На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество 3 (86)'2013

Лезть вперед или пропустить другого?


Версия для печати
05.03.13, 12:19

Я не хочу, чтобы моя дочь за обиды давала сдачу, пытаюсь научить ее тому, что нужно уметь уступать. Но когда ее обижают, мне трудно принять это и хочется, чтобы она постояла за себя, тем более что на деле часто получается, что она уступает, а ей – нет. И сразу хочется сказать: «Ну и ты ему больше не уступай». Учу ее не лезть вперед, и случается, что она подходит к «раздаче», когда уже и взять нечего, и, конечно, ужасно огорчается. Получается, что мама во мне хочет одного, христианская душа – другого. Боюсь, что от этой раздвоенности страдает ребенок. Что вы посоветуете? Александра



Протоиерей Феодор БОРОДИН, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец шестерых детей:

– Тут вопрос в смирении. И решать, какова степень смирения ребенка, родители не могут. Кто-то может терпеть все детство, не озлобляясь и радуясь. Кто-то не в состоянии этого выдержать. Родители должны помочь ребенку понять, насколько реально он может проявить смирение, быть миротворцем, и научить его разделять несколько аспектов этой проблемы.

Первое – это его личное, второе – это противостояние злу. Наверное, надо объяснить ребенку, что когда дело касается лично его, то, если он может потерпеть, за это Господь его наградит. Но терпеть, когда при нем обижают кого-то слабого, будет неправильно, будет грехом. Мудрость и сила человека – когда он может уклониться от конфликтов, если это необходимо, но и за правду не боится постоять.

Мне кажется, что, если речь идет о мальчике, надо отдавать его заниматься борьбой. Это формирует твердый характер человека, по-хорошему уверенного в себе. Человек, занимающийся борьбой (лучше, если это невосточные виды), знает цену своей силе, силе другого человека, знает, что такое боль, и во время конфликта держится без унижения других, без унижения себя. И он часто ведет себя так, что никому в голову не придет к нему приставать – люди нутром чувствуют внутреннюю силу человека.

Иногда борьба и девочкам может пригодиться. Например, в классе, где учится моя дочь, два мальчика говорили всякие пошлости, гадости и матерились. Моя дочка, которая ходила к тому времени полтора года на самбо, сказала им раз, чтобы перестали, сказала два, сказала три. А потом показала силу. Теперь в классе матом никто не ругается. По крайне мере при ней. Возможно, так тоже надо порой поступать.

Человек должен сам учиться решать, где кончается смирение и начинается малодушие и предательство. Например, когда Александра Невского выгоняли из Новгорода – он ушел, хотя это был страшный позор для князя. Когда его просили вернуться – он вернулся, не помня обиды, потому что это была его личная воля к стяжанию смирения. Но когда нападали на Новгород или на Псков, он доставал меч, потому что обижали и убивали тех, за кого он отвечал перед Богом.

Человек святой – это человек великого смирения. Смирение – это как духовная валюта, которой все измеряют! Бог измеряет все труды человека тем, сколько он приобрел смирения и любви. И если в каком-то коллективе, в том числе и детском, появляется один человек, который умеет смиряться по-настоящему, его очень многие начинают любить. Но таких людей так мало!

Родителю нужно с молитвой за ребенка четко понять – что тот может выдержать. Ведь это вызов, это реально труднее, чем читать правило и стоять на всенощной. Может быть, надо пойти в класс, разобраться, что там происходит, потому что для ребенка это может быть очень тяжелым искушением и требовать от него смирения, как от отрока Варфоломея, никто не вправе. Нельзя от ребенка требовать того, что ему не по духовным силам.

Приобретение смирения – это долгая дорога, которая нам предписана на всю жизнь. Мы сами часто умеем смиряться? Как мы раздражаемся! Как не любим уступать! И даже если смиренно себя вести в какой-то ситуации – этим нельзя научить смирению. Объяснить, как было бы хорошо, потому что это по заповеди, – надо.

Но научить смирению можно, только когда родитель смиряется сам.
Если ребенок видит, что отец может попросить у него прощения, когда он неправ – наорал на ребенка несправедливо, например, – это учит смирению. Или если отец готов не стукнуть кулаком по столу и закричать на мать: «Я муж, поэтому всегда прав!», а готов сказать: «Да, милая, сейчас ты права», – вот это и есть школа смирения.

Ребенку можно сказать: «Нам с тобой пока недоступно любить врагов, мы этого не умеем, но рядом с заповедью о любви к врагам сказано: молитесь за обижающих вас. И вставая на эту первую ступенечку, мы, может быть, когда-нибудь приблизимся к любви к врагам. Вот есть мальчик или девочка, которые тебя обижают? Давай за них помолимся вместе. Мы, взрослые, знаем: начинаешь молиться за обидчика и, во-первых, очень скоро перестаешь на него быть обиженным, а потом каким-то невидимым образом благодать исцеляет и его сердце по отношению к тебе».

Татьяна АМВРОСИМОВА, психолог, гештальт-терапевт:

– Когда мамы или папы одергивают ребенка: не кричи, не лезь, делись и так далее, они нередко это делают из внутреннего ощущения стыда. Для них главное – хорошо выглядеть в глазах других людей, а иначе… будет стыдно. Маркерами стыда в таких случаях становятся злость на ребенка, который так себя ведет на людях, неприятные мысли – «я плохая мама» или «у меня плохо воспитанный ребенок», ощущение беспомощности – «я так стараюсь, а он…».

