Как честно понять, что ты ищешь Царство Небесное, а не сбился с пути, не сменил цель? Исполнением заповедей? – а вдруг все это не ради Бога, а ради гордыни? Чтобы разобраться, нужно все время «чистить око». Комментирует прот. Борис ЛЕВШЕНКО, зав. кафедрой догматики ПСТГУ. Нагорная проповедь Иисуса. Худ. Гюстав Доре
– Сегодняшнее чтение посвящено важнейшему из вопросов – поиску Царствия Божьего и правды его. Невзирая на то, что речь в стихах нынешнего дня, вроде бы, идет о разном – на самом деле, все они говорят об одном и том же, только с разных сторон, затрагивая разные аспекты человеческого бытия. Как себя вести отношениях с людьми, вообще в жизни, чтобы не закрывать себе пути к Царству? Чего следует опасаться?
В стихе о светильнике и оке речь идет о подобиях души и духовного зрения. Если засоришь обычный глаз – то не видишь или видишь плохо. А здесь речь идет о зрении души. Чем может быть засорена душа? Во-первых, тем, что связано с нечистыми духами, во-вторых – с нашими земными нечистыми привязанностями. Надо заботиться о чистоте души, о чистоте ока души – то есть о том, чтобы правильного рассуждать о мире и себе самом. А правильное рассуждение, правильное видение определяется тем, насколько человек связан с Богом. Потому что око души – это дух, связь с Богом. Но как понять, что ты правильно связан с Богом, что ты себя не обманываешь?
Это – один из самых важных и серьезных вопросов. Сложно определить, когда ты можешь быть связан с Богом. Но, по крайней мере, можно догадываться, когда ты с Ним не связан, – если нарушаешь заповеди Божьи. А если соблюдаешь – то здесь можно подумать, из каких побуждений ты это делаешь – ради Бога или ради себя. Например, ты можешь себя «правильно» вести не ради Бога, а из-за гордыни.
Что такое «свет, который в тебе есть тьма»? Здесь речь идет о том, что и как ты видишь. Если душа твоя погружена во тьму, засорена злом, то и ты из этой тьмы не видишь ничего. Можно сказать, что с душой во тьме мы можем увидеть вокруг только тьму, ничего доброго, ничего хорошего. И если нам встречается человек, который видит вокруг себя только злое и плохое – можно смело сказать, что и внутри у него самого тьма.
Вот самый простой пример: мы любим обсуждать других. Перемывать косточки – любимое занятие собравшихся вместе людей. Возможно, ты судишь (не осуждаешь, осуждать всегда плохо!) и правильно, но если ты в состоянии обсуждать и замечать только дурное – то ты должен о себе побеспокоиться. Что случилось с тобой, почему ты видишь только тьму? Не является ли это признаком того, что твое душевное око засорено? И ты сам погружаешься в эту тьму, варишься в ней.
Один из самых странных случаев – когда симпатизируешь человеку, а за спиной поддерживаешь разговор о том, какой он плохой. И даже наслаждаешься тем, что другие говорят плохо о нем. Что же неблагополучно при этом в себе самом?
По древнему представлению, ты сам оцениваешь окружающих по подобию. То есть ты видишь свет и радуешься ему, потому, что в тебе самом есть свет. И видишь тьму, и радуешься ей, потому что твой душевный орган способен увидеть дурное и, увы, родное тебе.
Сейчас есть популярная психологическая теория «позитива», призывающая видеть во всем «только хорошее». Должен сказать, что это тоже неверно: смотреть и видеть нужно правильно и честно, а не специально отбирать только светлое, называя черное – белым и притворяясь, будто зла вовсе нет. Самое правильное – это честно видеть хорошее и плохое, различать добро и зло. Но видеть – это не значит осуждать.
Вот ты видишь, что человек халтурит. Как к этому относиться? Во-первых, это необходимо видеть, а не закрывать на это глаза: ведь под ударом могут оказаться ни в чем неповинные люди. Во-вторых, нужно подумать, нельзя ли это исправить, указав человеку, сделав вместо него или еще каким-то способом. А вот осуждать халтурщика не спеши – ведь ты не знаешь, почему он работает спустя рукава. Может, у него какое-то несчастье – и он сам не замечает, что делает плохо. Здесь надо помнить о том, что не судите – и не судимы будете.
