На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Как починить волю?


Версия для печати
24.06.13, 08:15

Мы прочитали много духовных книг, знаем, с чего начать духовную жизнь, как на нее настроиться. Но прочитанные слова не переходят в дела, теория не становится практикой, количество не рождает качество. Зато рождает иллюзию причастности духовной жизни и самообман. В результате на пути к Богу мы ходим по кругу. Ум знает и иногда хочет, сердце хочет чего-то своего, ум не справляется с волей. Как починить волю? Размышляют протоиерей Игорь ПРЕКУП и Виктор СУДАРИКОВ


Протоиерей Игорь Прекуп (Эстония):
— Как починить волю? А никак!.. Воля — не механизм, чтобы ее ремонтировать. Кувалдометром ее не вправишь, стамеской не выковыряешь, напильником не обтешешь. Воля не чинится и не подчиняется, она живая, а потому — лечится. Первое, что надо понять: воля наша испорчена, но не наподобие какой-то детали, которую можно или подкрутить или заменить. Запчастей душевного порядка пока не изготавливают. Ее испорченность — иного рода: она больна.

Колесо, например, можно сдать в шиномонтаж, его залатают, и езди на нем сразу, да с той же нагрузкой, что и на новом. Воля наша больна. И лечить ее надо, непрерывно разрабатывая, но не перегружая. На это, кстати, свв. отцы обращали весьма пристальное внимание, призывая к умеренности, ибо лукавый порой внушает псевдоподвижнические помыслы, чтобы человек, взявшись за то, что ему в данный момент не по силам, сорвался, и не только бы духовно не вырос, но из «крутого подвижника» превратился или в фарисействующий «гроб поваленный», или в позорную помойку страстей (первое, впрочем, хуже: в явную грязь иной раз проще не вляпаться). Итак, не чинить, а лечить.

Как бы мы отреагировали, узнав, что некий, пусть даже очень успешный спортсмен, едва встав с инвалидного кресла, пытается поставить мировой рекорд, и, обнаруживая, что близко не осиливает даже общих нормативов, падает духом и впадает в уныние? Наверное, решили бы, что у него серьезные проблемы с психикой, так? Однако наши духовные потуги и разочарования сродни этому.

Вспоминается эпизод из моей студенческой молодости. Посетил я как-то своего сокурсника, страдавшего от полиартрита. Просыпаясь утром, он вначале почти неподвижно лежал, постепенно шевелился, шевелился все больше, а к вечеру уже вставал и топил печь. И вот прихожу я к нему, а он печку топит и так весело говорит, медленно крутя кисть в одну, потом — в другую сторону: «А я уже вот так могу… и вот так тоже», — самоиронично, знаете, так искренне, радостно смеется.

Вот и нам надо отдавать себе отчет, что мы по душе такие же полупаралитики, которым надо бороться со своей немощью, радоваться и благодарить Бога за всякое движение души, послушное нашей воле, принимающей благое иго заповедей Божиих. А благодарность Богу раскрывает душу для обильной благодати Его, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

Виктор Судариков, журналист (Москва):
— Да, правда, мы все знаем, но мало что делаем. Проблема, актуальная для всех и каждого. Собственно, уже ап.Павел сказал о самом себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Апостол объясняет это живущим в каждом человеке грехом, поврежденностью человеческой природы (Рим.7:4-25), нуждающейся в благодатном обновлении.

В целом, эта разбалансированность ума и воли — в малости любви: прочитали, узнали, согласились, умом понимаем — сердцем не любим. Малости любви к Богу — когда нам скучно помолиться, не хочется понудить себя к исправлению и соблюдению заповеди («и так сойдет, Бог простит»). Малости любви к ближнему, который часто воспринимается как дальний — ведь нам не хочется что-то делать для чужих людей в ущерб своему устойчивому миру.

Или как пел Александр Башлачев:
«Да как же любить их — таких неумытых,
Да бытом пробитых, да потом пропитых?
Да ладно там — друга, начальство, коллегу,
Ну ладно, случайно утешить калеку,
Дать всем, кто рискнул попросить.
А как всю округу — чужих, неизвестных,
Да так — как подругу, как дочь, как невесту?
Да как же, позвольте спросить?»

Рассуждать аргументированно и «правильно» — это довольно легко и… относительно безопасно. Делать же дела любви практически — это всегда рисковать и отдавать. В евангельской притче о милосердном самарянине (Лк.10:30-37) у священника и левита были, конечно, веские обоснования, чтобы пройти мимо «впавшего в разбойники». Они спешили, их ждали, волновались, да и смертельно опасно это — останавливаться на дороге, где неспокойно — а у всех наверняка большие семьи. А поспешивший на помощь самарянин сильно задержался, провозившись с несчастным, скорее всего, куда-то не успел, чего-то не получил, кого-то подвел. Да еще израсходовал деньги и ценности (масло и вино). И ради кого, спрашивается? Ради незнакомого человека, который еще вчера ему бы и руки не подал?

«Любовь не ищет своего» — пишет апостол. А мы ищем. Быстро здесь вряд ли что можно исправить; на обретение цельности и решительности, на исправление разрыва ума и сердца нам как раз и дана вся жизнь. Но самое страшное — привыкнуть к безлюбию и равнодушию — тогда начнется то состояние, которое у отцов-аскетов именовалось «окамененное нечувствие». Чтобы исправление, пусть медленно, но происходило (как говорят математики — «процесс был сходящимся») — все такие события надо внимательно замечать и вот так же безжалостно, как апостол Павел, в себе обличать и исповедовать, осознавая, что именно было сделано неверно, где мы недолюбили.

Подготовила Екатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Личность  Психология 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.