Для духовного преуспеяния христианина, для успешной борьбы со страстями крайне важно уметь справиться со своим языком, набросить на него узду, что, по свидетельству апостола Иакова, дело очень трудное. Между тем, в нашей жизни всегда много разговоров: с родными дома, с сотрудниками на работе, в блогах в интернете. Иногда беседа носит спокойный характер, но нередко мы принимаемся обсуждать животрепещущие вопросы: далеко ли до конца света, как нам обустроить Россию, можно ли есть в пост осьминогов и т. п. И вот, иногда сами не заметив как, мы уже вовлечены в жаркую дискуссию. Но так ли мы уверены в своей правоте? А если и уверены, то не проявление ли это гордости -- пытаться убедить других, что ты прав? Полезно ли это для твоей души и для того, с кем ты споришь?
О чем мы спорим?
О самом разном. Часто о совершенно не важных вещах. К примеру, я в разговоре процитировал знаменитые строки из «Евгения Онегина» с описанием первого снега и, желая блеснуть эрудицией, указал, что это из пятой главы. Мой собеседник возражает: нет, из четвертой. Я, конечно, точно знаю, что из пятой. Но что изменится от того, что я докажу свою правоту? И ведь доказать-то ее нетрудно: даже если под рукой нет книги, заходим в интернет через компьютер или мобильник, ищем нужные строки, убеждаемся -- и что? Собеседник вынужден признать свое поражение. Если это человек с легким характером, то все пройдет без последствий. Если же ему не чужда обидчивость, мнительность и другие подобные качества, то вслед за проигрышем в этом никчемном споре может последовать серьезное охлаждение отношений. Стоит ли этого точная ссылка? Стоит ли этого «истина»? Навряд ли. Поэтому применительно к таким случаям можно лишь повторить вслед за Дейлом Карнеги: «Избегайте острых углов!»
То же касается и так называемых споров о вкусах. Несмотря на расхожую народную мудрость, о них спорят, и довольно часто. «Вы знаете, я терпеть не могу Достоевского. Да, это великий писатель и все такое, но -- не могу читать». Вряд ли будет умно бросаться что-либо доказывать. Подумаем: что мы хотим доказать? Что нашему собеседнику все-таки приятно читать Достоевского? Но это же абсурд! Следовательно, и спорить не о чем.
Куличи и спасение
Наиболее острые для христианина ситуации спора -- это дискуссии по вопросам веры в самом широком смысле этого слова: могут обсуждаться основы христианского вероучения, различия между конфессиями, богослужение и обряды, те или иные тенденции в церковно-общественной жизни, поступки и высказывания официальных представителей Церкви и т. д.
Порой моим оппонентом будет такой же православный христианин, как и я сам, однако имеющий свою точку зрения на различные явления церковной жизни. В каких-то случаях это может быть человек, у которого, как часто говорят, «Бог в сердце» и который не доверяет РПЦ с ее «попами на мерседесах». А иногда (это случается редко, но тем и интереснее) мы можем оказаться лицом к лицу с настоящим атеистом и материалистом. И чем более «внешним» по отношению к Церкви является мой оппонент, тем больше на мне ответственности как на человеке, представляющем, в глазах моего визави, Церковь. И с моей стороны будет разумно, если я забуду о своих личных амбициях, если не позволю возобладать надо мною страстям (гордости, тщеславию, гневу), вылезающим изо всех щелей под благовидным предлогом защиты Бога и Церкви от поношения, но буду действовать по отношению к моему ближнему исходя из принципа «не навреди».
В ходе нашего спора мы можем прийти к каким-то взаимоприемлемым выводам, а можем и не прийти -- но мы должны разойтись так, чтобы у моего собеседника не пропало желание к дальнейшему общению. Может быть, сегодня он поговорил с Иваном Петровичем о куличах, и услышал довольно неожиданную вещь: не в куличах спасение, а во Христе. А то, что столько внимания и сил уделяется благословению праздничной еды -- ну это так сложилось, однако в наши дни мало кто среди церковных людей считает это нормальным. И вот сегодня -- разговор с Иваном Петровичем, а завтра -- с отцом Василием, а там, глядишь, и первая исповедь. Исходя из этой главной цели -- не оборвать общение, а дать шанс ему продолжиться -- мы должны выстраивать и стратегию спора.
