Реально ли нам, нынешним теплохладным людям, оставить все ради Христа, как призывает Евангелие в неделю Всех святых? И не в войну или в гонения, а в мирной тихой жизни? И что — все? «Оставить ради Христа — значит отказаться от власти над вещами и людьми. Отношения с родными, очищенные от эгоизма, окажутся во сто крат глубже, нам возвратятся те же люди и вещи, но уже преображенными», — говорит в комментарии к воскресному Евангелию протоиерей Олег БАТОВ, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
Христос с апостолами. Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 год.
— Как правило, евангельское зачало (отрывок, читаемый во время богослужения) является цельным куском текста, состоящим из одной или нескольких, следующих друг за другом перикоп (смысловых отрывков).
Сегодняшнее воскресное чтение является исключением, оно составлено из трех небольших отрывков. Это сразу заставляет задуматься о том, почему Церковь в лекционарии так соединила эти отрывки. Дело в том, что в них заключена программа жизни каждого христианина: исповедание веры — путь следования за Христом, сопряженный нередко с отвержением — крест — жизнь вечная.
Можно привести множество ярких примеров осуществления этой программы из истории гонений на Церковь, как в первые века христианства, так и совсем недавно. Но неужели для нас, живущих в благополучных условиях, это тоже актуально?
Начинается жизнь христианина с исповедания веры. То есть с признания, в первую очередь перед собой, что Иисус является для меня самым близким и дорогим Человеком, даже дороже ближайших родственников. Без такого личного отношения ко Христу ни знание православной догматики, ни участие в богослужениях не делают еще нас Его учениками.
Удивительно, что Христос обещает, что такое исповедание будет обоюдным. В связи с этим обетованием вспоминаются слова митрополита Антония Сурожского о том, что человек верит в Бога, а Бог верит в человека.
С исповедания веры начинается путь следования за Христом. Я очень удивился, когда меня спросили, не вытекает ли из стиха Мф. 10, 38 («и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня»), что можно следовать за Христом, не беря креста. Это просто ошибка Синодального перевода, исправленная в переводе еп. Кассиана (Безобразова), да и в других переводах. Но даже если прочитать так, как в Синодальном переводе, смысловой ошибки мы не сделаем. Христианство без креста — это не христианство.
Сегодня за исповедание веры не расстреливают, не сажают в тюрьмы. Как же можно осуществить призыв Христа? Во-первых, мы не знаем, какие испытания ждут наше поколение. В конце 19-го — начале 20-го века мало кто предполагал, что на их век выпадут такие страшные гонения. Сохранять готовность к предельным испытаниям всегда необходимо.
Во-вторых, путь следования за Христом — неизбежно нонконформистский. Мир сей лежит во зле, даже если отказывается это признавать, даже если называет себя христианским. Нечувствие этого говорит только о проблемах с нашей совестью.
В-третьих, важное дополнение к призыву взять крест есть в параллельном месте Евангелия от Луки — ежедневно. В переводе владыки Кассиана — «да берет крест свой всякий день, и следует за Мною» (Лк. 9, 23). То есть крест — не только мученичество за Христа, но и ежедневный христианский труд.
Наконец, Христос обещает воздать сторицей оставившим имущество или родных. Во-первых, придя в Церковь, мы приобретаем братьев и сестер во Христе. Ведь обращение священника к прихожанам: «Братья и сестры!» — не дань церковному этикету, но призыв к общине стать семьей.
Во-вторых, оставить ради Христа – значит, прежде всего, отказаться от присвоения чего-либо, от власти над вещами и людьми. Отношения с родными, очищенные от эгоизма, становятся во сто крат глубже, нам возвращаются те же люди и вещи, но уже преображенными. В них мы видим уже здесь, на Земле, отсвет вечной жизни, к которой и призваны.
