Существует ли православный архитектурный канон? Какой стиль каноничен, а какой нет? Может быть, стоит все неканоничные храмы перестроить в соответствии с церковной традицией? Некоторые известные архитекторы высказываются в том духе, что колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге бездуховна. Однако преподобный Серафим Саровский молился в барочном соборе Саровской пустыни, трудами святого праведного Иоанна Кронштадтского воздвигнут морской Никольский собор Кронштадта в неовизантийском стиле, а митрополит Платон (Левшин) сформулировал концепцию православного классицистического храма. Большая ошибка наделять тот или иной архитектурный стиль степенями православности, духовности или каноничности. «Нескучный сад» начинает серию статей об оригинальной церковной архитектуре. В этом номере — литовские православные храмы оборонного типа.
Вильнюс. Панорама города с кафедральным собором
Шатер под запретом
В 1652 году патриарх Никон издал указ о запрете строительства шатровых храмов: «По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…» Специально в указе оговаривалась форма глав: они должны быть «круглые, а не островерхие». Нужно отметить, что этот указ не касался первых лиц московского государства — царя и патриарха. Так, известно, что патриарх Никон нарушил собственную волю, возведя шатер над ротондой собора Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре — самый большой в истории русской архитектуры. Появление подобного патриаршего запрета на возведение шатров связано с известным консерватизмом возведенного на первосвятительскую кафедру в Москве новгородского владыки Никона. Все последующие церковные реформы были направлены на восстановление и сохранение «древлеправославных обычаев». Восстанавливать и сохранять православные традиции в храмовом строительстве принялись, объявив шатры не соответствующими «церковному уставу». Русские зодчие формально подчинились указу Святейшего, но шатер так и не стали исключать из своей строительной практики: с середины XVII века шатрами стали украшать столпообразные колокольни. Теперь и представить себе сложно национальный русский храм без шатровой свечи-колокольни. А ведь до XVII столетия шатровые колокольни почти не строили.
План и фасад Пречистенской церкви в Вильнюсе
По большому счету, никакого православного архитектурного канона до сих пор не сформулировано, да и нужно ли это, ведь каждая эпоха в истории русского государства рождала свои архитектурные образы и образцы? Любая попытка определить идеальный стиль русского православного храма наткнется на исключительное разнообразие национального храмового зодчества, от византийского Софийского собора в Киеве до классицистического Исаакиевского собора в Петербурге.
С другой стороны, в современном обществе уже существует представление о том, какой должна быть церковная архитектура. Это представление, как ни странно, было сформировано еще в XIX веке. В правление российского императора Николая I было решено строить храм Христа Спасителя на новом месте, в исторической части города. Более того, новый храм Христа, в отличие от витберговского на Воробьевых горах, должен был быть выполнен в «национальном духе». В результате император выбрал проект архитектора Константина Тона: центричный, четырехстолпный, пятиглавый, со шлемовидными куполами и закомарами в завершении фасадов храм. Позже, уже в 1840 годы был издан альбом типовых проектов церквей для городов и сел Российской империи. Все эти проекты были выполнены Тоном в «русско-византийском духе» и растиражированы по всей необъятной русской земле. Сколько было таких храмов построено, не сосчитать, они есть почти в каждом регионе. Среди историков архитектуры даже закрепился такой термин — «тоновская архитектура» или «тоновский стиль». В живописи образ русского храма наиболее ярко продемонстрирован в знаменитой картине Саврасова «Грачи прилетели»: среднерусский пейзаж с белым пятиглавым храмом и шатровой колокольней. Этот же образ использовал в своих волжских пейзажах Исаак Левитан, он же запечатлен на известной поленовской картине «Московский дворик». Позже уже утвердившийся образ тиражировался билибинскими иллюстрациями и советскими мультиками.
