"Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой", -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за "чрево"? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше. Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
— На 50-ый день от Пасхи Православная Церковь празднует день Пятидесятницы, называемый также днем Святой Троицы. Этот праздник восходит к эпизоду из Книги Деяний апостольких, повествующем о том, как на апостолов Христовых сошел Дух Святой в виде огненных языков. Но не рассказ об этом слышат прихожане в церкви, слушая Евангелие. На службе этого дня читается отрывок Евангелия от Иоанна.
День Святой Троицы, день Пятидесятницы, в некотором смысле является кульминацией всего Нового завета – исполнением того, ради чего Христос и приходил в мир. Церковь установила чтением на Пятидесятницу этот отрывок, потому что именно в нем раскрывается вся суть совершенного Спасителем.
Самым важным догматом нашей веры является догмат о спасении. В чем он заключается? Да, можно много говорить о том, что человек призван к вечной блаженной жизни в раю, что все мы воскреснем… но самое важное в этом догмате – учение о том, что спасение без соединения с Духом Святым невозможно.
Вся трагедия человеческого рода заключалась в том, что человек, созданный для жизни с Богом и в Боге, человек, изначально имевший в себе дыхание Божие, источник Жизни, Духа Святого – потерял его. Грехопадение поставило человека и Бога в, условно говоря, враждующие отношения: Бог гневался на человека, человек был проклят Богом. Что должно было произойти в истории человечества, чтобы тот Дух, который оставил человека после грехопадения, вновь вернулся к нему?
Приведенный отрывок из Евангелия от Иоанна отвечает на этот вопрос. Мы можем сказать: пока не была принесена Голгофская Жертва, пока не было совершено примирения между Богом и человеком – Господь не мог вернуть в человека Духа Святого, соединить его с Собой, сделать сопричастником Жизни вечной.
Конечно, все служение Христово: Его приход в мир, чудеса, учение, беседы с людьми, проповеди, наконец, страдания, смерть и Воскресение – все было направлено на дело спасения, на то, чтобы человек смог вернуть себе связь с Богом, которую мы называем Богообщением, вернуть себе Духа Святого. И Христос, когда говорит о Духе, говорит так: «кто жаждет – иди ко Мне и пей». Но надо заметить, что Бог не может насильно заставить человека прийти и напиться. Он не может дать нам Духа Святого силой, «обречь» нас на спасение. Только если человек сам жаждет Бога, ищет Его, тоскует сердцем и душой, созданными для вечной жизни, по Богу, то он может прийти ко Христу и причаститься источнику спасения.
Но когда Христос эти слова произносил, то до Распятия было еще далеко. А Он уже призывал жаждущих приходить к Нему. Возможно ли было принятие Духа Святого до Голгофской жертвы – ведь даже в самом Евангелии сказано, что еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен?
Понимать слова Христа следует в прообразовательном смысле. То, что говорил Иисус, находясь в узких временных рамках перед иудеями, безусловно, относилось ко всему человечеству и ко всем временам.
И позже, во втором отрывке, читаемом в этот день, Он скажет не просто «Я свет», но «Я свет миру». Если бы Он говорил только иудейскому народу, то Он бы сказал «Я свет вам». Но тут другое – «свет во откровение всех народов», как говорил святой Симеон, когда сорокадневного Иисуса принесли в Храм Иерусалимский.
Текст сегодняшнего Евангелия перекликается с беседой с самарянкой (см.Ин.4), где Христос тоже упоминает жажду и воду живую, напившись которой, человек больше никогда не возжаждет. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную…». То же звучит и в сегодняшнем чтении: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь. Оживет сердце наше.
Само по себе примирение между Богом и человеком было невозможно силами человека. Нравственный посыл, смысл всего Ветхого Завета — в том, чтобы человек стяжал праведность. И Ветхий Завет говорил человеку: исполнишь все заповеди – будешь праведен. Не то что будешь хороший, добрый, всеми любимый, а праведен в смысле — спасение наследуешь.
Но спастись тогда еще никто не мог, и все души, как мы знаем по учению Церкви, после смерти шли в ад. Ветхий Завет честен в этом вопросе, там сказано: «проклят всякий, кто не исполнит одну из заповедей». Но не в силах человеческих прожить жизнь и не нарушить ни единой строки Закона. И вся история ветхозаветного Израиля — свидетельство того, что спасение человека — не в силах человеческих.
Поэтому Бог избирает другой способ избавить человечество от уз вечной смерти — благодатью. Торжество праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, и всего, что с ним связано – свидетельство того, что Бог именно так спасает людей. Мы «оправдываемся верою», как говорит апостол Павел, и «дела закона» тут ни при чем – мы освобождаемся от них, потому что Христос их за нас исполнил.
Говоря о невозможности человеку спастись самому, скажем несколько слов о ложном представлении и о Богородице — будто бы Она была изъята от первородного греха, рождена непорочно (учение Западной Церкви), и Ей не нужен был Спаситель, как любой человеческой душе. Нельзя сказать, будто бы ветхозаветные праведники не были водимы и укрепляемы Духом Святым. Он не был частью их естества, хотя был с ними и направлял их. Дева Мария (а Она по времени своего рождения относилась именно к периоду Ветхого Завета) была сосудом, который был предочищен для Боговоплощения. Но это было бы невозможно без Ее собственного волеизъявления и духовного подвига и жертвы ради Бога – отказа от всего, что человека вовлекает в грех. В самом Евангелии есть место, свидетельствующее о том, что Дева Мария, как и все мы, нуждалась в Спасителе – это всем хорошо знакомый текст, первые слова Ее дивного гимна. «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». Если бы Богородица была вне уз первородного греха и греха вообще – Ей не требовался бы Спаситель, и Она бы Бога так не называла.
