На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками


Версия для печати
14.06.13, 12:29

В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.

Молитва Господа об апостолах и о Церкви (Иоанн 17: 1 - 26). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент. Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Воскресное Евангельское чтение 16 июня комментирует протоиерей Александр  ПРОКОПЧУК, преподаватель Нового Завета ПСТГУ:
Семнадцатая глава Евангелия от Иоанна начинается словами: «Это изрек Иисус и, подняв глаза Свои к небу, сказал…». Далее следует молитвенное обращение к Отцу, которое становится прямым продолжением Прощальной беседы и произносится тут же в присутствии учеников. Зная, что наступил «час» Его страданий, Иисус просит, чтобы все последующие события произошли в полном соответствии с замыслом Божиим и чтобы Ему ничто не помешало «до конца» (Ин 13.1) исполнить волю Своего Отца: «Отче, прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему, дал Он жизнь вечную» (17.1-2). Слово «власть» связано по смыслу с глаголом «владеть», «обладать». Но власть Сына Божия состоит не в том, чтобы что-либо получать от людей (Он ни в чем не нуждается), а в том, чтобы те, кого даст Ему Отец, получили от Него жизнь. Назначение Его смерти – в даровании людям жизни.

Жизнь вечная (так говорится в 3-м ст. 17 главы) — это знание «единого истинного Бога» и посланного Им Иисуса Христа. Эта формулировка утверждает существование лишь одного подлинного Бога, в противоположность множеству ложных языческих богов. При этом единству Божию не препятствует наличие у Бога Сына. Знание, о котором здесь говорится, — это не столько приобретенные сведения о Боге, сколько сущностное единство с Ним, то есть приобщение к Его жизни. Это знание возможно только благодаря вере, так как только вера может открыть Отца в Сыне.

Подводя итог Своему служению, Иисус говорит, что Он совершил то дело, которое Отец «дал ему сотворить», тем самым вновь подчеркивает Свою полную зависимость от Отца во всем, что Он делал на земле. Всегда исполняя волю Отца, Иисус Своим служением прославил Его на земле. Теперь пусть Отец прославит Его той славой, которая была у Него еще до сотворения мира: «Я Тебя прославил на земле, совершив дело, которое Ты дал Мне сотворить. И теперь, прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого, славою, которую Я имел, когда мира еще не было, у Тебя» (17.4-5). Он молится о Своем возвращении к Отцу, которое невозможно без Его участия.

Итак, в начале молитвы Иисус дважды просит о Своем прославлении. Но если в первом прошении (ст. 1) Отец должен прославить Сына, чтобы затем и Сын смог прославить Отца, то в следующем (4-5 ст.) мы видим обратное соотношение: «Я Тебя прославил на земле… И теперь, прославь Меня Ты…». В первый раз Иисус просит о Своем прославлении на Кресте, а во второй — о восстановлении в той надмирной божественной славе, которую Он изначально имел у Отца. Второе невозможно без первого.

В Своем учении Иисус открыл апостолам имя Отца: «Я явил Твое имя людям, которых Ты дал Мне от мира» (17.6). Имя по семитским представлениям выражает сущность чего-либо. Следовательно, знание имени Бога означает знание Его Самого. Поэтому 3-й и 6-й стихи совпадают: знание Бога и откровение Его имени — это одно и то же.

Апостолы стали очевидцами откровения Бога в Иисусе Христе. Поэтому, поверив Иисусу, ученики поверили не Ему, а тем словам, которые сообщил Ему Отец: «слова, которые Ты дал Мне, Я дал им, и слово Твое они соблюли. Теперь познали они, что все, что Ты дал Мне, — от Тебя» (17.7,6). Все, что имеет Сын, Он получил от Отца. Но между ними все общее. Нет ничего такого, что имелось бы у Отца и не принадлежало бы Сыну. Это относится и к ученикам. После того как Бог привел их к Иисусу Христу, они стали не только достоянием Отца, но и Сына: «Твои были они, и Мне Ты их дал… и все Мое — Твое, и Твое – Мое» (17.6,10).

