На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Мифы о Православии: «раньше было строже»


Версия для печати
24.03.13, 16:18

Часто православных воспринимают как ретроградов и начетчиков или в лучшем случае как «старообрядцев Европы». Праздник Торжества Православия – отличный повод задуматься о том, что такое традиция и новизна, что такое правила отцов и что свобода во Христе. Посмотрим на вещи с неожиданной стороны – действительно ли раньше постились и молились больше.

В древности постились строже

На самом деле современная длительность многодневных постов сложилась к XII веку, когда в 1166 году Константинопольский патриарх принял решение увеличить Рождественский пост с недели до сорока дней. Наши представления о длительности и строгости постов основываются на монастырском уставе лавры Саввы Освященного, ориентированного на страны Средиземноморья. Основным рационом жителей этих стран были овощи и морепродукты, которые были доступнее и дешевле мяса, что нашло отражение в постовых рекомендациях, публикуемых по сей день на разных православных сайтах.

На Руси до XIV века действовал куда более мягкий Студийский устав, предусматривавший разную степень воздержания для монахов, белого духовенства и мирян. Он был введен во второй половине XI века преподобным Феодосием Печерским для Киево-Печерского монастыря. Послание преподобного Феодосия к киевскому князю Изяславу также говорит о том, что в XI веке на Руси пост для мирян был куда мягче, чем в наши дни: «Еще ты спрашивал, благородный княже, добро ли то, если кто заречется не есть мяса в среду и пяток. Добро и очень полезно. И этому не я научаю, но святые и божественные апостолы так законоположили: всяк християнин да постится в среду и пяток, бельцы — от мяса, а чернецы — от молочного, ибо в среду составили заговор жиды против Христа, а в пяток распяли Господа беззаконные».

Отметим, что современная постовая практика с ее постоянным усложнением восходит к XIX веку. В житии преподобного Серафима Саровского можно найти упоминания о благочестивой женщине, которая не вкушала скоромного еще и по понедельникам. Отметим, что историки фиксируют распространенность этой практики, начиная со второй половины XIX века. В тоже время в ходе подготовки Поместного собора 1917-1918 годов неоднократно говорилось о необходимости разработать правила поста для мирян, которые бы отличались от иноческого поста. К сожалению, эта работа не сделана до сих пор, хотя не раз и говорилось о желательности замены рыбы молочными продуктами как более доступными и дешевыми в России.

В древности служили дольше

Наши представления о длительности средневековых богослужениях в основном основаны на чтении житий святых, большая часть из которых были монахами. Если принимать агиографические тексты в качестве единственного достоверного источника, то ревность к посещению богослужений у наших предков действительно была высока. Преподобническое житие часто рассказывает о том, что святой первым приходил в храм и последним уходил.

Если же обратиться к другим средневековым текстам, то картина будет не такой однозначной. Древнерусские проповедники и епископы неоднократно обличали нерадение наших предков к посещению служб. В середине XVII века из-за этого возник спор о единогласии и многогласии.

Наши предки ревностно относились к тексту богослужения, а потому выступали против сокращения долгих монастырских служб, но и проводить по 4-10 часов в храме особенно во время Великого поста никто не хотел. На Руси была распространена практика одновременного вычитывания разных частей службы 5-7 чтецами. Это позволяло сильно сократить время богослужения, но создавало ужасную какофонию в храме. Когда в середине XVII века было запрещено читать одновременно разные части службы, многие прихожане просто перестали ходить в храмы и ругали священников, служивших по уставу, о чем свидетельствуют, например, тексты протопопа Аввакума и Ивана Неронова.

Ситуация не улучшилась и в конце XIX начале ХХ века. Протоиерей Николай Балашов в своей книге «На пути к литургическому возрождению» приводит свидетельства того, что литургия в образцовых приходских храмах длилась не более часа, всеношная – не более двух.

Среди петербургских и московских священников устраивались даже соревнования по скорости совершения богослужения. В ходе подготовки Поместного собора неоднократно говорилось о необходимости создания приходского богослужебного устава, который позволил бы убрать лишние повторы в богослужении и унифицировать сокращения. О краткости служб в начале ХХ века свидетельствуют и молитвословы для мирян, изданные по благословению Святейшего Синода.

В них сильно сокращены утренние и вечерние правила, а также Последование ко святому Причастию. Совершение же богослужения в полном соответствии с Типиконом требовало колоссальных усилий, оно было совершено в начале ХХ века лишь один раз после долгой подготовки и при участии такого знатока устава как Михаил Скабалланович, который считал невозможным регулярное проведение подобного эксперимента.

Раньше вели себя благочестивее

Анна Григорьевна Достоевская – вторая жена писателя оставила в своих воспоминаниях запись, показывающую, как отличались в Российской империи даже в конце XIX правила поведения в храме от современных: «В тот же вечер, 30 января, в Духовской церкви Александро-Невской лавры, где стоял гроб Федора Михайловича, был совершен парастас (торжественная всенощная). Я приехала ко всенощной с моими детьми. Церковь была полна молящихся; особенно много было молодежи, студентов разных высших учебных заведений, духовной академии и курсисток. Большинство из них остались в церкви на всю ночь, чередуясь друг с другом в чтении псалтиря над гробом Достоевского. Потом мне передали одно характерное замечание: именно, что когда сторожа пришли убирать церковь, то не нашлось в ней ни одного окурка папирос, что чрезвычайно удивило монахов, так как обычно, за долгими службами, почти всегда в церкви кто-нибудь втихомолку покурит и бросит окурок. Тут же никто из присутствовавших не решился курить из уважения к памяти почившего».

Дошло до того, что стали обращать внимание на... некурение возле храма во время службы Такие свидетельства о том, что в православном храме курили во время службы можно найти и в воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова).

Если же обратиться ко временам более древним, то можно найти свидетельства о том, что в храмах могли возникать потасовки и люди даже убивали друг друга. Римский историк IV века Аммиа́н Марцелли́н рассказывает, что в ходе споров о кандидатуре римского епископа прошла драка между сторонниками разных кандидатов, и в базилике осталось около двухсот трупов тех, кто поддерживал проигравшего на выборах.

Многочисленные свидетельства начала ХХ века также говорят о студентах, прикуривавших папироску от лампады. Столь демонстративное поведение вызывало осуждение, но было распространено.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Личность  Общество 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.