Западный фасад кафедрального собора в Вильнюсе. Собор, построенный «по подобию» Софии Киевской, имел пять престолов, все они были посвящены Богородичным праздникам (центральный престол — Успенский), поэтому собор стали называть Пречистенским. По преданию, в подклете собора были погребены основатели святыни — княгиня Иулиания и ее супруг князь Ольгерд Гедыминович
Образ образом, однако очевидно, что образ не должен заменять реальной церковной архитектуры, ее разнообразия и несоответствия нашим, зачастую очень абстрактным стереотипам. В противном случае мы будем судить о церковном зодчестве, не владея знаниями о его развитии, формах и стилях. Примеров таких суждений предостаточно. В селе Городня Московской области (Ступинский район) находится Воскресенский храм XVI века с уникальной для своего времени композицией. Это восьмерик от основания, завершенный шатром, по сторонам восьмерика два одноглавых придела. Уникальность этого незаурядного памятника русского зодчества состояла в том, что у него не было алтарной апсиды, алтарь размещался в восьмерике. Все бы ничего, храм передали епархии, началось возрождение поруганной святыни. Вот только при восстановлении храма было решено прорубить «родную» стену XVI века и пристроить полукруглую апсиду, лишив постройку не только композиционной целостности, но и исторической ценности. Яркий пример небрежения стариной!
В панораме Вильно
Великое княжество Литовское — уникальное государство. Русское по национальности и говорящее на русском языке, оно являлось центром крупнейшей в Восточной Европе православной митрополии (существовала с 1458 года и именовалась Киевской, Галицкой и всея Руси). В состав княжества входила большая часть земель бывшей Киевской Руси — это Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Подолье, Владимир-Волынский, Галич, Туров, Калуга, Брянск, Торопец. Литовское государство не было разорено татарами, а русские удельные княжества, переходившие «к Литве», освобождались от тяжелой золотоордынской дани. Именно столица Литвы — город Вильно становится главным соперником Москвы в объединении раздробленных русских земель в XIV веке. Князья Литовские ведут активную политику на восточном направлении, заключая союзы с Ордой, Тверским княжеством и Великим Новгородом, против Москвы. Большая часть литовских подданных были православными христианами, и лишь княжеская семья и аристократическая «верхушка» (и то отчасти) тяготели к католичеству, это обстоятельство было прямым препятствием для присоединения к княжеству новых русских земель, например Пскова или Новгорода. По свидетельству современников, в Вильно в XVI веке существовало в два раза больше православных церквей, чем католических костелов, об «исконных» русских городах типа Полоцка или Чернигова и говорить нечего, здесь католических приходов не было вообще. Неудивительно, что в православном храмостроительстве Литвы в начале XVI века формируется своя оригинальная архитектурная традиция.
Церковь Бориса и Глеба в Новогрудке. История православной Борисоглебской церкви начинается в XII веке, а сохранившееся здание относится к 1519 году. К сожалению, ни Пречистенский собор, ни Борисоглебская церковь в Новогрудке полностью не сохранили своей первоначальной архитектуры
История кафедрального собора Литовской митрополии богата и драматична. Собор был основан великим князем литовским Ольгердом в 1346 году. Его сооружение напрямую связано с деятельностью второй супруги князя — тверской княжны Иулиании. По преданию, освящал собор в 1348 году епископ Владимирский Алексий (Бяконт), нареченный митрополит Киевский. Мы знаем святителя как митрополита Московского, одного из самых почитаемых в Москве святых. Собор был построен «по подобию» Софии Киевской и имел пять престолов, все они были посвящены Богородичным праздникам (центральный престол — Успенский), от этого собор стали называть Пречистенским. По преданию, в подклете собора были погребены основатели святыни — княгиня Иулиания и ее супруг князь Ольгерд Гедыминович. Для нас важно, что в 1506 году от неизвестной причины упал центральный купол Пречистенского храма и в 1511 году собор был заново выстроен русским князем Константином Ивановичем Острожским. Эта постройка XVI века частично сохранилась до нашего времени. После многих перестроек и запустения церковь «воссоздана» в 1860-е годы стараниями начальника Западного края графа Михаила Николаевича Муравьева по проекту архитектора А. И. Рязанова.
Несмотря на все перестройки, первоначальная архитектура Пречистенского собора отчетливо «читается». Это центрический четырехстолпный храм с крестовыми и готическими звездчатыми сводами на нервюрах. Предполагают, что храм завершала единственная глава. По углам его были расположены круглые в плане башни — в случае опасности храм мог стать небольшой крепостью, башней-донжоном. Русская часть Вильно располагалась в Заречье (за рекой Виленкой) — первоначально незащищенной части города, поэтому постройка храма-крепости в этом месте более чем логична. Интересно, что, стараясь остаться в православной строительной традиции, литовские зодчие широко применяли знакомые им готические детали, например, на восточном фасаде Пречистенского собора хорошо видны характерные конусообразные окна, немногое, что осталось от первоначального «тела» храма. К счастью, новый воссозданный облик кафедрального собора Литовской митрополиии1860-х годов принципиально не нарушил композиции древнейшего сооружения православной Литвы и ее важного места в панораме Вильно.