Надо ли указывать человеку, чьи недостатки ты разглядел, на его промахи? Это зависит от того, как указывать. Многие, наверное, сталкивались со старушками в храмах, которые одергивали и делали замечания: не там стоишь, не так крестишься, не туда свечку ставишь. Вроде бы, правильно все говорят. Но кроме обиды и раздражения от них ничего не бывает. Поэтому указывать или не указывать человеку на его ошибки – вопрос тонкий. Думаю, что говорить надо тогда, когда ошибки повторяются и явно неслучайны. И с таким подходом: мол, как хорошо, что ты делаешь то-то и то-то, но было бы гораздо лучше, если бы ты делал вот этак.
Тот же самый вопрос, только немного с другой стороны, раскрывается в стихе про служение Богу и маммоне. Чем ты себя, свои глаза, свои очи, портишь? Что ты видишь в окружающем мире? Путь в Царство Небесное – или способ нажиться? Маммона – это древнесирийский бог богатства. Служа ему, ты начинаешь действовать в соответствии с тем, что этот бог предписывает. Одно дело – искать средства к существованию, честно работать для них, и совсем другое – служить богу богатства.
Что такое богатство? Есть что-то необходимое для тебя и твоих близких – а что-то есть лишнее. Если ты какую-то вещь имеешь, то она должна быть использована тобой или другими. Ты понимаешь ее значение и она тебе нужна. Но если она бесполезна – то она лишняя. Границы определить непросто. Обычно начинаешь замечать это лишь тогда, когда таких вещей становится слишком много.
Когда ты все свои силы тратишь на то, чтобы что-то приобретать, заработать как можно больше денег, заполучить целую коллекцию безделушек – здесь встает вопрос – для чего ты это делаешь. Если это страсть к накоплению, если ты думаешь о вещах больше, чем о людях – то это служение богу богатства. И это неизбежно ведет к гибели души, даже здесь, при этой жизни.
В молодости ты хочешь получить всего как можно больше. Больше знаний, больше денег. Больше свободы. А в конце жизни ты желаешь другого: быть кому-то нужным. И только в этом случае жизнь имеет смысл. Страшная трагедия, когда оказывается, что ты никому не нужен. Чем ты старше – тем ярче это проявляется, и тем важнее знать об этом в молодости.
Да и сам ли – сможешь ли воспользоваться своими накоплениями? Вспомним притчу про безумного богача, который был взят из жизни в тот самый миг, когда решил, что теперь-то он будет пить, есть и веселиться…
Если человек честно трудится ради своей семьи, добывает ей пропитание, обеспечивает ее жизнь – это не служение маммоне. Но если он это делает, позабыв о Боге и Его заповедях – то тогда, конечно, это служение маммоне. Забота о семье – это прекрасно, но что значит эта забота? Что для нее нужно? Это очень существенные вопросы. Здесь возможны всякие безумия: оставлю своей семье особняк, сто сорок машин, лишний десяток фабрик… Это уже не подходит под определение «добыть пропитание». Другое дело, если открыть фабрику, имея в виду в первую очередь дать работу другим людям. И, конечно, при этом заработать самому. А если ты свои богатства собираешь только ради того, чтобы покичиться перед другими – это служение маммоне.
В следующем стихе мы видим требование, которое с первого взгляда не совсем понятно: что значит – не заботиться о пище и одежде? Как его исполнить, живя в мире? Разве можно бездельничать, полностью положившись на Божье попечение? Здесь нужно заглянуть поглубже. Дело в том, что ты ставишь на первое место: служение Богу или обслуживание своих земных «хотелок».
Взять те же самые лилии. Можно ли сказать, что они вовсе не работают? Нет! Они добывают из земли необходимые им вещества, проводят сложнейшие биохимические реакции. Так и птицы небесные – может быть, они не жнут и не сеют, но они и не сидят на одном месте, ожидая, пока Бог положит червяка им в клюв. И лилии и птицы не делают ничего лишнего, добывая свое пропитание, но и не отказываются от труда! То же и с людьми. Бог не делает ничего вместо тебя, если тебе лень. Он помогает в твоем труде. А если ты ничего не делаешь – то и от Бога не имеешь права требовать работы вместо тебя.