Когда мы, читая молитву Святому Духу, говорим «прииди и вселися в ны» — мы просим об очень многом. Но сама эта просьба уже есть свидетельство того, что это возможно – по любви Божьей к нам, по Его милости. Бог возвращает нам утерянный дар Богообщения и соединения с Собой. И мы его можем принять – если хотим.
Слова Христа о Духе Святом в читаемом на День святой Троицы отрывке Евангелия были некоторым образом переломным моментом для его слушателей. Именно после них народ стал говорить о том, что Иисус – Пророк и Христос (надо отметить, что Пророк с большой буквы – это синоним Христа, титул Мессии). Слушающим же Христа фарисеям было важно развенчать Его в людских глазах, доказать, что Он – вовсе не посланник Божий и не ожидаемый Мессия.
Но Христос так действует на сердце человека, что народ, слушая Его слова и вслух признавая Его Мессией, фактически провоцирует врагов Иисуса скинуть личину праведности и точно обозначить причину их ненависти к Нему. И фарисеи, несмотря на все невиданные дела Иисуса, продолжают утверждать: нет, пророк из Галилеи не приходит.
По всей видимости, неопределенность в среде иудеев в вопросе о том, откуда же должен прийти Мессия, была. Многие воспринимали пророчество Михея о том, что Христос придет из Вифлеема, как свидетельство, что Мессия не только родится там, но и именно в Вифлееме начнет свое общественное служение. А Христос вышел из Назарета, откуда, по скептическому вопросу Нафанаила, «может ли что доброе быть?», и это их смущало. И Евангелие здесь свидетельствует об удивительном контрасте: то, что очевидно для простых людей, слушающих Христа, закрыто для «продвинутых» религиозных вождей. Хотя, казалось бы, именно они, в первую очередь, и должны были увидеть, Кто есть Иисус из Назарета. Здесь мы должны вспомнить о словах Христа, что Он – свет миру. Но свет не только для тех, кто уже видит, но и для тех, кто искренне желает увидеть. Христос — свет просвещающий, дарующий духовное зрение тому, кто просит открыть ему глаза. Светом миру Христос называет и Своих апостолов, посылая их рассказывать о Себе – свидетельствовать о Свете. Свидетельство о Христе просвещает ищущих Бога, а тем, кто уже обрел веру – помогает ходить в Боге и уже никуда не уходить от Него.
Но там, где есть свет, обязательно есть и тьма, и Евангелие от Иоанна всегда говорит об этом контрасте. И слова Христа про свет – это также предупреждение тем, кто не с Ним: они во тьме.
Евангелие от Иоанна ( 7:37-52, 8:12). «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока? Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
Воскресное Евангелие: Два Друга Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
Воскресное Евангелие: как, ища Царства Божия, не сбиться с курса Как честно понять, что ты ищешь Царство Небесное, а не сбился с пути, не сменил цель? Исполнением заповедей? – а вдруг все это не ради Бога, а ради гордыни? Чтобы разобраться, нужно все время «чистить око».
Комментирует прот. Борис ЛЕВШЕНКО, зав. кафедрой догматики ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: Крошки для псов 10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Воскресное Евангелие: простить нельзя отпустить «Простите и прощены будете», учит нас притча о царе и должнике, которую мы слышим за сегодняшним Евангельским чтением на воскресной литургии 8 сентября. Как простить, если душа горит и болит? правильно ли мы понимаем прощение, рассказывает протоиерей Константин КОБЕЛЕВ
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Протоиерей Владислав Свешников: Как жить по Евангелию Чтобы жить по Евангелию, надо его читать. Но если читать Евангелие внимательно, станет понятно, что жить по Евангелию – почти невозможно. Что делать, рассказывает протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены
Евангельские группы: разум и чувства Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?
Воскресное Евангелие: Кто хочет быть совершенным? Господь сказал богатому юноше: «продай все!» Неужели непременно от всего в жизни надо отказаться, чтобы стать учеником Христовым?
Комментирует протоиерей Игорь ГАГАРИН, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское
Воскресное Евангелие: Закхей и Нечаянный Гость За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.
Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Воскресное Евангелие: Слепой из Иерихона – исповедник Христа Народ так привык к чудесам Христа, что даже требовал исцелений, принося ко Спасителю болящих и бесноватых. Что особенного в чуде исцеления слепого из Иерихона, о котором 3 февраля будет читаться Евангелие на Литургии? Слепой назвал Иисуса из Назарета Сыном Давидовым, Мессией, а не просто проповедником чудотворцем. Рассказывает священник Сергий КРУГЛОВ
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Прот. Валериан Кречетов: как исполнить заповедь о любви? Заповедь «возлюбить ближнего» порой кажется совершено невыполнимой. Ведь в мире столько людей, творящих беззаконие! Однако Господь заповедал любить всех. Как же стать по-настоящему любящим и милосердным? Практические и духовные советы дает духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.