Евангелие от Матфея: 10:32-33; 37-38; 19: 27-30 (Пер. епископа Кассиана Безобразова) Итак, всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я его перед Отцом Моим, Который на небесах; и кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от него перед Отцом Моим, Который на небесах. Любящий отца или мать более Меня недостоин Меня; и любящий сына или дочь более Меня недостоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, недостоин Меня. Тогда ответил Ему Петр: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? И сказал им Иисус: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради имени Моего, во сто раз больше получит и жизнь вечную наследует. Многие же будут первые последними и последние первыми.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Зачем рождаются слепыми? Как человек, рожденный слепым, стал видеть, исповедал Христа, хотя фарисеи и пы-тались его запугать, и обрел веру.
Комментирует протодиакон Иоанн ШЕВЦОВ, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ.
Воскресное Евангелие: тайна встречи с Богом Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе.
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Воскресное Евангелие: почему Христос начал с рыбаков, а не царей? Неделю назад в евангельском чтении говорилось о том, что ради Бога хорошо бы оставить дом, родителей, братьев-сестер. В евангельском чтении этой недели мы видим тех, кто так и поступил. Но почему Христос, выбирая себе учеников, предпочел все же людей простых и бедных? Вдруг потому, что им, «кроме цепей», и терять было нечего?!
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
Воскресное Евангелие: Закхей и Нечаянный Гость За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Воскресное Евангелие: Кто хочет быть совершенным? Господь сказал богатому юноше: «продай все!» Неужели непременно от всего в жизни надо отказаться, чтобы стать учеником Христовым?
Комментирует протоиерей Игорь ГАГАРИН, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское
Воскресное Евангелие: Слепой из Иерихона – исповедник Христа Народ так привык к чудесам Христа, что даже требовал исцелений, принося ко Спасителю болящих и бесноватых. Что особенного в чуде исцеления слепого из Иерихона, о котором 3 февраля будет читаться Евангелие на Литургии? Слепой назвал Иисуса из Назарета Сыном Давидовым, Мессией, а не просто проповедником чудотворцем. Рассказывает священник Сергий КРУГЛОВ
Воскресное Евангелие: Добрый Пастырь и Справедливый Судия 10 марта на Литургии будет читаться Евангелие о Страшном Суде. Господь, используя близко знакомый Его слушателем образ пастыря, отделяющего овец от козлов, возвещает о том, что история человечества завершится строгим и нелицеприятным судом Божиим.
Ближний – наш пропуск в Рай? На воскресной литургии читалось евангелие о Страшном суде. Людей на нем разделят на овец и козлищ, последних отправят в огонь вечный. Но неужели суд Бога, Который есть Любовь, так неотвратим? А вдруг кто-то там, уже на Страшном суде, все понял и раскаялся. Неужели его не выслушают, не простят? Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва), преподаватель Нового Завета кафедры библеистики МДАиС
Воскресное Евангелие: Крошки для псов 10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ
Неделя о расслабленном: кто хочет быть здоров? В купальне Вифезда множество больных ждали чудесных исцелений. Но Христос, подойдя к одному из них, почему-то все равно спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Что Он имел в виду?
Евангелие в День Святой Троицы: как оживить каменное сердце? «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой», -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше. Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
Евангелие о самарянке: жажда Бога вместо обрядоверия Почему Христос говорит с самарянкой – неученой женщиной с дурной репутацией, о таких же сложных материях, что и с Никодимом, учителем и фарисеем? Комментирует протоиерей Федор БОРОДИН (Москва).
Воскресное Евангелие: Два Друга Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока? Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
Евангельское чтение: кому уготованы первые места в Царстве Небесном? Апостолы Иаков и Иоанн попросили Христа, когда Он придет во славе, дать им сесть по правую и левую Его руку, то есть быть ближе к Богу, чем все остальные. Остальные десять апостолов осудили братьев за гордость. А что же Господь?
Воскресное Евангелие: Бог нам Отец, а не должник На воскресной литургии второй недели Постной Триоди читается притча о блудном сыне. Блудному сыну не понравилась пища свиней, он вернулся к отцу. Почему не испугался, не озлобился, не застрял в гордом упрямстве? Почему отец ни в чем не укорил сына, не прочитал мораль? Что помогло сыну вернуться, а отцу — принять его в любви? Комментирует Андрей ЛУКИН, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.