Важнее же всего правильно расставить приоритеты, чтобы на первом месте было заповеданное Христом: ищите Царствия Божьего. Как же честно понять, что ты ищешь это Царство, а не сбился с пути и не сменил цель? Пожалуй, это один из самых сложных вопросов. В отношении самого себя это понять очень трудно. Но если все время прислушиваться, вслушиваться в себя, честно отвечать самому себе, то можно в конце концов понять, делаешь ли ты все ради Бога – или ради себя, своей гордыни, тщеславия. Преодолеваешь ли ты самого себя ради Бога – или лишь для того, чтобы показать себя? Здесь мы вновь возвращаемся к первому стиху сегодняшнего чтения, где идет речь об оке и светильнике. Главное – очистить свое око. Тогда увидишь, чего ты на самом деле ищешь.
Но одного-единственного вопроса, который позволил бы тебе сразу понять, чего ты на самом деле ищешь, я думаю, нет. Хотя задавать вопросы, конечно, все равно приходится: обижаешь людей или не обижаешь? Осуждаешь их или не осуждаешь? Помогаешь ты людям – или наоборот? Жизнь сложная. И мы ее проходим как бы по тонкому мосту, то в одну сторону качнемся, то в другую. Но я думаю, что если идешь по этому мосту и читаешь Иисусову молитву – то все в порядке будет.
Евангелие от Матфея (6:22-33) «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока? Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
Воскресное Евангелие: Два Друга Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
Евангелие в День Святой Троицы: как оживить каменное сердце? «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой», -- сказано в сегодняшнем Евангелии. Что это за «чрево»? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский сходятся во мнении, что Иисус имел в виду сердце человека, его внутреннюю жизнь: оживет сердце наше. Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
Воскресное Евангелие: Крошки для псов 10 февраля кроме Евангелия в память о новомучениках Российских будет читаться и история об исцелении Христом дочери хананеянки. Почему еще вчера «крохи, которые падают со стола господ», были как подарок, как нечаянная радость, как милость, не заслуженная ничем, а уже сегодня – душит зависть: отчего у соседа крошка побольше моей? Как же сохранить дерзновенное смирение хананеянки?
Воскресное Евангелие: простить нельзя отпустить «Простите и прощены будете», учит нас притча о царе и должнике, которую мы слышим за сегодняшним Евангельским чтением на воскресной литургии 8 сентября. Как простить, если душа горит и болит? правильно ли мы понимаем прощение, рассказывает протоиерей Константин КОБЕЛЕВ
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Протоиерей Владислав Свешников: Как жить по Евангелию Чтобы жить по Евангелию, надо его читать. Но если читать Евангелие внимательно, станет понятно, что жить по Евангелию – почти невозможно. Что делать, рассказывает протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены
Евангельские группы: разум и чувства Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?
Воскресное Евангелие: Кто хочет быть совершенным? Господь сказал богатому юноше: «продай все!» Неужели непременно от всего в жизни надо отказаться, чтобы стать учеником Христовым?
Комментирует протоиерей Игорь ГАГАРИН, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское
Воскресное Евангелие: Закхей и Нечаянный Гость За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.
Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Воскресное Евангелие: Слепой из Иерихона – исповедник Христа Народ так привык к чудесам Христа, что даже требовал исцелений, принося ко Спасителю болящих и бесноватых. Что особенного в чуде исцеления слепого из Иерихона, о котором 3 февраля будет читаться Евангелие на Литургии? Слепой назвал Иисуса из Назарета Сыном Давидовым, Мессией, а не просто проповедником чудотворцем. Рассказывает священник Сергий КРУГЛОВ
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Прот. Валериан Кречетов: как исполнить заповедь о любви? Заповедь «возлюбить ближнего» порой кажется совершено невыполнимой. Ведь в мире столько людей, творящих беззаконие! Однако Господь заповедал любить всех. Как же стать по-настоящему любящим и милосердным? Практические и духовные советы дает духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.