На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель


Версия для печати
23.02.13, 13:34

Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ

10 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк. 18:10-14)


Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК:
Тема покаяния является уникальной особенностью третьего Евангелия – от Луки. Именно оттуда взяты первые воскресные евангельские чтения, выбранные в качестве подготовительных тем накануне Великого Поста: обращение Закхея, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне. Примечательно, что еще до того, как евангелист Лука перескажет притчу, он указывает на ее адресатов и тем самым объясняет ее содержание: «Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу...».

«Два человека вошли в храм помолиться, один – фарисей, а другой – мытарь». Фарисеи были наиболее благочестивыми людьми в палестинском обществе и были твердо убеждены в авторитетности развитых ими устных преданий. Мытари же – наиболее презираемыми; их часто считали предателями своего народа, поскольку они сотрудничали с оккупационной римской властью. «Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди… или даже как этот мытарь: Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».

Что мешает фарисею увидеть свои изъяны? Свое преимущество фарисей видит в выполнении некоторых норм, которые не предписаны законом, в частности поста «два раза в неделю», в понедельник и четверг, хотя Ветхий Завет предписывал людям поститься всего лишь раз в году – в День искупления (Лев. 16). Но, ограничивая себя в пище, он не останавливает себя в осуждении, будучи уверен, что его сосед заведомо хуже. Фарисей не допускает мысли о собственном несовершенстве, поскольку сравнивает себя лишь с теми, кто заведомо хуже его: «грабителями, обманщиками, прелюбодеями», что вызывает в памяти седьмую (не прелюбодействуй) и восьмую (не укради) заповеди Десятисловия Моисея (Исх 20:14-15). Он не хочет видеть ни в ком ничего хорошего и ни для кого не допускает возможности перемен. Наверное, сегодня фарисей бы сказал: «Кругом одни уроды».

Своим достижением фарисей считает не внутреннее перерождение, а претворение в жизнь несложных формальных правил: «пощусь, даю десятину от всего, что приобретаю». Он сообщает Богу о своих «достоинствах» и не допускают для себя никаких изъянов. Он сам объявляет себя праведным и поэтому не нуждается в милости Божьей и снисхождении. Человек, который не видит свой вины и грехов, не нуждается в прощении. В устах фарисея нет отчаянной мольбы о спасении, поскольку ему не от чего спасаться. Правильные люди любят лишь свою правоту, им не надо ничего менять. Фарисей возвращается «в дом свой» неоправданным, потому что этого оправдания он не искал. Если кто-то себя считает «праведным» – он всегда ошибается. Уверенный в своей праведности человек неизбежно будет унижать других. Он не допускает, чтобы кто-нибудь оказался лучше. Гордый не допустит, чтобы его смирил не только человек, но и Сам Господь. Смирение же – это готовность и желание умалять себя, видеть и признавать свои грехи, а не подмечать чужие. Мытарь публично унижает себя. Нельзя не заметить человека, который, наклонив голову, бьет себя в грудь. Он указывает на себя, как на грешника, не только Богу, но и всем окружающим. Он просит о помиловании, а фарисей не просил ни о чем. Ему ничего не нужно, Бог уже дал ему все, ведь он не такой, «как прочие люди».

Для фарисея мытарь – человек пропащий. Но спасения христианина невозможно без любви к ближнему, к другим людям, а значит, без желания им спасения. Фарисей, сообщающий Богу о своих «достоинствах», остается в границах индивидуализма, он зациклен на себе. Он не допускает мысли, что Бог может оправдать мытаря, следовательно, он не знает Бога, потому что «кто не любит, то Бога не познал». Фарисей сам создал для себя Бога, который во всем должен быть к нему благосклонен.

Но Иисус с креста молился даже за тех, кто Его распинал. Недостатки, грехи и падения других людей должны рождать в сердце лишь молитву об их прощении и спасении. И от осуждения окружающих можно избавиться, только если желаешь другим спасения.

Непрекращающаяся нужда в милости Божией для каждого человека – вот основной итог этой притчи.

Протоиерей Александр ПРОКОПЧУК

Версия для печати

Тэги: Богослужение  Евангелие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель

Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.