На воскресной литургии читалось евангелие о Страшном суде. Людей на нем разделят на овец и козлищ, последних отправят в огонь вечный. Но неужели суд Бога, Который есть Любовь, так неотвратим? А вдруг кто-то там, уже на Страшном суде, все понял и раскаялся. Неужели его не выслушают, не простят? Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва), преподаватель Нового Завета кафедры библеистики МДАиС:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Матфей, 25:31-46) .
— Рассказ о Страшном суде ошибочно называют притчей, возможно потому, что он находится в одном ряду с двумя другими повествованиями, которые действительно притчами являются – «о десяти девах» и «о талантах»: в них встреча со Христом описана образно и символично. Но когда мы слышим слова Господа: «Когда придет Сын Человеческий и все святые ангелы с ним…», то должны понимать, что это непосредственное откровение Бога о том, как все будет. Образным является только деление людей на козлищ и овец.
В чем же разница между теми, кто уподоблен овцам, и теми, кого Христос сравнил с козлищами? Первые имеют любовь к Богу, вторые имеют любовь к себе. Как на Суде это проверяется? Отношением к ближнему. Христос не случайно на Суде уравнивает Себя с ближним: что сделали ближнему, сделали Мне.
Как же связаны любовь к Богу и любовь к человеку? Почему ближний — наш «пропуск» в Рай?
Еще у ветхозаветных иудеев заповеди о любви к Богу и ближнему, по сути, были неразделимы: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40). Невозможно, любя Бога, не любить ближнего — образ Божий. Бог есть Любовь, и если в человеке к Богу есть ответное чувство, то оно не может замкнуться в себе, или иными словами: любовь к Богу в человеке не способна быть невыраженной, не может не излиться, по подобию Божией любви, на остальное творение, на ближних, дальних, у святых — на всю тварь. Сердце, согретое любовью, способно и стремится согревать и сердца других.
Иногда можно услышать, что любить Бога «легче», чем ближних, ведь Господь не мстит, не обижает.. Ему помолишься — Он поможет. Он за нас на Крест пошел, страдал. Как же Бога не любить? Бог любит меня, я — Его.
На первых ступенях восхождения к Богу человеку бывает непросто понять, истинно ли он любит Бога и какова эта любовь. Он ходит в храм, исповедуется, причащается. Бог ему помогает, откликается на молитвы. И человеку может начать казаться, что у него с Богом «все хорошо»: он искренне Господа любит, читая Евангелие или размышляя о Его жизни, сострадает Ему. Но Христос предлагает человеку предельно простой критерий проверки этой любви: что ты сделал во Имя Мое, когда твой ближний нуждался? У апостола Иоанна Богослова есть довольно резкие слова на этот счет: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Иоан.4,20-21).
На Страшном суде Христос не спрашивает об отношении ближних к нам. Его вопросы как будто очень просты: накормил ли, посетил ли в темнице… И, наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела». Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни, несмотря на все свои «обстоятельства», другого человека? Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то — насколько сердце наше стало милосердно. В чем главная проблема отосланных в огонь вечный? Наверняка они, знавшие много о Боге, чтили день воскресный, ходили и в больницы, и в темницы, давали милостыню. Но все это делали не потому, что при виде страданий другого человека от боли разрывалось их сердце, а потому, что знали о заповеди, требующей все это сделать: «Христос сказал — мы сделали». Они понадеялись, что «добрые дела» и являются пропуском в Царство Божие. Но при этом сердце их осталось холодным, незатронутым болью другого, милосердие как-то обошло его стороной, и потому оно осталось непригодным для блаженной вечности.
У святителя Игнатия Брянчанинова есть слова о том, что спасение, совершенное Господом, — это величайший акт милосердия, дар неизреченной милости Божией. И этот дар может быть принят расположением сердца, настроенного исключительно милостью по отношению ко всем. Сердце немилосердное не способно к блаженной вечности – оно, подобно крепко запертым вратам, не может впустить в себя Божественного дара спасения.
Поэтому Господь так печется о состоянии наших сердец. И первым шагом на путях стяжания милосердия выступает необходимость очищения сердца. Понятно, что речь идет о покаянии, то есть изменении себя. И здесь Христос помогает нам понять, в чем заключается это изменение: мы должны успеть научиться еще здесь, на земле, жертвенной отдающей любви, той любви, которая, растрачивая мои силы, время, душевный покой, и открывается ближнему радостью, светом, надеждою.
Но откуда взять на все это силы? — Только Сам Христос может дать нам силы на жертвенную любовь. Одним своим желанием и произволением человек на жертвенную любовь не способен, потому что мы сами у себя — на первом месте, мы зациклены, замкнуты на себя, нас интересует лишь собственная выгода. Только Христос учит нас любви, которая «не ищет своего» и способна душу положить за други своя, готова благословлять проклинающих и прощать врагов. В этом Он наш самый первый помощник, потому что Сам — такая Любовь: Он первый так послужил нам, пойдя на смерть нашего ради спасения, первый на Кресте простил распинающих.
