Опыт православного служения в местах заключения, уже накопленный в разных регионах, требует осмысления и выработки общих подходов. Весьма оживленно эти вопросы обсуждались на X Рождественских чтениях, предоставивших участникам "тюремного" служения редкую возможность собраться вместе. Как показали чтения, наиболее актуальны сейчас следующие проблемы.
Статус тюремного священника. Должен ли места заключения окормлять приходской священник, или он должен быть снят с прихода и целиком посвятить себя работе в колонии или СИЗО? С одной стороны, приходскому священнику, особенно в провинции, просто не хватает времени и сил на пристальное внимание к тюрьме или колонии. Как, например, в праздник разорваться между колонией и своим приходом? В итоге священник не имеет возможности посещать колонию чаще одного-двух раз в месяц. С другой стороны, живая связь колонийской общины с приходом, с верующими, живущими на свободе, может поддержать заключенных в духовной борьбе и в житейских трудностях. Возможно, говорили на чтениях, стоит обратить внимание на опыт Великобритании, где организуются так называемые попечительские приходы, существующие за стенами исправительного учреждения, но ориентированные на особую заботу о его насельниках и персонале.
Натиск сект. Когда в колонию приезжают, например, баптисты с концертом, начальство обычно только радо: колонистов ведь нужно чем-то занимать, а производство сейчас есть не во всех учреждениях исполнительной системы. Бывает, что заключенных собирают на такие концерты-проповеди целыми залами. Работникам ГУИН, как они сами признают, трудно разобраться и осознать вредоносность сект. Между тем сектанты вагонами везут свою литературу, раздают заключенным листовки, "свидетельства о спасении", иногда прямо призывают не ходить в храм, не почитать иконы.
Многие православные священники, работающие в местах заключения, считают эту проблему наиболее острой и уверены, что решать ее нужно, соблюдая содержащийся в действующем законодательстве принцип индивидуального подхода (приглашать проповедника только по просьбе заключенных, каждый заключенный традиционных конфессий должен иметь возможность позвать своего священника, муллу или пастора) и запрет прозелитизма. При этом участники чтений подчеркивали, что неправильно говорить людям: "Это вредная пища" - и ничего не давать взамен. По словам владыки Августина, архиепископа Львовского и Галичского, "проповедь в местах заключения должна быть только позитивной - надо главный акцент делать не на обличение других конфессий, а рассказывать о своей, чтобы не провоцировать конфликтов во взрывоопасной среде". А один батюшка из Белоруссии заметил: "Настойчивости сектантов можно поучиться. Есть у нас особая зона, куда мы раз пришли, а нас не пустили. А сектант пришел и сутки ходил вокруг колонии, к концу второго дня его забрали, привели к начальнику, а ему того и надо: он расстегивает пальто, а под ним куча сувениров, подарков. Все - он вошел, до сих пор туда ходит. А мы что? Не пустили нас, мы и ушли".
Просвещение сотрудников исправительных учреждений. Помощь местам заключения - это та сфера, где сотрудничество государства с Церковью идет наиболее успешно, потому что его необходимость очевидна уже практически всем (см. интервью на стр. 16). При этом для Церкви важно не только то, что государство признает пользу православной проповеди для заключенных. Занимаясь просвещением заключенных, нельзя оставлять без просвещения персонал тюрем и колоний. Тем более что потребность в духовной поддержке у них огромная. Сотрудникам исправительных учреждений живется очень нелегко. Чтобы не ожесточиться и, несмотря ни на что, относиться к заключенным как к людям, им, по их собственным словам, необходима вера. "Я простой человек, топчу эти коридоры день и ночь наравне с охранниками, - говорила на чтениях работница женской колонии, майор внутренней службы. - Как тяжело там работать - сутками, неделями, а если еще и много лет подряд... За одни сутки столько всего насмотришься и столько услышишь в свой адрес! Если будет такая возможность у нашего ГУИНа или у батюшек - вывезите нас хоть на день, хоть на два из тюрьмы - в паломничество, к святым местам! Там люди, будучи даже еще невоцерковленными, преображаются, происходит перелом в душе, тогда и к заключенным легче правильно относиться".
Адаптация освобождающихся. У тех, кто выходит из заключения, часто нет прописки, жилья, одежды, денег. "Если человек вышел, мы можем помочь ему одеждой, билетом, где-то в монастыре он может пожить, пока не придет в себя, - рассказывал о. Александр Тупиков (Волгоградская епархия). - В прошлом году у нас освободился человек, отсидевший в общей сложности 27 лет, - куда ему идти? Он полтора года жил в Свято-Духовском монастыре. Устроить человека можно - не проблема. Но средства ограничены. Один освободился недавно - на билет дали. А на еду уже денег не было, а ему четверо суток ехать..."