Церковь Михаила Архангела в Сынковичах датируется условно концом XV — началом XVI века. Это настоящая церковь-крепость
Для пушечного боя
Новогрудок (в древности Новоградок), по мнению белорусских историков, первая столица Великого княжества Литовского. Здесь, по преданию, принял православную веру первый литовский князь Миндовг. В XV столетии Новогрудок становится постоянным местом пребывания литовских митрополитов, их главной резиденцией. История православной Борисоглебской церкви начинается в XII веке, а сохранившееся здание относится к 1519 году. Это так же, как и Пречистенский собор в Вильно, центрический четырехстолпный храм с готическими сводами и уникальным для региона готическим орнаментом — декоративными поясками и чередующимися стрельчатыми арочками. Храм неплохо сохранился, из важных утрат — центральная глава, которая завершала храм, без нее православная церковь стала походить на католический костел. В XVII веке с запада к первоначальному объему XVI века была пристроена стена с двумя башнями. Скорее всего, церковь Бориса и Глеба так же была небольшой крепостью, на это намекают башенки на углах четверика и алтаря. Однако ни Пречистенский собор, ни Борисоглебская церковь в Новогрудке полностью не сохранили своей первоначальной архитектуры.
Внутри храма Михаила Архангела в Сынковичах
Следующий пример храмовой архитектуры в Литовском княжестве — церковь Михаила Архангела в небольшой деревне Сынковичи (в окрестностях города Слонима). По преданию, в этой церкви прятался от своих врагов — сторонников князя Ягайло будущий великий князь Литовский Витовт — победитель в Грюндвальской битве, наиболее известный государственный деятель средневековой Литвы. Михайловский храм в Сынковичах, в отличие от уже рассмотренных нами церквей, сохранился хорошо, он датируется условно концом XV — началом XVI века. Это настоящая церковь-крепость: по сторонам четверика стоят круглые башни, внутри них располагаются винтовые лестницы, которые ведут на своды храма. Отсюда, под высокой двухскатной кровлей, можно было вести серьезную оборону: в верхней части здания стены наращены, и по их периметру проходит пояс окон-бойниц, типичных для средневековых фортификаций (здесь чередуются большие окна с маленькими круглыми для пушечного боя). Особый интерес в архитектуре Михайловского храма-крепости представляют высокие треугольные фронтоны на западной и восточной стороне постройки. Они украшены на готический манер полуциркульными нишами, первоначально побеленными. Предположительно над центральной частью храма возвышалась деревянная глава, ныне отсутствующая. Центральная глава вместе с завершениями башен образовала пятиглавие, так любимое в русском храмостроительстве XVI-XVII веков. Особенно выразительны пластичные апсиды, объединенные единой деревянной кровлей. При первом взгляде на Михайловскую церковь кажется, что она более похожа на костел. Действительно, высокая двухскатная кровля и фронтоны свидетельствуют о сильном «католическом» влиянии, но оно касается внешних элементов храма, а не его структуры. В плане храм представляет собой крест, помещенный между четырех столпов. Это тот же, привычный для нас центрический крестово-купольный храм, только без кирпичного купола. Очевидно, что зодчие церкви в Сынковичах старались остаться в лоне сложившейся на Руси православной строительной традиции, но при этом использовали современные для Литовского государства архитектурные приемы.
