На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура 7 (78)'2012

Троеручица: странная икона


Версия для печати
25.07.13, 10:30

Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА.

Усеченная десница


В основе иконографии Богоматери Троеручицы лежит традиционное поясное изображение Девы Марии в типе Одигитрии. При этом Младенец Христос представлен восседающим на ее правой руке. Левая же рука Марии поднята к груди в указующем на Сына жесте. Появление в нижней части иконы «третьей» руки, давшей название такого рода образам, находило объяснение в двух преданиях.

Наиболее популярным было сказание, связывавшее историю Троеручицы с преподобным Иоанном Дамаскиным. В некоторых списках жития святого повествуется о ненависти к нему как к защитнику почитания икон византийского императора-иконоборца Льва Исавра, приказывавшего уничтожать иконы и мозаики в храмах. Чтобы оклеветать Иоанна перед его господином -- могущественным халифом из династии Омейядов, Лев Исавр составил поддельное письмо с призывами к войне. Получив подложное послание, написанное почерком Иоанна, разгневанный халиф повелел отсечь преподобному правую руку. Святой, истекая кровью, стал молиться перед иконой Богоматери об исцелении десницы -- руки, которой были записаны слова в защиту православной веры и икон. По его молитве отрубленная рука была исцелена. В память об этом чуде преподобный Иоанн прикрепил к нижней части иконы Богоматери изображение кисти правой руки, отлитой из серебра. В этом, по всей видимости, проявилась древняя традиция подношения «вотивных» предметов святыне в благодарность об исполнении просьбы или обета (от латинского votivus -- «посвященный богам»). Обет, данный Иоанном Дамаскиным, был простым -- служить Христу и Богородице, прославляя их. Святитель Димитрий Ростовский, описывая радость святого об исцелении руки, вкладывает в его уста слова, обращенные к Господу: «Десная Твоя рука исцелила мою усеченную десницу и сокрушит врагов, непочитающих Твоего и Твоей Пречистой Матери образы, и уничтожит ею для возвеличения славы Твоей врагов, попирающих иконы».

Афонская игуменья


Сказание об исцелении Иоанна Дамаскина было распространено на Святой горе Афон наряду с другим, более древним сказанием о чуде с неким иконописцем сербского монастыря Хиландар. Иконописец писал икону Богоматери и дважды стирал с нее изображение третьей руки, которое само неизвестно каким образом проявлялась на доске. После этого во сне ему явилась Пресвятая и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству». Примечательно, что в Хиландаре действительно издавна находился (и находится до сих пор) чудотворный образ Троеручицы, однако не с изображенной на иконе рукой, а именно с серебряной деталью, прикрепленной к окладу. Этот образ многими исследователями датируется XIV столетием и считается привезенным из Сербии. Точных исторических сведений об этом не имеется, но это предположение отчасти согласуется с преданием. Правда, варианты этого предания снова различаются: по одной из версий, икона оказалась привязанной к спине осла, однажды пришедшего к воротам монастыря Хиландар из Сербии, где власть захватили мусульмане. Местонахождение этой иконы во Введенской церкви Хиландарского монастыря связано с еще одним чудом: во время споров братии при выборе нового игумена образ Троеручицы самостоятельно переместился из алтаря на игуменское место, указывая, что сама Богоматерь является настоятельницей монастыря. Следы почитания Троеручицы в средневековых памятниках на территории Сербии и соседней Македонии немногочисленны. Среди них отметим уникальное изображение Богоматери в росписи Белой церкви села Каран (1340-1342). Здесь Мария представлена в рост, в длинной голубой тунике. Правой рукой она держит Христа, а двумя левыми (именно так!) обращается к Нему. Поздний список с хиландарской иконы стал главной реликвией болгарского Троянского монастыря, причем особенностью этого образа является наличие не одного, а трех серебряных привесов в форме руки, закрывающих изображения рук Богоматери на иконе.

Святыня с табличкой


Почитание иконы Богоматери Троеручицы в России началось довольно поздно и не сразу получило широкую известность. Во второй половине XVII века патриарх Никон, стремясь утвердить Россию как центр православного мира, переносит в Москву многие греческие святыни и реликвии. Среди них, к примеру, была Иверская икона, которая впоследствии стала одной из самых чтимых в России. По просьбе патриарха из Хиландара доставляются и несколько списков Троеручицы. Один из них был заказан для царицы Марии Ильиничны, другой, привезенный в 1661 году, был помещен Никоном в Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря. Известно, что необычный образ Троеручицы смущал молящихся. В начале XVIII века рядом с иконой была повешена табличка с подробным объяснением ее происхождения. В ней сообщалось о чудесном появлении на иконе третьей руки у Богородицы в мастерской иконописца и не упоминалось о предании, связанном с именем Иоанна Дамаскина. По всей видимости, в это время образ и списки с него были распространены в основном в Москве. Одна из икон Троеручицы находилась в Свято-Даниловом монастыре, другая, написанная в 1718 году московскими мастерами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым, была перенесена в Белобережскую пустынь Брянской области. Белобережская икона Троеручицы на протяжении XVIII-XIX веков славилась чудотворениями, и к ней ежегодно приезжало несколько тысяч паломников. Третья рука на этой иконе была представлена не как серебряное дополнение, а как еще одна реальная рука Богоматери, выступающая из-под мафория в нижней части иконы в центре. Такого же типа иконография зафиксирована и на других иконах и гравюрах ХVIII-XIX веков. По всей видимости, возрастающее распространение этих образов вызвало обеспокоенность Синода, включившего Троеручицу в список тех икон, что противоречат «естеству, истории и истине». Различия в типах изображения третьей руки Богоматери опирались на разные источники -- предание об Иоанне Дамаскине предполагало изображение отдельной серебряной подвески или ее имитации; предание об иконописце позволяло изображать все три руки Богоматери совершенно одинаковыми.

Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

Светлана ЛИПАТОВА

Версия для печати

Тэги: Культура  Иконы  Богородица  Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.