Часто православных воспринимают как ретроградов и начетчиков или в лучшем случае как «старообрядцев Европы». Праздник Торжества Православия – отличный повод задуматься о том, что такое традиция и новизна, что такое правила отцов и что свобода во Христе. Посмотрим на вещи с неожиданной стороны – действительно ли раньше постились и молились больше.
В древности постились строже
На самом деле современная длительность многодневных постов сложилась к XII веку, когда в 1166 году Константинопольский патриарх принял решение увеличить Рождественский пост с недели до сорока дней. Наши представления о длительности и строгости постов основываются на монастырском уставе лавры Саввы Освященного, ориентированного на страны Средиземноморья. Основным рационом жителей этих стран были овощи и морепродукты, которые были доступнее и дешевле мяса, что нашло отражение в постовых рекомендациях, публикуемых по сей день на разных православных сайтах.
На Руси до XIV века действовал куда более мягкий Студийский устав, предусматривавший разную степень воздержания для монахов, белого духовенства и мирян. Он был введен во второй половине XI века преподобным Феодосием Печерским для Киево-Печерского монастыря. Послание преподобного Феодосия к киевскому князю Изяславу также говорит о том, что в XI веке на Руси пост для мирян был куда мягче, чем в наши дни: «Еще ты спрашивал, благородный княже, добро ли то, если кто заречется не есть мяса в среду и пяток. Добро и очень полезно. И этому не я научаю, но святые и божественные апостолы так законоположили: всяк християнин да постится в среду и пяток, бельцы — от мяса, а чернецы — от молочного, ибо в среду составили заговор жиды против Христа, а в пяток распяли Господа беззаконные».
Отметим, что современная постовая практика с ее постоянным усложнением восходит к XIX веку. В житии преподобного Серафима Саровского можно найти упоминания о благочестивой женщине, которая не вкушала скоромного еще и по понедельникам. Отметим, что историки фиксируют распространенность этой практики, начиная со второй половины XIX века. В тоже время в ходе подготовки Поместного собора 1917-1918 годов неоднократно говорилось о необходимости разработать правила поста для мирян, которые бы отличались от иноческого поста. К сожалению, эта работа не сделана до сих пор, хотя не раз и говорилось о желательности замены рыбы молочными продуктами как более доступными и дешевыми в России.
В древности служили дольше
Наши представления о длительности средневековых богослужениях в основном основаны на чтении житий святых, большая часть из которых были монахами. Если принимать агиографические тексты в качестве единственного достоверного источника, то ревность к посещению богослужений у наших предков действительно была высока. Преподобническое житие часто рассказывает о том, что святой первым приходил в храм и последним уходил.
Если же обратиться к другим средневековым текстам, то картина будет не такой однозначной. Древнерусские проповедники и епископы неоднократно обличали нерадение наших предков к посещению служб. В середине XVII века из-за этого возник спор о единогласии и многогласии.
Наши предки ревностно относились к тексту богослужения, а потому выступали против сокращения долгих монастырских служб, но и проводить по 4-10 часов в храме особенно во время Великого поста никто не хотел. На Руси была распространена практика одновременного вычитывания разных частей службы 5-7 чтецами. Это позволяло сильно сократить время богослужения, но создавало ужасную какофонию в храме. Когда в середине XVII века было запрещено читать одновременно разные части службы, многие прихожане просто перестали ходить в храмы и ругали священников, служивших по уставу, о чем свидетельствуют, например, тексты протопопа Аввакума и Ивана Неронова.
Ситуация не улучшилась и в конце XIX начале ХХ века. Протоиерей Николай Балашов в своей книге «На пути к литургическому возрождению» приводит свидетельства того, что литургия в образцовых приходских храмах длилась не более часа, всеношная – не более двух.
Среди петербургских и московских священников устраивались даже соревнования по скорости совершения богослужения. В ходе подготовки Поместного собора неоднократно говорилось о необходимости создания приходского богослужебного устава, который позволил бы убрать лишние повторы в богослужении и унифицировать сокращения. О краткости служб в начале ХХ века свидетельствуют и молитвословы для мирян, изданные по благословению Святейшего Синода.