По сути, для того, чтобы нам не было стыдно перед окружающими, мы начинаем подгонять, втискивать ребенка в определенные рамки. Понаблюдайте за собой и за другими мамами. Попробуйте заметить, как часто звучат в нашем обществе такие выражения, как: «ну что ты вымазался как хрюша», «перестань кричать, стой смирно», «стыдно быть таким непослушным; посмотри, другие дети спокойно стоят»…

Этот список можно продолжать до бесконечности. Так нас воспитывали наши родители, и так мы воспитываем наших детей. И такое отношение словно связывает нас по рукам и ногам, и вот уже взрослый человек предпочитает вообще ничего не делать, чем рискнуть совершить ошибку.

Это последствия того самого токсического стыда, и это родом из детства. У человека, которого воспитывали по принципу «чтобы не было стыдно перед другими», на всю жизнь остается ощущение – я какой-то не такой, я всем мешаю. И этот замкнутый круг передается из поколения в поколение: мамы, которым стыдно перед окружающими за невоспитанных детей, стыдят детей, стараясь их сделать «хорошими, правильными, нормальными и… удобными». За стыдом могут стоять также и другие чувства родителей, например, тревога или нарциссическая гордость, когда ребенок обязан быть самым-самым.

Конечно, все это не означает, что ребенка воспитывать не нужно. Нужно, вот только необходимо хорошо осознавать, из какого посыла мы это делаем: чтобы чувствовать себя хорошо в глазах окружающих или из желания помочь ребенку осознать и раскрыть свой собственный потенциал. Если исходить из второго варианта, то главное, о чем нужно помнить, – невозможно насильно научиться чему-либо, устыжение приводит не к исправлению поведения, а к тому, что человек начинает замыкаться в себе, чувствовать себя плохим, неспособным и все больше и больше скрывать себя от мира.

Ребенок воспитывается, глядя на вас. Он подсознательно перенимает, например, ваши принципы отношений с мужем, так что, если вы подолгу обижаетесь друг на друга, а ребенка учите прощать, он вам попросту не поверит. Понаблюдайте за собой.

Второе – дайте возможность ребенку пробовать разные варианты. Только так он сможет сам столкнуться с последствиями своих поступков и осознать их. При этом ни в коем случае не стоит говорить «я же тебе говорила», «сам виноват» и тому подобное. Третье – принимайте чувства, которые есть у ребенка: злость, зависть, печаль, грусть, радость.

Называйте чувства, говорите: «ты злишься», «ты расстроен», говорите, что вы видите, как ему сейчас сложно (или радостно), говорите, что вы ему сочувствуете, когда он расстроен или разозлен и не может изменить ситуацию, как бы ему ни хотелось. Давайте ему прожить свои чувства, будьте рядом с ним в это время! От того, что малышу просто будут запрещать злиться, он не перестанет чувствовать злость, но он «разучится» ее замечать, и тогда она со временем может вылиться чем угодно – от психосоматики до поведенческих проблем.

И еще один момент, о котором я хотела бы сказать: агрессия – это далеко не только кулаки и драки. Это и вовремя сказанное слово, и умение высказать, аргументировать свое мнение, это и внутренние силы не идти за толпой.

И если ребенок не будет уметь постоять за себя, не научится выстраивать границы – вы рискуете вырастить жертву, которая искренне будет считать: я ничего не могу, я ничего не умею и только кто-то другой имеет надо мной власть.

Что же касается ситуаций, которые описаны в письме, – мне не хватает информации, но могу пофантазировать на этот счет. Какие именно обиды имеются в виду? Если ребенок маленький (дошкольный, младший школьный возраст) и кто-то его ударил, отобрал игрушку и так далее – это задача родителей его защитить.

Идеальная ситуация, когда ребенок тут же бежит с этим к маме или папе, доверяя им, ощущая их мудрыми и главными.

По поводу «уступать – не уступать» – смотря о чем идет речь. Если это маленький трехлетний ребенок в песочнице, который отказывается отдать игрушку другому малышу, не настаивайте. Это его игрушка. Если постоянно отбирать ее и давать поиграть другому ребенку – у вашего малыша появится страх, что все его вещи могут отдать другому. И чем больше вы будете настаивать – тем больше он будет бояться, и уж точно это не приведет к желанию делиться с другими. Ну и давайте будем откровенны: вы же не отдаете другим людям свою квартиру, машину, деньги и так далее, даже если они очень попросят. Почему же вы требуете того же от ребенка?

И третья ситуация – лезть вперед. Для того чтобы выбирать «не лезть», опять же нужно уметь лезть и не лезть. Иначе внутри будет постоянная неудовлетворенность: вот вроде бы и хотел… но не делаю… и хочется и колется… Как вы понимаете, к уверенному спокойствию такие ощущения не имеют никакого отношения. Учиться этому можно, только пробуя разные способы. Я бы не рекомендовала осаживать ребенка, когда он старается добыть что-то интересное (если он, конечно, не бьет стулом окружающих, но это явно не ваш случай), но и не стала бы насильно тащить его лезть вперед. И если ребенку чего-то не досталось, что-то не удалось – будьте готовы посочувствовать ему, говоря: да, бывает и такое…

Подготовила Софья СТЕБЛОВСКАЯ

Версия для печати

Тэги: Семья  Дети  Воспитание 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.