Соглашайтесь с чем можно
Надо помнить, что спорим мы почти всегда с каким-то конкретным человеком. И если мы рассуждаем об искусстве спора с христианской точки зрения, то (и это вовсе не излишний пафос) нам необходимо видеть в нашем оппоненте прежде всего человека, нашего ближнего, образ Божий -- одного из тех, за кого умер Христос. При таком подходе содержание спора оказывается на втором месте, а на первый план выступает тот тон, тот язык, который мы выбираем для общения с человеком.
Худшим вариантом дискуссии будет тот, при котором мы гневно обрушиваемся на оппонента, возвращая ему сторицей каждый его удар. «Вы знаете, -- говорит нам собеседник, -- мне как-то странно и неприятно видеть, что Церковь фактически захватывает территории, захватывает имущество. Вот тут была школа -- а теперь школы нет, зато есть огромный собор. А здесь была поликлиника -- ее тоже вытеснили. А недалеко от моего дома просто огородили забором немаленький кусок земли. Раньше тут все могли гулять, а теперь просто так не зайдешь». В ответ от православных людей нередко можно услышать нечто вроде этого: «А что вы хотите? После того как у Церкви все отобрали, она теперь возвращает себе свое. Все по закону! Вам, наверное, не нравится сильная Церковь? Сразу видно, что ваши деды были безбожники, священников расстреливали. Все, кончилось ваше время! Сейчас торжествует справедливость! Скоро придет православный царь и возродится Святая Русь!» Такая горячность будет воспринята оппонентом -- и справедливо! -- как элементарная глупость, а то и хамство. И спор после этого, даже если и продолжится, вряд ли будет конструктивным.
Но какой способ ведения спора приведет к более позитивным результатам? Исходя из собственного опыта я бы посоветовал следующее: соглашаться со всем тем, с чем можно согласиться -- это даст основу для дальнейшего обсуждения.
К примеру: «Церковь участвует в имущественных спорах?» -- «Да, участвует». -- «А случается ли такое, что справедливость притязаний со стороны церковных структур выглядит сомнительной?» -- «Еще бы!» -- «А вам не кажется, что Христос не одобрил бы подобного рвения в деле возвращения церковной недвижимости?» -- «Скажу честно: кажется, и нередко».
Тут наш собеседник на некоторое время в недоумении замолкает. В самом деле, странно: вроде бы православный, а рассуждает здраво. И вот здесь христианину самое время выступить в роли проповедника, миссионера: рассказать собеседнику о Христе, о Церкви, о том, что она отнюдь не тождественна земной организации, представители которой нередко совершают сомнительные поступки, познакомить собеседника с эпизодами из жизни святых (лучше всего -- кого-нибудь из новомучеников). Нет, не стоит думать, что человек «с Богом в душе» на следующий день побежит исповедоваться и причащаться, а атеист -- креститься. Скорее всего, этого не произойдет. Но наш оппонент получит возможность убедиться: в Церкви есть разные люди, не все думают одинаково, диалог вполне реален. Ведь для современного человека очень важна сама возможность обратной связи, дискуссии, диалога, да и просто живого, искреннего, уважительного, заинтересованного разговора.
Конечно, не всякий раз нам приходится спорить с «внешними», не каждый спор повод для проповеди. Но с кем бы мы ни дискутировали, на первом месте для нас должен быть человек. Иногда гораздо полезнее для нас самих не говорить, не спорить, а просто слушать. И уже одно это способно вызвать симпатию и к нам самим, и, возможно, к нашей точке зрения.
Помню, мне было лет пятнадцать-шестнадцать. Я не так давно принял крещение, т. е. был неофитом и, разумеется, «консерватором». Как-то раз мы были гостях у друга моего отца. Его церковный стаж измерялся к тому времени уже не одним десятком лет, а его взгляды можно было охарактеризовать как «либеральные». Разговор зашел на одну из острых тогда тем. Я старался не обострять ситуацию, кивал, соглашался -- а потом стал излагать свою позицию. Нет, мы тогда ни к чему окончательному так и не пришли, но на прощание дядя Вова сказал мне: «Слушай, Федька, а с тобой, оказывается, можно говорить!»
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Офис: коллектив против индивида? На работе, где мы проводим большую часть жизни, человек чаще всего реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие?
Нужны ли нам враги? Если меня окружают враги, то в первую очередь мне стоит задать себе вопрос, что или кто их порождает: злой мир, в котором я живу, или я сам?