В них сильно сокращены утренние и вечерние правила, а также Последование ко святому Причастию. Совершение же богослужения в полном соответствии с Типиконом требовало колоссальных усилий, оно было совершено в начале ХХ века лишь один раз после долгой подготовки и при участии такого знатока устава как Михаил Скабалланович, который считал невозможным регулярное проведение подобного эксперимента.
Раньше вели себя благочестивее
Анна Григорьевна Достоевская – вторая жена писателя оставила в своих воспоминаниях запись, показывающую, как отличались в Российской империи даже в конце XIX правила поведения в храме от современных: «В тот же вечер, 30 января, в Духовской церкви Александро-Невской лавры, где стоял гроб Федора Михайловича, был совершен парастас (торжественная всенощная). Я приехала ко всенощной с моими детьми. Церковь была полна молящихся; особенно много было молодежи, студентов разных высших учебных заведений, духовной академии и курсисток. Большинство из них остались в церкви на всю ночь, чередуясь друг с другом в чтении псалтиря над гробом Достоевского. Потом мне передали одно характерное замечание: именно, что когда сторожа пришли убирать церковь, то не нашлось в ней ни одного окурка папирос, что чрезвычайно удивило монахов, так как обычно, за долгими службами, почти всегда в церкви кто-нибудь втихомолку покурит и бросит окурок. Тут же никто из присутствовавших не решился курить из уважения к памяти почившего».
Дошло до того, что стали обращать внимание на... некурение возле храма во время службы Такие свидетельства о том, что в православном храме курили во время службы можно найти и в воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова).
Если же обратиться ко временам более древним, то можно найти свидетельства о том, что в храмах могли возникать потасовки и люди даже убивали друг друга. Римский историк IV века Аммиа́н Марцелли́н рассказывает, что в ходе споров о кандидатуре римского епископа прошла драка между сторонниками разных кандидатов, и в базилике осталось около двухсот трупов тех, кто поддерживал проигравшего на выборах.
Многочисленные свидетельства начала ХХ века также говорят о студентах, прикуривавших папироску от лампады. Столь демонстративное поведение вызывало осуждение, но было распространено.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Церковь в блогах: рейтинги, благотворительность, миссионерство На фестивале православных СМИ «Вера и слово» обсуждали не только зарегистрированные средства массовой информации, но и блоги. Тема была сформулирована как «новые СМИ или клубы по интересам?», но дискуссия приняла несколько иное направление: налицо инструмент, который нужно научиться использовать. Эксперты рассказали о рейтингах в ЖЖ и сборе в сети средств на благотворительность.
Наши в Берлине В современном Берлине четыре православных русских прихода. Самый старый из них, храм Покрова на Шпрее, получил собственное здание лишь два года назад. При этом сами прихожане, успевшие изучить историю своей общины, утверждают, что ей уже более девяноста лет. Она сумела выжить даже во времена гитлеровской Германии. Но оказалось, что эти испытания -- для веры не самые тяжелые.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Манифест маленького человечка Один человек взял и устроил бессмысленную бойню. Убил тех, к кому не испытывал никакой вражды, чья смерть не могла принести никакой выгоды ни ему лично, ни его народу, государству, партии, секте или какому-нибудь еще сообществу людей, или идее, во имя которой могут убивать людей. Как превратился в чудовище обычный наш современник? Размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Участница «Pussy Riot» извинилась перед православными Неожиданное продолжение получила история с «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Одна из участниц обратилась к общественности с покаянием, которого так долго ждала Церковь
Смиренный палач: история красного командира В конце 1920-х годов в монашеской общине при Доме милосердия в Харбине появился необычный послушник: он не называл своего имени и отказывался принять постриг…
Что такое кощунство? Тема кощунств и провокаций, к сожалению, стала в последнее время особо актуальной. Но что такое кощунство, как это объяснить светскому или не очень религиозному человеку? Как христиане должны реагировать на кощунство? Об этом мы спросили религиоведа и преподавателя ПСТГУ диакона Максима Крижевского
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Эмиграция: отечество земное и небесное Почему переезд за рубеж – общая проблема сегодняшней «мировой деревни», как сохранить связи со своей страной, даже если живешь за границей и бывает ли, что тоска по отечеству земному приводит к вере в Отечество Небесное, рассуждает архимандрит САВВА (ТУТУНОВ), заместитель управляющего делами Московского Патриархата.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.