Общаясь с Иисусом, ученики убедились в том, что Он был послан Богом: «и они приняли и познали воистину, что Я от Тебя исшел, и уверовали, что Ты Меня послал» (17.8). Следовательно, им открылась вечная жизнь: «А жизнь вечная в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и Кого Ты послал: Иисуса Христа» (17.3). А значит, совершилось то дело, ради которого Сын Божий пришел на землю: «А воля Пославшего Меня — в том, чтобы каждый, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и воскрешу его Я в последний день» (6.39-40). Поэтому, покидая мир, Христос молится о том, чтобы Его дело не пропало, и Отец сохранил бы веру учеников. Пока Он находился в мире, Он соблюдал их, как Пастырь соблюдает своих овец, но теперь Он уходит из мира и передает их Отцу: «И Я уже не в мире, а они в мире, и Я к Тебе иду. Отче Святой, соблюди их во имя Твое, которое Ты дал Мне, чтобы они были едино, как Мы. Когда Я был с ними, Я соблюдал их во имя Твое, которое Ты дал Мне, и сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, дабы исполнилось Писание» (17.11-12).

Прощальной беседа встречали неоднократные обетования радости апостолам, несмотря на предстоящую разлуку (15.11,16; 16.22). В Первосвященнической молитве обладание радостью становится прошением к Отцу: «Теперь же к Тебе иду, и говорю это в мире, чтобы радость Моя в них была полна» (17.13). Радости общения с Богом (и пребывания в Его любви ст. 23,26) противостоит ненависть мира к ученикам: «Я дал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как Я не от мира» (17.14). Человек, который принимает учение Иисуса Христа, живет уже другими устремлениями, отличными от мира, не принимает устои мира как руководящий принцип своей жизни. И мир отторгает и ненавидит таких людей.

Однако неприязнь и агрессивность мира не означают, что ученики должны будут покинуть мир. Для «спасения мира» им необходимо остаться в нем, «чтобы веровал мир» (17.21): «Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы соблюл их от лукавого» (17.15).

Итак, служение Иисуса Христа завершилось. Отец дал Ему учеников, которые приняли и уверовали во все, что Он поведал им. Теперь Он покидает мир, оставляя в нем учеников, и поэтому просит Отца сохранить их. Но пребывание учеников в мире не пассивно. Они были избраны для определенной цели: «Чтобы шли и плод приносили, и плод ваш пребывал» (15.16). Поэтому, несмотря на то, что Иисус отделил их от мира, необходимо, чтобы они вернулись во враждебный им мир: «Как Ты послал Меня в мир, — и Я послал их в мир».

Как Сын на протяжении Своего служения явил Свое единство с Отцом, так и деятельность учеников должна стать откровением единства: «чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в нас были» (17.21). Сопричастность Богу для учеников невозможна, если между ними будет иметь место неприязнь или отчуждение. Они сами должны стать олицетворением единства. Поэтому Иисус молится, чтобы учеников ничто не разделяло: «да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне» (17.22-23). Стремление к единству возможно лишь тогда, когда всякая разобщенность воспринимается как грех, а не как норма. Когда вражда, осуждение, недовольство, претензии, ненависть и обиды становятся недопустимыми.

Господь говорит об успешном завершении Своей миссии, хотя впереди Его ждёт крест, а Его ученики разбегутся. И тем ни менее он объявляет о своей победе (16.33). Если достижения в мире оценивать лишь материальной стороной жизни, то тогда нас неизбежно ждёт разочарование и отчаяние. Но если ориентироваться на духовную составляющую, которая никак не завит от «экономических» показателей, то тогда видимый неуспех вообще не важен. Это то, что согласно Евангелию, действительно неотъемлемо.




Евангелие от Иоанна (гл.17: 1-13)
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Версия для печати

Тэги: Богослужение  Духовная жизнь  Язык богослужения  Христос  Молитва  Евангелие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.