На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Квантовая модель божественного действия: Церковь обсудила перспективы диалога богословия и науки


Версия для печати
25.01.13, 18:33

25 января в крипте храма св. Иоанна Предтечи при Общецерковной аспирантуре в рамках XXI Рождественских чтений состоялся круглый стол: «Диалог науки и религии: российский и зарубежный опыт».



«Одной из центральных проблем богословского диалога на Западе сегодня остается вопрос редукционизма, принятого в естественных науках. – считает протоиерей Димитрий Кирьянов, физик по образованию, заведующий кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии, кандидат философских наук и выпускник Московской духовной академии. — Методологически редукционизм предполагает изучение окружающего мира через разделение его на части и сводит законы высшего порядка к низшим, когда работа живого организма понимается как производная от работы его клеток, или физика макромира сводится к изучению поведения атомов».

С позиций редукционизма иерархия мира такова: сперва физический мир, потом мир животный и мир человеческой культуры. Законы каждого последующего уровня определяются предыдущим, — объясняет отец Димитрий. — Где в этой схеме место для богословия? Некоторые западные богословы, как следует из доклада тобольского священника, видят в церковном богословии звено, завершающее описанную пирамиду, другие исходят из того, что богословие не венчает пирамиду, а целиком объемлет иерархию, взаимодействуя со всеми тремя ее уровнями. В ключе названных концепций часть западных богословов предлагают так называемую “квантовую модель божественного действия”. Эту теорию они конструируют как раз с помощью «нижних слоев» пирамиды, то есть законов квантовой физики.

Классическая физическая наука от эпохи Просвещения унаследовала представления о незыблемости законов физического мира, богословы XIX века отвечая на этот вызов, видели в этих законах некую тварную реальность, созданную Богом, и отражающую его предвечный промысел о мире. («Бог создал физические законы»). Квантовая теория существенно корректирует эти представления, позволяя божественному промыслу «вмешиваться» в действие привычных нам законов физики, — во всяком случае, именно так считают некоторые западные специалисты.

«Когда мы говорим о диалоге богословия и науки, мы сталкиваемся с проблемой нехватки переговорщиков со стороны Церкви, людей, одинаково хорошо разбирающихся в естественных науках и богословии. Двойных специалистов в нашей стране не так уж и много, и практически все они собрались сегодня здесь, разве что кроме отца Кирилла Копейкина», — с иронией заметил по ходу конференции проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий, выступивший в роли ведущего и модератора круглого стола.

В крипте храма св. Иоанна Предтечи при Общецерковной аспирантуре, действительно собралось немногим более двадцати человек. Протоиерея Кирилла Копейкина, директора Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета и доцента СПбДА, не было, он не смог принять участие в работе круглого стола. Но несмотря на это конференция все-таки собрала весьма представительный круг участников. Среди представителей духовных и светских учебных заведений в дискуссии приняли участие Алексей Бодров, ректор Библейско-богословского института им. Андрея Первозванного, Владимир Катасонов, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры, преподаватели МИФИ, Свято-Филаретовского университета, философ и член Библейско-богословской комиссии Аркадий Малер.

Общий пафос прозвучавших докладов подытожил в своем выступлении Владимир Катасонов: «Вопрос диалога, – по его мнению, — это не вопрос спора между богословием и наукой. Богословие не воюет с наукой, а помогает ей понять свои границы, помогая ученому осознать, где заканчиваются рациональные методы познания. Нужно освободиться, как говорил Хомяков, от немецкого предрассудка, что слово науки это и есть истина. Для того чтобы в этом убедиться, можно просто обратиться к изучению истории науки. Другое дело, что в России нет современных книг по истории, скажем, физики, а те которые были давно уже устарели».

Кроме того в ходе дискуссии прозвучали и некоторые «частные мнения», так, отец Димитрий Кирьянов поделился личным ощущением, сложившимся у него за годы изучения проблемы, что наши ученые, в отличие от западных, стесняются публично выражать свою позицию и это вредит плодотворному диалогу. «У нас диалог между наукой и богословием маргинализирован. Кроме того, как выпускник физфака, я скажу, что нашим физикам в университетах читается слишком маленький курс философии. Нужно строить какие-то междисциплинарные программы, которые есть на Западе, — убежден отец Дмитрий. – Со стороны Церкви, в то же время, главное – это выработать вдумчивое и уважительное отношение к результатам естественных наук и научиться взаимодействию в общем пространстве».

В ответ на это Алексей Бодров, в прошлом много сотрудничавший со знаменитым Темплтоновским фондом, поддерживающим во всем мире ученых, ведущих диалог с религией, заметил, что на его взгляд диалог между наукой и богословием на Западе не менее маргинализирован, чем в России. За исключением нескольких учебных заведений, по его мнению, защитить диссертацию на «смежные» с религией темы физику проблематично и там.

Библейско-богословский институт, ректором которого является Алексей, уже не первый год занимается изданием зарубежных монографий, посвященных диалогу науки и веры.
Руководитель круглого стола отец Владимир Шмалий выразил Алексею Бодрову особую благодарность за издательские программы института, подчеркнув, что опыт этого учебного заведения теперь обязательно будет востребован, в отличие от предыдущих десятилетий, когда по инертности церковного мышления, духовное образование было не готово ставить вопросы научно-богословского диалога на современном уровне, ограничиваясь апологетикой, сложившейся как семинарская дисциплина еще в XIX веке. « Эта апологетика во многом устарела и вряд ли может в нынешнем своем виде удовлетворить светского ученого», — считает отец Владимир.

Напомним, что ближайшая научная конференция, посвященная диалогу науки и религии, уже не в рамках Рождественских чтений, а как часть научной сессии МИФИ (это своеобразный смотр научных достижений ведущего физического института страны) состоится 4 февраля под руководством митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), ректора Общецерковной аспирантуры, одновременно являющегося заведующим кафедрой теологии, открытой в МИФИ около полугода назад. Ее заседание пройдет с 11:00 до 18:00 в конференц-зале 3-го этажа главного корпуса университета.

Дмитрий РЕБРОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Наука 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.