Но вот овцы отделены от козлищ, козлища посланы в огонь вечный. Неужели суд Бога, Который есть Любовь, так неотвратим? А вдруг кто-то там, уже на Страшном суде, все понял и раскаялся. Пожалел, что не научился любить. Неужели его не выслушают, не простят?
Здесь можно вспомнить притчу о званных на пир (Мф. 22:1-14). Всех позвали, кого только нашли. Но пришел один не в брачной одежде, то есть не подготовившийся к встрече с Богом. Его спросили с участием: «Друг, как ты попал сюда не в брачной одежде»? Казалось бы, он мог ответить: «Прости меня, Господи, я увидел, что Ты — Любовь, я пойду, переодену свою запачканную грехами одежду и надену чистую», — то есть у него была возможность покаяться. Но он «молчал». И выброшен был во тьму внешнюю. Писание, таким образом, свидетельствует о невозможности покаяния на суде! Почему?
Потому что нельзя, всю жизнь проведя лениво, закоснев в жестокосердии, в один миг стяжать дар жертвенной любви. Христос говорит: «Не приходит Царство Божие приметным образом» (Лк.17:20), что значит постепенность его стяжания на путях борьбы с собственным эгоизмом: борьбы тяжелой и долгой. Именно в этом смысле говорят и святые отцы о земной жизни человека как о подготовке к вечности. Потому и страшен будет Суд, что человек увидит, да, Бог — Любовь, а он на эту Любовь никак не ответил, хотя и был для этого рожден. Не хватит дерзновения перед распятой за тебя, воскресшей, спасшей тебя Любовью чем-то оправдаться.
Но если в огонь вечный пойдут наши близкие? Сможем ли мы блаженствовать в Раю? Апостол Павел был готов пожертвовать своим спасением, чтобы спаслись иудеи. Моисей был готов пожертвовать собой, не входить в святую землю, только чтобы был помилован народ израильский. Действительно, какова любовь человека к Богу, такова и его жертвенность ради ближнего. Что можно сказать о нашем уповании? Все, что за чертой Страшного суда, связано уже с тайной будущего века. Можно только сказать с верой, что Бог, который Сам есть Любовь, в Своем могуществе и силе способен разрешить и драматические рассуждения о том, спасен ли будет мой ближний «из огня вечного». Мы не знаем. Но Бог знает, и мы верим, что если мы переживаем о наших ближних, потому что любим их и желаем им спасения, то тем более Бог, ради нас восшедший на Крест.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Зачем рождаются слепыми? Как человек, рожденный слепым, стал видеть, исповедал Христа, хотя фарисеи и пы-тались его запугать, и обрел веру.
Комментирует протодиакон Иоанн ШЕВЦОВ, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ.
Неделя о блудном сыне: седален «Объятия отча» Песнопение сразу вводит нас в середину евангельского повествования – мы оказываемся почти в финале истории младшего сына: после долгих странствий он возвращается к отцу – и тот встречает его с распростертыми объятиями. Седален «Объятия отча» разбирает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Воскресное Евангелие: Закхей и Нечаянный Гость За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.
Воскресное Евангелие: мой самый близкий Человек Реально ли нам, нынешним теплохладным людям, оставить все ради Христа, как призывает Евангелие в неделю Всех святых? И не в войну или в гонения, а в мирной тихой жизни? И что — все?
«Оставить ради Христа — значит отказаться от власти над вещами и людьми. Отношения с родными, очищенные от эгоизма, окажутся во сто крат глубже, нам возвратятся те же люди и вещи, но уже преображенными», — говорит в комментарии к воскресному Евангелию протоиерей Олег БАТОВ, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
Воскресное Евангелие: Прощание Христа с учениками В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.
«С нами Бог»: кто должен покориться кающимся? В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
На реках Вавилонских: ненавистные младенцы В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Воскресное Евангелие: тайна встречи с Богом Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе.
Стихира о Страшном Суде: «Помышляю день оный и час» Явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов. О первой стихире на хвалитех, которая будет петься сегодня на всенощном бдении, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Воскресное Евангелие: почему Христос начал с рыбаков, а не царей? Неделю назад в евангельском чтении говорилось о том, что ради Бога хорошо бы оставить дом, родителей, братьев-сестер. В евангельском чтении этой недели мы видим тех, кто так и поступил. Но почему Христос, выбирая себе учеников, предпочел все же людей простых и бедных? Вдруг потому, что им, «кроме цепей», и терять было нечего?!
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Тропарь Усекновения главы Иоанна Предтечи: радость пострадать за истину Несмотря на тьму греха, сгустившуюся вокруг пророка в последние дни его жизни, он был рад пострадать за то дело, ради которого он родился и столь много потрудился, – и за того Человека, который был Богом. Тропарь 2 гласа «Память праведного с похвалами» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Пить ли постом кофе? Люди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?
Канон преп. Андрея Критского (четверг) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Канон преп. Андрея Критского (вторник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Канон преп. Андрея Критского (понедельник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.