Конфликт на работе: с кем правда? Даже самым неконфликтным из нас приходится периодически отстаивать свои интересы. Хотя бы на работе — ведь это, пожалуй, наиболее безопасное поле для конфликта. Здесь у всех четко определенные обязанности, иерархия. И при этом, пусть это прозвучит странно, конфликтная ситуация может нас многому научить. Чему именно — об этом нам рассказали психолог и менеджер по персоналу Надежда ЗАХАРОВА и руководитель большого коллектива Иван СЕМЕНОВ, заместитель главного редактора канала «Россия 2»
Что растет на тренингах личностного роста? «Хочешь остаться на месте — иди, хочешь продвинуться вперед — беги на полной скорости» — актуальный на сегодня девиз. Тренинги личностного роста предлагают вырасти над собой, стать лучше и умнее. Но прежде чем стартовать, хорошо бы определить, в каком направлении ты бежишь — не удаляешься ли от собственного счастья и благополучия своей души?
Что интересно молодым в Церкви? «Вы призываете к церковности, а в самой Церкви – конфликт поколений», – эта фраза одной студентки стал отправной точкой для долгих и увлекательных дискуссий взрослых и «детей», которые давно уже выросли и стали задавать совсем не детские вопросы. Проблемы молодежи обсуждались на прошедшей с 16 по 18 сентября международной конференции «Церковь и молодежь» в Ясной поляне.
Как не бояться старости Каждый раз, преодолевая очередную круглую цифру, мы страшимся: а что там дальше — после 50, 60, 70? Иной раз кажется — там только болезни, бессилие и одиночество. Есть ли в старости что-то хорошее? Можно ли подготовиться к ней? Как с ней справляться?
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Почему мы такие злые? Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. Своим мнением о причинах этого делится психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Постабортный синдром: чем его лечить? Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта
Инфантилизм: жизнь как магазин игрушек Они существовали всегда — взрослые, не желающие взрослеть. Но именно сейчас пришло их время — время, когда миллионы жизней проходят за компьютерной игрой или в разъездах по миру за футбольной командой. В Америке таких называют «кидалты» — «взрослые дети», любящие игры, не желающие обзаводиться семьей, одетые, как подростки. В Италии — бомбоччиони, до седых волос живущие с родителями, которые стирают им одежду и заправляют постели.
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Россияне — недолюбленный народ Почему люди в России на каждом углу грубят, огрызаются, относятся в целом друг к другу агрессивно? Протоиерей Алексий Уминский продолжает тему, затронутую в статье Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые»
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Лекарство от православного неофитства Психотерапевт, писатель Ирвин Ялом ничего не писал о Православии. Но у него есть книга — художественная — в которой просто и в тоже время достаточно глубоко обсуждаются важные темы современности, так или иначе отраженные в нынешней церковной жизни, а может быть именно в ней отраженные с особой актуальностью. Называется книга «Шопенгауэр, как лекарство»
Разоблачение лжи Оказывается, наш организм в момент, когда мы лжем, меняется, реагируя особым образом: еще одно доказательство, что нравственное и природное в человеке неразделимо. Верификатор Евгений СПИРИЦА рассказал о лжи с научной точки зрения и раскрыл некоторые секреты ее распознавания.
Как полюбить людей: первые шаги для чайников Бывает так: стоишь в метро и видишь вокруг себя одни только унылые и серые без просвета лица. Они скучны, всегда чем-то недовольны и лишены благообразия. Да, можно восхищаться удивительными словами апостола Павла о любви, но сама мысль о том, что можно любить этих окружающих тебя людей, кажется верхом абсурда. Или нет?
Страх сказать «да» Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?
Влюбленность – это кризис! 14 февраля – день всех влюбленных. Церковь очень мало говорит о влюбленности, у святых отцов про это практически ничего не написано, а мнение некоторых современных духовников иногда звучит слишком категорично: «Влюбилась — кайся!» Что же это такое — влюбленность? Страсть, грех, с которыми нужно бороться, или Божий дар, который есть первая ступенька на пути к любви?
Новый год для одиночки Для людей бессемейных Новый год бывает пыткой. В отличие от тех, кому есть с кем встретить «новое счастье», они остаются один на один со своим «старым». Даже новогодня компания – зачастую это семья друзей,– превращается для них в новогоднюю одиночную камеру с толпой народа. Какое чудо сможет преодолеть их новогоднее одиночество?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.