением заповедей? – а вдруг все это не ради Бога, а ради гордыни? Чтобы разобраться, нужно все время «чистить око».
Комментирует прот. Борис ЛЕВШЕНКО, зав. кафедрой догматики ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: Бог нам Отец, а не должник На воскресной литургии второй недели Постной Триоди читается притча о блудном сыне. Блудному сыну не понравилась пища свиней, он вернулся к отцу. Почему не испугался, не озлобился, не застрял в гордом упрямстве? Почему отец ни в чем не укорил сына, не прочитал мораль? Что помогло сыну вернуться, а отцу — принять его в любви? Комментирует Андрей ЛУКИН, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ.
Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока? Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
Евангелие в День Святой Троицы: как оживить каменное сердце? «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой», -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше. Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.