Церковь Рождества Богородицы в Мурованке. Этой средневековой постройке повезло: она была «отреставрирована» в 1871-1873 годах и «поновлена»: появился новодельный западный притвор, надстроены дополнительным ярусом башни. Но в целом древняя архитектура сохранена
Про историю храма Рождества Богородицы в деревне Мурованке мы знаем меньше всего. Название места — Мурованка — свидетельствует, что для местных жителей постройка каменной церкви была важным событием. Здесь все похоже на Сынковичи: центричный четырехстолпный храм с отсутствующим куполом и двухскатной кровлей, те же крепостные башни по сторонам четверика и «ярус боя». Но есть и отличия: вычурный сложной формы фронтон и сложные готические своды. В центральном своде сохранилось отверстие, через которое, возможно, проникал свет от окон деревянной главы. Еще одна особенность именно Рождественского храма — это одна полукруглая апсида, благодаря такой апсиде интерьер церкви приобретает зальный характер. В западной части храма расположены хоры, их устройство связывает архитектуру Рождественской церкви с древними домонгольскими храмами, в которых зачастую хоры использовались как место моления князя и его семьи. В конкретном случае они могли предназначаться для ктитора храма, предполагаемого заказчика церкви в Мурованке. Этой средневековой постройке повезло: она была «отреставрирована» в 1871-1873 годах и, как бывает в таких случаях, «поновлена». У храма появился новодельный западный притвор, и были надстроены дополнительным ярусом башни. В целом церковь сохранила свою древнюю архитектуру.
Внутри церкви Рождества Богородицы в Мурованке: сложные готические своды. Еще одна особенность Рождественского храма — это одна полукруглая апсида, благодаря такой апсиде интерьер церкви приобретает зальный характер
Оригинальный тип
К сожалению, архитектурная история храмов оборонного типа Великого княжества Литовского невелика: есть еще собор Супрасльского монастыря в Польше — остальное либо не сохранилось, либо было до неузнаваемости перестроено после принятия Брестской церковной унии, когда многие православные храмы перестраивались на католический манер. Но то, что сохранилось, действительно удивляет. Литва, находясь на границе русского и европейского мира, стала местом появления оригинального типа православного храма-крепости, который соединял в себе принципы сложившегося на Руси православного храмостроения с элементами готической архитектуры. Такие постройки возводились на средства богатых литовских вельмож или православной митрополии в качестве церквей, но при необходимости они могли стать настоящими феодальными замками, неприступными крепостями, способными защитить от предполагаемого врага.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Русинский деревянный храм Мы продолжаем серию публикаций о многообразии русского православного храмостроительства. На страницах июньского номера мы говорили об оборонных храмах Литовской Руси XVI века. На этот раз мы коснемся еще одной малоизвестной страницы истории русского зодчества -- это деревянная архитектура Карпат
Первый храм: палатка? Вопрос читателя нам показался интересным и дал возможность рассмотреть, чем первый храм израильского народа -- скиния (по древнегречески σκηνή -- шатер, палатка), которую Бог повелел устроить Моисею и где хранились полученные им от Бога скрижали завета с десятью заповедями, -- похож, а чем отличается от современного православного храма
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
Прот. Александр Салтыков: золотой телец вырос и превратился в бешеного быка Один из красивейших храмов Москвы - Воскресения Христова в Кадашах - уже много лет ведет борьбу с незаконными застройщиками. В 2010 году храм победил в борьбе за выживание с офисным комплексом «Пять столиц». Теперь проект незаконной застройки, ставящей под угрозу существование самого храма, пытаются возродить. Так ли это и когда закончится Кадашевская битва, мы спросили у настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова.
Ни копейки из бюджета: новые храмы в столице Церковь построит самостоятельно Строительство двухсот новых храмов в спальных районах Москвы не будет финансироваться государством. Все храмовые комплексы, запланированные в рамках патриаршей программы, Церковь построит самостоятельно, то есть на пожертвования прихожан и меценатов
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Конфликт вокруг Кадашевской слободы: стиль барокко или «баракко»? Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТЫКОВ размышляет о сохранении исторической среды и памятников «Кадашевской слободы», а общественный эксперт Николай МАТВЕЕВ задает вопросы кандидатам в мэры Москвы
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Зачем освящать уже освященный престол? В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов
Зачем копировать святыни? В Москве построят храм с копиями всех главных святынь мирового Православия. Есть ли смысл в таком копировании? С этим вопросом мы обратились к православным искусствоведам Александру РАКИТИНУ и Ирине ЯЗЫКОВОЙ.
В Москве строят самый новый Иерусалим В московском храме Покрова в Ясеневе из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы. Смогут ли эти копии заменить настоящие святыни?
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Как устроен храм: паперть и притвор Вход в храм начинается раньше, чем мы переступаем порог притвора. Вот мы с молитвой дошли до ограды храма — что мы за ней увидим прежде, чем войдем в храм? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.