Проблемы, которые встречают заключенных на свободе, не только материальные. "В колонии заключенные смиренные, а когда освобождаются, могут не удержаться. Один осужденный никогда четок из рук не вынимал, а когда вышел, на него свобода сильно повлияла, - сокрушался батюшка из Астрахани. - Хоть он и православный был, но закончил жизнь нехорошо: в один из праздников напился так, что сердце отказало..." Как помочь бывшим заключенным не возвратиться к прежней жизни, не разорвать связи с Церковью и после освобождения - вопрос, над которым задумываются все "тюремные" священники.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Церковь предлагает изменить закон о полиции В связи с казанской трагедией, Православная Церковь предлагает доработать закон о полиции и прикрепить священников к отделениям полиции, наподобие армейских капелланов
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
Церковная реакция на дело Пусси Райот: замирение возможно? Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма — примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Язычество в Абхазии не станет государственной религией Поправки к Закону о религии, которые должны были уравнять язычество, ислам и православие не будут приняты абхазским парламентом. Закон, еще не поступивший на его рассмотрение, оставит республику светским государством, хотя и подчеркнет в преамбуле особую роль Православия в ее истории
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Протоиерей Димитрий Смирнов: священников призывают только по недоразумению Сегодня был опубликован текст постановления правительства об отсрочке от службы в армии для священнослужителей. Председатель синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами заверил, что в этом году молодые священники получат отсрочку от службы в армии, несмотря на задержку с утверждением списка в Минобороны
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Молитвенные комнаты: изменится ли светский статус школы Стоит ли переживать по поводу новых поправок в закон об образовании? Чем они продиктованы? Рассуждают руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) инокиня Ксения (Чернега), член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков и публицист Дмитрий Быков
Почему православные опасаются новых паспортов? Православные активисты и авторы общецерковного документа «об ИНН» высказали свою озабоченность введением электронных паспортов. Протоиерей Всеволод Чаплин не разделил их богословских соображений, но согласился с опасениями, подчеркнув, что введение электронных средств идентификации может угрожать гражданским свободам.
Трудовые договоры и образование священников хотят поставить под контроль местных властей В конце февраля Госдумой в первом чтении был принят проект изменений в законе о свободе совести. В СМИ появились сообщения, что официальные представители Русской Церкви проектом недовольны. Что настораживает Церковь, мы поинтересовались у главы юридической службы Московской Патриархии инокини КСЕНИИ (ЧЕРНЕГИ)
Защита чувств верующих: вызов Церкви Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
Закон о защите чувств верующих с точки зрения юриста Что изменит новый закон, что такое чувства верующих, что считать их оскорблением, и для чего их вообще защищать? Объясняет Юрий Пудовочкин, доктор юридических наук, профессор
Церковный и светский суд: в чем сходства и в чем различия? Если священник или монах нарушил не только Божию заповедь, но и человеческий закон, ему придется предстать перед двумя судами сразу. Связаны ли в таком случае церковный и светский суд? Есть ли в церковном суде адвокаты? Какой суд строже? Рассказывает заместитель председателя Епархиального церковного суда Москвы профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав ЦЫПИН.
«Дерево Закхея» теперь на российской территории Документально подтверждено право собственности России на участок в Иерихоне (12 тыс. кв. метров), на котором находится "дерево Закхея" -- смоковница, на которое залез мытарь Закхей, чтобы увидеть Христа. Кроме того, оформлены документы на участки земли в Иерихоне, принадлежащие РПЦ (эти документы Сергей Степашин передал Его Святейшеству)
Место без Бога? <b>Иеромонах Ярослав (Шадронов)</b> служит в поселке Вадино Смоленской области. Кроме службы в сельском храме у него есть послушание - окормлять три большие колонии. О заключенных и своем служении о. Ярослав рассказывает удивительно просто и увлеченно, а о тяжелой обстановке этих мест почти не упоминает, считая это естественным: "На зоне должно быть трудно и скорбно. Ведь здесь 70 лет не было церкви, святыни, а значит, зарождался ад, место без Бога". Когда мы посылали о. Ярославу текст для согласования, он сделал приписку: "Сказать честно, больше неудач в моем служении, чем побед. Но и из неудач мы ищем извлечь пользу, смиряемся и надеемся на Бога".
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.